Процессуальная и организационная деятельность начальника следственного отдела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: актуальность и научная изученность данной проблемы позволяет сформулировать цель дипломной работы как исследование процессуальной и организационной деятельности начальника следственного отдела при осуществлении им своих полномочий. Задачи:
Описать историю развития законодательства, регламентирующего правовой статус начальника следственного отдела;
Дать комплексную уголовно-процессуальную характеристику нормативной базе начальника следственного отдела, а также условиям его деятельности;
Исследовать основные проблемы уголовно-процессуальной деятельности начальника следственного отдела;
Провести анализ материалов судебной практики и проблем решения вопросов о законности действий начальника следственного отдела и обобщить практический опыт работы начальников следственных отделов.
Изучить личные качества, а также организационную и психологическую подготовленности начальника следственного отдела.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................4
Глава 1. Процессуальное положение начальника следственного отдела...........................................................................9
§ 1. Начальник следственного отдела — участник уголовно-процессуальной деятельности..............................................9
История появления начальника следственного отдела как должностного лица....................................................................9
Характеристика начальника следственного отдела как участника уголовного процесса.......................................................10
§ 2. Процессуальные полномочия начальника следственного отдела и их практическое осуществление ....................14
Задачи начальника следственного отдела..................................................14
Проверка уголовных дел..............................................................................19
Дача указаний следователю.........................................................................28
Передача дела от одного следователя другому.........................................32
Производство предварительного следствия следственной группой.......33
Участие в производстве предварительного следствия и личное расследование уголовного дела с полномочиями следователя.......37
Глава 2. Взаимоотношения начальника следственного отдела и следователя.....................................................................40
§ 1 Уголовно-процессуальные правоотношения начальника следственного отдела и следователя.....................................40
Сущность уголовно-процессуальных правоотношений следователя и начальника следственного отдела....................40
Процессуальное содержание взаимоотношений следователя и начальника следственного отдела при производстве по уголовному делу....................................................................................................................42
§ 2. Административно-правовые отношения начальника следственного отдела и следователя............................................47
Сущность административно правовых отношений следователя и начальника следственного отдела.......................................47
Процессуальное содержание взаимоотношений следователя и начальника следственного отдела при производстве по уголовному делу....................................................................................................................51
Глава 3. Процессуальные формы взаимоотношений начальника следственного отдела и следователя..........................55
§ 1. Содержание и форма письменных указаний начальника следственного отдела...........................................................55
Процессуальные особенности письменных указаний начальника следственного отдела..........................................................55
Выполнение письменных указаний начальника следственного отдела....57
Требования к письменным указаниям начальника следственного отдела..........................................................................58
§ 2. Письменные возражения следователя на указания начальника следственного отдела...................................................65
Сущность письменных возражений следователя на письменные указания начальника следственного отдела......................65
Решение прокурора по письменным возражениям следователя.................68
Содержание и оформление письменных возражений следователя............70
Заключение................................................................................................................75
Список литературы.................................................................................................77

Файлы: 6 файлов

index.htm

— 541 байт (Скачать файл)

Введение.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Оглавление.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основа.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

Закон устанавливает  весьма существенные и принципиальные требования о том, что «указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения» (ч. 4 ст. 39 УПК РФ).

Пределы беспрекословного исполнения этих указаний находятся в прямой зависимости от того, каких именно моментов предварительного следствия они касаются, по каким конкретно вопросам они даны. По точному смыслу закона письменные указания начальника следственного отдела обязательны для следователя по всем вопросам, связанным с расследованием уголовного дела или проверкой первичных материалов о наличии либо отсутствии признаков преступления. Однако по ряду весьма существенных вопросов, специально оговоренных в законе (ч. 4 cт. 39 УПК РФ), указания начальника следственного отдела обязательны к исполнению для следователя лишь при его согласии с ними. Если же следователь не согласен с полученными указаниями, то он вправе приостановить их исполнение до разрешения спорного вопроса прокурором. Если, например, начальник отдела дал следователю указания об изменении квалификации преступления и объема обвинения, то следователь при несогласии с полученными указаниями может оспорить их, приостановив их исполнение, но и не вправе продолжать и тем более завершать расследование дела с прежней квалификацией преступления и объемом обвинения до тех пор, пока указания начальника не будут отменены прокурором.

