Особенности возбуждения уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Исследование пред¬принято с целью теоретической разработки положений и правил института возбуждения уголовного дела, выявления и восполнения соответствующих пробелов, разрешения противоречий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики и практике его применения.
Исходя из данной цели, студентом решались следующие задачи:
 определение сущности и правовой природы возбуждения уголовного дела как института уголовно-процессуального права;
 систематизация субъектов правоотношений первоначальной стадии уголовного процесса, уточнение их правового положения;
 анализ оснований и условий законного и обоснованного приятия ре-шения в возбуждении уголовного дела;
 изучение вопросов эффективности прокурорского надзора, за законностью и обоснованностью в возбуждении уголовного дела;
 разработка предложений по совершенствованию уголовно-процес¬суального законодательства и практических рекомендаций для органов уголовного преследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………….…..5
1.1. Понятие и правовое значение института доследственной проверки……..5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела……………...……14
1.3. Характеристика поводов и основании возбуждения уголовного дела………….19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ
ВОПРОСА О НАЧАЛЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ…………………26
2.1. Прием сообщения о преступлении и его проверок……….………..26
2.3. Передача сообщения или заявления о преступлении по
подследственности или подсудности…………………………..…………….………..29
ГЛАВА 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АКТ……………………………………………………...33
3.1. Понятие, сущность и особенности акта возбуждения уголовного дела...33
3.2. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела………..…45
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ОШИБКИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА……………………………………….49
4.1. Процессуальные проблемы возбуждения уголовного дела………………49
4.2. Особенности стадии возбуждения уголовного дела с позиции
заведомо ложного доноса……………………………………………………....56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….69

Файлы: 1 файл

Возбуждение уголовного дела.doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

Правильное решение задач данной стадии позволит успешно осуществить дальнейшее предварительное расследование. Несвоевременное возбуждение уголовного дела приводит к утрате доказательств, укрытию преступлений, в результате чего невозможно установление истины по уголовному делу - основной цели уголовного процесса.

Вместе с тем, по определению А.П. Рыжакова, у рассматриваемой стадии двуединая задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, т.е. немедленная регистрация любого заявления (сообщения), содержащего признаки объективной стороны состава преступления. С другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса, в частности стадии предварительного расследования, от рассмотрения фактов:

а) которых в реальности не было;

б) безусловно не являющихся преступными, т.е. в которых нет 
хотя бы одного из обязательных признаков объективной стороны 
состава преступления, в том числе малозначительных (административных, дисциплинарных и иных проступков)13. Данное определение не бесспорно.

Определяя достаточные данные для возбуждения уголовного дела, нельзя руководствоваться так называемой судебной перспективой, предполагающей наличие сведений о виновнике преступления или реальной возможности его изобличения или же дающей основания полагать, что по делу будет вынесен обвинительный приговор. Такое положение не основано на законе. Оно может привести к незаконному отказу в возбуждении дела, расширению пределов проверки первичных материалов о преступлении14.

Данная позиция согласуется с мнением Д. Терентьева, который, 
оценивая значение и задачи стадии возбуждения уголовного дела, 
писал: "Что касается степени убежденности в совершенном преступлении, то при возбуждении уголовного дела не обязательно исходить из достоверного вывода о совершенном или готовящемся преступлении, как указывается в литературе"15.

Более глубокое понимание сущности вопроса дано М.С. Строговичем, который писал: «Для возбуждения уголовного дела достаточно обоснованного предположения о факте совершенного или подготовляемого преступления. Производство по уголовному делу начинается с более или менее высокой степени вероятности того, что совершено преступление»16.

Изложенные выше положения дают основания определить, что решение установленных законом задач в стадии процессуальных отношений между лицами, являющимися участниками этой стадии возбуждения уголовного дела, достигается путем совершения определенных процессуальных действий, сопровождающихся возникновением и развитием уголовного судопроизводства.

 
 
1.3. Характеристика  поводов  и основании возбуждения уголовного дела

 

Всестороннее и объективное рассмотрение, а также разрешение заявлений и сообщений о преступлениях - важная процессуальная обязанность органов предварительного расследования на стадии возбуждения уголовного дела.

Законом установлено, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела требуется наличие определенных условий, каковыми являются: 1) повод к возбуждению уголовного дела; 2) основание возбуждению уголовного дела; 3) отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу.

