Процессуальная и организационная деятельность начальника следственного отдела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 20:28, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: актуальность и научная изученность данной проблемы позволяет сформулировать цель дипломной работы как исследование процессуальной и организационной деятельности начальника следственного отдела при осуществлении им своих полномочий. Задачи:
Описать историю развития законодательства, регламентирующего правовой статус начальника следственного отдела;
Дать комплексную уголовно-процессуальную характеристику нормативной базе начальника следственного отдела, а также условиям его деятельности;
Исследовать основные проблемы уголовно-процессуальной деятельности начальника следственного отдела;
Провести анализ материалов судебной практики и проблем решения вопросов о законности действий начальника следственного отдела и обобщить практический опыт работы начальников следственных отделов.
Изучить личные качества, а также организационную и психологическую подготовленности начальника следственного отдела.

Содержание работы

Введение......................................................................................................................4
Глава 1. Процессуальное положение начальника следственного отдела...........................................................................9
§ 1. Начальник следственного отдела — участник уголовно-процессуальной деятельности..............................................9
История появления начальника следственного отдела как должностного лица....................................................................9
Характеристика начальника следственного отдела как участника уголовного процесса.......................................................10
§ 2. Процессуальные полномочия начальника следственного отдела и их практическое осуществление ....................14
Задачи начальника следственного отдела..................................................14
Проверка уголовных дел..............................................................................19
Дача указаний следователю.........................................................................28
Передача дела от одного следователя другому.........................................32
Производство предварительного следствия следственной группой.......33
Участие в производстве предварительного следствия и личное расследование уголовного дела с полномочиями следователя.......37
Глава 2. Взаимоотношения начальника следственного отдела и следователя.....................................................................40
§ 1 Уголовно-процессуальные правоотношения начальника следственного отдела и следователя.....................................40
Сущность уголовно-процессуальных правоотношений следователя и начальника следственного отдела....................40
Процессуальное содержание взаимоотношений следователя и начальника следственного отдела при производстве по уголовному делу....................................................................................................................42
§ 2. Административно-правовые отношения начальника следственного отдела и следователя............................................47
Сущность административно правовых отношений следователя и начальника следственного отдела.......................................47
Процессуальное содержание взаимоотношений следователя и начальника следственного отдела при производстве по уголовному делу....................................................................................................................51
Глава 3. Процессуальные формы взаимоотношений начальника следственного отдела и следователя..........................55
§ 1. Содержание и форма письменных указаний начальника следственного отдела...........................................................55
Процессуальные особенности письменных указаний начальника следственного отдела..........................................................55
Выполнение письменных указаний начальника следственного отдела....57
Требования к письменным указаниям начальника следственного отдела..........................................................................58
§ 2. Письменные возражения следователя на указания начальника следственного отдела...................................................65
Сущность письменных возражений следователя на письменные указания начальника следственного отдела......................65
Решение прокурора по письменным возражениям следователя.................68
Содержание и оформление письменных возражений следователя............70
Заключение................................................................................................................75
Список литературы.................................................................................................77

Файлы: 6 файлов

index.htm

— 541 байт (Скачать файл)

Введение.doc

— 55.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.doc

— 44.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Оглавление.doc

— 84.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Основа.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)

При проверке уголовных  дел, направляемых через прокурора  в суд для применения к лицу, совершившему общественно опасное деяние, принудительных мер медицинского характера, начальник следственного отдела, кроме того, выясняет:

—  имеются   ли основания   для   применения   принудительных мер медицинского характера; т. е. проверяет  наличие события преступления и его совершение данным лицом, наличие у последнего в прошлом или в момент совершения общественно опасного деяния или ко времени расследования дела душевных заболеваний его поведение до и после совершения общественно опасного деяния, характер и размер ущерба, причиненного общественно опасным деянием (ст. 434 УПК РФ);

—  соблюдены ли требования закона о порядке производства предварительного следствия по этой категории дел и учтены ли некоторые особенности,  предусмотренные в (ст.ст.  162—165 УПК РФ).

Если предварительное  следствие оканчивается вынесением постановления о прекращении  уголовного дела, то начальник следственного отдела, обеспечивая законность и обоснованность решения следователя, проверяет:

—  наличие материально-правовых или процессуальных оснований прекращения уголовного дела, предусмотренных (ст. 24 УПК РФ);

—  соответствие вывода следователя  материалам  дела,  совокупности установленных по делу доказательств;

—  соответствие постановления  о прекращении дела требованиям, в частности: правильность изложения сущности дела  и оснований прекращения;  мотивированность постановления;   разрешение вопроса  о  вещественных  доказательствах, об отмене меры пресечения и ареста на имущество;

—  своевременность  направления копии постановления  прокурору, а также письменного уведомления заинтересованным лицам и учреждениям о прекращении и основаниях прекращения дела с Разъяснением порядка и срока обжалования постановления;

—  своевременность  доведения до сведения общественной организации  либо  товарищеского  суда   или  трудового  коллектива, или администрации предприятия, учреждения, организации о фактах, требующих применения мер общественного или дисциплинарного воздействия в отношении лица, привлекавшегося в качестве обвиняемого, для принятия соответствующих мер;

— наличие согласия прокурора на прекращение дела по основаниям, указанным в ст.ст.  24-28 УПК РФ. При этом следует помнить, что согласно закону прекращение дела по этим основаниям допускается, если лицо, совершившее преступление, не возражает против этого (ст. 25 — 27, ч. 2  УПК РФ).

