Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.
Для второй ситуации принципиальное
значение имеет факт не установления
виновного лица. В соответствии с
ч. 4 ст. 157 УПК РФ на орган дознания
возлагается обязанность
Третья ситуация для инициативного
проведения ОРМ представляется наиболее
проблемной, поскольку в ее правовом
регулировании обнаруживается несоответствие
норм оперативно-розыскного и уголовно-процессуального
законодательства. В соответствии с
ч. 4 ст. 157 УПК РФ после установления
виновного лица и направления
уголовного дела руководителю следственного
органа оперативно-розыскные
В качестве второго основания
для проведения ОРМ абз. 1 п. 2 ст. 7
ФЗ РФ Об оперативно-розыскной
Под противоправным деянием, как указано в п. 5 Определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г., в данном случае подразумевается уголовно наказуемое деяние, то есть преступление.
Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.
К сообщениям о преступлениях,
являющихся поводом к возбуждению
уголовного дела, относятся протоколы
устных заявлений граждан и
Сведения, полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, относятся к категории иных сообщений, оформляются согласно ст. 143 УПК РФ рапортом должностного лица.
Одной из разновидностей сведений о признаках преступной деятельности является конфиденциальная информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД. Эта информация также регистрируется в специальных журналах, докладывается руководителям оперативных аппаратов и проверяется в порядке, установленном ведомственными нормативными актами.
Поступление в правоохранительный
орган первичных сведений о признаках
преступной деятельности или их выявление
в инициативном порядке зачастую
не требует применения сразу всего
комплекса оперативно-
Сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий Федеральной службы безопасности (ФСБ), Служба внешней разведки (СВР) в соответствии с возложенными на них задачами (ст. 13 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности).
Розыск лиц, скрывшихся от
следствия и суда и уклоняющихся
от уголовного наказания, определен
законодателем в качестве одной
из задач оперативно-розыскной
Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут содержаться в ориентировках и розыскных заданиях, поступивших из других органов внутренних дел.
Розыскные ориентировки направляются в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемых лиц, но неизвестны конкретные адреса и связи. Они передаются по каналам телетайпной либо почтовой связи, доводятся до сведения всего личного состава и хранятся в дежурных частях. Ответы на розыскные ориентировки, как правило, не составляются.
Поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов выделено законодателем в качестве отдельного основания проведения ОРМ.
Без вести пропавшим считается
лицо, исчезнувшее внезапно, без
видимых к тому причин, местонахождение
и судьба которого остаются неизвестными.
Сведения о безвестном исчезновении
поступают, как правило, от граждан
либо должностных лиц предприятий,
учреждений и организаций. Заявления
и сообщения о безвестном исчезновении
регистрируются в дежурной части
органа внутренних дел, а их проверка
поручается сотрудникам уголовного
розыска, которые могут осуществлять
необходимые оперативно-
При проведении ОРМ на основании
заявлений о безвестном исчезновении
граждан решается двуединая задача,
заключающаяся, во-первых, в установлении
местонахождения лица и, во-вторых,
в проверке версии о криминальном
характере исчезновения. В связи
с этим оперативно-розыскные
Если по результатам проверки заявления не будет установлено признаков совершения преступления в отношении исчезнувшего лица, то в соответствии со ст. 148 УПК РФ выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако в случае не установления местонахождения лица одновременно с принятием процессуального решения должно заводиться розыскное дело, и дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться на основании утвержденного плана работы вплоть до прекращения производства по делу.
Установление личности неопознанных
трупов не указано в числе задач
ОРД, сформулированных в ст. 2 ФЗ РФ «Об
оперативно-розыскной
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ
«Об оперативно-розыскной
Поручение о проведении ОРМ
как процессуальная форма взаимодействия
органов, осуществляющих соответственно
уголовное судопроизводство и оперативно-розыскную
деятельность, предусмотрено уголовно-
Вторым субъектом, наделенным
правом давать поручения на проведение
оперативно-розыскных
Что касается поручений о
проведении ОРМ, исходящих от органов
дознания, то здесь необходимо иметь
в виду, что уголовно-процессуальное
законодательство не закрепило за ними
такого права. Однако у тех органов
дознания, которые не наделены полномочиями
на проведение оперативно-розыскных
мероприятий, такая потребность
может возникнуть. В частности, у
специализированных подразделений
дознания милиции общественной безопасности
есть необходимость в даче поручений
подразделениям криминальной милиции
о проведении оперативно-розыскных
мероприятий. В этом случае представляется
необходимым, используя принцип
аналогии, распространять право следователя
на дачу поручения о проведении ОРМ
на полномочия дознавателя. При этом
законодательную формулировку «поручение
органа дознания» следует понимать
как поручение конкретного
Юридическим основанием для
проведения оперативно-розыскных
В тех случаях, когда уголовное
дело находится в производстве органа
дознания, наделенного полномочиями
на осуществление оперативно-
В соответствии со ст. 13 Федерального
закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ О государственной
защите судей, должностных лиц
Кроме того, в соответствии
с Федеральным законом от 20 августа
2004 г. № 119-ФЗ О государственной защите
потерпевших, свидетелей и иных участников
уголовного судопроизводства суд может
принимать решение и о