Особенности возбуждения уголовного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 17:49, дипломная работа

Описание работы

Исследование пред¬принято с целью теоретической разработки положений и правил института возбуждения уголовного дела, выявления и восполнения соответствующих пробелов, разрешения противоречий в уголовно-процессуальном законодательстве Республики и практике его применения.
Исходя из данной цели, студентом решались следующие задачи:
 определение сущности и правовой природы возбуждения уголовного дела как института уголовно-процессуального права;
 систематизация субъектов правоотношений первоначальной стадии уголовного процесса, уточнение их правового положения;
 анализ оснований и условий законного и обоснованного приятия ре-шения в возбуждении уголовного дела;
 изучение вопросов эффективности прокурорского надзора, за законностью и обоснованностью в возбуждении уголовного дела;
 разработка предложений по совершенствованию уголовно-процес¬суального законодательства и практических рекомендаций для органов уголовного преследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА
ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА…………………………………….…..5
1.1. Понятие и правовое значение института доследственной проверки……..5
1.2. Понятие и сущность стадии возбуждения уголовного дела……………...……14
1.3. Характеристика поводов и основании возбуждения уголовного дела………….19
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РЕШЕНИЯ
ВОПРОСА О НАЧАЛЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ…………………26
2.1. Прием сообщения о преступлении и его проверок……….………..26
2.3. Передача сообщения или заявления о преступлении по
подследственности или подсудности…………………………..…………….………..29
ГЛАВА 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АКТ……………………………………………………...33
3.1. Понятие, сущность и особенности акта возбуждения уголовного дела...33
3.2. Надзор прокурора за законностью возбуждения уголовного дела………..…45
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ОШИБКИ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА……………………………………….49
4.1. Процессуальные проблемы возбуждения уголовного дела………………49
4.2. Особенности стадии возбуждения уголовного дела с позиции
заведомо ложного доноса……………………………………………………....56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….69

Файлы: 1 файл

Возбуждение уголовного дела.doc

— 431.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АКТ

 

3.1. Понятие, сущность и особенности  акта возбуждения уголовного  дела

 

Формируя принимаемое решение в каждом конкретном случае, следует строго руководствоваться уголовно-процессуальным законом (ст. 185 УПК), в котором сказано, что в каждом случае получения заявления или сообщения о преступлении или непосредственном обнаружении преступления дознаватель, орган дознания, начальник следственного отдела, следователь или прокурор принимают одно из следующих решений:

  1. о возбуждении уголовного дела;
  2. об отказе в возбуждении уголовного дела;
  3. о передаче заявления, сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения - по подсудности.

При наличии повода и достаточного основания к возбуждению уголовного дела дознаватель, орган дознания, начальник следственного отдела, следователь, прокурор выносят постановление о возбуждении уголовного дела (ст. 186 УПК).

Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Во вводной части указывается время и место его вынесения, кем оно составлено. В описательной части - повод и основание к возбуждению уголовного дела, в отношении кого оно возбуждается. В резолютивной - статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. Одновременно принимаются меры к закреплению следов преступления путем производства неотложных следственных действий.

Вынесению постановления о возбуждении уголовного дела придается особое значение, так как оно является итоговым процессуальным решением на этой стадии и от правильности его составления зависит переход к следующей стадии уголовного процесса - предварительному расследованию, знаменующему собой начало уголовного дела и правовую основу для производства всех необходимых следственных действий. Процедура возбуждения уголовного дела требует определенного согласия на это прокурора, так как после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела орган уголовного преследования обязан зарегистрировать данное преступление в органе правовой статистики и информации, после чего уголовному делу будет присвоен индивидуальный номер. Данная регистрация обеспечивает строгий учет преступлений и направлена на недопущение фактов сокрытия преступлений от учета. После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела орган уголовного преследования заполняет статистическую карточку формы 1.0. на выявленное преступление, которая заверяется подписью прокурора с последующей регистрацией в Центре правовой статистики и информации при прокуратуре (ЦПСиИ).

Уголовные дела возбуждаются как в отношении конкретных лиц, так и по фактам преступлений, так как они могут совершаться в условиях очевидности или неочевидности, т.е. известно лицо, совершившее преступление либо оно неизвестно.

Копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение двадцати четырех часов направляется прокурору. О принятом решении сообщается заявителю и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, с разъяснением ему прав и обязанностей в связи с началом уголовного преследования.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурором оно направляется по подследственности органу предварительного следствия или дознания, которые приступают к производству предварительного следствия или дознания, при этом они выносят отдельное постановление о принятии дела к своему производству. Копию данного постановления направляют прокурору в срок не позднее двадцати четырех часов с момента вынесения постановления о принятии дела к своему производству (ст. 194 УПК).