Повод к возбуждению уголовного дела - это строго установленный законом источник информирования следователя, дознавателя, прокурора о готовящемся либо совершенном преступлении, при наличии которых эти органы обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела

В соответствии со ст. 177 УПК Республики Казахстан поводами к возбуждению уголовного дела служат:

  1. заявление граждан;
  2. явка с повинной;
  3. сообщение должностного лица государственного органа или 
    лица, выполняющего управленческие функции в организации;
  4. сообщение в средствах массовой информации;

5) непосредственное обнаружение сведений о преступлении должностными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело.

Заявления граждан о преступлениях могут носить как письменный, так и устный характер. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно поступило. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом, принявшим заявление. В протоколе устного заявления должно быть указано где и когда составлен протокол, кем принято заявление (должностное лицо органа уголовного преследования), подробные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, место и время его рождения, место его жительства и работы, какой документ, удостоверяющий личность, предъявлен, кем и когда он выдан).

Заявителю в обязательном порядке разъясняется ответственность за заведомо ложный донос, после чего он предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 351 УК РК, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью заявителя.

Выполнение этой обязательной процедуры, установленной законом, впоследствии служит гарантией получения достоверных законно полученных фактических данных, на основе которых будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела

Сообщение о преступлении устного характера может быть передано по телефону. Такое заявление фиксируется в журнале заявлений и сообщений о преступлениях дежурным по органу внутренних дел, после чего, если оно находит свое подтверждение в ходе проверочных мероприятий, подлежит обязательному письменному оформлению. Не всегда граждане имеют возможность непосредственно обратиться с устным либо письменным заявлением, в подобных случаях они могут сообщить другим приемлемым им способом, т.е. путем направления его письмом по почте.

А Р. Михайленко определяет, что "«письмо» - это прежде всего фиксация речи, позволяющая не только передавать речь на расстояния, но и закреплять ее, сохранять во времени. Кроме того, заявление о преступлении можно переслать не только в письме, но и при помощи бандероли, посылки и т.п."17.

Следует согласиться, что такого рода способы передачи заявлений или сообщений о преступлении, после их надлежащего процессуального оформления следует рассматривать как поводы к возбуждению уголовного дела

В качестве заявления как повода необходимо рассматривать и жалобы граждан по делам частного и частно-публичного обвинения, перечень которых определен в ст. 33,34 УПК.

Практике известны случаи, когда в органы предварительного расследования поступают заявления анонимного характера, авторы которых в силу различного рода обстоятельств (страх, боязнь угрозы расправы, низменные побуждения, клевета, месть) желают остаться неизвестными.

К анонимным заявлениям всегда было крайне отрицательное отношение. Вместе с тем законодатель определил правовую природу и процессуальные последствия подобных заявлений. Анонимные заявления могут служить поводом к возбуждению уголовного дела только после их предварительной, тщательной и всесторонней проверки в случае если они содержат достаточные данные, указывающие на признаки преступления. В данном случае поводом будет непосредственное обнаружение у    признаков преступления органом предварительного расследования.

Явка с повинной представляет собой добровольное устное или письменное заявление лица о совершенном им преступлении, переданное органу, ведущему уголовный процесс. Явка с повинной оформляется протоколом, в котором подробно описывается сделанное заявление. Протокол явки с повинной подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление. Характерной особенностью явки с повинной является временной отрезок, в течение которого она должна быть сделана, когда в отношении этого лица еще не выдвинуто подозрение или не предъявлено обвинение в совершении данного преступления. Эта оговорка является весьма существенной, так как явка с повинной отнесена уголовным законом к числу обстоятельств, смягчающих ответственность виновного.

Явка с повинной должна способствовать раскрытию преступлений, но ни в коем случае не должна использоваться в спекулятивных целях при расследовании преступлений. Она, как и любой повод, должна подвергаться проверке, так как при этом возможен самооговор либо написание ее под давлением. Заявитель при явке с повинной обязательно должен быть уведомлен и предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, если в его заявлении указываются соучастники преступления.

