Процессуальная и организационная деятельность начальника следственного отдела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: актуальность и научная изученность данной проблемы позволяет сформулировать цель дипломной работы как исследование процессуальной и организационной деятельности начальника следственного отдела при осуществлении им своих полномочий. Задачи:
Описать историю развития законодательства, регламентирующего правовой статус начальника следственного отдела;
Дать комплексную уголовно-процессуальную характеристику нормативной базе начальника следственного отдела, а также условиям его деятельности;
Исследовать основные проблемы уголовно-процессуальной деятельности начальника следственного отдела;
Провести анализ материалов судебной практики и проблем решения вопросов о законности действий начальника следственного отдела и обобщить практический опыт работы начальников следственных отделов.
Изучить личные качества, а также организационную и психологическую подготовленности начальника следственного отдела.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................4
Глава 1. Процессуальное положение начальника следственного отдела...........................................................................9
§ 1. Начальник следственного отдела — участник уголовно-процессуальной деятельности..............................................9
История появления начальника следственного отдела как должностного лица....................................................................9
Характеристика начальника следственного отдела как участника уголовного процесса.......................................................10
§ 2. Процессуальные полномочия начальника следственного отдела и их практическое осуществление ....................14
Задачи начальника следственного отдела..................................................14
Проверка уголовных дел..............................................................................19
Дача указаний следователю.........................................................................28
Передача дела от одного следователя другому.........................................32
Производство предварительного следствия следственной группой.......33
Участие в производстве предварительного следствия и личное расследование уголовного дела с полномочиями следователя.......37
Глава 2. Взаимоотношения начальника следственного отдела и следователя.....................................................................40
§ 1 Уголовно-процессуальные правоотношения начальника следственного отдела и следователя.....................................40
Сущность уголовно-процессуальных правоотношений следователя и начальника следственного отдела....................40
Процессуальное содержание взаимоотношений следователя и начальника следственного отдела при производстве по уголовному делу....................................................................................................................42
§ 2. Административно-правовые отношения начальника следственного отдела и следователя............................................47
Сущность административно правовых отношений следователя и начальника следственного отдела.......................................47
Процессуальное содержание взаимоотношений следователя и начальника следственного отдела при производстве по уголовному делу....................................................................................................................51
Глава 3. Процессуальные формы взаимоотношений начальника следственного отдела и следователя..........................55
§ 1. Содержание и форма письменных указаний начальника следственного отдела...........................................................55
Процессуальные особенности письменных указаний начальника следственного отдела..........................................................55
Выполнение письменных указаний начальника следственного отдела....57
Требования к письменным указаниям начальника следственного отдела..........................................................................58
§ 2. Письменные возражения следователя на указания начальника следственного отдела...................................................65
Сущность письменных возражений следователя на письменные указания начальника следственного отдела......................65
Решение прокурора по письменным возражениям следователя.................68
Содержание и оформление письменных возражений следователя............70
Заключение................................................................................................................75
Список литературы.................................................................................................77

Файлы: 6 файлов

index.htm

— 541 байт (Скачать файл)

Введение.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Оглавление.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основа.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Передача дела от одного следователя другому

 

В соответствии со ст. 39 УПК РФ начальник следственного отдела вправе передавать дело от одного следователя другому. Однако закон не определил, с какой целью, когда и при наличии каких обстоятельств он реализует это право. Представляется, что его решение по этому вопросу предопределяется в первую очередь той же целью, что и решение прокурора в аналогичных случаях, а именно: в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования (п. 8 ст. 37 УПК РФ).

Момент передачи дела закон не связывает с каким-то определенным этапом производства расследования. Такая необходимость может возникнуть как в начале расследования, так и на более; поздних его этапах, что зависит от наличия обстоятельств, которые делают невозможным или нецелесообразным расследование дела данным следователем. К их числу относятся;

— необходимость равномерного распределения нагрузки между следователями, вызванной их болезнью, уходом в  отпуск, длительной командировкой, увольнением, переводом на другую должность, увеличением  или сокращением штатной численности подразделения;

— неопытность или  недостаточно высокая квалификация следователя;

— специализация следователей по расследованию определенной категории дел;

— поручение расследования  нескольким следователям;

— несогласие следователя с указаниями прокурора или начальника следственного отдела по вопросам, перечисленным в  ч.4, ст. 39 УПК РФ;

— отстранение прокурором следователя  от дальнейшего ведения следствия;

— удовлетворение прокурором заявлений  об отводе или самоотводе следователя и др.

Решение о передаче дела, как правило, начальник следственного отдела принимает самостоятельно. Для этого не требуется согласия прокурора или вышестоящего начальника следственного подразделения15.