В случае, когда уголовное дело возбуждается следователем или дознавателем, который сам далее будет проводить следствие или дознание, выносится одно единое постановление о возбуждении уголовного дела и принятии его к своему производству.

Орган дознания об обнаруженном преступлении и возбуждении уголовного дела немедленно уведомляет прокурора (ч. 1 ст. 200 УПК).

При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела орган уголовного преследования выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ст. 187 УПК).

Данное постановление выносится при наличии определенных условий, к которым кроме оснований относятся поводы и обстоятельства, исключающие производство по делу.

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, к моменту принятия решения должны быть установлены достоверно. Убедившись в их достоверности, орган уголовного преследования вправе вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела

Постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указывается место и время составления, кем вынесено постановление, по какому поводу выносится.

В описательной части указываются обстоятельства, т.е. фактические данные, вытекающие из рассматриваемого повода, а затем в логической последовательности приводятся доказательства, подтверждающие обоснованный вывод о наличии тех или иных обстоятельств, исключающих производство по делу. Приводимое обоснование должно быть мотивированным и аргументированным, позволяющим заинтересованным лицам уяснить причины отказа в возбуждении уголовного дела и при необходимости обжаловать в установленном порядке.

В описательной части должна быть обязательная ссылка на норму закона, предусматривающую основание для отказа в возбуждении уголовного дела, и конкретное обстоятельство, исключающее производство по уголовному делу.

В резолютивной части постановления формируется окончательное решение, которое должно полностью соответствовать данным, указанным в описательной части.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение двадцати четырех часов направляется прокурору и заявителю. Должностное лицо, принявшее решение, обязано разъяснить заявителю права и порядок обжалования постановления.

Отказ следователя, дознавателя может быть обжалован начальнику следственного отдела, начальнику органа дознания, а также прокурору или в суд. Постановление суда об отказе в принятии заявления о частном обвинении может быть обжаловано в вышестоящий суд.

При отказе в возбуждении уголовного дела, если усматриваются нарушения политических, трудовых, жилищных, семейных и иных прав граждан, а также нарушение законных интересов организаций, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, заинтересованным лицам должны быть разъяснены права и порядок обращения в суд для восстановления нарушенных прав и интересов в порядке гражданского судопроизводства.

Наряду с общим порядком возбуждения уголовных дел в законодательстве определены особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц.

Производство предварительного следствия в отношении депутата Парламента Республики Казахстан. Исключительный порядок возбуждения уголовного дела в отношении депутата Парламента Республики Казахстан, его ареста, привода и привлечения к уголовной ответственности 
установлен процессуальным законодательством исходя из особого конституционного статуса депутата (см. п. 4 ст. 52 Конституции).

Так согласно ст. 32 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» от 16.10.1995 г. 
Депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений.18

Однако УПК предусматривает обязательное производство 
предварительного следствия по делам в отношении депутатов Парламента Республики. Вводится обязательное незамедлительное, т.е. одновременное с принятием решения, уведомление Генерального Прокурора Республики Казахстан о возбужденном уголовном деле, которое не позднее 48 часов представляется Генеральному Прокурору Республики Казахстан для осуществления им надзора в соответствии со ст. 197 УПК. Следует иметь в виду, что процессуальные гарантии депутатской неприкосновенности обеспечиваются ему и при совершении депутатом Парламента противоправных деяний в группе с лицами, не обладающими привилегиями и иммунитетом. Правила комментируемой статьи не распространяются на депутатов местных представительных органов и членов органов местного самоуправления. Депутатский иммунитет и неприкосновенность имеют главной целью обеспечение гарантий и независимости депутатской деятельности при исполнении депутатом Парламента своих полномочий. В случае если к моменту решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности, аресте или приводе, в отношении депутата истек срок его полномочий или принято решение о досрочным прекращении или лишении его депутатских полномочий, производство предварительного следствия осуществляется в общем порядке, независимо от времени совершения преступления.

В соответствии с п. 4 ст. 52 Конституции «Депутат Парламента в течение срока своих полномочий не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия соответствующей Палаты, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений». При этом процессуальному действию «задержание на месте преступления» соответствуют действия уполномоченных лиц в соответствии с УПК при наличии установленных законом оснований для задержания (см. комментарий к ст. ст. 132-138 УПК).

