Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:49, дипломная работа
Исследование пред¬принято с целью теоретической разработки положений и правил института возбуждения уголовного дела, выявления и восполнения соответствующих пробелов, разрешения противоречий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики и практике его применения.
Исходя из данной цели, студентом решались следующие задачи:
определение сущности и правовой природы возбуждения уголовного дела как института уголовно-процессуального права;
систематизация субъектов правоотношений первоначальной стадии уголовного процесса, уточнение их правового положения;
анализ оснований и условий законного и обоснованного приятия ре-шения в возбуждении уголовного дела;
изучение вопросов эффективности прокурорского надзора, за законностью и обоснованностью в возбуждении уголовного дела;
разработка предложений по совершенствованию уголовно-процес¬суального законодательства и практических рекомендаций для органов уголовного преследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………….…..5
1.1. Понятие и правовое значение института доследственной проверки……..5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела……………...……14
1.3. Характеристика поводов и основании возбуждения уголовного дела………….19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ
ВОПРОСА О НАЧАЛЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ…………………26
2.1. Прием сообщения о преступлении и его проверок……….………..26
2.3. Передача сообщения или заявления о преступлении по
подследственности или подсудности…………………………..…………….………..29
ГЛАВА 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АКТ……………………………………………………...33
3.1. Понятие, сущность и особенности акта возбуждения уголовного дела...33
3.2. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела………..…45
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ОШИБКИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА……………………………………….49
4.1. Процессуальные проблемы возбуждения уголовного дела………………49
4.2. Особенности стадии возбуждения уголовного дела с позиции
заведомо ложного доноса……………………………………………………....56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….69
В данном случае речь идет о наличии фактических данных и о признаках преступления, необходимых для обоснованного решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В ст. 177 УПК не говорится о том, что для возбуждения уголовного дела необходимо наличие состава преступления, а лишь о признаках преступления.
Таким образом, для возбуждения уголовного дела достаточно одного или нескольких признаков преступления, но не всех. Как правило, в ходе доследственной проверки сразу выявляется два элемента состава преступления - объективная сторона и объект. Они дают ответ на вопрос: имело ли место преступление, так как именно они охватывают большинство обстоятельств совершенного преступления. Исходя из точки зрения достаточности данных при решении вопроса о возбуждении уголовного дела органы расследования не всегда знают, кто совершил преступление и какова форма вины. Установление остальных элементов состава преступления - субъекта и субъективной стороны преступления - входит в задачу стадии предварительного расследования.
Говоря об основаниях к возбуждению уголовного дела, необходимо уточнить, что под достаточным наличием данных следует понимать минимум фактических данных, содержащих признаки преступления.
Таким образом, если в том или ином событии (факте), о котором стало известно органу уголовного преследования, нет признаков преступления, то нет и оснований к возбуждению уголовного дела.
Проводя доследственную проверку, направленную на достоверность повода и основания к возбуждению уголовного дела, необходимо на стадии возбуждения уголовного дела установить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по нему.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ ВОПРОСА О НАЧАЛЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
2.1. Прием сообщения о преступлении и его проверок
Прием заявлений и сообщений о совершенном либо готовящемся преступлении является обязанностью должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование. Заявителю выдается документ (справка) о том, что заявление у него принято, регистрационный номер, под которым отмечено его заявление (сообщение), когда и кем оно принято и в какие сроки будет разрешено. В случае, если заявление либо сообщение носит в себе признаки гражданско-правовых отношений, то заявителю разъясняется, что обратиться с таким заявлением он может в гражданско-правовом порядке. Если из заявления видно, что оно является жалобой на действия, подпадающие под признаки преступления, преследуемого в порядке частного обвинения, заявителю рекомендуется обратиться в соответствующий суд, однако при этом требование заявителя о принятии заявления удовлетворяется.
Недопустим отказ в принятии заявления по тем основаниям, что его разрешение входит в предмет компетенции иного органа.
В случае необоснованного отказа в приеме заявления либо сообщения о преступлении заявитель вправе в порядке ст.ст. 108, 109 УПК обратиться с жалобой к прокурору, а в случае ее неудовлетворения - в порядке ст. 109 УПК в суд.
Поскольку суд не является органом уголовного преследования, заявление или сообщение о преступлении, поступившее в суд, за исключением случаев возбуждения дел частного обвинения, направляется прокурору, о чем уведомляется заявитель.
Уголовные дела частного обвинения возбуждаются самим заявителем путем подачи жалобы в соответствующий суд, который может принять жалобу к рассмотрению либо отказать в этом (гл. 45 УПК).
В том случае, если суд при рассмотрении гражданского, уголовного или административного дела выявляет признаки преступления, то в соответствии с ч. 4 ст. 387 УПК он выносит частное постановление и направляет его прокурору для принятия решения. Необходимые меры должны быть приняты прокурором в срок, не превышающий одного месяца, о чем должен быть уведомлен суд (ч. 6 ст. 387 УПК).
После поступления заявления или сообщения о преступлении должностные лица, имеющие право на возбуждение уголовного дела должны вынести соответствующее процессуальное решение в установленные Уголовно-процессуальным кодексом сроки. Первоначальным и основным сроком для разрешения заявления либо сообщения о преступлении являются три дня.
Решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом, а также о направлении материалов по подследственности должно приниматься незамедлительно по установлении для этого необходимого основания. Промедление с возбуждением уголовного дела, особенно в случаях очевидности факта совершения преступления и необходимости производства неотложных следственных действий, может привести к утрате следов преступления и осложнить задачи органа уголовного преследования.
Однако имеются случаи, когда данный срок недостаточен в связи с необходимостью осуществления проверочных действий, а также следственных действий, допустимых в стадии возбуждения уголовного дела (осмотра, судебной экспертизы в порядке ч. 2 ст. 242 УПК). Такая необходимость возникает в случае, если содержащиеся в заявлении (сообщении) сведения о преступлении недостаточны для принятия соответствующего процессуального решения.
Поэтому в целях обоснованности выносимого процессуального решения указанный срок с разрешения начальника органа дознания либо следственного отдела может быть продлен до десяти суток, а в исключительных случаях - до одного месяца с уведомлением в течение трех суток прокурора.
В момент необходимости
принятия решения о возбуждении уголовного дела сведения,
которыми располагают органы уголовного преследования,
зачастую являются недостаточно полными, точными
и проверенными. В связи с этим для
уточнения обстоятельств, от которых зависит
принятие решения о возбуждении уголовного
дела и определения его подследственности,
органом уголовного преследования могут
быть осуществлены проверочные действия.
Проверочные действия могут состоять
в истребовании предметов, документов и получении
объяснений от граждан и должностных лиц.
Истребованы могут быть не только материалы,
имеющиеся в готовом для предоставления
виде, но и требующие проведения служебных
расследований и использования специальных
знаний. В качестве проверочных действий
используются также проведение аудита
и инвентаризации, если они могут быть
окончены в сроки,
установленные законом (ст. 184 УПК).
По итогам рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении должностное лицо, у кого в производстве находятся соответствующие материалы, выносит одно из следующих процессуальных решений:
1) возбудить уголовное дело с вынесением постановления о возбуждении уголовного дела и направлением его копии прокурору в течение 24 часов и уведомлением заявителя о принятом решении;
2) отказать в возбуждении уголовного дела с вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и направлением его копии прокурору в течение 24 часов и уведомлением заявителя о принятом решении;
3) в случае подачи заявления (сообщения) с нарушением подследственности - направить его с дополнительными материалами по подследственности. В том случае, когда в заявлении или сообщении усматриваются признаки дела частного обвинения, указанные материалы направляются в соответствующий суд.
При сообщении о
принятом по заявлению (сообщению)
решении заявителю ему разъясняется право
обжалования
решения в порядке ст. ст. 108,109 УПК.
2.3. Передача сообщения или заявления о преступлении по подследственности или подсудности
В соответствии со ст. 188 УПК должностное лицо или орган, уп-равомоченный возбудить уголовное дело, вправе передать заявление или сообщение о преступлении по подследственности без возбуждения уголовного дела.
По существу, статья гласит о том, что орган уголовного преследования, получивший заявление или сообщение о преступлении, зная о том, что оно не входит в его компетенцию, руководствуясь правилами подследственности, предусмотренными ст. 7 (п. 17), 192, 285 УПК, может направить его в надлежащий орган. Принятие такого решения требует наличия определенных условий:
Решение органа уголовного преследования о передаче заявлений или сообщений о преступлении по подследственности без возбуждения уголовного дела принимается, согласно ст. 184 УПК, не позднее двадцати четырех часов со дня его поступления, можно допустить, что срок принятия решения может быть продлен до 10 суток, но это должно носить исключительный характер, так как в случае принятия решения о передаче заявления или сообщения по подследственности соответствующий орган, которому оно подследственно, будет ограничен во времени, требуемом для проверочных действий.