Обеспечивая законность и обоснованность действий и решения следователя о приостановлении предварительного следствия по уголовным делам, начальник следственного отдела проверяет:

—  наличие одного из предусмотренных законом оснований  к приостановлению   расследования   (ст. 208 УПК РФ);

—  мотивированность постановления о приостановлении предварительного следствия;

—  нет ли оснований  выделить и приостановить дело в  отношении отдельных обвиняемых, и не отразится ли такое выделение на всесторонности, полноте и объективности расследования и разрешения дела (ст. 154 - 155 УПК РФ);

—  соблюдены ли процессуальные сроки, по истечении которых возможно приостановление следствия (ст. 208, ч. 4 УПК РФ);

—  полноту и всесторонность   выполнения   всех  следственных  действий, производство которых возможно в отсутствие обвиняемого; приняты ли все меры к его обнаружению, а равно к установлению   лица,   совершившего   преступление   (ст. 208, ч. 5 УПК РФ);

—  наличие достаточных доказательств  совершения  преступления конкретным лицом и  постановления о привлечении  его в качестве обвиняемого, имея в виду, что только при этом условии возможно приостановление следствия по основаниям, предусмотренным (ст. 208 УПК РФ);

—  вынесено ли постановление о  розыске обвиняемого и избрании ему меры пресечения, и  своевременно ли оно направлено в орган дознания (ст. 210 УПК РФ);

—  имеются ли в деле документы, удостоверяющие характер и длительность заболевания обвиняемого и дающие основание приостановить следствие по п. 4 ст. 208 УПК РФ;

—  принимаются ли после приостановления следствия  по п. 3,  ст. 195  УПК  РФ  непосредственно  следователем   или  через органы дознания меры к установлению лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ст. 210 УПК РФ);

— нет   ли   оснований   для   возобновления   предварительного

следствия (ст. 211 УПК РФ) либо для  прекращения дела по истечении давности, установленной  законом (ст. 24, ч.3  УПК  РФ).

Обнаружив при проверке первичных материалов, уголовных  дел или отдельных процессуальных документов ошибки, пробелы или другие нарушения, начальник следственного  отдела обязан принять предусмотренные  законом меры к их устранению путем  дачи указаний следователю, участия в расследовании и т. д.13 Очевидно, что он прежде всего должен разъяснить следователю, в чем заключается допущенная им ошибка, предложить ему правильное решение. Если же решение следователя облечено в форму постановления, которое, по мнению начальника следственного отдела, не отвечает требованиям закона и вынесено необоснованно, то он должен обратиться письменно к прокурору с постановкой вопроса об отмене постановления следователя.

2.3 Дача указаний следователю

 

Закон наделяет начальника следственного отдела правом давать следователю указания по различным вопросам предварительного следствия, что является одним из основных правовых средств, с помощью которого он осуществляет процессуальное руководство деятельностью следователей.

Перечень содержащихся в законе вопросов, по которым начальник следственного отдела правомерен давать указания следователю, по моему мнению, нельзя считать исчерпывающим, ибо в нем названы далеко не все указания, которые практически могут касаться самых различных вопросов предварительного следствия. Закон, например, наделяет начальника следственного отдела правом давать следователю указания о производстве предварительного следствия. Из этого вытекает, что он вправе поручить произвести проверку поступивших заявлений и сообщений для установления наличия оснований к возбуждению уголовного дела или обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии таких оснований. Он может также поручить следователю решить вопрос о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом; принять к производству дело, возбужденное самим начальником следственного отдела или другим лицом, судом, прокурором, органом дознания; произвести расследование по делу, поступившему из других следственных подразделений, в том числе вышестоящих. Такие указания могут быть даны также по возобновленному  делу;   по  делу,   по  которому  прокурором   отменено постановление следователя о его прекращении; по делу, возвращенному судом либо прокурором для дополнительного расследования. В соответствии   с   законом начальник  следственного   отдела вправе давать следователю  указания  о  производстве  отдельных  следственных действий. При этом закон не содержит перечня следственных действий, на которые могут распространяться указания начальника следственного отдела, имеющие обязательную силу. По смыслу закона (ст. 39 УПК РФ) он может дать следователю указания о производстве допросов, очных ставок, следственных экспериментов, опознаний, осмотров, освидетельствований, экспертиз и др. Равным образом он может предложить следователю задержать подозреваемого в порядке ст. 92 УПК РФ, ибо к числу следственных действий, несомненно, относится и задержание подозреваемого. Однако это его право не распространяется на освобождение подозреваемого из-под стражи. В числе оснований для освобождения подозреваемого закон называет только постановление лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Поэтому в этих случаях начальник следственного отдела может лишь дать следователю обязательное для исполнения указание. Своим же постановлением он вправе освободить задержанного только тогда, когда дело находится в его личном производстве.

