Пути совершенствования эффективности наказания в виде привлечения к общественным работам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Изменение уголовного законодательства является логическим завершением глобальных преобразований в Республике Казахстан, берущих начало с первой половины 90-х годов прошлого века и коренным образом изменивших экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества и государства.
Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года №310 была утверждена Программа Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, где в пункте 4.4.2. «Дальнейшее развитие уголовно-исполнительной системы» Президент ставит перед Правительством цель повышение эффективности мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденных от общества [1].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

РАЗДЕЛ I. Социальная сущность и цели наказания
Понятие уголовного наказания и его социальная сущность……..
Признаки и цели уголовного наказания…………………………..

РАЗДЕЛ II. Общественные работы как вид уголовного наказания в Казахстане
2.1 Понятие и сущность общественных работ……………………......
2.2 Порядок и условия исполнения общественных работ…………...
2.3 Практика применения общественных работ в зарубежных странах……………………………………………………………….
2.4 Пути совершенствования эффективности наказания в виде привлечения к общественным работам……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………......

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

Право фиксирует определенный уровень прав и обязанностей человека. Нарушение их, т.е. нарушение права, всегда есть не справедливость. От других отраслей права уголовное право отличается лишь тем, что преступление, ответственность за которое предусмотрена уголовно-правовыми нормами есть наивысшее нарушение справедливости в праве, наивысшая степень её отрицания, проявляющаяся, например, в убийствах, телесных повреждениях, грабежах и разбоях, клевете и других преступлениях. Восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности.

При этом, социальная справедливость в обществе восстанавливается в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счёт штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и других видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно обеспечить наказание преступника, и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических  соображений, т.е. учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем  защиты его законных интересов и прав, нарушенных  преступлением.

Реализуя эту цель, наказание  должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствие совершенного преступления. В мусульманском праве подобная соразмерность примитивно определялась «правилом Талиона»: «око за око», «зуб за зуб» «телесные  повреждения – телесные наказания». В цивилизованном уголовном законодательстве и правосудии соразмерность преступлений и наказаний означает, что за тяжкое причинение вреда жизни и здоровью следует лишение свободы либо, ограничение таковой, которые неизбежно несут в себе не только полную либо частичную изоляцию от общества, но и немалые физические  и психологические лишения осужденным. Корыстные преступления санкционируются законодателем и судом в виде штрафов, конфискацией имущества, то есть имущественных наказаний. Служебные преступления влекут соответственно «трудовые» наказания – исправительные или общественные работы, запрещение занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью.

Разумеется, не все, чему причинен ущерб преступлением, подлежит адекватному возмещению. Очевидно, что никаким наказанием не может быть восстановлена жизнь потерпевшего от убийства либо утраченное в результате преступления здоровье. Однако это вовсе не значит, что при наказании за эти преступления цель  восстановления справедливости не может быть достигнута. Социальная справедливость наказания в этих случаях достигается путем ограничения прав и свобод виновного (например, лишение его свободы на продолжительное время и принудительное оставление в жестких условиях, определяемые содержанием соответствующего наказания). Таким образом, карательное содержание наказания, о котором уже говорилось, является своеобразным уголовно-правовым способом восстановления социальной  справедливости в этих случаях.

Таким образом, цель восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы оградить государство, общество и каждую личность в отдельности, от произвола преступности. Наказания виновного должно свидетельствовать о тождестве справедливости и законности в обществе; самодеятельность правоохранительных органов ориентирована, прежде всего, на восстановление справедливости, нарушенной в результате противоправного деяния, носящего общественно-опасный характер.

Другой важной целью  является исправление осужденного. Наличие такой цели свидетельствует о гуманности уголовного законодательства Республики Казахстан. Исправление осужденных – перспективная задача уголовного наказания.

Обычно под исправлением осужденного в литературе по уголовно-исполнительному  праву понимается преодоление дефектов в его сознании, превращение в безопасного для общества человека; перевоспитание трактуется как формирование в процессе отбывания наказания высоко сознательной личности [43, c. 82].

