Оперативно-розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 13:41, контрольная работа

Описание работы

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД), как следует из ее законодательного определения, осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ). Так как оперативно-розыскные мероприятия составляют первооснову ОРД, ее содержание, то теоретическое исследование ее проблем должно начинаться в первую очередь с изучения оперативно-розыскных мероприятий. Однако, несмотря на обилие трудов в области теории ОРД, фундаментальных исследований оперативно-розыскных мероприятий, пока не проводилось. В связи с этим хотелось бы обратить внимание специалистов на некоторые актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий, требующие научной проработки.

Файлы: 1 файл

Понятие, виды, классификация оперативно-розыскных мероприятий. Значение ОРМ в борьбе с преступностью..docx

— 97.16 Кб (Скачать файл)

 

Для второй ситуации принципиальное значение имеет факт не установления виновного лица. В соответствии с  ч. 4 ст. 157 УПК РФ на орган дознания возлагается обязанность принимать  оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя  следователя об их результатах. Это  правило позволяет рассматривать  наличие возбужденного уголовного дела в качестве юридического основания  проведения ОРМ по любым нераскрытым  уголовным делам. В таких случаях  даже отсутствие поручения следователя  по находящемуся в его производстве уголовному делу не должно ограничивать инициативу и активность оперативных  работников. Фактическим основанием для проведения ОРМ в этой ситуации будут выступать сведения о невозможности  или крайней затруднительности  установления виновного лица уголовно-процессуальными  мерами (например, неочевидный характер преступления, отсутствие следов, вещественных доказательств и т.д.).

 

Третья ситуация для инициативного  проведения ОРМ представляется наиболее проблемной, поскольку в ее правовом регулировании обнаруживается несоответствие норм оперативно-розыскного и уголовно-процессуального  законодательства. В соответствии с  ч. 4 ст. 157 УПК РФ после установления виновного лица и направления  уголовного дела руководителю следственного  органа оперативно-розыскные мероприятия  могут проводиться только по поручению  следователя. В то же время абзац 1 п. 1 ст. 7 Закона Об ОРД факт возбуждения  уголовного дела в качестве основания  проведения ОРМ не связывает с  наличием поручения следователя, которое  закреплено в виде отдельного самостоятельного основания. В данном случае следует  признать допустимым и возможным  проведение оперативно-розыскных мероприятий  в отношении лиц, привлекающихся к уголовной ответственности, и  без поручения следователя, если оперативные подразделения располагают  сведениями об их причастности к другим нераскрытым преступлениям. Такие  сведения, выступающие фактическими основаниями проведения ОРМ, могут  быть получены из негласных источников, либо в результате анализа информации о личности подозреваемого (обвиняемого), способах его преступной деятельности и обстоятельствах нераскрытых преступлений.

 

В качестве второго основания  для проведения ОРМ абз. 1 п. 2 ст. 7 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной деятельности предусматривает получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о  признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного  деяния, а также о лицах, его  подготавливающих, совершающих или  совершивших, если нет достаточных  оснований для решения вопроса  о возбуждении уголовного дела. Речь в данном случае идет о фактических  основаниях проведения оперативно-розыскных  мероприятий.

 

Под противоправным деянием, как указано в п. 5 Определения  Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г., в данном случае подразумевается  уголовно наказуемое деяние, то есть преступление.

 

Под ставшими известными следует  понимать сведения, поступившие в  правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных  аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном  порядке.

 

К сообщениям о преступлениях, являющихся поводом к возбуждению  уголовного дела, относятся протоколы  устных заявлений граждан и должностных  лиц, письменные заявления и письма граждан, письменные сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных  лиц, заявления о безвестном исчезновении граждан, явки с повинной, оформленные  в соответствии с требованиями уголовно-процессуального  закона, а также рапорты работников органов внутренних дел о непосредственно  ими обнаруженных или выявленных признаках преступлений. Эти документы  регистрируются в книге учета  сообщений о происшествиях дежурной части органа внутренних дел и  рассматриваются в соответствии со ст. 144 УПК РФ. В случае вынесения  по результатам рассмотрения таких  сообщений процессуального решения  об отказе в возбуждении уголовного дела оперативно-розыскные мероприятия  должны быть прекращены, поскольку  исключаются основания для их дальнейшего проведения.