Таким образом, обязательность безапелляционного исполнения указаний начальника следственного отдела ограничена наличием весьма серьезных исключений, относящихся к вопросам оценки доказательств и выводам из этой оценки. По всем вопросам, где затрагивается внутреннее убеждение следователя, руководитель подразделения не может предписать ему принять решение, которое, по мнению следователя, не вытекает из результатов произведенной им оценки совокупности доказательств, Всякая иная регламентация отношений руководителя и следователя противоречила бы установленным законом правилам оценки доказательств по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.

 

1.3 Требования к письменным указаниям  начальника следственного отдела

 

В уголовно-процессуальном законе по большинству процессуальных документов, составляемых в ходе предварительного расследования, не сформулированы общие требования, которым они должны соответствовать. Лишь по некоторым из этих документов (постановление, протокол, обвинительное заключение) закон предусматривает их реквизиты. В большинстве же случаев в законе приводятся только наименования документов. Однако все процессуальные документы, независимо от полноты их регламентации в законе, должны отвечать определенным общим требованиям, поскольку они фиксируют те или иные следственные действия, совершаемые в предусмотренной законом процессуальной форме. Не являются в этом смысле исключением и указания начальника следственного отдела по уголовным делам. В числе таких общих, присущих всем процессуальным документам требований, которым должны отвечать указания, можно назвать следующие:

— Соответствие указаний начальника следственного отдела тому закону, которым предусмотрено их составление, как по наименованию и форме, так и по содержанию. Закон дает лишь общее наименование этого документа без определения его реквизитов. Из этого следует, что указания начальника отдела должны именоваться так, как записано в законе, т. е. «указаниями», а не «поручениями», «рекомендациями», «предложениями» и т. п.

Одним из важнейших требований закона является то, что эти указания по уголовному делу даются следователю в письменной форме (ч. 4 ст. 39 УПК РФ). Следовательно, только письменные указания начальника отдела, оформленные, как правило, в виде отдельного процессуального документа, имеют правовое значение и обязательны к исполнению для следователя23. Исключение могут составить лишь письменные указания о производстве предварительного следствия, которые на практике оформляются не отдельным документом, а в виде резолюции на поступивших жалобах и заявлениях о совершенном преступлении, а также письменная резолюция, содержащая указание о принятии следователем возбужденного дела к своему производству. Такая практика в принципе не противоречит закону, поскольку при этом соблюдается письменная форма указания, поэтому они также обязательны к исполнению для следователей.

Соблюдение руководителем следственного  подразделения процессуальной формы во взаимоотношениях со следователями нельзя рассматривать как формальность, ибо это необходимое условие правильного построения их взаимоотношений, важнейшая гарантия обеспечения законности при расследовании уголовного дела. И, наоборот, нарушение руководителем следственного отдела этих требований закона может привести к ущемлению процессуальной самостоятельности следователя, к упрощенчеству в их взаимоотношениях, чего допускать ни в коем случае нельзя.

Разумеется, письменная форма указаний по вопросам процессуального характера не исключает устных предложений, советов, рекомендаций, иных форм помощи, оказываемых следователю начальником подразделения. Но такого рода устные рекомендации являются не более как формой помощи следователю. Поэтому они не имеют в процессуальном плане обязательной силы для следователя и приобретают таковую лишь после их письменного оформления. Как и всякий другой процессуальный документ, порождающий определенные правоотношения между участниками процесса, письменные указания начальника следственного отдела, данные им в порядке предусмотренном  законом, приобщаются   к уголовному делу. Зато, несомненно,  повышает ответственность  руководителя за  содержание даваемых им указаний.