Указание начальника следственного  отдела о передаче дела другому следователю  дается в письменной форме, в котором  должно содержаться предписание  принять дело к производству и  приступить к дальнейшему расследованию. При необходимости даются также  указания о направлении следствия и выполнении тех или иных следственных действий. На практике эти требования иногда нарушаются, т. е. дела передаются от одного следователя другому без оформления, что приводит к отсутствию в деле процессуального документа, объясняющего замену следователя.

 

2.5 Производство предварительного следствия следственной группой

 

Начальник следственного отдела наделен правом принимать решения о создании следственной группы для производства предварительного следствия. Его деятельность по осуществлению этого права начинается с определения обстоятельств, вызывающих необходимость расследования дела несколькими следователями. Закон лишь в общей форме определяет основания к созданию группы следователей, указывая среди них сложность дела или большой его объем (ч. 1 ст. 163  УПК РФ).

Анализ практики показывает, что расследование дела несколькими следователями чаще всего осуществляется при наличии следующих обстоятельств:

—  имеется большое  количество версий о лицах, совершивших  преступление, и его обстоятельствах;

—  на территории различных  населенных пунктов совершены схожие между собой преступления;

— необходимо расследовать большое количество связанных между  собой преступных эпизодов;

—  привлекается   много  обвиняемых, совместно  совершивших  одно или несколько преступлений;

— преступные эпизоды  совершены в различных регионах и ограничиться лишь поручениями следователя о производстве следственных действий недостаточно.

Правильно и своевременно определив эти обстоятельства, начальник следственного отдела формирует группу, устанавливает ее количественный и качественный состав и назначает руководителя, учитывая при этом такие факторы, как объем предстоящей работы, квалификацию, опыт и знания следователей, их активность и инициативность.

В зависимости от момента  создания следственной группы решение начальника следственного отдела принимается либо в форме вынесения отдельного постановления, когда группа создается в ходе расследования, либо об этом он указывает в постановлении о возбуждении уголовного дела (ч. 2 ст. 163 УПК РФ). Изменение состава группы также оформляется постановлением начальника следственного отдела, создавшего группу.

В постановлении начальника следственного отдела должны найти  отражение:

—  основания к созданию   следственной   группы   (сложность  или большой объем дела);

—  персональный состав группы;

—  указание одному из следователей о принятии дела к производству и руководстве действиями других следователей;

— указание об обязательном объявлении всего состава следователей участникам процесса, перечисленным в ч. 2, ст. 163 УПК РФ, и разъяснении им права на отвод.

Следователь, назначенный  руководителем (старшим) группы, принимает  дело к своему производству и несет  полную ответственность за качество ее работы, однако за начальником следственного отдела сохраняется право контроля за расследованием, проверки дела, дачи по нему указаний и т. д.

В практике для расследования, сложных дел или дел большого объема, по которым предварительное  следствие обязательно, часто создаются следственные группы, при участии сотрудников оперативных подразделений, без включения их в следственную группу (ч.2, ст. 163 УПК РФ). Такая группа является одной из наиболее эффективных организационных форм взаимодействия следователя с должностными  лицами органов, осуществляющих ОРД. Для сравнения: УПК РСФСР предусматривал создание следственно-оперативных групп в органах внутренних дел приказом начальника органа внутренних дел. Также следственно-оперативная группа могла состоять из одного следователя и нескольких работников милиции.

Практика выработала следующий порядок создания следственной группы. Решение о ее создании принимается начальником следственного отдела, либо прокурором и оформляется постановлением о производстве следствия следственной группой, которым определяется персональный состав группы. В нее входит несколько следователей и должностных лиц органов, осуществляющих ОРД (одной или разных служб). Один из следователей или начальник следственного отдела  назначается руководителем группы, а один из оперативных работников — старшим.

Процессуальным документом, объясняющим участие должностных лиц органов, осуществляющих ОРД в расследовании дела и основание выполнения ими отдельных следственных и розыскных действий, является письменное поручение следователя16.

Такое решение вопроса  представляется основанным на законе, поскольку при этом соблюдаются требования ст.ст. 39 и 163 УПК РФ в части оформления группы следователей и требования ст. 39 УПК РФ применительно к оформлению процессуального взаимодействия. Кроме того, организационное объединение следователей и оперативных работников в одной группе позволяет первым экономить время на составление и передачу разовых поручений сотрудникам милиции, а последним — успешнее их выполнять и оперативнее доводить до следователя их результаты.

Работа в группе осуществляется по согласованным планам следственных и оперативно-розыскных мероприятий под руководством следователя или начальника следственного подразделения, принявшего дело к своему производству. Каждый из членов группы действует в пределах своих полномочий. Процессуальные документы составляются от имени члена группы, выполняющего соответствующие следственные действия. В случае возникновения разногласий между членами группы их разрешает руководитель. Разногласия между руководителем группы и другими следователями разрешаются начальником следственного подразделения, а между руководителем и оперативными работниками — начальником органа внутренних дел с участием руководителя группы. Для сравнения: в УПК РСФСР работа следственно-оперативной группы могла быть завершена, если руководитель группы принимал решение прекращении работы группы и ее расформировании, если необходимость в ней отпала17.

