Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 12:16, курсовая работа
Изменение уголовного законодательства является логическим завершением глобальных преобразований в Республике Казахстан, берущих начало с первой половины 90-х годов прошлого века и коренным образом изменивших экономическую, политическую и социальную сферы жизни общества и государства.
Указом Президента Республики Казахстан от 6 апреля 2007 года №310 была утверждена Программа Правительства Республики Казахстан на 2007-2009 годы, где в пункте 4.4.2. «Дальнейшее развитие уголовно-исполнительной системы» Президент ставит перед Правительством цель повышение эффективности мер уголовно-правового воздействия, не связанных с изоляцией осужденных от общества [1].
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
РАЗДЕЛ I. Социальная сущность и цели наказания
Понятие уголовного наказания и его социальная сущность……..
Признаки и цели уголовного наказания…………………………..
РАЗДЕЛ II. Общественные работы как вид уголовного наказания в Казахстане
2.1 Понятие и сущность общественных работ……………………......
2.2 Порядок и условия исполнения общественных работ…………...
2.3 Практика применения общественных работ в зарубежных странах……………………………………………………………….
2.4 Пути совершенствования эффективности наказания в виде привлечения к общественным работам……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………......
Данный вид наказания сравнительно редко назначается судами. Одна из причин такого положения кроется в недостаточно скоординированном механизме исполнения общественных работ. Как показывает статистика за 2007-2008 года в разрезе регионов Республики Казахстан в 2007 году большое количество применялось судами Южно-Казахстанской области (196), г.Алматы (111) и Павлодарской области (112), а наименьшее число назначения наблюдается в г.Астана (6) и Алматинской области (13). За 2008 год наблюдается изменение, по которым самое большое количество данного вида наказания назначалось в Актюбинской области (156) и Южно-Казахсатнской области (131) [8]. Более подробно смотрите в таблице 2.
Таблица 2 – Число привлеченных к общественным работам
в разрезе регионов
№ п/п |
Регионы |
Привлечено к общественным работам | |||
2007 год |
% |
2008 год |
% | ||
1 |
Республика Казахстан |
1113 |
3,1 |
1119 |
3,1 |
2 |
Акмолинская область |
76 |
3,3 |
92 |
3,9 |
3 |
Актюбинская область |
100 |
7,0 |
156 |
10,6 |
4 |
Алматинская область |
13 |
0,5 |
35 |
1,4 |
5 |
Атырауская область |
73 |
6,2 |
92 |
7,2 |
6 |
Западно-Казахстанская область |
36 |
2,6 |
37 |
2,4 |
7 |
Жамбылская область |
29 |
1,5 |
58 |
3,0 |
8 |
Карагандинская область |
102 |
2,7 |
98 |
2,7 |
9 |
Костанайская область |
48 |
2,1 |
43 |
1,5 |
10 |
Кызылординская область |
46 |
4,1 |
40 |
3,6 |
11 |
Мангистауская область |
30 |
2,3 |
35 |
2,4 |
12 |
Южно-Казахстанская область |
196 |
7,0 |
131 |
4,3 |
13 |
Павлодарская область |
112 |
4,7 |
100 |
4,4 |
14 |
Северо-Казахстанская область |
32 |
2,1 |
23 |
1,5 |
15 |
Восточно-Казахстанская область |
103 |
2,1 |
67 |
1,4 |
16 |
г.Астана |
6 |
0,5 |
24 |
1,6 |
17 |
г.Алматы |
111 |
3,0 |
88 |
2,9 |
Общественые работы являются новым видом наказания. Этот вид наказания является основным и предусмотрен в санкциях 64 составов преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса Республики Казахстан (составляет 10,14 % от общего числа санкций). Кроме того, общественные работы могут быть также применены в случаях, когда назначается более мягкое наказание (ст.55 УК РК), чем предусмотрено за данное претспуление, и в случаях замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.71 УК РК). Вместе с тем применительно к общественным работам установлена возможность их замены другими, более строгими видами наказания в случае злостного уклонения осужденного от их исполнения.
Общественные работы относятся к числу срочных наказаний. Они исчисляются часами, в течение которых осужденный отбывает общественные работы. Закон разрешает назначать это наказание на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов. Наказание отбывается по частям - но не свыше четырех часов в день в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе или учебе; в рабочие дни не более двух часов после окончания работы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов (ч.2 ст.32 УИК РК) Например: осужденному назначено наказание 200 часов, он реально может отрабатывать по 2 часа 3 раза в неделю. Таким образом, исполнять наказание он будет в течении 33 недель.
Карательные свойства данного наказания проявляются:
А) в обязательном характере труда;
Б) в бесплатном выполнении общественных работ [48, c. 104];
В) в ограничении права на отдых осужденных, поскольку они работают в выходные и праздничные дни.
Осужденные к общественным работам
обязаны соблюдать
Кроме того, общественные работы осуществляются без выплаты осужденному заработной платы. Исходя из того, что осужденный не может быть лишен средств к существованию и государство не заинтересовано в прерывании учебы, закон устанавливает исполнение данного наказания в свободное от основной работы или учебы время. Эти же соображения приняты и в определении продолжительности срока общественных работ: он не должен быть продолжительным, занимать все свободное от работы или учебы время.
Общественные работы, назначаемые несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление, состоят в выполнении им бесплатных работ, посильных для несовершеннолетнего, в свободное от учебы или основной работы время. При этом продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 16 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 16 до 18 лет – 3 часов в день (ст.79 УК РК).
