Процессуальная и организационная деятельность начальника следственного отдела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: актуальность и научная изученность данной проблемы позволяет сформулировать цель дипломной работы как исследование процессуальной и организационной деятельности начальника следственного отдела при осуществлении им своих полномочий. Задачи:
Описать историю развития законодательства, регламентирующего правовой статус начальника следственного отдела;
Дать комплексную уголовно-процессуальную характеристику нормативной базе начальника следственного отдела, а также условиям его деятельности;
Исследовать основные проблемы уголовно-процессуальной деятельности начальника следственного отдела;
Провести анализ материалов судебной практики и проблем решения вопросов о законности действий начальника следственного отдела и обобщить практический опыт работы начальников следственных отделов.
Изучить личные качества, а также организационную и психологическую подготовленности начальника следственного отдела.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................4
Глава 1. Процессуальное положение начальника следственного отдела...........................................................................9
§ 1. Начальник следственного отдела — участник уголовно-процессуальной деятельности..............................................9
История появления начальника следственного отдела как должностного лица....................................................................9
Характеристика начальника следственного отдела как участника уголовного процесса.......................................................10
§ 2. Процессуальные полномочия начальника следственного отдела и их практическое осуществление ....................14
Задачи начальника следственного отдела..................................................14
Проверка уголовных дел..............................................................................19
Дача указаний следователю.........................................................................28
Передача дела от одного следователя другому.........................................32
Производство предварительного следствия следственной группой.......33
Участие в производстве предварительного следствия и личное расследование уголовного дела с полномочиями следователя.......37
Глава 2. Взаимоотношения начальника следственного отдела и следователя.....................................................................40
§ 1 Уголовно-процессуальные правоотношения начальника следственного отдела и следователя.....................................40
Сущность уголовно-процессуальных правоотношений следователя и начальника следственного отдела....................40
Процессуальное содержание взаимоотношений следователя и начальника следственного отдела при производстве по уголовному делу....................................................................................................................42
§ 2. Административно-правовые отношения начальника следственного отдела и следователя............................................47
Сущность административно правовых отношений следователя и начальника следственного отдела.......................................47
Процессуальное содержание взаимоотношений следователя и начальника следственного отдела при производстве по уголовному делу....................................................................................................................51
Глава 3. Процессуальные формы взаимоотношений начальника следственного отдела и следователя..........................55
§ 1. Содержание и форма письменных указаний начальника следственного отдела...........................................................55
Процессуальные особенности письменных указаний начальника следственного отдела..........................................................55
Выполнение письменных указаний начальника следственного отдела....57
Требования к письменным указаниям начальника следственного отдела..........................................................................58
§ 2. Письменные возражения следователя на указания начальника следственного отдела...................................................65
Сущность письменных возражений следователя на письменные указания начальника следственного отдела......................65
Решение прокурора по письменным возражениям следователя.................68
Содержание и оформление письменных возражений следователя............70
Заключение................................................................................................................75
Список литературы.................................................................................................77

Файлы: 6 файлов

index.htm

— 541 байт (Скачать файл)

Введение.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Оглавление.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основа.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой руководства следствием, осуществляемого как прокурором, так и начальником следственного отдела, является то, что они правомочны ставить перед следователем определенные процессуальные вопросы и предписывать, как их разрешать. Прокурор к тому же вправе непосредственно разрешать эти вопросы. Реализуя свои полномочия, имеющие властно-распорядительный характер, и тот и другой направляет деятельность следователей при производстве предварительного следствия. Они вправе проверять у следователей уголовные дела, давать по ним обязательные для исполнения указания, участвовать в расследовании, поручать расследование нескольким следователям и т. д. Под процессуальным руководством прокурора находится и деятельность самого начальника следственного отдела, если он принимает на себя производство по уголовному делу и пользуется, соответственно, правами следователя, для которого указания прокурора по уголовным делам обязательны, а обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения8 (ч. 3 ст. 38 УПК РФ), Более того, прокурор вправе отменить указания начальника следственного отдела в случае их обжалования следователем, а начальник отдела такими правами в отношении указаний прокурора не обладает (ч. 4, ст. 39 УПК РФ). Но ч. 3, ст. 37 УПК РФ не включает начальника следственного отдела в перечень процессуальных лиц, для которых письменные указания прокурора обязательны9.

