Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа
Изменение уголовного законодательства является логическим завершением глобальных преобразований в Республике Казахстан, берущих начало с первой половины 90-х годов прошлого века и коренным образом изменивших экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества и государства.
Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года №310 была утверждена Программа Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, где в пункте 4.4.2. «Дальнейшее развитие уголовно-исполнительной системы» Президент ставит перед Правительством цель повышение эффективности мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденных от общества [1].
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ I. Социальная сущность и цели наказания
Понятие уголовного наказания и его социальная сущность……..
Признаки и цели уголовного наказания…………………………..
РАЗДЕЛ II. Общественные работы как вид уголовного наказания в Казахстане
2.1 Понятие и сущность общественных работ……………………......
2.2 Порядок и условия исполнения общественных работ…………...
2.3 Практика применения общественных работ в зарубежных странах……………………………………………………………….
2.4 Пути совершенствования эффективности наказания в виде привлечения к общественным работам……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………......
Как видим, привлечение
к общественным работам имеет
свои особенности в отличии от
других основных видов наказаний. Несомненно,
альтернативные виды наказаний лишению
свободы в перспективе необходи
Как показывает судебная практика во всем мире активно внедряется альтернативы лишению свободы, так как экономические затраты на исполнение наказания слишком дороги для государства, а альтернативные санкции более прогрессивны. В связи с этим, необходим механизм совершенствования применения альтернативных видов наказаний не связанных с изоляцией от общества. Для чего необходимо стимулировать деятельность судов к более широкому применению общественных работ.
2.3 Практика применения общественных работ
в зарубежных странах
В настоящее время общественные работы как вид уголовного наказания успешно применяются в Швейцарии, Великобритании, Дании, ФРГ, Франции, Германии, Израиле, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Финляндии, Португалии, Шотландии, Чехии, Канаде, США и др. Тем не менее отношение общественности к альтернативным видам наказания в разных странах неоднозначное. В некоторых государствах мира они находят значительную поддержку, а в других – сталкиваются с широко распространенным скептицизмом. Исследования показали, что чем больше люди знают о последствиях лишения свободы и возможных альтернативах, тем больше вероятность того, что они воспримут альтернативы как приемлемый вариант наказания.
Так, в 1991 году Государственный фонд проблемных исследований в Соединенных Штатах провел эксперимент с целью проверки этого утверждения. Группе людей были представлены для рассмотрения 23 уголовных дела. На первой стадии перед ними был поставлен выбор между лишением свободы и надзором в форме пробации. В 17 из представленных 23 дел выбор пал на тюремное заключение. После этого респондентов информировали о ситуации в тюрьмах и о широком наборе альтернативных мер наказания помимо пробации. При повторном вынесении приговора группа предпочла тюремное заключение лишь в 5 делах из 23.
В Великобритании также регулярно проводятся исследование состояния преступности. При этом собирается информация о преступлениях, об отношении к преступности и наказаниям на основе бесед с более чем 16 тысячами человек. Последнее исследование, проведенное в 1996 году показало, что, будучи поставленными, перед выбором определенного вида наказания за конкретное преступление, 54 процента опрошенных из списка различных вариантов приговоров предпочли лишение свободы. При отсутствии информации об альтернативных видах наказания лишение свободы поддержали 67 процентов опрошенных [57, c. 25].
Таким образом очень
важно информировать
Структурная схема мер наказания, альтернативных лишению свободы, разнообразна. Традиционная западноевропейская модель предусматривает осуществление альтернативных мер наказания той или иной государственной службой, которая опирается на социальных работников и подчиняется суду или какому-либо иному органу власти. Например, в Великобритании надзор за исполнением приказов о направлении на пробацию и приказов об общественно полезных работах осуществляется службой, созданной независимым местным комитетом. В Шотландии приговоры к общественно полезным работам осуществляются местным ведомством по решению социальных проблем, который отвечает перед местным органом власти. В Венгрии сотрудники службы пробации, которые имеют дело с взрослыми правонарушителями, являются судебными работниками. В Швеции они являются сотрудниками Национальной администрации тюрем и службы пробации, которая представляет собой центральное государственное ведомство. В Израиле они входят в состав Министерства труда и социального обеспечения. В индийском штате Бихар сотрудники по пробации работают в рамках тюремной системы, хотя осуществляют надзор за правонарушителями, не лишенными свободы. В Бразилии имеются различные модели службы надзора за исполнением общественно полезных работ. В некоторых местах судьи имеют в своем распоряжении социальных работников, которые работают непосредственно на суд и посещают учреждения, где помещены правонарушители. В других случаях судьи заключают соглашение с местным мэром в отношении использования социальных работников местных органов власти на несколько часов в неделю для осуществления надзора за исполнением приказов. Также имеются общественные советы, состоящие из представителей различных организаций, таких как адвокатура, церковь, университет и другие благотворительные группы, которые контролируют применение альтернативных мер наказания, а также работу тюрем.
Общественная поддержка важна также и по другой причине. Активное содействие со стороны общественности является неотъемлемым элементом некоторых альтернативных видов наказания. Так, в некоторых странах реализация общественно полезных работ зависит от представления работы для правонарушителей со стороны государственных органов и ведомств социального обеспечения.
