Пути совершенствования эффективности наказания в виде привлечения к общественным работам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Изменение уголовного законодательства является логическим завершением глобальных преобразований в Республике Казахстан, берущих начало с первой половины 90-х годов прошлого века и коренным образом изменивших экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества и государства.
Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года №310 была утверждена Программа Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, где в пункте 4.4.2. «Дальнейшее развитие уголовно-исполнительной системы» Президент ставит перед Правительством цель повышение эффективности мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденных от общества [1].

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

РАЗДЕЛ I. Социальная сущность и цели наказания
Понятие уголовного наказания и его социальная сущность……..
Признаки и цели уголовного наказания…………………………..

РАЗДЕЛ II. Общественные работы как вид уголовного наказания в Казахстане
2.1 Понятие и сущность общественных работ……………………......
2.2 Порядок и условия исполнения общественных работ…………...
2.3 Практика применения общественных работ в зарубежных странах……………………………………………………………….
2.4 Пути совершенствования эффективности наказания в виде привлечения к общественным работам……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………......

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 550.50 Кб (Скачать файл)

Уголовным законодательством Республики Казахстан не предусмотрено присутствие согласия осужденного на исполнение общественных работ. Хотя в международных документах, посвященных уголовному правосудию, закрепляется презумпция согласия правонарушителя на применение альтернатив в целом и такой меры, как общественные работы, в частности. Так, например, в Резолюции Комитета министров Совета Европы (76)10 «О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы» (1976г.) оговаривается необходимость «…рассмотреть преимущества работы в обществе и особенно возможности, которые она дает:

- для правонарушителя  исправляться, выполняя общественно-полезные работы;

- для общества активно  принимать участие в реабилитации  правонарушителя, принимая его  сотрудничество в добровольном  труде» [51].

Более того, как отмечает Гете М., принуждение к определенным видам тяжелого физического труда лиц, занимающихся такими видами профессиональной деятельности, как хирургия, дирижирование, игра на музыкальных инструментах, инженерно-конструкторская работа и т.д., уместно рассматривать как жестокое обращение, поскольку сможет исключить последующими способами успешно соблюдать выполнение своих профессиональных функций.

 Он считает, что  «позитивное значение добровольности  общественных работ проявляется  в следующем:

- содействие преодолению  конфликта и антагонизма между  правонарушителем и обществом;

- стимулирование развития моральной ответственности виновного за содеянное;

- исключение позорящих,  унизительных моментов для личности, связанных с отбыванием наказания  в виде общественных работ  (труд по принуждению будет  всегда оцениваться как кара, что влечет негативное отношение к нему со стороны осужденных);

- поощрение осознанного  восприятия правонарушителем примененных  к нему общественных работ  как возможность показать значимость  и полезность своего труда  для окружающих;

- уважение человеческого  достоинства осужденного и установление полноценного диалога между ним и сотрудником службы, исполняющей данное наказание» [53, с.10].

Особенная часть криминопенологии в нашем понимании имеет два  раздела. Первый включает в себя криминопенологическую  характеристику наказаний – лишения свободы, ограничения свободы, наказаний без лишения и ограничения свободы [54, c. 318].

Таким образом, необходимо отметить, что общественные работы – это наказание, при котором  человек имеет возможность искупить вину перед обществом, государством своим трудом, не теряя при этом работы, семьи, привычной обстановки, учебы и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Порядок и условия исполнения общественных работ

 

Согласно статье 30 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан исполнение наказания в виде общественных работ возлагается на уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Деятельность органов, исполняющих наказания, не связанных с изоляцией осужденного от общества, основывается на строгом соблюдении действующего законодательства Республики Казахстан, в связи с чем, должностные лица этих органов несут ответственность за обеспечение законности в их деятельности [49].

Исполнение уголовных  наказаний, не связанных с изоляцией  осужденного от общества, производится согласно приговору, постановлению, определению суда, вступившего в законную силу.

Приговор суда, определяющий наказание в виде привлечения  к общественным работам, исполняется не позднее десятидневного срока со дня поступления в Инспекцию территориального органа.

В соответствии со статьей 39 Уголовного кодекса Республики Казахстан исполнение наказания в виде привлечения к общественным работам может назначаться  в качестве основного, так и дополнительного наказания. Документом, подтверждающим наличие основания для привлечения к общественным работам, является копия приговора суда со справкой о вступлении его в законную силу, а в надлежащих случаях к копии приговора суда приобщается копия постановления кассационной или надзорной инстанции [49].