Для получения согласия на привлечение депутата к уголовной ответственности, арест, привод Генеральный Прокурор Республики Казахстан вносит представление в Сенат либо в Мажилис, которое направляется Палатами в Центральную избирательную комиссию Республики Казахстан для подготовки его рассмотрения на заседании соответствующей Палаты. Представление Генерального Прокурора Республики Казахстан и заключение Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан рассматриваются Палатой не позднее чем в двухнедельный срок со дня их поступления, и Палата вправе потребовать от соответствующих должностных лиц представления дополнительной информации. Палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок направляет его Генеральному Прокурору Республики Казахстан и руководителю государственного органа Республики, осуществляющего дознание и предварительное расследование. Депутат вправе участвовать в рассмотрении Палатой вопроса о его неприкосновенности. При неявке депутата на заседание по уважительной причине рассмотрение вопроса переносится на следующее заседание.

В случае согласия соответствующей Палаты Парламента Республики Казахстан на привлечение депутата к уголовной ответственности предварительное следствие в отношении него осуществляется в соответствии с правилами УПК, однако при необходимости ареста, привода учитываются особенности, установленные настоящей статьей УПК.

При отсутствии согласия соответствующей Палаты Парламента Республики Казахстан на привлечение депутата к уголовной ответственности уголовное дело подлежит прекращению по этому основанию.

Прекращенное из-за неполученного согласия Палаты Парламента на привлечение депутата к уголовной ответственности уголовное дело может быть возобновлено по основаниям, указанным в статье 272 УПК, лишь при наличии согласия соответствующей Палаты Парламента на привлечение депутата к уголовной ответственности при повторном рассмотрении этого вопроса по представлению Генерального Прокурора Республики Казахстан по вновь открывшимся существенным обстоятельствам.

При наличии согласия соответствующей палаты Парламента Республики Казахстан на привод, арест депутата Парламента указанные меры процессуального принуждения в отношении него применяются в соответствии со ст.ст. 158, 150 УПК.

Надзор за законностью расследования уголовного дела, 
санкционирование основных следственных действий, продление срока содержания под стражей в отношении депутата Парламента Республики Казахстан, выражение согласия с обвинительным заключением и предание обвиняемого суду осуществляет только Генеральный Прокурор Республики Казахстан. Любое нарушение процессуальных норм, обеспечивающих неприкосновенность депутата, является существенным и может служить основанием для прекращения уголовного дела или возвращения его для производства дополнительного следствия. Доказательства, полученные незаконным способом, признаются не имеющими юридической силы.

По окончании производства по уголовному делу оно 
передается в суд в порядке, предусмотренном  гл. 36 УПК, 
Генеральным Прокурором Республики Казахстан.

Центральная избирательная комиссия запрашивает в соответствующем суде, принявшем решение по делу, информацию о результатах рассмотрения дела и, в случае вынесения обвинительного приговора, вносит представление в соответствующую Палату о лишении депутатского мандата. Вопрос о лишении депутатского мандата решается при вступлении в силу обвинительного приговора суда в отношении депутата на заседании соответствующей Палаты.

Производство предварительного следствия в отношении Председателя или члена Конституционного Совета Республики Казахстан. Особенности производства предварительного следствия в отношении Председателя и членов Конституционного Совета Республики Казахстан обусловлены положением об их неприкосновенности, содержащемся в п. 5 ст. 71 Конституции, в соответствии с которым «Председатель и члены Конституционного Совета Республики Казахстан в течение срока своих полномочий не могут быть арестованы, подвергнуты приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечены к уголовной ответственности без согласия Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений».

Особенности производства предварительного следствия в отношении Председателя или члена Конституционного Совета Республики Казахстан обеспечиваются им только на период нахождения на соответствующей должности, независимо от времени совершения деяния.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу Конституционного закона, от 29 декабря 1995 г. № 2737 «О Конституционном Совете Республики Казахстан» уголовное дело в отношении Председателя или члена Конституционного Совета Республики Казахстан может быть возбуждено только руководителем государственного органа Республики Казахстан, осуществляющего дознание и предварительное следствие, о чем немедленно уведомляется Генеральный Прокурор Республики Казахстан. После производства неотложных следственных действий дело не позднее сорока восьми часов передается через Генерального Прокурора Республики Казахстан следователю. Производство предварительного следствия по делам в отношении Председателя или члена Конституционного Совета Республики Казахстан обязательно. Уголовное дело в отношении Председателя или члена Конституционного Совета Республики Казахстан подсудно только Верховному Суду Республики Казахстан.

Информация о работе Особенности возбуждения уголовного дела