Общественные работы – это наказание, при котором человек имеет возможность искупить свою вину перед обществом, государством своим трудом, не теряя при этом работы, привычной обстановки, семьи и т.д. В отличие от исправительных работ, осужденный к общественным работам отбывает наказание, то есть трудится, в свободное от работы или учебы время. Если осужденный злостно уклоняется от общественных работ, они заменяются ограничением свободы или арестом в пределах сроков, предусмотренных для этих видов наказания. При этом время, в течение которого день ограничения свободы или ареста равен восьми часам общественных работ. Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде привлечения к общественным работам является осужденный, более двух раз в течение месяца не вышедший на общественные работы без уважительных причин, более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину, скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания (ст.34 УИК РК) [49, c. 14].
Общественные работы представляют собой позитивный способ заставить осужденного компенсировать ущерб, нанесенный преступлением, и могут способствовать становлению его личности.
Цель общественных работ заключается в реинтеграции правонарушителя в общество посредством:
- принуждения к дисциплине, связанной с продуктивным и требующим усилий бесплатным трудом;
- обеспечения того, чтобы такая работа стала компенсацией для общества, возмещала ущерб, нанесенный правонарушением;
- наказания правонарушителя принуждением его к выполнению бесплатных работ, соблюдению дисциплины в форме отчетности за выполнение работы и лишением свободного времени.
Этот вид наказания лишь на первый взгляд выглядит очень мягким. Как и любое наказание, общественные работы связаны с определенными правоограничениями для осужденного, в частности, он обязан строго следовать предварительно составленному плану отбывания наказания, не совершать противоправных действий, поскольку это может повлечь конкретные правовые последствия – лишение свободы. Кроме того, свободное время осужденного ограничено. Он должен поддерживать постоянный контакт с сотрудником уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющим контроль за его поведением и выполнением предписанной общественно полезной работы.
Осужденные выполняют
Характерно, что некоторые осужденные по завершении срока наказания продолжают заниматься такого рода общественной деятельностью, что свидетельствует о правильности выбора меры наказания и эффективности оказанного на них воспитательного воздействия. В успешной организации исполнения общественных работ большую роль играют органы местного самоуправления, которые составляют перечень работ, подлежащих выполнению.
При этом, могут быть отмечены следующие негативные аспекты применения общественных работ в Республике Казахстан:
- высокий уровень безработицы;
- трудность преодоления
судьями, работниками
Кроме того, у общественных работ существуют некоторые недостатки:
- отсутствие у общества
- редкая возможность применения
общественных работ, в связи
с тем, что оно является
- низкий профессиональный уровень сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, отсутствие курсов подготовки и переподготовки кадров для уголовно-исполнительных инспекций;
- коррумпированность;
- отсутствие достаточных
- недостаточная численность
- отсутствие механизма
- игнорирование интересов потерпевшей стороны.
Кроме того, законодатель предусмотрел возможность применения общественных работ и в других случаях:
- при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (статья 55 УК РК);
- при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (статья 71 УК РК).
При этом в соответствии с уголовным законодательством общественные работы могут быть заменены другими, более строгими видами наказания в случае злостного уклонения осужденного от исполнения [49].
Закон ограничивает суды в возможности выбора заменяющего наказания, предусматривая в качестве такового только лишение свободы, ограничение свободы и арест. При выборе конкретного заменяющего наказания должны учитываться такие социально-демографические признаки виновного, как пол, возраст, состояние здоровья, являющиеся основаниями для неприменения некоторых видов наказаний. Так, например, арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет (ч.3 ст.46 УК РК). Соответственно, общественные работы такому лицу нельзя будет заменить арестом [50, c. 60].
В части 3 ст. 42 Уголовного кодекса Республики Казахстан четко ограничен круг лиц, к которым не применяются наказания в виде общественных работ. Общественные работы не могут быть назначены:
- военнослужащим;
- женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам свыше шестидесяти лет;
- беременным женщинам;
- женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет (в случае наступления беременности осужденной к данной мере наказания в соответсвии со ст.72 УК РК к ней может быть применена отсрочка отбывания наказания);
- инвалидам первой или второй группы (в случае признания осужденного инвалидом первой или второй группы в процессе отбывания наказания согласно ч.2 ст.73 Уголовного кодекса Республики Казахстан это лицо может быть освобождено от отбывания наказания или наказание может быть заменено более мягким видом наказания, если состояние здоровья осужденного препятствует отбыванию им в дальнейшем данного вида наказания).
Общественные работы не могут быть назначены всем категориям военнослужащих по причине их постоянного нахождения на службе, что является отличием Уголовного кодекса Республики Казахстан от Уголовного кодекса Российской Федерации, по которому общественные работы не могут назначаться только военнослужащим, проходящим военную службу по призыву [51, c. 10-12], а также по соображениям гуманизма женщинам в возрасте свыше 55 лет и мужчинам свыше 60 лет, беременным женщинам, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидам 1 и 2 группы, несовершеннолетним [49, c. 80].
Уклоняющимся от отбывания наказания в виде общественных работ признаются осужденный:
Общественные работы открывают перечень видов наказания и являются наиболее щадящим способом достижения целей наказаний, связанных с ограничением свободы.
Другая проблема - различная форма собственности организаций, использующих труд осужденных к общественным работам. При существующем ныне положении нам не приходится выбирать организацию, осужденные работают и в КСК, и ТОО, и крестьянских хозяйствах.
Между тем еще в 2000 году Казахстаном ратифицирована Конвенция международной организации труда № 29 «О принудительном или обязательном труде». Согласно подпункту с) пункта 2 статьи 2 принудительным не считается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица вследствие приговора, вынесенного решением судебного органа, при условии, что эта работа или служба будет производиться под надзором и контролем государственных властей и что указанное лицо не будет уступлено или передано в распоряжение частных лиц, компаний или обществ. Думаю, что этот момент тоже необходимо учитывать при принятии окончательного решения.