Направление заявления или сообщения по подследственности фактически процессуально не оформляется, как правило они направляются по подследственности сопроводительным письмом без указания на признаки преступления, обнаруженные в заявлении или сообщении.
О передаче заявлений или сообщений по подследственности без возбуждения уголовного дела в течение двадцати четырех часов должен быть уведомлен прокурор. В соответствии с п. 4.8. Инструкции о порядке приема, регистрации, учета и разрешения заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях и происшествиях, принятой Генеральной Прокуратурой РК (№ 95/ЦА от 27 января 1998 г.), о передаче заявления или сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения - по подсудности заявителю сообщается в письменной форме. Одновременно заявителю разъясняется его право на обжалование данного решения.
Положения ч. 1 ст. 188 УПК не могут распространяться на деятельность органов по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Законом также предусмотрена возможность передачи по подсудности без возбуждения уголовного дела жалоб потерпевших о преступлениях, преследуемых в порядке частного обвинения (ст. 33 УПК).
В любом случае направления заявления или сообщения по подследственности, в том числе и по делам частного обвинения по подсудности, орган дознания, начальник следственного отдела, следователь, прокурор обязаны принять меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно закреплению следов преступления (ч. 3 ст. 185 УПК). Если орган уголовного преследования устанавливает, что в жалобе усматривается преступление, преследуемое в порядке частного обвинения, он обязан принять жалобу, после чего направить ее в суд по подсудности, при этом принять меры к пресечению и предотвращению повторного нарушения путем осуществления профилактических мероприятий, выражающихся во внесении представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений, в заинтересованные инстанции. Кроме того, он должен принять меры к обеспечению сохранности места происшествия. Следует иметь в виду, что орган уголовного преследования, усмотрев, что лицо не может само обратиться с жалобой в силу своего беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого либо по другим причинам, должен принять меры к направлению материала прокурору, так как при наличии подобных обстоятельств он вправе возбудить уголовное дело (ч. 2 ст. 33 УПК). О направлении жалобы потерпевшего по подсудности постановление также не выносится, а составляется сопроводительное письмо.
Орган уголовного преследования или суд, получив заявление или сообщение в порядке ст. 188 УПК, должен в пределах установленной компетенции принять решение в соответствии со ст. 185 УПК. При этом процессуальные сроки принятия решения, установленные в ст. 184 УПК, в равной мере относятся ко всем сообщениям и заявлениям о преступлениях независимо от того, принимает ли решение тот орган, в который данное заявление или сообщение поступило первоначально, либо орган, которому оно передано по подследственности или подсудности без возбуждения уголовного дела. Это означает, что исчисление сроков, установленных в ст. 184 УПК, осуществляется с момента первичной регистрации заявления или сообщения.
Установление такого порядка исчисления процессуальных сроков имеет свои преимущества, заключающиеся в следующем:
Необходимо иметь в виду, что при истечении предельных сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях в связи с тем, что орган первичной регистрации проводил проверочные действия, тот орган, в который материалы направлены без возбуждения уголовного дела, основываясь на материалах ранее проведенной проверки, принимает произвольное решение в течение двадцати четырех часов. При этом закон предусматривает только два случая, когда заявление или сообщение передается по подследственности: 1) преступление совершено за пределами данного района и для принятия решения о возбуждении дела требуются проверочные действия по месту совершения преступления; 2) названные проверочные действия могут быть проведены только тем органом, к подследственности которого преступление отнесено. Это положение формально исключает возможность производства проверочных действий органом первичной регистрации, принявшим решение о передаче заявления или сообщения по подследственности. Вместе с тем принятие данного решения, во-первых, осуществляется в те же сроки, что и иные решения, во-вторых, решение о передаче заявления или сообщения по подследственности объективно может быть протянуто во времени, так как основания для этого могут обнаружиться уже в процессе проверочных действий, предпринятых органом первичной регистрации.
Таким образом, сроки, установленные в ст. 184 УПК, являются едиными независимо от характера принятого решения и исчисляются с момента первичной регистрации заявления или сообщения и оканчиваются в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом. Между этими моментами - первичной регистрацией и принятием одного из двух названных выше решений - может находиться решение о передаче дела по подследственности.