 

Сведения, полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных  аппаратов, относятся к категории  иных сообщений, оформляются согласно ст. 143 УПК РФ рапортом должностного лица.

 

Одной из разновидностей сведений о признаках преступной деятельности является конфиденциальная информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД. Эта информация также регистрируется в специальных  журналах, докладывается руководителям оперативных аппаратов и проверяется в порядке, установленном ведомственными нормативными актами.

 

Поступление в правоохранительный орган первичных сведений о признаках  преступной деятельности или их выявление  в инициативном порядке зачастую не требует применения сразу всего  комплекса оперативно-розыскных  мероприятий, указанных в ст. 6 Закона об ОРД, а обусловливает необходимость  проведения лишь отдельных мероприятий  проверочного характера, таких как  опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и  некоторых других, не затрагивающих  конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров  и неприкосновенность жилища. Оперативно-розыскные  мероприятия, в наибольшей степени  ограничивающие конституционные права  граждан, как правило, проводятся по делам оперативного учета, которые  заводятся при наличии достаточных  оснований подозревать лицо в  подготовке или совершении преступлений (ст. 10 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной  деятельности).

 

Сведения о событиях или  действиях (бездействии), создающих  угрозу государственной, военной, экономической  или экологической безопасности Российской Федерации, являются основанием для проведения оперативно-розыскных  мероприятий Федеральной службы безопасности (ФСБ), Служба внешней  разведки (СВР) в соответствии с возложенными на них задачами (ст. 13 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной  деятельности).

 

Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, определен  законодателем в качестве одной  из задач оперативно-розыскной деятельности (ст. 2 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной  деятельности). Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий  в целях решения этой задачи следует  рассматривать в первую очередь  постановление следователя о  розыске подозреваемого или обвиняемого, которое выносится в соответствии со ст. 210 УПК РФ как во время производства предварительного следствия, так и  одновременно с его приостановлением. Рассмотрение такого постановления  в качестве основания для проведения ОРМ логически вытекает и из содержания абз. 1 п. 2 ст. 7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной  деятельности».

 

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и  суда или уклоняющихся от уголовного наказания, являющиеся основанием для  проведения ОРМ, могут содержаться  в ориентировках и розыскных  заданиях, поступивших из других органов  внутренних дел.

 

Розыскные ориентировки направляются в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление  разыскиваемых лиц, но неизвестны конкретные адреса и связи. Они передаются по каналам телетайпной либо почтовой связи, доводятся до сведения всего  личного состава и хранятся в  дежурных частях. Ответы на розыскные  ориентировки, как правило, не составляются.

 

Поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении  неопознанных трупов выделено законодателем  в качестве отдельного основания  проведения ОРМ.

 

Без вести пропавшим считается  лицо, исчезнувшее внезапно, без  видимых к тому причин, местонахождение  и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от граждан  либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Заявления  и сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в дежурной части  органа внутренних дел, а их проверка поручается сотрудникам уголовного розыска, которые могут осуществлять необходимые оперативно-розыскные  мероприятия.

 

При проведении ОРМ на основании  заявлений о безвестном исчезновении граждан решается двуединая задача, заключающаяся, во-первых, в установлении местонахождения лица и, во-вторых, в проверке версии о криминальном характере исчезновения. В связи  с этим оперативно-розыскные мероприятия  могут проводиться сразу после  получения заявления наряду с  проверочными действиями.

 

Если по результатам проверки заявления не будет установлено  признаков совершения преступления в отношении исчезнувшего лица, то в соответствии со ст. 148 УПК РФ выносится  постановление об отказе в возбуждении  уголовного дела. Однако в случае не установления местонахождения лица одновременно с принятием процессуального  решения должно заводиться розыскное  дело, и дальнейшие оперативно-розыскные  мероприятия могут проводиться  на основании утвержденного плана  работы вплоть до прекращения производства по делу.