Согласно Инструкции по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества от 11 декабря 2001 года Министерства юстиции Республики Казахстан [52] при оформлении приговора суда для исполнения наказания в виде привлечения к общественным работам Инспекция:

1) регистрирует в день поступления копию приговора, постановления вместе с приложениями к ней в журнале входящих документов, а затем вносит данные осужденного в специальный пронумерованный, прошнурованный и опечатанный журнал. В таком же порядке регистрируются личные дела, поступившие из других Инспекций, в связи с изменением места жительства осужденных.

Лица, осужденные к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества (далее - осужденные), имеют права  и несут обязанности граждан  Республики Казахстан с ограничениями, устанавливаемыми Уголовным, Уголовно-исполнительным кодексами Республики Казахстан.

Осужденные иностранцы и лица без гражданства имеют  права и несут обязанности  в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, основываясь на нормах международного права и законодательством о правовом положении иностранцев и лиц без гражданства, с ограничениями установленными Уголовным, Уголовно-исполнительным кодексами Республики Казахстан.

Органами, исполняющими уголовные наказания, не связанные  с изоляцией осужденного от общества, являются: Управление (отдел) уголовно-исполнительной инспекции в составе Комитета уголовно-исполнительной системы (далее - КУИС) Министерства юстиции Республики Казахстан, отделы, отделения, группы по руководству уголовно-исполнительными инспекциями УКУИС по областям и г.г. Алматы, Астана, территориальные органы уголовно-исполнительных инспекций.

Управление (отдел) инспекции  в составе Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, отделы, отделения, группы инспекций УКУИС по областям и г.г. Алматы и Астана:

  1. обеспечивают организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью территориальных Инспекций. Регулярно, не реже одного раза в год, инспектируют их деятельность, а в случае необходимости - с иной периодичностью;
  2. оказывают практическую помощь, внедряют положительный опыт, совершенствуют формы и методы работы инспекций и организуют повышение профессионального уровня их сотрудников;
  3. на основе анализа работы Инспекций готовят информационно-аналитические, отчетные и другие материалы для руководства УКУИС по областям и г.г. Алматы и Астаны, КУИС Министерства юстиции Республики Казахстан, а также в органы прокуратуры, суд и органы местного государственного управления;
  4. по фактам совершения лицами, состоящими на учетах, повторных преступлений, относящихся к категории тяжких или особо тяжких, Инспекция проводит служебные расследования с выявлением причин и условий, способствующих совершению данного преступления, с привлечением к дисциплинарной ответственности виновных лиц. Копии заключений в 10-дневный срок предоставляются в Комитет уголовно-исполнительной системы.

Территориальные органы Инспекции:

  1. осуществляют постановку на учет осужденных не связанных с изоляцией от общества;
  2. проводят профилактическую работу с осужденными;
  3. ежеквартально проводят сверку по поступившим на исполнение приговорам, определениям, постановлениям с судом и Управлением Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры по территориальности, о чем составляется акт сверки в трех экземплярах. Первый экземпляр остается в суде, второй с отметкой суда представляется в Управление Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (далее - УКПСиСУ) по территориальности и третий хранится в делах Инспекции;
  4. заводят дела на осужденных к ограничению свободы, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, привлечению к общественным и исправительным работам, условному осуждению, отсрочке исполнения приговора, состоящие из двух частей: в 1-й части подшиваются материалы, служащие основанием для постановки на учет, во 2-й части - характеризующие материалы;
  5. материалы на досрочное освобождение условно осужденных и условно досрочное освобождение, на розыск и замену готовятся в 2-х экземплярах. Материалы на досрочное освобождение условно осужденных и условно досрочное освобождение включают в себя представление характеристики, ходатайство с места работы, выписка из приговора, копия справки о вступлении приговора в законную силу, справка об отбытом сроке наказания; на розыск и замену - представление, выписка из приговора, справка о вступлении приговора в законную силу, копии первоначальных розыскных мероприятий, справка о неотбытом сроке. Один экземпляр материалов подшивается в дела осужденных, второй экземпляр материалов направляется в суд для принятия решения. За сохранность личных и контрольных дел несут персональную ответственность сотрудники уголовно-исполнительных инспекций;
  6. осуществляют свою работу в тесном взаимодействии с правоохранительными и иными государственными органами, организациями и гражданами;
  7. организуют свою деятельность на основе квартальных планов работы, утвержденных начальниками УКУИС по областям и г.г. Алматы и Астана, а также личных планов работы сотрудников;
  8. проводят первоначальные мероприятия по розыску лиц, состоящих на учете, место нахождения которых неизвестно;
  9. в установленном законодательством порядке вносят в суд представление на условно-досрочное освобождение осужденных от наказаний не связанных с изоляцией от общества и решения вопроса о замене вида наказания;
  10. рассматривают письма, заявления, жалобы граждан и осужденных по вопросам, отнесенные к их компетенции;
  11. снимают с учета осужденных.

