Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:30, дипломная работа
Цель работы: всестороннее исследование и анализ банковской системы России на основе изучения соответствующих нормативно – правовых актов, учебной литературы, монографий, материалов периодической печати, судебной практики и других источников.
Задачи работы: показать историю становления и развития российской банковской системы; проанализировать понятие и структуру банковской системы России; исследовать субъекты банковской системы России, определенные в законе; рассмотреть субъектов банковской системы России, не указанные в законе; осветить органы, осуществляющие регулирование банковской системы; раскрыть особенности поддержания стабильности банковской системы России в условиях кризиса; иные проблемы законодательной регламентации срока исковой давности; выявить проблемы законодательного совершенствования банковской системы России.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Банковская система России: понятие и проблемы государственного регулирования…………………………………………………………………………...6
1.1 История становления и развития российской банковской системы…………...6
1.2. Понятие и структура банковской системы России……………………………16
2. Субъекты современной банковской системы России…………………………….23
2.1. Субъекты банковской системы России, определенные в законе……………23
2.2. Субъекты кредитной системы России, не указанные в законе……………...46
3. Проблемы государственного регулирования законодательной регламентации банковской системы России………………………………………………………….57
3.1. Органы, осуществляющие регулирование банковской системы…………….57
3.2. Поддержание стабильности банковской системы России
в условиях кризиса…………………………………………………………………...65
3.3. Проблемы законодательного совершенствования банковской системы России………………………………………………………………………………...72
Заключение…………………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………………88
Таким образом,
если филиалы иностранных банков
вправе заниматься предпринимательской
и представительской
В этой связи
при совершенствовании
Существует
еще одна проблема, касающаяся филиалов
и представительств иностранных
банков в России. Согласно действующей
редакции Закона "О валютном регулировании
и валютном контроле" филиалы
и представительства
Таким образом, при изложенных обстоятельствах используемый в действующем законодательстве подход к определению статуса филиалов иностранных банков как нерезидентов представляется не вполне корректным, не соответствующим их реальному правовому положению и реальным общественным отношениям, участниками которых такие филиалы фактически и юридически являются.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы и рекомендации по совершенствованию банковской системы России. Установлено, что банковская система Российской Федерации - это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры93. Банковская система - часть финансовой системы Российской Федерации.
Общей целью деятельности
банковской системы является создание
условий для максимально
Функционирование банковской системы призвано способствовать защите и обеспечению устойчивости российского рубля, эмитируемого исключительно Банком России; единству экономического пространства РФ; свободному перемещению финансовых средств на территории России; эффективности денежно-кредитного, инвестиционного процесса, платежно-расчетных отношений, в особенности безналичных расчетов между субъектами экономической деятельности; банковскому обеспечению внешнеэкономической деятельности, созданию организационных и правовых условий вхождения российских кредитных организаций в международную валютно-финансовую систему; обеспечению надежного банковского обслуживания организаций, общественных объединений, физических лиц и государственных органов и оказанию им иных услуг в денежно-кредитной сфере.
Вышеупомянутым задачам соответствуют функции, которыми в порядке, установленном законодательством, наделяются элементы, образующие банковскую систему. Среди них - осуществление банковских операций и иных предусмотренных действующим законодательством сделок; организация денежного обращения и осуществление безналичных расчетов; использование Банком России различных инструментов и методов денежно-кредитного регулирования, банковского регулирования и банковского надзора; осуществление иных специальных функций публично-правового характера.
Возложенные на банковскую систему задачи и реализуемые ею функции определяют в конечном итоге социальное значение всей денежно-кредитной системы.
Исследование показало, что первый уровень банковской системы занимают: Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам и государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". Появление полисубъектности на первом уровне банковской системы не означает, что монополизм Банка России в области управления банковской системой, окончательно преодолен. Ни одна из функций Банка России так и не была передана другим органам управления. Однако вновь возникшие потребности в области государственного регулирования банковской и вспомогательной деятельности породили новые функции, которые были переданы законодателем в компетенцию вновь созданных органов. Правовое положение указанных субъектов первого уровня банковской системы различно.
Второй уровень банковской системы занимают ее основные и вспомогательные участники: кредитные организации, включая филиалы и представительства иностранных банков, и организации банковской инфраструктуры: банковские союзы и ассоциации, банковские группы и холдинги, а также бюро кредитных историй. Отношения между элементами второго уровня строятся на основе координации, т.е. носят частноправовой, главным образом договорный характер.
Кроме того, исследование позволило выделить особы "мезоуровень" банковской системы, к которым надлежит отнести: а) ассоциации и союзы кредитных организаций; б) Агентство по страхованию вкладов; в) Банк развития.
