Современное сосотояние организованной преступности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 07:10, курсовая работа

Описание работы

Организованная преступность стала предметом специального криминологического изучения сравнительно недавно. На вопрос, каковы реальные масштабы организованной преступности, дать ответ пока трудно, поскольку в изучении этой проблемы наука и практика деятельности правоохранительных органов делают только первые шаги. Вместе с тем с большой вероятностью можно предполагать, что она пустила корни и в Казахстане. В случае непринятия своевременных мер по ее ликвидации она станет реальной силой, угрожающей нормальному развитию общества.

Файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БОРЬБЫ С НЕЮ .doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Обнищание масс ведет к росту преступности в  целом, а значит и организованных форм ее проявления. Структуры организованной преступности, накопив огромный материальный, финансовый и политический капитал, приобрели реальную возможность прорыва к рычагам активного влияния на процессы формирования ряда аспектов внешней и внутренней политики страны.

Одной из проблем  должной борьбы с коррупцией в  органах власти является существование  тесной взаимосвязи между политической (или государственной) и экономической  элитами. Сращивание государственного и частного секторов экономики остается по-прежнему весьма заметным, в особенности в разгар преобразовательных процессов. Ускоренное развитие частного сектора должно было бы сопровождаться введением жесткого законодательства и практики, призванных, с одной стороны, защитить нарождающийся частный сектор от вмешательства государства, а с другой – позволяющих публичной власти осуществлять контроль за частным сектором с точки зрения соблюдения законности.

Тесная взаимосвязь  экономической и политико-административной элит приводит к их опасному сращиванию. Выступая в качестве «консультантов» предприятий и банков, многочисленные функционеры получают немалые дивиденды и гонорары.

Одним из проблемных вопросов на протяжении последних нескольких лет является выполнение доходной части  бюджета и должный контроль за ее расходной частью. Здесь коррупция царит как на первом, так и на втором этапе. Ведь для того, чтобы исполнить доходную часть бюджета, необходимо, по большому счету, не так уж и много. Это, с одной стороны, нормальное налоговое законодательство, позволяющее производственным предприятиям развиваться, и одновременное ужесточение санкций (уголовных, административных) за сокрытие и неуплату налоговых платежей и сборов. С другой – поэтапное ограничение наличного денежного оборота и, прежде всего, избавление от множества организаций, занимающихся только обналичиванием денежных средств, о чем подробно говорилось выше, а также сведение к минимуму так называемых взаимозачетов, за которыми кроются коррупция и массовые злоупотребления.

Вместе с тем, особое беспокойство вызывает отсутствие должного контроля за целевым расходованием с таким трудом собираемых бюджетных средств. Ведь получается, что государство обкрадывает само себя. Например, субвенции, выделенные государством местной администрации, школе или предприятию, на пути к конкретному получателю расхищаются частично или полностью, причем чаще всего с непосредственным участием чиновников администраций. Бюджетная зависимость ряда регионов Казахстана (Кызылординская область, Мангыстауская область и т.д.) от воли столицы создает благоприятную почву для коррупции.

Трансферт денежных фондов от центральной администрации  к администрации региональной предоставляет  возможность для хищений как  одной (в г. Астане), так и другой (в области) сторонами. Классическим примером является расхищение средств, предназначавшихся для оказания помощи жертвам землетрясения в Жамбылской области (2001 г.).

Отличительная особенность коррупции в Казахстане от таких стран, как Италия и Китай, заключается в том, что наши политики всех уровней, особенно в предвыборный период, громогласно заявляют о развращенности и нечестности государственных чиновников, а также о необходимости борьбы с коррупцией. Однако, когда дело касается кого-либо из близкого окружения крупного чиновника, то реакция совершенно противоположная.

Итак, власти борются  с коррупцией, в то же время прекрасно  сознавая, что она стала уже  образом жизни. Общество убеждено, и  не без основания, что богатство  небольшой горстки представителей элиты не могло быть нажито честным путем, однако, опускает руки, не высказывая протеста. Правительственные чиновники, отвечающие за экономику, осуждают издержки коррупции, которые сдерживают развитие, уменьшают производственную прибыль, отпугивают зарубежных партнеров, но зачастую сами же и питают коррупцию.