В практической деятельности такой подход не давал плодотворных результатов, что привело к отказу от применения термина «перевоспитание» в новом уголовном законодательстве. В статье 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан определено, что исправление осужденного – это формирование у него правопослушного поведения, позитивного отношения к личности, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития. Кроме того, в литературе не было единодушия в понимании указанных терминов. В конечном итоге была высказана точка зрения об их едином смысловом значении. И действительно, «исправить» означает сделать лучше, освободив от каких-либо недостатков, пороков, «перевоспитать» - воспитать по-новому, заново. Иными словами, исправиться – значит перевоспитаться, и наоборот, перевоспитаться – означает исправиться [44, c. 75].

Известны различные  мнения ученых по рассматриваемому вопросу. Так, М.Д. Шаргородский полагал, что  целью наказания является только предупреждение преступлений. Все остальное: принуждение (угроза, устрашение) и  убеждение (воспитание) – это средства, которыми достигается желаемая цель [27, c. 33].

В тоже время И.С. Ной  предпринял попытку придать термину  «исправление» двоякое значение и предлагал рассматривать его  в аспекте морального исправления  и исправления в юридическом  смысле [45, c. 16]. Однако юридическое исправление не что иное, как достижение целей специального предупреждения. Таким образом, отсутствует полная ясность понятия исправления осужденного как цели наказания. Более того, в литературе последнего времени указывается, что «процесс исполнения наказания и исправление осужденных представляет собой комплексную правовую психолого-педагогическую проблему» [43, c. 25].

Исправление следует различать  в двух аспектах. Во-первых, как сам  процесс воспитательного воздействия на осужденного и, во-вторых, как результат этого воздействия. Исправление – это устранение из психики осужденного порочных наклонностей, которые привели его к совершению преступления. В законодательстве смысл исправления состоит в том, чтобы перестроить в лучшую сторону психику и поведение осужденного, дать ему возможность освободится от тех антиобщественных взглядов и привычек, которые проявляются в его поведении и которые могут быть причиной совершения новых преступлений.

Цель предупреждения преступности, поставленная законодателем перед наказанием, на первый взгляд понятна и проста. Наказание является одной из многих государственных мер, направленных на борьбу с преступностью. Как ранее было отмечено, М.Д. Шаргородский считал ее основной, конечной, специальной целью наказания. Вместе с тем, в литературе нет единого мнения по соотношению цели предупреждения преступности и исправления осужденных, по вопросам о содержании и механизме реализации указанной задачи [27, c. 72].

Справедливо отметил И.И. Карпец о том, что наказание и предупреждение преступности – неразрывно связанные категории: «Пока будет существовать преступность, наказание, как уголовно-правовой институт и одно из средств борьбы с преступностью, всегда будет сочетать в себе цели общего и специального предупреждения» [39].

Как известно цель общего предупреждения заключается в том, чтобы посредством наказания  предупредить совершение преступлений не со стороны осужденного, а со стороны других лиц, главным образом, неустойчивых граждан, в сознании которых нет должной устойчивости к соблюдению требований законов. В отличие от специального, частного предупреждения эта цель обращена не к отдельному лицу, совершившему преступление, а к иным неустойчивым лицам, а также к имеющим склонность нарушать законы и иные нормативные акты.

Самостоятельной, но тесно  связанной с целью наказания  является цель специального (частного) предупреждения. Её смысл и сущность заключается в предупреждении нового преступления со стороны осужденного. Она обращена непосредственно к лицу, совершившему преступление. По мнению Е.И. Каиржанова, она достигается двумя путями: осужденный лишается физической возможности совершить новое преступление; он устрашается самим фактом применения к нему наказания за преступление [5, c. 155].

Цель специального предупреждения достигается следующим образом. Во-первых, осужденный лишается физической возможности совершить новое преступление. Так, лишение свободы, арест сопровождаются определённым режимом содержания, связанным с постоянной охраной и надзором, изоляцией от родственников, друзей и знакомых, запретом нарушать порядок и иметь при себе деньги и предметы, которые могут быть использованы как орудия и средства совершения преступления. При лишении права занимать определённую должность лицо лишается возможности работать на прежней должности и использовать её для совершения нового преступления.

Во-вторых, любое наказание  связано с причинением осужденному  определённых лишений, страданий. Оно заставляет виновного отказаться от совершения преступления, тем более за повторное совершение преступления закон предусматривает возможность усиления наказания. Боязнь испытать вновь более суровые лишения и ограничения, содействуют от совершения нового преступления. В-третьих, цель специального предупреждения достигается путем исправительного воздействия на психику осужденного в процессе отбывания наказания, которое в конечном итоге исправляет осужденного.