 

Установление личности неопознанных трупов не указано в числе задач  ОРД, сформулированных в ст. 2 ФЗ РФ «Об  оперативно-розыскной деятельности», однако сведения об обнаружении неопознанных трупов рассматриваются законодателем  в качестве основания для проведения ОРМ. Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях обнаружения  на трупе признаков насильственной смерти. Заключение о причине смерти выносится судебно-медицинским экспертом  на основании проведенного исследования или экспертизы.

 

В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»  основаниями для проведения ОРМ  являются поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным  делам, находящимся в их производстве. Получение перечисленных процессуальных документов следует рассматривать  в качестве повода, а не собственно основания проведения ОРМ. В этих документах должны содержаться фактические  основания проведения ОРМ в виде сведений, обосновывающих их необходимость.

 

Поручение о проведении ОРМ  как процессуальная форма взаимодействия органов, осуществляющих соответственно уголовное судопроизводство и оперативно-розыскную  деятельность, предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38, ч. 4 ст. 157 УПК РФ следователь уполномочен  давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения  о проведении ОРМ. Поручения органам, осуществляющим ОРД, не должны содержать  предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные  работники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений согласно ст. 14 Закона Об ОРД обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (ст. 14 ФЗ РФ Об оперативно-розыскной  деятельности).

 

Вторым субъектом, наделенным правом давать поручения на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с новой редакцией  ст. 7 Закона Об ОРД, является руководитель следственного органа. К сожалению, ст. 39 УПК РФ, закрепляющая полномочия этого должностного лица, напрямую не наделяет его правом на дачу поручений  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий. Такое право, согласно ст. 7 Закона Об ОРД, может появиться  у руководителя следственного органа лишь в случае принятия им уголовного дела к своему производству. В то же время системный анализ содержания отмеченных выше уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных норм позволяет  признать допустимым и законным право  руководителя следственного органа давать органам дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных  мероприятий по любым уголовным  делам, находящимся в производстве подчиненных ему следователей.

 

Что касается поручений о  проведении ОРМ, исходящих от органов  дознания, то здесь необходимо иметь  в виду, что уголовно-процессуальное законодательство не закрепило за ними такого права. Однако у тех органов  дознания, которые не наделены полномочиями на проведение оперативно-розыскных  мероприятий, такая потребность  может возникнуть. В частности, у  специализированных подразделений  дознания милиции общественной безопасности есть необходимость в даче поручений  подразделениям криминальной милиции  о проведении оперативно-розыскных  мероприятий. В этом случае представляется необходимым, используя принцип  аналогии, распространять право следователя  на дачу поручения о проведении ОРМ  на полномочия дознавателя. При этом законодательную формулировку «поручение органа дознания» следует понимать как поручение конкретного дознавателя, являющегося сотрудником подразделения  дознания, либо поручение начальника подразделения дознания в том  случае, когда он принимает уголовное  дело к своему производству.

 

Юридическим основанием для  проведения оперативно-розыскных мероприятий  органами внутренних дел являются не только поручения дознавателей милиции, но и других органов дознания. Речь в данном случае идет об органах  государственного пожарного надзора  федеральной противопожарной службы и органах службы судебных приставов, которые не отнесены к субъектам  оперативно-розыскной деятельности. Не имея собственных полномочий на проведение ОРМ, эти органы в случае необходимости могут направлять соответствующие поручения в  органы внутренних дел по территориальности.

 

В тех случаях, когда уголовное  дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной  деятельности, решение о проведении мероприятий, предусмотренных ст. 6 Закона Об ОРД, принимается им по собственному усмотрению.

 

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов поводом  для применения мер безопасности может выступать обращение председателя суда. Орган, обеспечивающий безопасность, получив это обращение, обязан принять  решение о применении либо неприменении мер безопасности с вынесением мотивированного  постановления. В числе мер безопасности, как известно, могут осуществляться и оперативно-розыскные мероприятия.

 

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства суд может  принимать решение и о государственной  защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства с вынесением мотивированного постановления (определения). Таким образом, суды могут  обращаться в органы, осуществляющие ОРД, с целью обеспечения безопасности субъектов уголовного процесса. В  связи с этим представляется вполне оправданным рассматривать определение  суда в качестве одного из оснований  проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность