Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 14:31, дипломная работа
Заключение под стражу является самой строгой мерой пресечения в уголовном судопроизводстве и наиболее распространенной после подписки о невыезде. Ее применение существенно ограничивает конституционные права обвиняемого (подозреваемого) на свободу и личную неприкосновенность и другие права и свободы. Сущность данной меры пресечения заключается в принудительной изоляции обвиняемого (в исключительных случаях – подозреваемого)
Глава 1. Понятие, сущность и основания применения заключения под стражу в качестве меры пресечения
1.1 Понятие и сущность заключения под стражу как меры пресечения
2.1 Основания и условия избрания меры пресечения в виде заключения под стражу
Глава 2. Процессуальный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу
2.1 Возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
2.2 Порядок рассмотрения судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу
2.3 Сроки содержания под стражей
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Как правило, достаточные
основания полагать складываются из
совокупности нескольких обстоятельств,
установленных по уголовному делу.
В юридической литературе высказано
мнение о том, что к моменту
принятия решения об избрании меры
пресечения должна быть установлена
совокупность обстоятельств, свидетельствующих
о ненадлежащем поведении подозреваемого
либо обвиняемого в процессе расследования.
Избрание же меры пресечения в виде
заключения под стражу в зависимости
от вероятностных, предположительных
суждений органов предварительного
расследования о возможном
Однако, как справедливо отмечает А.И. Карцева, такая позиция вызывает определенные возражения. Меры пресечения прежде всего выполняют превентивную, предупредительную роль. Их назначение заключается в предупреждении неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого. Их применение в зависимости от наступления неблагоприятных последствий не соответствует сущности этого правового института.
Следователю и дознавателю необходимо иметь в виду что, в отношении несовершеннолетнего, подозреваемою или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести, за которое УК РФ предусмотрено наказание до 5 лет лишения свободы, эта мера пресечения может быть избрана лишь в исключительных случаях.
Однако, что понимать под такими исключительными случаями, законодатель не указывает. Не дано разъяснений по этому вопросу ни в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, ни в указаниях Генерального прокурора РФ, что, безусловно, оказывает отрицательное влияние на правоприменительную практику.
В.В. Николюк и И.А. Даниленко указывают, что в данной ситуации "имеются в виду случаи, когда лицо ранее уже неоднократно совершало преступления или преступление носит групповой характер и ведущая роль в нем принадлежала несовершеннолетнему обвиняемому (подозреваемому), подросток не имеет родителей, постоянно места жительства, в силу чего высока вероятность того, что он скроется, а также если обвиняемый, совершивший преступление средней тяжести, противодействует установлению истины, злостно нарушает условия, предусмотренные ранее избранной мерой пресечения.
По мнению К.Б. Калиновского, Б.Б. Булатова, О.Х. Галимова, С.И. Гирько, В.В. Николюка и ряда других авторов, перечень таких случаев дается в ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
С изложенным выше, на наш взгляд, следует согласиться. Оценка случая как исключительного должна основываться на положениях, перечисленных в п.п. 1 - 4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 423
УПК РФ при решении вопроса
об избрании меры пресечения в отношении
каждого несовершеннолетнего
При совершении несовершеннолетним
преступления небольшой тяжести, за
которое предусмотрено
Однако органы предварительного
расследования нередко нарушают
положения указанной нормы
5 ноября 2004 года суд Московского
района г. Калининграда
Еще один пример. При решении
вопроса об избрании меры пресечения
в отношении
В настоящее время согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, дается руководителем следственного органа.
Но это не означает, что прокурор, например, не обязан осуществлять надзор за законностью и обоснованностью производства данных действий следователем.
Генеральный прокурор РФ в
Приказе от 6 сентября 2007 г. № 136 "Об
организации прокурорского
С целью своевременной выработки обоснованной позиции по заявленному ходатайству на практике прокуроры требуют от руководителей следственных органов одновременно с направлением ходатайства в суд представлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность.