Таковы в самых общих чертах сходство и отличие процессуального руководства предварительным следствием, осуществляемое начальником следственного отдела и прокурором.

По смыслу ст. 39 УПК РФ контроль начальника следственного отдела за деятельностью следователей является неотъемлемой, составной частью его полномочий по осуществлению процессуального руководства предварительным следствием.   В   его деятельности этот контроль выступает не иначе, как функциональная обязанность  руководителя,  как элемент руководства.   По  своему содержанию   контроль  этот  является  процессуальным,  поскольку его осуществляет в связи расследованием уголовного дела должностное лицо, назначенное в установленном порядке и наделенное  законом  определенными  процессуальными  полномочиями. Вместе с тем этот контроль является ведомственным, ибо он осуществляется   вышестоящим   должностным   лицом,   работающим  в одном  ведомстве со следователями, и распространяется только на  расследуемые ими уголовные дела и материалы, охватывает деятельность следователей как непосредственно подчиненных по службе, начальнику данного следственного аппарата, так и нижестоящих, подразделений одного и того же ведомства.

По своему объему и содержанию полномочия  начальника следственного  подразделения носят двойственный характер.  С  одной стороны, это полномочия собственно руководителя, которые предоставлены ему для руководства деятельностью следователей по расследованию уголовных дел, а с другой— полномочия следователя, которыми он пользуется при личном производстве предварительного следствия.

В полномочиях начальника следственного отдела, как руководителя, заложено многообразие правовых средств, с помощью которых он осуществляет руководство деятельностью следователей, включающее в себя контроль за ходом  и порядком предварительного следствия.  К ним относятся:  проверка уголовных дел, дача указаний следователю, передача дела от одного следователя другому, поручение расследования дела нескольким следователям, участие в расследовании и личное производство следствия. Рассмотрим их более подробно.

 

2.2 Проверка уголовных дел

 

Данную функцию начальника следственного отдела закон поставил на первое место. И это не случайно, ибо хорошо поставленная проверка помогает вовремя обнаружить недостатки расследования, своевременно прийти на помощь и устранить допущенные ошибки, а также способствует воспитанию следователей в духе высокой ответственности за порученное дело, позволяет предостерегать их от ошибок. Проверка дел может осуществляться как в плановом, так и в срочном порядке. Важно, чтобы она носила систематический характер, т. е. проводилась не от случая к случаю, а регулярно. Не менее важное значение приобретает своевременность проверки, поскольку запоздалое изучение дел приводит к тому, что не принимаются необходимые меры, устраняющие нарушения процессуальных норм и обеспечивающие расследование дела в установленные сроки.

Порядок проверки дел  зависит от инициативы начальника, квалификации и опыта следователей и других обстоятельств. Разумеется, проверяться должны в первую очередь дела, находящиеся в производстве молодых следователей, не имеющих достаточного опыта работы. Проверка может производиться по собственной инициативе начальника следственного отдела, указанию прокурора или вышестоящего начальника следственного подразделения, по предложению начальника органа внутренних дел или по просьбе следователя, расследующего дело, а также по жалобе на неправильные действия следователя. Дело подлежит проверке и при необходимости продления срока следствия, и в случаях избрания несовершеннолетнему меры пресечения в виде заключения под стражу.

Основаниями для проверки дел могут служить достоверные  сведения, свидетельствующие о предвзятости следователя, односторонности расследования, необоснованности принимаемых им решений, несоответствии процессуальных документов требованиям закона, неопытности следователя, допускавшего ранее ошибки при расследовании10.