Наличие в деле указаний позволяет прокурору и вышестоящему начальнику следственного подразделения: проконтролировать  их  законность и обоснованность; выяснить,  осуществлял  ли  начальник  следственного  подразделения по данному делу свои обязанности  по  контролю за  следствием;  проверить,  достаточно  ли  серьезно отнесся   следователь  к выполнению  этих   указаний   и   в  какой   мере   он     их   выполнил; объяснить   происхождение   собранных   им  дополнительных   материалов, а также причину принятого следователем того или иного решения по делу. Письменная форма указаний «способствует укреплению  законности в уголовно-процессуальной деятельности, так как она дает возможность установить персональную ответственность в случае нарушения законности по уголовному делу».

На практике, однако, встречаются  случаи, когда письменные указания начальника следственного отдела не приобщаются к уголовному делу под  тем предлогом, что они раскроют перед обвиняемым и другими участниками процесса «секреты» следствия. Эти опасения лишены всяких оснований, ибо если вина обвиняемого доказана, уголовное дело расследовано объективно полно и всесторонне, следователь со всей ответственностью отнесся к указаниям начальника и выполнил их полностью, то в этом случае указания руководителя подразделения, с которыми обвиняемый будет ознакомлен при окончании расследования, не могут быть использованы им в ущерб целям правосудия.

Указание начальника следственного отдела должно содержать также ссылки на правовые нормы, предусматривающие составление данного документа.

1. Соответствие указаний   начальника   следственного   отдела фактическим обстоятельствам,  установленным материалами дела. Это означает, что основой для дачи указаний являются имеющиеся в материалах дела фактические обстоятельства, которые должны получить отражение в указаниях начальника отдела. Причем эти обстоятельства должны  иметь самое непосредственное отношение к тем вопросам, которые предполагается разрешить в результате составления данного процессуального документа.  Необходимость дачи указаний должна вытекать из материалов дела, например   при наличии в нем противоречий, без устранения которых  невозможно  установить  истину,  при ошибочной  квалификации преступления, при несоответствии объема обвинения фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и т. п.

2. Логичность, конкретность, краткость  и ясность изложения. Суть этих  требований заключается в том,  чтобы все предписания, содержащиеся в указаниях, излагались последовательно, логически вытекали из материалов дела, были кратки и понятны исполнителю.  Если, например,  начальник  отдела  поручает  допросить, свидетелей,  то должен  указать  не только  кого,  но и по каким вопросам;   если  предлагает провести  очную ставку,  то  указать, между кем, в какой момент расследования, какие противоречия он установил в показаниях ранее допрошенных лиц, какие вопросы   надо   выяснить.   Рекомендуя   назначить   экспертизу,   должен указать вид экспертизы и перечень вопросов, требующих экспертного исследования.

Нельзя поэтому признать правильными встречающиеся на практике случаи, когда некоторые руководители следственных подразделений сводят свои письменные указания к трафаретным резолюциям: «возбудить уголовное дело», «расследовать», «ускорить следствие», «закончить дело к определенному сроку» и т. п.

3.  Мотивированность  указаний.   Неотъемлемым требованием,  предъявляемым к указаниям руководителя  следственного подразделения,   является  их  мотивированность.   Это  значит, что  в   них не только ставятся вопросы, подлежащие выяснению в ходе расследования, но  и  приводятся  мотивы,   определяющие   необходимость постановки и разрешения этих вопросов.

Если, например, руководитель подразделения предлагает изменить квалификацию преступления, то должен не только указать, какую статью уголовного закона необходимо применить в данном конкретном случае, но и почему он считает свою позицию более правильной. Предлагая прекратить дело, например, в связи с отсутствием в деянии состава преступления, он должен наряду с констатацией этого факта обосновать необходимость прекращения дела с приведением обстоятельств, исключающих производство по делу.

