Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:49, дипломная работа
Исследование пред¬принято с целью теоретической разработки положений и правил института возбуждения уголовного дела, выявления и восполнения соответствующих пробелов, разрешения противоречий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики и практике его применения.
Исходя из данной цели, студентом решались следующие задачи:
определение сущности и правовой природы возбуждения уголовного дела как института уголовно-процессуального права;
систематизация субъектов правоотношений первоначальной стадии уголовного процесса, уточнение их правового положения;
анализ оснований и условий законного и обоснованного приятия ре-шения в возбуждении уголовного дела;
изучение вопросов эффективности прокурорского надзора, за законностью и обоснованностью в возбуждении уголовного дела;
разработка предложений по совершенствованию уголовно-процес¬суального законодательства и практических рекомендаций для органов уголовного преследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………….…..5
1.1. Понятие и правовое значение института доследственной проверки……..5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела……………...……14
1.3. Характеристика поводов и основании возбуждения уголовного дела………….19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ
ВОПРОСА О НАЧАЛЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ…………………26
2.1. Прием сообщения о преступлении и его проверок……….………..26
2.3. Передача сообщения или заявления о преступлении по
подследственности или подсудности…………………………..…………….………..29
ГЛАВА 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АКТ……………………………………………………...33
3.1. Понятие, сущность и особенности акта возбуждения уголовного дела...33
3.2. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела………..…45
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ОШИБКИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА……………………………………….49
4.1. Процессуальные проблемы возбуждения уголовного дела………………49
4.2. Особенности стадии возбуждения уголовного дела с позиции
заведомо ложного доноса……………………………………………………....56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….69
Говоря о решении, принимаемом по окончании доследственной проверки, следует отметать, что оно имеет ключевое значение: либо уголовный процесс продолжается, а, точнее, принимает форму обособленного производства в виде уголовного дела с предусмотренными возможностями для должностного лица и иных участников процесса и предусмотренными ограничениями для некоторых из них, либо уголовный процесс прекращается, т. е. уголовное дело не возбуждается. Сущность последнего решения и его последствий настолько значима, что может приравниваться к сущности приговора, выносимого судом. Такое положение в отдельных случаях вступает в противоречие с п. 1 ч. 3 ст. 77 Конституции, согласно которому, лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда. На это обстоятельство неоднократно указывалось в юридической печати, однако проблема до настоящего времени не нашла своего разрешения в уголовно-процессуальном законе.
Полагаем:
1. В случае перспективы принятия решения о возбуждении уголовного дела фактор времени получает приоритетное значение. Это, на наш взгляд, означает, что в случае поступления информации о преступлении, т. е. данных, указывающих на наличие признаков преступления, а точнее, признаков объективной стороны состава преступления9 (совокупности внешних признаков преступного деяния, указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы), необходимо безотлагательно возбуждать обособленное производство и с использованием полного круга правовых средств приступать к установлению определенных законом обстоятельств. В случае последующего установления обстоятельств, препятствующих производству расследования, должно приниматься предусмотренное законом решение о прекращении уголовного дела. При этом такое решение, в сравнении с решением об отказе в возбуждении уголовного дела, будет:
2. В случае
перспективы принятия решения о
Следовательно, можно предположить, что существующая на настоящий момент процессуальная форма доследственной проверки по объективным и субъективным причинам не способна обеспечить в 100% случаев законного, с точки зрения обеспечения справедливости, прав и свобод граждан, решения. По нашему мнению, ведомственный контроль и прокурорский надзор в большинстве случаев не являются гарантией обеспечения законности в поведении лица, ведущего уголовный процесс, поскольку материалы производства отражают лишь задокументированные данные, а реальную обстановку можно выявить лишь путем производства специальной проверки, что является исключительным случаем. Принцип состязательности как форма своеобразного процессуального контроля11 на рассматриваемом этапе не действует, в чем, собственно, и заключается одна из особенностей нашей правовой системы, а именно, в преобладании, на данном этапе розыскного несостязательного характера уголовного процесса. Нами предполагается, что «плюсы» системы, имеющей глубокие корни, не оправдывают себя в настоящей общественно-политической обстановке развития государства, и «минусы», образующиеся из анализируемых недостатков, преобладают. Из этого следует частный вывод, что доказывание обстоятельств, позволяющих не осуществлять уголовное преследование, должно проводиться в режиме обособленного производства в процессуальной форме, предусмотренной для предварительного расследования.