Сообщение должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации о совершенном или готовящемся преступлении должно быть сделано в письменной форме и официально оформлено. Данное сообщение должно быть представлено в виде официального документа, подготовленного на бланке организации и заверенного подписью должностного ответственного лица, скреплено печатью, а также подкреплено материалами, подтверждающими данное сообщение о преступлении. Также к ним могут быть приложены акты ревизии, инвентаризации, материалы служебных проверок, объяснения ответственных лиц. В определенных случаях отдельные государственные органы управомочены и обязаны сообщать о готовящихся или совершенных преступлениях. Это относится к органам здравоохранения, противопожарной безопасности, руководителям предприятий и организаций в случаях доставления лиц с телесными повреждениями в медицинские учреждения, при пожарах и возгораниях, при несчастных случаях на производстве и др. В подобных ситуациях должностные лица органов уголовного преследования должны принять такие сообщения и подвергнуть их проверке. В целях контроля правоохранительные органы проводят сверки фактов реагирования на эти сообщения по итогам квартала, полугодия и года

Нововведением является статья 35 УПК РК, предусматривающая привлечение к уголовной ответственности по заявлению руководителей коммерческой или частной организации или уполномоченного органа или с их согласия, если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой или иной организации, не являющейся государственным предприятием, и не причинило вреда интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства. Это обусловлено необходимостью обеспечить самостоятельность хозяйствующих субъектов, ограничить возможности государства на осуществление необоснованного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий.

Сообщение в средствах массовой информации может служить поводом к возбуждению уголовного дела, если оно содержит конкретные факты о готовящемся или совершенном преступлении, и было опубликовано в газете или журнале либо распространено по радио или телевидению. Данный повод предусматривает широкое значение, так как охватывает более обширную категорию печатных изданий, независимо от масштабов распространения газеты или журнала (районный, областной, республиканский, учредительный орган), а также средства массового вещания.

Одной из особенностей является обязанность лиц, выполняющих управленческие функции в средствах массовой информации, в которых опубликовано или распространено сообщение о преступлении, по требованию лица, правомочного возбудить уголовное дело, передать находящиеся в их распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение, а также назвать лицо, предоставившее эти сведения.

Непосредственное обнаружение сведений о преступлении должностными лицами и органами, правомочными возбудить уголовное дело, рассматривается как повод к возбуждению уголовного дела в случаях, когда сотрудник органа дознания, следователь, прокурор, находясь при исполнении должностных обязанностей, являются очевидцами готовящегося или совершенного преступления либо обнаруживают следы или последствия преступления непосредственно после его совершения. В этом случае они должны принять меры к задержанию подозреваемого и производству неотложных следственных действий. Таким образом, они имеют право возбудить уголовное дело и приступить к его расследованию.

Орган дознания и дознаватель, следователь в процессе исполнения своих служебных обязанностей или при производстве дознания или предварительного следствия по делу о другом преступлении могут получить сведения о преступлении. Рассматриваемый повод вытекает из активной деятельности органов расследования, при которой вне зависимости от чьего-либо заявления, сообщения, они сами обнаруживают признаки преступления и решают вопрос о возбуждении уголовного дела

Прокурор, осуществляя свою деятельность по надзору за законностью деятельности следствия, дознания, оперативно-розыскных служб, в ходе судебного разбирательства по уголовным и гражданским делам может обнаружить или получить сведения о преступлении. Рассматриваемый повод к возбуждению уголовного дела относится и к деятельности прокурора по делам частного и частно-публичного обвинения (ст. 33, 34 УПК). Правовым основанием для этого являются положения ч. 2 ст. 33 и 34 УПК, где прокурору предоставляется право возбудить производство по делам частного и частно-публичного обвинения при отсутствии жалобы потерпевшего.

Приведенный перечень поводов к возбуждению уголовного дела является исчерпывающим, вместе с тем можно отметить, что, обособив суд от органов уголовного преследования, закон в ч. 4 ст. 183 УПК оговаривает, что суд, обнаружив признаки преступления при разбирательстве уголовного, гражданского или административного дела, обязан частным постановлением довести это до сведения прокурора.

Таким образом, решение по этому частному постановлению будет  принимать прокурор, так как суд не вправе возбуждать уголовное дело. Решение прокурора о возбуждении уголовного дела по этому материалу будет иметь только уголовно-процессуальное значение, а предпосылкой фактически будет являться деятельность суда, выявившего признаки преступления.

Наличия повода к возбуждению уголовного дела недостаточно принятия окончательного решения о возбуждении уголовного дела. В законе сказано, что основанием к возбуждению уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (ч. 2 ст. 177 УПК).

Информация о работе Особенности возбуждения уголовного дела