Начальник следственного  отдела может также дать следователю указание об избрании в отношении подозреваемого (обвиняемого) меры пресечения,  либо об отмене или изменении меры пресечения, но не избранной прокурором или по его указанию (для сравнения: ст. 1271 УПК РСФСР таких норм не содержала14); и во-вторых, следователь не вправе самостоятельно решать эти вопросы без получения санкции или согласия прокурора. Иначе говоря, исполнение указаний начальника следственного отдела по этим вопросам будет зависеть от позиции прокурора, который, будучи не связан указаниями начальника следственного отдела, может отказать следователю в санкции на арест либо не дать, согласия на отмену или изменение меры пресечения, избранной им или по его указанию. При этом нельзя не учитывать, что по смыслу закона (ст.38, ч.3, п.5  УПК РФ), подобного рода указания должны быть обязательно исполнены следователем, независимо от того, согласен он с ними или нет. Но если прокурор дает такие указания следователю, то он может и реально обеспечить их исполнение путем дачи санкции либо непосредственного избрания, изменения или отмены любой из предусмотренных законом мер пресечения. А начальник следственного отдела, как известно, такими полномочиями не обладает. Поэтому его указания по этим вопросам могут превратиться в пустую формальность, лишенную юридического значения. Представляется, что начальник следственного отдела не вправе давать следователю указание о производстве и других следственных действий, по которым законом предусмотрено обязательное получение санкции прокурора, например о производстве выемки документов, содержащих сведения, являющиеся государственной тайной (ст. 183 УПК РФ), либо выемки почтово-телеграфной корреспонденции (ст. 185 УПК РФ) и др., но он имеет право  вносить прокурору ходатайства об отмене иных необоснованных и незаконных постановлений следователя (данные о таких полномочиях начальника следственного отдела в УПК РСФСР не предусмотрены). Также начальник следственного отдела вправе отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении уголовного дела (данная норма в УПК РСФСР отсутствовала).

Исходя из смысла ст. 39 УПК РФ, в целях обеспечения наиболее полного, всестороннего и объективного расследования дела, начальник следственного отдела может давать указания по вопросам о взаимодействии следователя с органом дознания, привлечении общественности к раскрытию преступлений, об исследовании обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, и принятии мер к их устранению, о признании гражданским истцом и потерпевшим, о принятии мер по обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, об обеспечении прав участников процесса и т. п.

Закон распространяет указания начальника следственного отдела не только на вопросы, которые относятся к выявлению, закреплению и исследованию доказательств, но и на вопросы, относящиеся к оценке доказательств и выводам по ним, т. е. он вправе давать указания о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела. Это значит, что при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления, начальник следственного отдела вправе предложить следователю привлечь то или иное лицо в качестве обвиняемого. При этом он должен обратить особое внимание на выполнение требования закона о своевременном предъявлении обвинения подозреваемому в отношении которого применена мера пресечения, — не позднее десяти суток с момента ее применения, а в отношении лица, задержанного в порядке ст. 92 УПК РФ,— с момента его задержания и водворения в ИВС. Начальник следственного отдела должен определить правильность юридической квалификации преступления и в связи с этим может предложить следователю предъявить новое обвинение по другим статьям уголовного закона либо исключить из обвинения предъявленные статьи. Указания о квалификации преступления должны быть четкими и конкретными, содержать все статьи (части, пункты статей уголовного кодекса), по которым надлежит предъявить обвинение. Закон содержит указания о том, что если избранию меры пресечения  предшествовало задержание подозреваемого в порядке ст. 92 УПК РФ, то в десятидневный срок входит и время содержания задержанного в ИВС. Для сравнения: в УПК РСФСР данная норма предусмотрена законодателем не была, поэтому фактически ее смысл вытекал из постановления Генерального прокурора СССР №3/44.

При рассмотрении объема обвинения начальник следственного отдела вправе дать указание следователю об изменении или дополнении ранее предъявленного обвинения. Такая необходимость может возникнуть в случаях, когда установлены обстоятельства влекущие применение иной части или пункта статьи уголовного закона, неправильность первоначальной квалификации деяния - иная форма соучастия или стадия преступной деятельности; новые преступления или эпизоды преступной деятельности обвиняемого либо обстоятельства, указывающие, что деяние должно квалифицироваться по совокупности, а также в случаях, когда при сохранении квалификации деяния необходимо изменить изложение его фактических обстоятельств.

Начальник следственного отдела наделен  также правом давать указания о направлении дела. Здесь имеются в виду указания относительно дальнейшей судьбы дела: об окончании предварительного следствия с составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела, либо постановления о прекращении дела с направлением материалов в суд для применения мер административного взыскания; о приостановлении либо возобновлении предварительного следствия; о направлении дела по подследственности; о соединении или выделении уголовных дел.

Список литературы.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Процессуальная и организационная деятельность начальника следственного отдела