Проверка уголовного дела состоит в изучении начальником  следственного отдела .содержания, порядка и характера проводимых по нему следственных действий своевременности, законности и обоснованности принимаемых по делу решений; всесторонности, полноты и объективности расследования; соответствия процессуальных документов требованиям закона, аккуратности в оформлении этих Документов; в ознакомлении с планом расследования.

Анализ ст.   39  УПК РФ  показывает,  что полномочия начальника следственного отдела сформулированы применительно к производству предварительного следствия. На практике же ему приходится проверять не только уголовные дела, но и первичные материалы о совершенном преступлении, в том числе материалы по которым следователем отказано в возбуждении уголовного дела. К этому его обязывают требования, содержащиеся в нормативных актах МВД РФ.

Проверяя первичные материалы, руководитель следственного подразделения  устанавливает, соблюдены ли порядок приема, регистрации и сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, предусмотренные законом и нормативными актами, и соответствуют ли закону принятые по ним решения.

Изучая материалы, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, начальник следственного отдела обращает внимание на следующие обстоятельства: все ли указанные в заявлении (сообщении), обстоятельства проверялись и по всем ли из них принято решение; не носила ли проверка материалов характер производства следственных действий;  достаточно ли полно в объяснениях  и документах отражены обстоятельства,  подлежащие проверке; нет ли противоречий в материалах проверки и приняты ли меры к их устранению; правильно ли оценены полученные данные, лежащие в основе отказа в возбуждении дела; правильно ли применен закон, исключающий производство по делу; не нарушены ли  сроки проверки; направлены ли уведомления о принятом решении  заинтересованным учреждениям и лицам и разъяснено ли им право на обжалование постановления11.

Рассматривая поступившее  заявление, сообщение и материалы  проверок о преступлениях, начальник  следственного отдела при наличии  достаточных оснований для возбуждения  уголовного дела направляет их следователю  для немедленного производства расследования, или лично возбуждает уголовное дело (ч. 2, ст. 39 УПК РФ),  ибо своевременное возбуждение уголовного дела качественное проведение первоначальных следственных действий являются важнейшим условием быстрого и полного раскрытия преступления. Возбуждение уголовного дела начальником следственного отдела – это процессуальная норма, которая характерна именно для  УПК РФ. Для сравнения: в ст. 1271 УПК РСФСР данная норма не была предусмотрена законодателем.

Определяя уголовные  дела, подлежащие проверке, руководитель следственного подразделения обязательно должен включать дела о нераскрытых преступлениях, о преступлениях несовершеннолетних; дела, приостановленные производством по различным основаниям; дела, находящиеся в производстве и характеризующиеся большим объемом работы, сложностью квалификации преступления и трудностью расследования.

В процессе изучения находящихся  в производстве уголовных дел  начальник следственного отдела, прежде всего, проверяет соблюдение следователем законности при привлечении  лица в качестве обвиняемого и избрании ему меры пресечения — важнейших процессуальных документов. При этом он обязан проверить обоснованность предъявленного обвинения, т. е. соответствие вывода следователя, сформулированного в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, материалам дела; достаточность доказательств для предъявления обвинения, их полноту и доброкачественность, правильность, всесторонность и объективность их оценки следователем (ст. 39 УПК РФ);

— своевременность предъявления обвинения, т. е. предъявление обвинения не к концу следствия, когда обвиняемый будет лишен возможности представить свои защитительные доводы, но и не преждевременно, когда еще ряд обстоятельств, уличающих или оправдывающих обвиняемого, остался недостаточно исследованным;

—  правильность процессуального  оформления привлечения в качестве обвиняемого, т. е. соответствие постановления  следователя о привлечении в  качестве обвиняемого требованиям  закона, мотивированность постановления,  конкретность и четкость сформулированного обвинения,  правильность  квалификации  преступления, индивидуализацию виновности и роль каждого участника преступления;