Отсутствие  реальной борьбы с условиями, порождающими коррупцию, приводит к ее распространению  как по горизонтали, так и по вертикали, захвату новых учреждений и сфер влияния, способствует образованию  коррупционных сетей или сообществ. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику. В результате стране и обществу наносится невосполнимый гигантский ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются. Усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность. Под угрозу ставится целостность страны и сохранение ее конституционного строя. В итоге коррупция превращается в проблему, угрожающую национальной безопасности страны.

По многочисленным наблюдениям, в том числе и  проведенным автором, на протяжении ряда последних лет в Казахстане явно усматривается определенная закономерность. Она связана с тем, что как  только в СМИ и среди общественности поднимаются вопросы о коррумпированности конкретных чиновников, а правоохранительные органы начинают активные действия, в стране происходят дестабилизирующие события (движение «Хизбут-Тахрир» и т.д.), т.е. события, на которые отвлекается общественное мнение.

В Казахстане продолжается активная работа по искоренению коррупции. Она приобретает все более  системный характер. В основу деятельности по искоренению в стране коррупции  положено требование Главы государства  о неуклонной ответственности всех, невзирая на должностное положение, прошлые заслуги или общественный статус. Так, по статистическим данным, за пять месяцев 2007 года в сравнении с аналогичным периодом 2006 года почти на 12 % возросла выявляемость коррупционных преступлений. В два раза увеличилось число выявленных наиболее опасных преступлений. Возросло также количество уголовных дел, возбужденных правоохранительными органами в отношении государственных чиновников. За совершение коррупционных преступлений привлечено 462 лица, что на 7,9 % больше аналогичного периода 2006 года. В том числе 70 лиц переданы суду.

Следует отметить работу дисциплинарного совета при  Агентстве по делам государственной  службы РК.

Так, только за 2006 год рассмотрено более 5 тысяч  обращений граждан, наказаны 1553 государственных служащих и должностных лица1.

Казахстанские власти сами обеспокоены потерей  поддержки в обществе. Необходимость  продлять свое существование посредством  выборов заставляет власти (когда  осознанно, когда инстинктивно) заботиться об усилении своей легитимности. Очевидно, что борьба с коррупцией – один из эффективных инструментов решения этой задачи. Антикоррупционная риторика с удовольствием применяется представителями всех частей политического спектра. Однако любые шаги по ограничению коррупции носили до сих пор либо символический, либо фрагментарный характер. К сожалению, наши публичные политики никак не могут понять то обстоятельство, что все тайное рано или поздно становится явным, и если уж выбрал политическую стезю, то необходимо быть честным и порядочным.

В Республике Казахстан  в условиях переходного периода  проблема нечистоплотности чиновников приобрела особую криминологическую  остроту и политическую значимость. О коррупции государственных  служащих постоянно говорится не только в СМИ, наших и зарубежных, но и на самом высоком государственном уровне. В своих Посланиях народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечает необходимость усиления борьбы с коррупцией в органах власти.

При подготовке программы борьбы с коррупцией необходимо учитывать следующие положения:

1. Абсолютная победа над  коррупцией невозможна. При нормальном  состоянии власти и общества  коррупция является технологически  полезным сигналом о неполадках  в методах работы власти.

2. Не существует стран,  фактически обреченных на масштабную и хроническую коррупцию, также, как и не существует государств, в которых отсутствует коррупция.

3. Ограничение коррупции  не может быть разовой кампанией.  За окончанием любой кампании  всегда может последовать новый,  более страшный виток коррупции.

4. Коррупцию нельзя ограничить  только законодательными методами  и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда  коррупция достигла больших масштабов  и проникла на весьма высокие  уровни власти, более эффективна  борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.

5. Борьба с коррупцией  достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на  это должны быть направлены  все силы и властей, и общества.

6. Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

7. Потери, которые несут  от коррупции государство и  общество в Казахстане, настолько  велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.


Информация о работе Современное сосотояние организованной преступности в Республике Казахстан