В этой ситуации прокурор, участвующий
в судебном заседании, составляет письменное
заключение об обоснованности заявленного
ходатайства для приобщения к
рассмотренным судом материалам
и надзорному производству. При этом
вывод об отсутствии оснований для
поддержания ходатайства
Излагая в суде свое мнение при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения и о продлении сроков содержания под стражей, прокурор должен исходить из положений ст. 97, 100, 106-109 УПК РФ, а также позиции Европейского Суда по правам человека о разумных сроках содержания под стражей, учитывая при этом тяжесть совершенного преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, место жительства, род занятий и другие обстоятельства.
Следует иметь в виду, что
наиболее распространенными
-отсутствие в материалах уголовного дела достаточных доказательств, указывающих на участие лица в совершении преступления;
-нарушения уголовно-
-ненадлежащее процессуальное
оформление материалов в
-нарушения требований
ч. 3 ст. 108 УПК РФ о представлении
ходатайства и приложенных к
нему материалов судье не
-отсутствие оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Чаще всего это выражается в отсутствии данных, свидетельствующих о том, что обвиняемый, подозреваемый может скрыться от следствия и суда либо воспрепятствовать производству по уголовному делу;
-наличие данных о личности
обвиняемого (подозреваемого), свидетельствующих
о возможности применения иной,
более мягкой, меры пресечения (несовершеннолетний
возраст подозреваемого или
В случае возбуждения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, материалы должны быть представлены суду не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания.
Между тем проведенное нами исследование показывает, что органами предварительного расследования во многих случаях данное требование закона нарушается. Так, Галкин А.В. был задержан по подозрению в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 158 УК РФ, 26 декабря 2004 года в 18 час. 50 мин. Постановление о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу дознавателя отдела дознания ОВД Центрального района г. Калининграда К. с согласия заместителя прокурора указанного района поступило в суд 28 декабря 2004 года в 13 часов, т.е. за 5 часов 50 мин. до истечения срока задержания.
9 марта 2004 года в 16 час.
40 мин. по подозрению в
Однако при этом следует
иметь в виду, что УПК РФ не
относит нарушение срока
Принятию обоснованного решения об избрании меры пресечения способствуют сведения, указывающие на общественную опасность и характер преступления, его изощренность, жестокость, совершение деяний в организованном преступном сообществе, корыстные или низменные побуждения, негативное поведение обвиняемого, наличие судимостей за тяжкие или особо тяжкие преступления и т.п.
При решении вопроса об
избрании меры пресечения необходимо
учитывать также данные о том,
что подозреваемый или
Избранию меры пресечения
должна предшествовать также оценка
социально-демографических и
2.2 Порядок рассмотрения
судом ходатайства об избрании
меры пресечения в виде
Процессуальный порядок рассмотрения постановления о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу предусмотрен ч. 4 и 5 ст. 108 УПК РФ.
Мотивированное постановление о возбуждении ходатайства об избрании такой меры пресечения и приложенные к нему материалы рассматриваются единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня. Исключение составляют случаи, когда в материалах уголовного дела содержатся сведения, составляющие государственную тайну. С учетом предписаний п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ рассмотрение ходатайств о заключении под стражу по таким делам должно осуществляться Верховным судом республики, краевым или областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа.
Согласно ч. 4 ст. 108 УПК
РФ судья обязан рассмотреть ходатайство
органов предварительного следствия
с обязательным участием подозреваемого
или обвиняемого, прокурора, защитника,
если последний участвует в
По инициативе потерпевшего
или его законного
На практике обязанность по доставлению подозреваемых и обвиняемых в судебное заседания для рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу возлагается судами на органы предварительного расследования и прокурора. Осуществляя указанную деятельность, следователи, дознаватели и прокуроры должны учитывать, что в соответствии с ч. 5 ст. 108 УПК РФ принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления последнего в международный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК РФ).
Информация о работе Задержание, заключение под стражу или содержание под стражей