Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:30, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: всестороннее исследование и анализ банковской системы России на основе изучения соответствующих нормативно – правовых актов, учебной литературы, монографий, материалов периодической печати, судебной практики и других источников.
Задачи работы: показать историю становления и развития российской банковской системы; проанализировать понятие и структуру банковской системы России; исследовать субъекты банковской системы России, определенные в законе; рассмотреть субъектов банковской системы России, не указанные в законе; осветить органы, осуществляющие регулирование банковской системы; раскрыть особенности поддержания стабильности банковской системы России в условиях кризиса; иные проблемы законодательной регламентации срока исковой давности; выявить проблемы законодательного совершенствования банковской системы России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Банковская система России: понятие и проблемы государственного регулирования…………………………………………………………………………...6
1.1 История становления и развития российской банковской системы…………...6
1.2. Понятие и структура банковской системы России……………………………16
2. Субъекты современной банковской системы России…………………………….23
2.1. Субъекты банковской системы России, определенные в законе……………23
2.2. Субъекты кредитной системы России, не указанные в законе……………...46
3. Проблемы государственного регулирования законодательной регламентации банковской системы России………………………………………………………….57
3.1. Органы, осуществляющие регулирование банковской системы…………….57
3.2. Поддержание стабильности банковской системы России
в условиях кризиса…………………………………………………………………...65
3.3. Проблемы законодательного совершенствования банковской системы России………………………………………………………………………………...72
Заключение…………………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………………88

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ БАНК СИСТЕМА.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, если филиалы иностранных банков вправе заниматься предпринимательской  и представительской деятельностью  на территории России, в том числе  осуществлять банковские операции и  иные разрешенные им виды банковской деятельности, то представительства не вправе осуществлять банковские операции, другие виды деятельности, кроме представительской.

В этой связи  при совершенствовании действующего законодательства стоило бы подумать об исключении представительств иностранных банков из законодательного перечня элементов, образующих банковскую систему России. Банковская система находится в неразрывной связи с банковской деятельностью, специфика которой и порождает объективную потребность в создании особого рода институтов, наделенных полномочиями в осуществлении банковской деятельности, а также объединения этих взаимосвязанных и взаимозависимых институтов в единую систему с общими принципами и общим порядком правового регулирования и деятельности. Представительства иностранных банков вышеназванным критериям построения банковской системы России не соответствуют и не наделены правами по осуществлению банковской деятельности. Их функции имеют лишь представительский характер, связанный с защитой интересов иностранного банка в России. Возможно, функции представительств и обусловлены банковской деятельностью, но это банковская деятельность иностранного банка на территории иностранных государств, а никак не собственная банковская деятельность самого представительства на территории России.

Существует  еще одна проблема, касающаяся филиалов и представительств иностранных  банков в России. Согласно действующей  редакции Закона "О валютном регулировании  и валютном контроле" филиалы  и представительства иностранных  банков в России признаются нерезидентами (ст. 1). Между тем, как справедливо, на наш взгляд, замечает О.Б. Сиземова статус филиалов и представительств иностранных банков, в особенности филиалов, не должен устанавливаться и толковаться столь примитивно92. И филиалы, и представительства юридических лиц в России создаются не только и не просто по воле самих юридических лиц. Они регистрируются и лицензируются, а их деятельность контролируется уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством двух государств: государства, в котором учреждено юридическое лицо, и государства, на территории которого учрежден и действует его филиал или представительство. В России такими законодательными актами являются Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации", Налоговый кодекс РФ и т.п. Поэтому необходимо учитывать все особенности, присущие филиалам и представительствам юридических лиц на территории иностранного государства. Сохранение за филиалами иностранных банков в России статуса нерезидента содержит ряд системных противоречий: во-первых, противоречит определению "налогового резидента", данному в налоговом законодательстве; во-вторых, федеральное законодательство не устанавливает, что в России может существовать несколько различных "видов" резидентов и нерезидентов, в зависимости от того, каким законом регулируются правовые отношения; в-третьих, это означало бы, что, приобретая право на осуществление в России банковских операций, нерезиденты одновременно приобретают статус уполномоченного банка и статус агента валютного контроля. Им предоставляются контрольные функции в отношении любых российских резидентов, являющихся их клиентами.