—  соблюдение процессуального  порядка и сроков предъявления обвинения:  фактическое ознакомление обвиняемого с постановлением следователя и разъяснение ему сущности предъявленного обвинения; разъяснение обвиняемому его прав на предварительном следствии  (ст.  172 УПК РФ), участие переводчика и защитника, когда их участие является обязательным (ст. ст. 51, 59 УПК РФ);

— соблюдение правил допроса обвиняемого, т. е. срока, места и   времени   допроса,   предоставление   обвиняемому   возможности дать показания   (ст.  173 УПК РФ)   и соответствие протокола допроса требованиям закона (ст. 174 УПК РФ).

Обеспечение законности решения следователя об избрании к обвиняемому меры пресечения предполагает проверку обоснованности обвинения лица, в отношении которого избирается мера пресечения; наличия достаточных оснований для применения меры пресечения и ее соответствия тяжести предъявленного обвинения, личности обвиняемого и опасности совершенного преступления (ст. 99 УПК РФ); соблюдения установленных законом процессуальных условий для избрания меры пресечения: вынесение мотивированного постановления, объявление обвиняемому; принятия мер попечения о детях и охраны имущества заключенного под стражу или его жилища, оставшегося без присмотра; соблюдения требований закона об отмене или изменении меры пресечения (ст. 110 УПК РФ); обоснованности и своевременности возбуждения ходатайства о продлении срока содержания под стражей (ст. 109 УПК РФ).

Особое значение приобретает  контроль за деятельностью следователей на заключительном этапе расследования, где суммируются итоги расследования и делаются окончательные выводы о событии преступления и лице, его совершившем. Действия и решения руководителя следственного подразделения при проверке дела на данном этапе расследования зависят от того, как завершается расследование дела: составлением обвинительного заключения, направлением дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера или прекращением дела.

При окончании следствия  составлением обвинительного заключения руководитель следственного отдела обязан проверить:

—  обоснованность вывода следователя, что собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения;

—  соответствие требованиям  закона порядка и объема ознакомления  заинтересованных участников процесса  с материалами дела  и правильность процессуального  оформления соответствующих протоколов;

—  обоснованность принятого  решения по заявленным участниками процесса ходатайствам и соответствие требованиям закона постановления о полном или частичном отказе в удовлетворении этих ходатайств (ст. ст. 119, 120 УПК РФ);

—  соответствие обвинительного заключения требованиям закона по его составлению и материалам дела  (ст. 220 УПК РФ).

Проверяя обвинительное  заключение, в котором дается вывод  о сущности преступления и виновности обвиняемого в его совершении, руководитель следственного подразделения, прежде всего, выясняет: отражены ли в нем поводы и основания к возбуждению уголовного дела; сущность дела (место, время, способы и другие обстоятельства совершения преступления); сведения о потерпевшем; доказательства, подтверждающие наличие преступления и виновность обвиняемого; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность обвиняемого; доводы, приводимые обвиняемым в свою защиту, и результаты их проверки; сведения о личности обвиняемого; ссылки на листы дела12.

Кроме того, он проверяет, чтобы формулировка обвинения и юридическая квалификация преступления не выходили за рамки постановления о привлечении в качестве обвиняемого; резолютивная часть соответствовала описательной и отсутствовали в них противоречия; чтобы по групповому делу была изложена преступная деятельность всех обвиняемых и индивидуализирована виновность каждого участника преступления. Проверяя приложения к обвинительному заключению, руководитель следственного подразделения выясняет: указаны ли в списке для вызова в судебное заседание все те лица, показания или заключения которых действительно имеют существенное значение для правильного разрешения дела, а также адреса их мест проживания или местонахождения и листы дела, на которых изложены их показания или заключения; содержатся ли в справках сведения о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей, о вещественных доказательствах, о гражданском иске и принятых мерах его обеспечения и возможной конфискации имущества, о судебных издержках.

Список литературы.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Процессуальная и организационная деятельность начальника следственного отдела