Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:49, дипломная работа
Исследование пред¬принято с целью теоретической разработки положений и правил института возбуждения уголовного дела, выявления и восполнения соответствующих пробелов, разрешения противоречий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики и практике его применения.
Исходя из данной цели, студентом решались следующие задачи:
определение сущности и правовой природы возбуждения уголовного дела как института уголовно-процессуального права;
систематизация субъектов правоотношений первоначальной стадии уголовного процесса, уточнение их правового положения;
анализ оснований и условий законного и обоснованного приятия ре-шения в возбуждении уголовного дела;
изучение вопросов эффективности прокурорского надзора, за законностью и обоснованностью в возбуждении уголовного дела;
разработка предложений по совершенствованию уголовно-процес¬суального законодательства и практических рекомендаций для органов уголовного преследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………….…..5
1.1. Понятие и правовое значение института доследственной проверки……..5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела……………...……14
1.3. Характеристика поводов и основании возбуждения уголовного дела………….19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ
ВОПРОСА О НАЧАЛЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ…………………26
2.1. Прием сообщения о преступлении и его проверок……….………..26
2.3. Передача сообщения или заявления о преступлении по
подследственности или подсудности…………………………..…………….………..29
ГЛАВА 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АКТ……………………………………………………...33
3.1. Понятие, сущность и особенности акта возбуждения уголовного дела...33
3.2. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела………..…45
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ОШИБКИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА……………………………………….49
4.1. Процессуальные проблемы возбуждения уголовного дела………………49
4.2. Особенности стадии возбуждения уголовного дела с позиции
заведомо ложного доноса……………………………………………………....56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….69
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………….…..5
1.1. Понятие и правовое значение института доследственной проверки……..5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела……………...……14
1.3. Характеристика поводов и основании возбуждения уголовного дела………….19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ
ВОПРОСА О НАЧАЛЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ…………………26
2.1. Прием сообщения о преступлении и его проверок……….………..26
2.3. Передача сообщения или заявления о преступлении по
подследственности
или подсудности…………………………..…………….…
ГЛАВА 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АКТ……………………………………………………...33
3.1. Понятие, сущность и особенности акта возбуждения уголовного дела...33
3.2. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела………..…45
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ОШИБКИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА……………………………………….49
4.1. Процессуальные
проблемы возбуждения
4.2. Особенности стадии возбуждения уголовного дела с позиции
заведомо ложного
доноса……………………………………………………....
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….69
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Казахстан осуществляются правовые реформы, целью которых является построение правового, демократического, светского и социального государства, основанного на приоритете прав и свобод человека и гражданина.
В Концепции правовой политики Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года одним из актуальных направлений совершенствования уголовно-процессуального законодательства является упрощение и ускорение процедур на стадии досудебной подготовки дела1. В этой связи значимы вопросы совершенствования первоначальной стадии уголовного судопроизводства.
На данной стадии уголовного судопроизводства важно не только проверить законность повода к возбуждению уголовного дела, обнаружить признаки преступления, но, прежде всего, необходимо обеспечить законность, обоснованность и мотивированность процессуального решения либо о возбуждении уголовного дела либо отказе в этом. Возбуждение уголовного дела является одним из альтернативных решений данной стадии, но его современная законодательная регламентация свидетельствует о рудиментах обвинительного уклона в казахстанском уголовном судопроизводстве.
В то же время, как свидетельствуют анализ и обобщения прокурорской и следственной практики, в стадии возбуждения уголовного дела сохраняются проблемы, требующие пристального внимания ученых, законодателей и правоприменителей. Необоснованные и незаконные процессуальные решения при возбуждении уголовного дела существенно ущемляют право граждан на судебную защиту от преступных посягательств, порождают устойчивое недоверие к правоохранительной системе государства. Нередко в целях искусственного улучшения показателей уголовной статистики отказ в возбуждении дела служит завуалированной формой укрытия преступлений от учета.
В уголовно-процессуальном законе достаточно пробелов и противоречий при регламентации института возбуждении уголовного дела.
Цель и задачи исследования. Исследование предпринято с целью теоретической разработки положений и правил института возбуждения уголовного дела, выявления и восполнения соответствующих пробелов, разрешения противоречий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики и практике его применения.
Исходя из данной цели, студентом решались следующие задачи:
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают уголовно-процессуальные правоотношения при возбуждении уголовного дела органами уголовного преследования.
Предмет исследования - правовые дефиниции и категории института возбуждения уголовного дела; правовые нормы, регламентирующие основания, условия и порядок возбуждения дела; деятельность органов уголовного преследования в рамках института возбуждения уголовного дела.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
1.1. Понятие и правовое значение института доследственной проверки
Наука уголовного процесса одним из этапов уголовного судопроизводства признает этап доследственной проверки.