Оценка перспективности уголовного процесса как неотъемлемый субъективный процесс, безусловно влияющий на пределы и направления доказывания, имеет значение предопределяющего либо доминирующего фактора при рассмотрении информации о преступлении. Его явление деформирует процесс установления объективной истины события и процесс доказывания по условно- принятому алгоритму. Учитывая, что принцип объективности исследования буквально ограничен в ходе доследственной проверки (распространяется на обособленное производство в виде уголовного дела), а также то, что направление доказывания и их результаты являются противоположными и взаимоисключающими, можно предполагать, что орган уголовного преследования, полагаясь на нормы закона, регулирующие стадию возбуждения уголовного дела, имеет возможность разрешать судопроизводство по своему субъективному усмотрению.
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела
Уголовно-процессуальный закон не содержит специальной нормы, определяющей сущность возбуждения уголовного дела, но вместе с тем процедуре реализации этой стадии отводит самостоятельную главу 23 «Возбуждение уголовного дела», которая является составной частью раздела 6 «Досудебное производство по уголовному делу». Данное обстоятельство важно по следующим соображениям:
Отсутствие законодательного определения возбуждения уголовного дела значительно осложняет соблюдение требования единообразия в понимании, толковании и применении норм права. Вместе с тем последнее требование вполне выполнимо при условии точного соблюдения процедур, предписываемых в данной части УПК.
В соответствии с п. 27 ст. 7 УПК, «производство по делу» - совокупность процессуальных действий и решений, осуществляемых по конкретному уголовному делу в ходе его возбуждения, досудебной подготовки, судебного разбирательства и исполнения приговора (постановления) суда. Далее, п. 28 этой же статьи гласит, что «досудебное производство по уголовному делу» - производство по уголовному делу с момента возбуждения уголовного дела до направления его в суд для рассмотрения по существу. Приведенные положения подтверждают ранее высказанную мысль о том, что:
- отсутствие стадии возбуждения уголовного дела свидетельствует об отсутствии уголовно-процессуальных правоотношений.
Таким образом, возбуждение уголовного дела - это первая и обязательная стадия уголовного процесса, в которой государственные органы и должностные лица, осуществляющие функции уголовного преследования, получив сведения о совершенном или готовящемся преступлении, устанавливают наличие предпосылок для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Необходимо иметь в виду, что факт возбуждения уголовного дела неравнозначен уголовному преследованию. Как известно, уголовное преследование начинается с момента привлечения лица к уголовной ответственности, т.е. отстает по времени и по иерархии процессуальных решений от возбуждения уголовного дела. Очевидно, что функция уголовного преследования находится в процессуальной связи с возбуждением уголовного дела в том смысле, что без последнего данная функция не может быть реализована. Главное отличие возбуждения уголовного дела от уголовного преследования заключается в том, что последнее всегда направлено против конкретного лица, причастность которого к совершению преступления доказана в процессе досудебной деятельности уполномоченных органов, и это лицо обладает всеми признаками субъекта права в пределах corpus delicti, т.е. в материально-правовом смысле, в противном случае преследовать в уголовном порядке просто некого. Иное дело стадия возбуждения уголовного дела, когда решение может приниматься в условиях полного отсутствия каких-либо сведений о лице, возможно совершившем преступление. Более того, результаты действий уполномоченных лиц, совершаемых после возбуждения уголовного дела, могут дать основания для утверждения об отсутствии признаков уголовного характера содеянного или, как принято называть подобную ситуацию, об отсутствии состава преступления. Принятие решения о возбуждении уголовного дела в условиях отсутствия данных о лице, совершившем деяние, но при наличии признаков, указывающих на возможно уголовный характер деяния, на практике называется «возбуждением уголовного дела по факту». Если лицо, возможно совершившее преступление, устанавливается на стадии возбуждения уголовного дела, то в отношении данного лица принимается решение о возбуждении уголовного дела.
Должностные лица, уполномоченные возбуждать уголовные дела, с момента принятия данного решения вправе производить любые процессуальные действия, предусмотренные УПК для достижения таких целей, как установление обстоятельств совершения преступления, лица, его совершившего, оснований для уголовного преследования виновного.
Ранее, давая определение возбуждению уголовного дела, мы назвали эту часть уголовного процесса самостоятельной стадией. Это означает, что изданном этапе возникшие правоотношения обладают такими специфическими признаками, которые обособляют их от иных процессуальных стадий и этапов, во-первых, содержанием целей и задач, во-вторых, характером и структурой процессуальных средств, при помощи которых цели данной стадии достигаются.
Таким образом, значение стадии возбуждения уголовного дела заключается в следующем:
Цели стадии возбуждения уголовного дела:
Закон предусматривает обязательное реагирование государственных органов и должностных лиц для принятия мер к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.
Задачи стадии возбуждения уголовного дела вытекают непосредственно из общих задач уголовного процесса, предусмотренных в ст. 8 УПК, направленных на своевременное реагирование на совершенное преступление, быстрое и полное его раскрытие, установление виновного лица, для последующего справедливого судебного разбирательства.