Таким образом, чтобы добиться поддержки вводимым альтернативам, необходимо многое сделать в области общественного просвещения. Например, в Республике Чехия отсутствие программы подготовки общественности к введению альтернативных мер наказания явилось одной из причин неуспешной реализации проекта.
Одним из аргументов, который часто приводят сторонники альтернативных мер наказания, является финансовый аспект. Содержание осужденных в колониях и тюрьмах стоят слишком дорого, нежели применение альтернативных мер наказания. Эти меры могут привести к более эффективным результатам исправления по сравнению с лишением свободы, причем с экономией бюджетных средств. Так, во-первых, требуются прямые расходы на здания, персонал, питание, медицинское обслуживание и одежду для заключенных. Ежегодный бюджет на содержание тюрем в Великобритании составляет более 2 млрд. фунтов стерлингов, на одного заключенного в год тратится 37500 фунтов стерлингов. Стоимость осуществления наказания в виде общественно полезных работ намного ниже.
Специалисты часто сопоставляют размер затрат, связанных с тюремным заключением с размером затрат на осуществление альтернативных мер наказания. Полезно также сравнить стоимость тюрем с другими социально-необходимыми затратами. Например, треть заключенных в Бразилии совершили преступления, не связанные с насилием. На их содержание в тюрьмах страна тратит ежегодно 200 млн. долл. США. На эту сумму можно построить 18 000 домов для бедных, или 500 учреждений здравоохранения в бедных районах.
В некоторых зарубежных странах общественные работы как альтернативное наказание предназначаются как замена лишению свободы. Например, во французском законодательстве и законодательстве австралийского штата Новый Южный Уэльс, предусмотрено, что общественные работы следует применять вместо лишения свободы. Однако в Великобритании, не предусмотрено применение общественных работ вместо лишения свободы. Вместе с тем, общественные работы в Великобритании применяются почти в 50 процентах случаев как альтернатива лишения свободы.
Теоретически общественные работы могут быть использованы не только вместо лишения свободы. Однако, на практике они применяются реже. Вероятно, это противоречит действующему в ряде стран положению, в соответствии с которым приговоры к тюремному заключению на срок до шести месяцев могут, как правило, быть заменены на общественные работы. Исключением является австралийский штат Новый Южный Уэльс: здесь даже тюремное заключение на срок более 12 месяцев может быть заменено на общественно-полезные работы. Однако в этом случае количество отработанных часов может достигать 500. А в случае приговоров на срок не более шести месяцев к тюремному заключению общее количество отработанных на общество часов не должно превышать 100.
Надзор, осуществляемый
во время выполнения общественных работ,
может также быть различным по
степени строгости. Если в Финляндии
единственной задачей надзора является
обеспечение надлежащего
В организационном плане широкое применение альтернативных наказаний дает возможность разгрузить переполненные во многих странах мира тюрьмы, направить усилия государства и общественности на более индивидуализированную работу по исправлению правонарушителей не представляющих серьезной угрозы безопасности гражданам и государству в целом.
В соответствии с законодательствами
большинства стран мира общественные
работы представляют собой вид альтернативного
тюремному заключению наказания, который
может применяться как
Что касается ближнего зарубежья, то в Республике Беларусь ст. 49 Уголовного кодекса также предусмотрен такой вид наказания как общественные работы, но на практике белорусские коллеги сталкиваются с проблемами его исполнения. Несмотря на имеющиеся решения местных исполнительных и распорядительных органов, многие предприятия отказываются принимать эту категорию осужденных на работу, мотивируя отказ отсутствием денежных средств для оплаты выполняемых ими работ. Промышленным предприятиям требуются высококвалифицированные рабочие кадры, которых среди осужденных (особенно несовершеннолетних) практически нет. Кроме этого, руководители предприятий, организаций и учреждений отказываются принимать на работу данную категорию осужденных из-за небольшого срока наказания. Законодательством Белоруссии не урегулирован порядок их приема на работу, а также вопросы оплаты за выполненные работы при отсутствии вакансий на предприятии (отсутствие фондов заработной платы).
Называются и другие причины низкой эффективности общественных работ в Белоруссии:
- осужденные к общественным работам, как правило, могут отбывать наказание в вечернее время или в выходные дни, а работа организаций, где они отбывают наказание, как правило, осуществляется в дневное время. В связи с чем имеет место нежелание руководителей предприятий изменять график работы предприятий для организации контроля за работой осужденных;
- имеют место трудности
в исполнении приговоров в
отношении осужденных
В свою очередь, в законодательстве Кыргызской Республике также предусмотрен такой вид наказания как общественные работы. Несмотря на то, что Уголовным кодексом Кыргызской Республики предусмотрены альтернативы лишению свободы, реально работает только такой вид наказания, как штраф (примерно 12-13 %) [59].
Такие наказания, как арест и общественные работы, не применяются. Причем если применение ареста затрудняется из-за объективных причин, то есть отсутствия бюджетных средств на строительство арестных домов, то привлечение к общественным работам не применяется из-за отсутствия механизма исполнения данного вида наказания.
В результате чего в Кыргызстане сложилась довольно серьёзная ситуация в пенитенциарной системе, а именно переполненность исправительных учреждений, сложная эпидемиологическая ситуация, выражаемая в распространении ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, нарушение прав человека.
Представляет практический интерес и система ГУИН Минюста Кыргызской Республ