4.  Грамотность и  культура оформления указаний — требования, которые  предъявляются   к  любому  процессуальному  документу. Суть их состоит в том, что указания должны   быть   составлены начальником  следственного  отдела  грамотно:   не  только с соблюдением правил грамматики и синтаксиса, но и юридически, т. е. в соответствии с правовыми нормами. В них должна применяться  юридическая   терминология,   употребляемая   в законодательных и иных нормативных актах, исключено употребление таких слов, как «однодельцы», «осмотр м/п», «признательные показания» и т. п. С грамотностью данного документа тесно связана и культура его оформления: разборчивость и аккуратность написания.

5.  Обусловленность   конкретным   сроком   исполнения.    Суть  данного требования состоит в  том, что начальник, давая следователю те или иные указания, должен с учетом объема и характера предстоящей работы установить реальные сроки их исполнения, однако не выходить за пределы общего срока производства предварительного следствия.

Установление   конкретного   срока   повышает   ответственность следователя  за своевременное  и  качественное  исполнение полученных   указаний,   способствует  сокращению сроков   расследования,   позволяет   начальнику  следственного   отдела   осуществлять лее действенный контроль за их исполнением.

Между  тем  изучение  практики  показывает,   что  во   многих случаях руководители следственных подразделений не контролируют исполнение данных ими указаний по делу, в результате чего остаются невыясненными  существенные обстоятельства дела, что в итоге отрицательно сказывается  на всесторонности   и полноте исследования уголовного дела24.

Как уже отмечалось, закон предъявляет  единственное требование к указаниям  начальника следственного отдела по уголовным делам, а именно: обязательность их письменного оформления. Саму форму письменных указаний и их реквизиты закон не устанавливает. Этим, на мой взгляд, и обусловлено разнообразие форм письменных указаний, встречающееся на практике. В одних случаях руководители следственных подразделений ограничиваются простым перечислением вопросов, которые, по их мнению, подлежат выяснению в ходе расследования, без упоминания целей  и мотивов своих  предложений  и рекомендаций;   в других отсутствует ссылка на процессуальные основания для дачи указаний; в третьих — не указывается срок исполнения и т. п.

В большинстве своем  указания составляются в произвольной форме, но есть и общее, что позволяет мне выделить в них следующие части: вводную, описательную и резолютивную.

Во вводной части  указываются: должность, звание и фамилия следователя, которому адресованы указания; наименование этого документа, а также заявления, сообщения или уголовного дела, по которому они даны; место и дата составления указаний. В описательной части излагаются причины, вызвавшие необходимость дачи указаний, которыми могут быть, например, неполнота и односторонность расследования, наличие в деле противоречий, требующих устранения, ошибочное применение статьи закона, неполный объем обвинения и пр. В этой же части обосновываются указания со ссылками па нормы уголовно-процессуального закона и доказательства, подтверждающие необходимость производства тех или иных следственных действий с соответствующей мотивировкой предложений и рекомендаций.

В резолютивной части  формулируются сами указания и с  учетом объема и сложности предлагаемых мероприятий намечается конкретный, но реальный срок исполнения. Указания подписывает руководитель следственного подразделения, составивший их.

Итак, законность, обоснованность, мотивированность и своевременность  указаний  начальника  следственного   отдела   по   уголовным  делам,   их   неукоснительное   исполнение  следователями  являются важным условием укрепления законности, повышения эффективности ведомственного процессуального контроля, выполнения задач и целей уголовного судопроизводства.

 

 

 

 

 

§ 2. Письменные возражения следователя на указания начальника следственного отдела.

 

1.1 Сущность письменных возражений следователя на письменные указания начальника следственного отдела

 

Важнейшим законодательным  установлением, обеспечивающим гарантии процессуальной самостоятельности следователя, является институт представления прокурору письменных возражений следователем в случае его несогласия с указаниями начальника следственного подразделения.

Список литературы.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Процессуальная и организационная деятельность начальника следственного отдела