Деятельность, осуществляемую на стадии возбуждения уголовного дела, в научной литературе часто именуют предварительной проверкой заявлений (сообщений) о преступлении2. В 60-е годы о деятельности, осуществляемой на стадии возбуждения уголовного дела, говорилось как о «расследовании», «специальной проверке»3, употреблялись такие ее наименования, как «доследственная проверка»4, «дополнительная проверка»5, «административная проверка», «проверка по пожару» и др. Уголовно-процессуальный закон в ст. 123 определяет данную деятельность как «доследственная проверка», но не дает разъяснения данного понятия.
Б.К. Шинарбаев указывает: «Если ... заявление или сообщение содержит неполные сведения о признаках совершенного преступления, не позволяющие принять законное и обоснованное процессуальное решение в стадии возбуждения уголовного деда, то в соответствии со ст. 184 УПК РК производится сбор дополнительных фактических данных».6 Следует отметить, на наш взгляд, что доследственная проверка не ограничивается сбором дополнительных фактических данных о признаках совершенного преступления, т. е. проверкой основания к принятию определенного процессуального решения. В ее предмет входит также проверка законности повода и установление обстоятельств, исключающих возбуждение уголовного дела. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что доследственная проверка в процессуальной или непроцессуальной форме имеет место в большинстве случаев.
Доследственная проверка является своеобразным буфером уголовного процесса, в котором происходит анализ поступающей информации о нарушении законности. В ходе анализа происходит разделение (уточнение, дополнение) полученных данных, на определенные категории:
Необходимость данного сектора деятельности обусловлена:
Автором не рассматриваются случаи намеренного сообщения гражданами заведомо ложной информации, так как эти действия представляют собой самостоятельный состав преступления и усмотрение его признаков полностью зависит от должностного лица, рассматривающего сообщение.
Таким образом, посредством приема и рассмотрения информации о преступлении обеспечивается решение следующих задач:
Для производства данной деятельности законодатель отводит максимальный срок - до одного месяца.
Конечным итогом доследственной проверки является принятие одного из предусмотренных законом решений:
1) о возбуждении уголовного дела;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче
заявления, сообщения по подследственности
Доследственная проверка, по существу, обеспечивает законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.
Вместе с тем уголовно-процессуальный закон в ряде случаев в последующих за стадией возбуждения уголовного дела стадиях уголовного процесса допускает изменение этих решений на прямо противоположные. Так, наряду с принятием решения о возбуждении уголовного дела, ст. ст. 37, 38 УПК РК содержат основания для прекращения уголовного дела. Фактом, представляющим интерес, является то, что наличие указанных оснований должно быть проверено еще в ходе доследственной проверки, поскольку, согласно ч. 2 ст. 177 УПК РК условием возбуждения уголовного дела является отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу. Считаем неубедительным аргумент о прикладном значении установления обстоятельств, исключающих уголовное преследование. Это объясняется тем, что проверка, по существу, имеет активное начало и не ограничивается исключительно анализом сведений. На наш взгляд, имеет место коллизия: с одной стороны:
- установление обстоятельств, исключающих уголовное преследование, направлено на предупреждение расследования фактов, не являющихся преступными;
- отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, является условием для возбуждения уголовного дела;
с другой стороны:
Напрашивается вопрос: оправдывает ли себя положение нормы об установлении в стадии возбуждения уголовного дела наличия или отсутствия обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу?
Очевидно, законодателем осуществлена попытка совместить несовместимые явления, такие, как «быстрота» и «полнота».
Результатом зачастую являются допускаемая волокита из-за неправильного понимания предмета доказывания и, как следствие, отдаление момента совершения преступления от начала расследования; нарушение конституционных прав как по причине ограничения действия принципа состязательности на стадии возбуждения уголовного дела, так и в связи с наделением органов уголовного преследования правом принимать решение об отказе в возбуждении уголовного дела при ненадлежащих процессуальных условиях.
Часть 3 ст. 187 УПК РК допускает обжалование решения следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, а ч. 1 ст. 108 УПК РК предполагает возможность должностного лица отменить принятое им обжалуемое решение, если оно считает жалобу обоснованной. Складывается впечатление, что законность и обоснованность принимаемых должностными лицами решений имеют поверхностное значение, а на общий результат уголовного процесса большее влияние оказывает субъективный подход лица, ведущего уголовный процесс". Следует вывод, что процессуальная форма стадии возбуждения и доследственной проверки, в частности, не обеспечивает гарантии соблюдения принципа объективности исследования обстоятельств дела и подкрепляет буквальное положение вышеуказанной нормы.
Каков объем субъективного влияния лица, ведущего уголовный процесс, в рамках процессуальной формы, предусмотренной законом?
Во-первых, следуя логике познания, чем полнее изучаются обстоятельства, тем более объективные данные получаются. То есть правильно будет сказать, если решение в вопросе возбуждения уголовного дела основывается на данных, в объеме, содержащемся в заявлении, то объективность такого решения будет крайне низкой. С другой стороны, справедливо суждение, что пределы установления обстоятельств напрямую зависят от значения итогового решения.