Следственная группа как организационная  форма взаимодействия следственного  и оперативного аппаратов, практикуемая в системе органов внутренних дел, дает положительные результаты и способствует быстрому и полному раскрытию преступлений, всестороннему и объективному расследованию уголовного дела.  Поэтому такая практика заслуживает всяческой поддержки и широкого распространения.

 

2.6 Участие  в   производстве  предварительного  следствия   и  личное расследование уголовного дела с полномочиями следователя

 

Участие начальника следственного  отдела в производстве  предварительного следствия осуществляется с целью обеспечения контроля за законностью, обоснованностью и своевременностью выполняемых следователем тех или иных следственных действий, оказания ему методической помощи в работе, отработки тактических приемов проведения важнейших следственных действий и т. д. Участие начальника в производстве расследования может выразиться и в обсуждении решений следователя о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом, о задержании подозреваемого или избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, а также вопросов, связанных с назначением и производством ревизий, экспертиз, с продлением сроков расследования и т. п., если создана следственная группа.

Реализуя это право, начальник  следственного отдела может присутствовать при производстве отдельных следственных действий, наблюдать за правильностью их выполнения, давать советы и рекомендации следователю по наиболее эффективному их проведению с целью собирания доказательств, а также принимать непосредственное участие в их производстве: задавать вопросы участникам следственного действия, делать те или иные замечания и т. п. Однако, замечания эти должны быть сделаны в разумных пределах, исключающих какую-либо возможность подрыва в глазах участников следственного действия авторитета и роли следователя, ущемления его процессуальной самостоятельности.

В соответствии со ст. 39 УПК РФ начальник  следственного отдела вправе лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя. Реализуя это право, он может непосредственно возбудить уголовное дело либо принять к своему производству дело, возбужденное другим лицом (органом), и провести расследование в полном объеме, обладая полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ст. 39 УПК РФ). При этом он самостоятельно принимает все решения о направлении следствия и производства следственных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Иначе говоря, начальник следственного отдела в этих случаях приобретает правовой статус следователя и обладает всей полнотой его процессуальных прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве. Надзор и ведомственный процессуальный контроль за расследованием такого дела осуществляются соответственно прокурором и вышестоящим начальником следственного подразделения.

Закон не устанавливает условий  и оснований, при которых участие начальника следственного отдела в расследовании или непосредственное его производство являются обязательными. Решение этих вопросов зависит от инициативы начальника и конкретных обстоятельств дела

На практике руководители следственных подразделений реализуют эти права по наиболее сложным или имеющим особое значение делам, по делам о нераскрытых преступлениях, по делам, возвращенным судом или прокурором для дополнительного расследования, по делам, по которым в отношении обвиняемого (подозреваемого.) избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и др.

Процессуальное оформление участия начальника следственного отдела в предварительном расследовании в случаях, когда он присутствует при производстве следственных действий, но лично их не проводит, должно осуществляться следователем, который отмечает в протоколе следственного действия об участии в нем начальника. При непосредственном производстве начальником следственных действий он сам обязан фиксировать их ход и результаты. В последнем случае вынесение постановления о принятии дела к своему производству либо вхождение начальника следственного отдела в следственную группу обязательно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава  2

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА СЛЕДСТВЕННОГО ОТДЕЛА И СЛЕДОВАТЕЛЯ

 

§ 1. Уголовно-процессуальные правоотношения начальника следственного  отдела и следователя.

 

    1. Сущность уголовно-процессуальных правоотношений следователя и начальника следственного отдела

 

Предварительное следствие в уголовном процессе представляет собой урегулированную совокупность норм уголовно-процессуального права сложную и многогранную деятельность, осуществление которой закон возлагает на специально уполномоченных государством должностных лиц — следователей. Но в процессе производства предварительного следствия на различных его этапах участвуют также обвиняемый, защитник, потерпевший, свидетели, эксперты, переводчик и другие, которые, реализуя свои права и обязанности, вступают между собой и следователем в определенные отношения, регулируемые нормами права. Кроме того, деятельность следователя по расследованию уголовных дел подконтрольна начальнику следственного отдела, наделенному соответствующими полномочиями по руководству предварительным следствием. В свою очередь деятельность следователя и начальника следственного отдела поднадзорна прокурору, который наделен широким кругом полномочий по обеспечению соблюдения требований закона при расследовании уголовных дел.

Список литературы.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Процессуальная и организационная деятельность начальника следственного отдела