Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:49, дипломная работа
Исследование пред¬принято с целью теоретической разработки положений и правил института возбуждения уголовного дела, выявления и восполнения соответствующих пробелов, разрешения противоречий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики и практике его применения.
Исходя из данной цели, студентом решались следующие задачи:
определение сущности и правовой природы возбуждения уголовного дела как института уголовно-процессуального права;
систематизация субъектов правоотношений первоначальной стадии уголовного процесса, уточнение их правового положения;
анализ оснований и условий законного и обоснованного приятия ре-шения в возбуждении уголовного дела;
изучение вопросов эффективности прокурорского надзора, за законностью и обоснованностью в возбуждении уголовного дела;
разработка предложений по совершенствованию уголовно-процес¬суального законодательства и практических рекомендаций для органов уголовного преследования.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………….…..5
1.1. Понятие и правовое значение института доследственной проверки……..5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела……………...……14
1.3. Характеристика поводов и основании возбуждения уголовного дела………….19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ
ВОПРОСА О НАЧАЛЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ…………………26
2.1. Прием сообщения о преступлении и его проверок……….………..26
2.3. Передача сообщения или заявления о преступлении по
подследственности или подсудности…………………………..…………….………..29
ГЛАВА 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АКТ……………………………………………………...33
3.1. Понятие, сущность и особенности акта возбуждения уголовного дела...33
3.2. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела………..…45
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ОШИБКИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА……………………………………….49
4.1. Процессуальные проблемы возбуждения уголовного дела………………49
4.2. Особенности стадии возбуждения уголовного дела с позиции
заведомо ложного доноса……………………………………………………....56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….69
Согласие на привлечение Председателя или члена Конституционного Совета Республики Казахстан к уголовной ответственности, арест, привод дается на совместном заседании Палат Парламента по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан большинством от общего числа депутатов каждой из Палат.
Представление вносится перед предъявлением Председателю или члену Конституционного Совета Республики Казахстан обвинения, дачей санкции на арест, решением вопроса о необходимости принудительного доставления его в орган уголовного преследования.
В случае согласия Парламента Республики Казахстан на привлечение Председателя, члена Конституционного Совета Республики Казахстан к уголовной ответственности предварительное следствие в отношении него осуществляется в соответствии с правилами УПК, однако при необходимости привода, ареста учитываются особенности, предусмотренные настоящей статьей.
Если Парламент не дал согласия на привлечение лица из числа указанных к уголовной ответственности, уголовное дело подлежит прекращению по этому основанию.
Надзор за законностью расследования уголовного дела, санкционирование основных следственных действий, продление срока содержания под стражей в отношении Председателя и члена Конституционного Совета Республики Казахстан, выражение согласия с обвинительным заключением и предание обвиняемого суду осуществляет Генеральный Прокурор Республики Казахстан. Любое нарушение процессуальных норм, обеспечивающих неприкосновенность депутата, является существенным и может служить основанием для прекращения уголовного дела или возвращения его для производства дополнительного следствия. Доказательства, полученные незаконным способом, признаются не имеющими юридической силы.
По окончании производства по уголовному делу оно передается в Верховный Суд Республики Казахстан в порядке, предусмотренном гл. 36 УПК, Генеральным Прокурором Республики Казахстан.
Производство предварительного следствия в отношении судьи. Согласно п. 2 ст. 27 Закона о судебной системе и статусе судей уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным Прокурором Республики Казахстан.
Производство предварительного следствия по уголовным делам в отношении судьи обязательно.
В соответствии с п. 2 ст. 79 Конституции «Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае, установленном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений».
Перед предъявлением судье обвинения, дачей санкции на арест, решением вопроса о необходимости принудительного доставления судьи в орган уголовного преследования для получения соответствующего согласия Генеральный Прокурор Республики Казахстан вносит представление Президенту Республики Казахстан, а в случае, предусмотренном подпунктом 3) статьи 55 Конституции, - в Сенат Парламента Республики Казахстан.
Норма определяет порядок производства по уголовному делу после получения Генеральным Прокурором Республики Казахстан решения Президента Республики Казахстан, Сената Парламента Республики Казахстан (чч. 4-9 ст. 496 УПК).
Производство предварительного следствия в отношении Генерального Прокурора Республики Казахстан. В соответствии с п. 3 ст. 83 Конституции Республики Казахстан «Генеральный Прокурор Республики Казахстан в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений» .
Особенность возбуждения уголовного дела в отношении Генерального Прокурора Республики Казахстан состоит в том, что оно должно быть возбуждено только первым заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан. Генеральный Прокурор Республики Казахстан с момента возбуждения в отношении его уголовного дела до окончания расследования по представлению первого заместителя отстраняется Президентом Республики Казахстан от исполнения своих обязанностей.
Согласие на привлечение Генерального Прокурора Республики Казахстан к уголовной ответственности, арест, привод дается Сенатом Парламента Республики Казахстан при внесении соответствующего представления его первого заместителя.
Норма определяет порядок производства по уголовному делу в отношении Генерального Прокурора Республики Казахстан после получения заместителем Генерального Прокурора Республики Казахстан решения Сената Парламента Республики Казахстан по результатам рассмотрения его представления (чч. 4-9 ст. 496 УПК).
Досудебное производство по уголовному делу в отношении Генерального Прокурора Республики Казахстан возможно только в форме предварительного следствия.
Все функции, связанные с надзором за законностью, а также иные функции прокурора в ходе предварительного следствия и передаче оконченного производством уголовного дела с обвинительным заключением в отношении Генерального Прокурора Республики Казахстан осуществляет его первый заместитель. Санкции на производство следственных действий в отношении Генерального Прокурора Республики Казахстан даются его первым заместителем.
После принятия решения о возбуждении уголовного дела орган уголовного преследования, в производстве которого находится уголовное дело, приступает к производству следственных действий. При возбуждении уголовного дела прокурором он действует в рамках полномочий как при досудебном производстве, определенных ст. 190, 192, 197, 289 УПК. Являясь должностным лицом органа уголовного преследования, а также надзирающим за законностью, прокурор после возбуждения уголовного дела вправе направить его следователю или орган)7 дознания для производства предварительного следствия или дознания. Он вправе участвовать в осмотре места происшествия, назначать экспертизы, а также осуществлять другие действия, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Наряду с возбуждением уголовного дела прокурор может отказать в его возбуждении, дать письменные указания о производстве отдельных следственных действий.
Следователь, возбудив уголовное дело, приступает к производству предварительного следствия, руководствуясь ст. 191 УПК, предусматривающей обязательность предварительного следствия по всем уголовным делам за исключением дел о преступлениях, носящих характер частного обвинения (ч. 1 ст. 33 УПК), и о преступлениях, по которым предварительное следствие не обязательно (ст. 285 УПК).
При принятии решения о возбуждении уголовного дела следователем выносится постановление о возбуждении и принятии его к своему производству. При принятии дела к производству от прокурора или начальника следственного отдела следователь выносит постановление о принятии дела к своему производству и незамедлительно приступает к следствию. Копии указанных постановлений следователь не позднее двадцати четырех часов направляет прокурору.
Орган дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 200 УПК), после возбуждения уголовного дела обязан произвести неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр, обыск, выемка, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей. О принятом решении орган дознания уведомляет прокурора. После производства неотложных следственных действий не позднее пяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан передать дело следователю, письменно уведомив прокурора в течение двадцати четырех часов.
По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 285 УПК), орган дознания после возбуждения уголовного дела обязан приступить к производству дознания, и в установленный законом десятидневный срок с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела должен передать его в суд. Этот срок начальником органа дознания может быть продлен до тридцати суток.
Сущность регламентации деятельности органа уголовного преследования после возбуждения уголовного дела заключается в том, что с этого момента следователь или орган дознания официально приступает к производству предварительного следствия и вправе осуществлять любые процессуальные (следственные) действия, предусмотренные законом для решения задач быстрого и полного раскрытия преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных. Стадия возбуждения уголовного дела завершается и начинается новая стадия - предварительного расследования.
3.2. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела
Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О прокуратуре Республики Казахстан» возлагает на прокурора обязанность надзора за соблюдением законности в деятельности органов предварительного расследования.
В ст. 190 УПК «Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела» предусмотрены следующие права прокурора: отменить постановление дознавателя, органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и отказать в возбуждении уголовного дела; отменить постановление дознавателя, органа дознания или следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и возбудить уголовное дело; отменить постановление дознавателя, органа дознания или следователя о возбуждении уголовного дела и прекратить уголовное дело, если по нему уже произведены следственные действия.
Как видно из положений ст. 190 УПК, законодатель предусмотрел возможность реагирования прокурора во всех случаях нарушений законности при возбуждении уголовного дела или отказе в таковом органами предварительного расследования. Более точно данные положения закона выглядели бы при дополнении этих формулировок уточнениями: «Прокурор принимает эти решения при наличии или отсутствии законных поводов и оснований».
Прокурор, осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, проверяет соблюдение законности при приеме, регистрации, разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях. В законе не предусматриваются сроки, в течение которых он должен проводить проверки в порядке надзора. В процессе своей деятельности прокурор в обязательном порядке обращает внимание на состояние работы по материалам, по которым сроки не истекли и на законность отказов в возбуждении уголовного дела, С этой целью закон требует от органов предварительного расследования в течение двадцати четырех часов направлять прокурору копию постановления о принятом решении: о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче заявления по подследственности либо подсудности.
Прокурор, осуществляя надзор за приемом и регистрацией заявлений или сообщений о преступлениях, рассматривает жалобы о необоснованном отказе в их приеме. При отказе в возбуждении уголовного дела проверяет: уведомлены ли об отказе в возбуждении уголовного дела заявители, приславшие заявление или сообщение, разъяснено ли им право и порядок обжалования постановления.
Осуществляя надзор, прокурор вправе получить для проверки от органов уголовного преследования уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия.
В качестве объектов прокурорского надзора законодатель конкретно обозначил документы и материалы. Под документами, на наш взгляд, согласно ч. 2 ст. 123 УПК, следует понимать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться в том числе материалы доследственной проверки (объяснения и иные материалы, акты инвентаризаций, ревизий, справки), а также материалы, содержащие компьютерную информацию, фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, полученные при собирании доказательств. Здесь следует отметить, что этот перечень не является исчерпывающим и его необходимо дополнить процессуальными документами, составляемыми до возбуждения уголовного дела: протоколом места происшествия, заключением экспертизы, протоколом явки с повинной.
К материалам можно отнести все иные документы, не входящие в перечень ч. 2 ст. 123 УПК, а также образцы для сравнительного исследования, вещи и предметы, обнаруженные при осмотре и т.д.
Систематический надзор за законностью возбуждения уголовного дела предполагает не только надзор за конечным принятым решением. Прокурор, надзирая за ходом проверки, вправе участвовать в осмотре места происшествия, назначать экспертизы, а также осуществлять другие действия, необходимые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Под другими действиями следует понимать участие в проведении отдельных наиболее важных и сложных проверочных действий, к которым можно отнести инвентаризацию, ревизию, изучение документов, представленных оперативными службами органов уголовного преследования.
Следует учитывать, что прокурор вправе направить дела следователю или органу дознания для производства предварительного следствия или дознания (ст. 189 УПК), а согласно ч. 2 ст. 194 УПК, следователь обязан незамедлительно приступить к следствию по возбужденному им или переданному ему делу. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 63 УПК Республики Казахстан.