Таким образом, при изложенных обстоятельствах  используемый в действующем законодательстве подход к определению статуса  филиалов иностранных банков как  нерезидентов представляется не вполне корректным, не соответствующим их реальному правовому положению и реальным общественным отношениям, участниками которых такие филиалы фактически и юридически являются.

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие  выводы и рекомендации по совершенствованию  банковской системы России. Установлено, что банковская система Российской Федерации - это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры93. Банковская система - часть финансовой системы Российской Федерации.

Общей целью деятельности банковской системы является создание условий для максимально бескризисного  и безопасного функционирования денежного рынка.

Функционирование  банковской системы призвано способствовать защите и обеспечению устойчивости российского рубля, эмитируемого исключительно Банком России; единству экономического пространства РФ; свободному перемещению финансовых средств на территории России; эффективности денежно-кредитного, инвестиционного процесса, платежно-расчетных отношений, в особенности безналичных расчетов между субъектами экономической деятельности; банковскому обеспечению внешнеэкономической деятельности, созданию организационных и правовых условий вхождения российских кредитных организаций в международную валютно-финансовую систему; обеспечению надежного банковского обслуживания организаций, общественных объединений, физических лиц и государственных органов и оказанию им иных услуг в денежно-кредитной сфере.

Вышеупомянутым  задачам соответствуют функции, которыми в порядке, установленном  законодательством, наделяются элементы, образующие банковскую систему. Среди  них - осуществление банковских операций и иных предусмотренных действующим  законодательством сделок; организация денежного обращения и осуществление безналичных расчетов; использование Банком России различных инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и банковского надзора; осуществление иных специальных функций публично-правового характера.

Возложенные на банковскую систему задачи и реализуемые  ею функции определяют в конечном итоге социальное значение всей денежно-кредитной  системы.

Исследование показало, что первый уровень банковской системы занимают: Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". Появление полисубъектности на первом уровне банковской системы не означает, что монополизм Банка России в области управления банковской системой, окончательно преодолен. Ни одна из функций Банка России так и не была передана другим органам управления. Однако вновь возникшие потребности в области государственного регулирования банковской и вспомогательной деятельности породили новые функции, которые были переданы законодателем в компетенцию вновь созданных органов. Правовое положение указанных субъектов первого уровня банковской системы различно.

Второй уровень банковской системы занимают ее основные и вспомогательные  участники: кредитные организации, включая филиалы и представительства иностранных банков, и организации банковской инфраструктуры: банковские союзы и ассоциации, банковские группы и холдинги, а также бюро кредитных историй. Отношения между элементами второго уровня строятся на основе координации, т.е. носят частноправовой, главным образом договорный характер.

Кроме того, исследование позволило выделить особы "мезоуровень" банковской системы, к которым надлежит отнести: а) ассоциации и союзы кредитных организаций; б) Агентство по страхованию вкладов; в) Банк развития.

Приведенный анализ показал, что легальное определение банковской системы Российской Федерации, которое  имеется в ст. 2 Закона о банках, неадекватно современному состоянию  развития банковской системы и нуждается  в соответствующем изменении.

По нашему мнению, центральным  пунктом реформы банковской системы должны стать, прежде всего, меры, направленные на изменение конституционно-правового статуса Центрального банка и формирование на первом уровне банковской системы других органов, ограничивающих всевластие Центробанка.

Например, как нам представляется, целесообразно создание: во-первых, государственного органа, наделенного правом издания нормативных правовых актов для этой сферы; во-вторых, государственного органа, имеющего право надзора за банковской деятельностью, а также право применять санкции к нарушителям банковского законодательства; в-третьих, государственного органа, гарантирующего вклады граждан в банках.

Мы полагаем важным обратить внимание и на вторую группу мер, которые должны быть направлены на сообщение банковской системе России соответствующего разнообразия и гибкости и в то же время выстраивание в том числе и правового каркаса банковской системы страны с целью ее стабильного и устойчивого развития. Они будут способствовать, в чем не приходится сомневаться, более эффективному приспособлению всего банковского сектора в целом к росту динамизма внешней среды после завершения процедур по вступлению России в ВТО и "приближению" его (банковского сектора) к нуждам и потребностям клиентов.