Процесс исправления начинается ещё в ходе предварительного расследования, но более интенсивно он происходит во время судебного заседания. Затем, при назначении конкретного вида наказания процесс исправления протекает в ходе исполнения этого наказания.

Различные меры наказания  предполагают и различные средства, методы и пути исправления. Как  сами меры наказания, так и средства исправления должны применятся с учетом тяжести совершенного преступления, личности осужденного.

При лишении свободы  основными средствами исправления  является режим отбывания лишения свободы, труд, профессиональное образование и прогрессивная подготовка осужденных, воспитательная работа.

Ещё профессор Н.С. Ной  отмечал, что «исправление и перевоспитание как главная цель наказания может считаться достигнутой лишь в том случае, если достигнуто моральное исправление человека, совершившего преступление, т.е. если новое преступление он не совершает не из-за страха перед законом, а потому, что это противоречило бы его новым взглядам и убеждениям [20, c. 28].  

По всей видимости, Н.С. Ной слишком много возлагал на наказание. Навряд ли в ходе отбывания  наказания преступник превратится в высокоразвитую личность. Мы считаем, что атмосфера, которая царит в исправительных учреждениях не может способствовать исправлению человека. Подобная точка зрения подкрепляется всякий раз информацией, которая поступает к нам со страниц газет и других изданий.

Таким образом, в целом  сложно говорить об исправлении взрослых людей со сложившимися взглядами и понятиями. Ведь даже подростки не всегда поддаются исправлению. Закрепленная в Уголовном кодексе цель исправления осужденного предполагает превращение преступника в законопослушного человека. Речь, конечно, не идет, что в ходе отбывания наказания он превратится в высококачественную личность. Реальная задача, которую можно решить в ходе исправления, - убедить и заставить осужденного хотя бы под страхом наказания не нарушать уголовное законодательство то есть, не совершать в будущем новых преступлений. Цель исправления осужденного тесно связана с целью восстановления социальной справедливости. Если назначенное наказание чрезмерно суровое или незаслуженно мягкое, то это не только помешает восстановлению социальной справедливости, но и повредит процессу исправления осужденного, т.к. от не заслуженного сурового наказания он ожесточится, а от чрезмерно мягкого наказания у него появится, а то и закрепится уверенность в том, что можно и впредь совершать преступления и избегать более сурового наказания, которое он заслужил.

Подводя итоги вышеизложенному, необходимо согласиться с мнением Ч. Беккариа о том, что цель наказания заключается  только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь нанести вред обществу и удержать других от совершения того же. Поэтому следует употреблять только такие наказания, которые при сохранении соразмерности с преступлениями производили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на душу людей и были бы наименее мучительными для тела преступника [33, с. 103].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. Общественные работы как вид уголовного наказания в Казахстане

 

2.1 Понятие и сущность общественных работ

Статья 42 Уголовного кодекса Республики Казахстан, который вступил в силу с 1 января 1998 года, предусматривает применение такого вида наказания, как привлечение к общественным работам, которое состоит в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ по месту жительства, вид которых определяетя местными исполнительными органами или органами местного самоуправления.

Уголовное законодательство Республики Казахстан ранее не предусматривало  такого наказания, как общественные работы. Это обстоятельство вызывает трудности в практической организации его исполнения в социально-экономических условиях. Наказание в виде общественных работ отвечает общепризнанным международным стандартам обращения с преступниками. Стандартные минимальные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), среди возможных мер, альтернативных реальному лишению свободы, определяют, в частности, «постановление о выполнении общественно-полезных работ» (ст.8.2) [46, c. 407].

Содержание уголовного наказания в виде общественных работ  сводится к ограничению таких  конституционных прав, как право  на вознаграждение за труд и право  на отдых (ч.2, ст.24 Конституции Республики Казахстан) [22].

Почему общественным работам как виду наказания во многих странах отдается предпочтение? Во-первых, это наглядный результат - чистота на улицах и во дворах; во-вторых, большое воспитательное значение. Правонарушитель своим трудом заглаживает ущерб, нанесенный им обществу, и делает это на глазах населения. У него есть возможность переосмыслить свой проступок, стать полезным обществу, в определенной степени восстановить свою репутацию; в-третьих, выполняя общественные работы, правонарушитель показывает свою готовность сотрудничать с обществом, что является одним из критериев его исправления [47].

Информация о работе Пути совершенствования эффективности наказания в виде привлечения к общественным работам