Уголовно-исполнительные инспекции являются подразделениями уголовно-исполнительной системы, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных к мерам наказаний, не связанных с изоляцией от общества.

Основными задачами инспекций  являются:

    1. исполнение наказаний в виде общественных работ и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
    2. контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания;

2-1) осуществление надзора  за лицами, осужденными к ограничению  свободы по месту их проживания;

2-2) изъятие государственных  наград и документов к ним;

    1. предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами осужденным к наказаниям без изоляции от общества.

В своей работе Инспекции  взаимодействуют с подразделениями  органов внутренних дел, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного государственного управления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.

В настоящий момент в  уголовно-исполнительной системе министерства юстиции Казахстана с начала года Генеральная прокуратура Республики Казахстан выявила более 1 800 правонарушений, передает корреспондент ИА REGNUM. Как отмечалось,  в Астане на конференции комитета уголовно-исполнительной системы десятая часть всех выявленных фактов - это ущемление конституционных прав заключенных. На встрече представители международных и казахстанских НПО, МВД РК и ветераны УИС рассматривали вопросы взаимодействия уголовно-исполнительной системы с общественными институтами.

Итогом дискуссий, как  отмечает корреспондент ИА REGNUM, стало решение активизировать сотрудничество НПО с государственными структурами. В частности, Аблай Аккулев - заместитель председателя КУИС МЮ РК - отметил: "Сейчас есть и ведомственный контроль и контроль со стороны генпрокуратуры, как мы видим. Но мировая практика все же показывает, что наиболее эффективны проверки со стороны именно общественности". Как отмечалось на встрече, комитет уголовно-исполнительной системы сейчас работает с 15 отечественными и 4 международными общественными организациями, и этот список представители ведомства готовы расширить [55].

В случае обнаружения  в копиях документов, перечисленных  в пункте 14 Инструкции по исполнению наказаний, не связанных с изоляцией  осужденного от общества неясностей, ошибок, препятствующих исполнению наказания, Инспекция немедленно направляет в суд, постановивший приговор (постановление, определение), соответствующий запрос, к которому прилагаются поступившие из суда материалы;

- после регистрации копии приговора, постановления на осужденного заполняется учетная карточка, которая помещается в картотеку персонального учета и заводится личное дело, заполняется сторожевая карточка и контрольно-сроковая карточка.

В личном деле осужденного  хранятся: копии приговора (в соответствующих случаях - копии постановления, предписания), извещения в суд, военкомат, копия справки-направления в организацию, уведомление организации о получении справки-направления, подписка, копия рапорта участковому инспектору полиции, копия сторожевой карточки, справка-беседа, табель учета отработанного времени, выписка из приказа организации о приеме на работу, анкета и все материалы, касающиеся отбывания наказания данным лицом. Материалы, находящиеся в личном деле, должны быть подшиты, пронумерованы и занесены в опись.

Порядковые номера личного  дела и учетной карточки должны соответствовать  друг другу, а также номеру под  которым копия приговора, постановления, предписания зарегистрирована в  журнале учета.  
     Личные дела и картотека хранятся в металлическом шкафу, который по окончании рабочего дня закрывается на замок и опечатывается;

- о постановке осужденного  на учет сотрудник инспекции  направляет сообщение начальнику  городского, районного органа внутренних  дел о необходимости поручения подразделениям общественной безопасности осуществления контроля за поведением осужденного, исполнением возложенных на него приговором, постановлением суда обязанностей;

- в день постановки  на учет высылает в суд, вынесший  приговор, постановление, извещение о принятии судебного решения к исполнению.

О постановке на учет лиц, подлежащих призыву на действительную военную службу, направляется сообщение  в соответствующий городской, районный военный комиссариат.

Каждый осужденный после  постановки его на учет в Инспекцию по месту жительства, подлежит вызову на беседу, в процессе которой ему разъясняются порядок и условия отбывания наказания в виде привлечения к общественным работам, уточняются его анкетные данные, сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением. После проведенной беседы у осужденного отбирается подписка, которая подшивается в личное дело.

При исполнении наказания в виде привлечения к общественным работам Инспекция:

  1. в начале года запрашивает в местных исполнительных органах районов (городов) объекты общественных работ;
  2. выдает справку-направление в местные исполнительные органы города областного значения, к акиму района в городе республиканского значения (столице), города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа или в конкретную организацию для выполнения общественных работ. При определении места отбывания данного наказания Инспекция учитывает место жительства, трудоспособность, семейные обстоятельства осужденного.

Информация о работе Пути совершенствования эффективности наказания в виде привлечения к общественным работам