В их числе:

1) создание нормативной  правовой базы и осуществление  соответствующих управленческих  решений, которые привели бы  к специализации отдельных банков  по отраслям и видам операций, предоставление некоторым небанковским  организациям (например, строительным компаниям) права ограниченно осуществлять отдельные банковские операции, связанные с основным профилем их деятельности;

2) формирование специальных  "социально-политических" банков, которые занимались бы некоммерческим  кредитованием для осуществления государственной политики по поддержке отдельных слоев населения, депрессивных отраслей и приоритетных национальных проектов (по аналогии с весьма удачным опытом Китая);

3) обеспечение условий  для концентрации капитала с  целью создания крупных по мировым масштабам банковских объединений.

Реализация предложенных мер, как представляется, повысит  конкурентоспособность отечественной  банковской системы на мировых рынках в условиях глобализации, а также  усилит конкурентный потенциал и  эффективность на внутреннем рынке.

В процессе совершенствования  механизма государственного регулирования  денежно-кредитной сферы России необходимо определиться: являются ли безналичные платежи и расчеты  неотъемлемой функцией банковской системы  и признаком банковской деятельности или такие денежные операции могут осуществляться и другими институтами, не включенными в банковскую систему России. Вне зависимости от полученного ответа в законодательстве должны быть предусмотрены правовые нормы, позволяющие включить подразделения почтовой службы и иные организации, выполняющие платежно-расчетные операции с клиентами, в сферу компетенции органов денежно-кредитного регулирования.           

Проблема вступления России в ВТО с неизбежностью ставит на повестку дня вопрос о реформировании банковской системы страны. Реформа, на наш взгляд, должна начаться, прежде всего, с пересмотра конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации и установления парламентского, а также и общественного контроля за его деятельностью в сфере регулирования банковской деятельности. Подобная реформа может осуществляться как путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, так и через принятие новых редакций Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности". Конечная цель реформы: первое - преодоление избыточной централизации функций банковского регулирования Центробанком России, и второе - создание системы государственных органов, формирующих отношения в кредитно-банковской сфере, которым следует передать частично полномочия, ныне принадлежащие Центральному банку РФ. Систему государственных органов, регулирующих банковскую деятельность в Российской Федерации, исходя из вышеизложенного могут составить: Федеральная служба банковского надзора и финансового контроля; Федеральный фонд страхования банковских вкладов; Агентство по реструктуризации кредитных организаций.

Проекты решений, касающихся денежно-кредитной и  банковской деятельности, необходимо согласовывать с Банком России. При этом в действующем законодательстве следовало бы закрепить обязанности Банка России в установленный срок рассмотреть проекты представленных на согласование решений и выразить свою позицию.

Кроме того, в  соответствии с конституционными функциями Банка России необходимо расширить ныне существующие формы и полномочия Банка России в части взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием России, Правительством РФ и Конституционным Судом России. Для этого Банк России целесообразно наделить правом законодательной инициативы и правом обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией России и федеральным законодательством.

Законодательство  о рынке ценных бумаг следует  привести в соответствие с конституционными положениями об исключительной компетенции Банка России в сфере денежной эмиссии и организации их обращения и установления порядка безналичных расчетов.

Кроме того, в  соответствии с конституционными функциями  Банка России необходимо расширить  ныне существующие формы и полномочия Банка России в части взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием России, Правительством РФ и Конституционным Судом России. Для этого Банк России целесообразно наделить правом законодательной инициативы и правом обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией России и федеральным законодательством.

Важно, реформируя банковскую систему России, обеспечить максимально эффективную адаптацию в ВТО.

Реформа банковской системы  предполагает также уточнить юридический статус иностранных кредитных организаций, действующих на территории России; определиться с возможными формами присутствия иностранного банковского капитала; уйти от существующих "декларативных" норм в отношении филиалов иностранных кредитных организаций, определить порядок открытия, а также режим регулирования их деятельности в рамках банковской системы; снять с кредитных организаций публично-правовые функции (противодействие отмыванию нелегальных доходов, валютный контроль); уменьшить объем отчетности, предоставляемой в ЦБ РФ и т.д. Следует отметить, что законы в России часто принимаются с огромным отставанием от реальной ситуации, складывающейся на финансовом рынке и в банковской системе.

 Кроме того, представляется необходимым создание надзорного органа для контроля за деятельностью неформальных операторов перевода денег. 

Информация о работе Банковская система России