Приведенный анализ показал,
что легальное определение
По нашему мнению, центральным пунктом реформы банковской системы должны стать, прежде всего, меры, направленные на изменение конституционно-правового статуса Центрального банка и формирование на первом уровне банковской системы других органов, ограничивающих всевластие Центробанка.
Например, как нам представляется, целесообразно создание: во-первых, государственного органа, наделенного правом издания нормативных правовых актов для этой сферы; во-вторых, государственного органа, имеющего право надзора за банковской деятельностью, а также право применять санкции к нарушителям банковского законодательства; в-третьих, государственного органа, гарантирующего вклады граждан в банках.
Мы полагаем важным обратить внимание и на вторую группу мер, которые должны быть направлены на сообщение банковской системе России соответствующего разнообразия и гибкости и в то же время выстраивание в том числе и правового каркаса банковской системы страны с целью ее стабильного и устойчивого развития. Они будут способствовать, в чем не приходится сомневаться, более эффективному приспособлению всего банковского сектора в целом к росту динамизма внешней среды после завершения процедур по вступлению России в ВТО и "приближению" его (банковского сектора) к нуждам и потребностям клиентов.
В их числе:
1) создание нормативной
правовой базы и осуществление
соответствующих
2) формирование специальных
"социально-политических" банков,
которые занимались бы
3) обеспечение условий для концентрации капитала с целью создания крупных по мировым масштабам банковских объединений.
Реализация предложенных
мер, как представляется, повысит
конкурентоспособность
В процессе совершенствования механизма государственного регулирования денежно-кредитной сферы России необходимо определиться: являются ли безналичные платежи и расчеты неотъемлемой функцией банковской системы и признаком банковской деятельности или такие денежные операции могут осуществляться и другими институтами, не включенными в банковскую систему России. Вне зависимости от полученного ответа в законодательстве должны быть предусмотрены правовые нормы, позволяющие включить подразделения почтовой службы и иные организации, выполняющие платежно-расчетные операции с клиентами, в сферу компетенции органов денежно-кредитного регулирования.
Проблема вступления России в ВТО с неизбежностью ставит на повестку дня вопрос о реформировании банковской системы страны. Реформа, на наш взгляд, должна начаться, прежде всего, с пересмотра конституционно-правового статуса Центрального банка Российской Федерации и установления парламентского, а также и общественного контроля за его деятельностью в сфере регулирования банковской деятельности. Подобная реформа может осуществляться как путем внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, так и через принятие новых редакций Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации" и "О банках и банковской деятельности". Конечная цель реформы: первое - преодоление избыточной централизации функций банковского регулирования Центробанком России, и второе - создание системы государственных органов, формирующих отношения в кредитно-банковской сфере, которым следует передать частично полномочия, ныне принадлежащие Центральному банку РФ. Систему государственных органов, регулирующих банковскую деятельность в Российской Федерации, исходя из вышеизложенного могут составить: Федеральная служба банковского надзора и финансового контроля; Федеральный фонд страхования банковских вкладов; Агентство по реструктуризации кредитных организаций.
Проекты решений, касающихся денежно-кредитной и банковской деятельности, необходимо согласовывать с Банком России. При этом в действующем законодательстве следовало бы закрепить обязанности Банка России в установленный срок рассмотреть проекты представленных на согласование решений и выразить свою позицию.
Кроме того, в соответствии с конституционными функциями Банка России необходимо расширить ныне существующие формы и полномочия Банка России в части взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием России, Правительством РФ и Конституционным Судом России. Для этого Банк России целесообразно наделить правом законодательной инициативы и правом обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией России и федеральным законодательством.
Законодательство о рынке ценных бумаг следует привести в соответствие с конституционными положениями об исключительной компетенции Банка России в сфере денежной эмиссии и организации их обращения и установления порядка безналичных расчетов.
Кроме того, в соответствии с конституционными функциями Банка России необходимо расширить ныне существующие формы и полномочия Банка России в части взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием России, Правительством РФ и Конституционным Судом России. Для этого Банк России целесообразно наделить правом законодательной инициативы и правом обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией России и федеральным законодательством.
Важно, реформируя банковскую систему России, обеспечить максимально эффективную адаптацию в ВТО.
Реформа банковской системы предполагает также уточнить юридический статус иностранных кредитных организаций, действующих на территории России; определиться с возможными формами присутствия иностранного банковского капитала; уйти от существующих "декларативных" норм в отношении филиалов иностранных кредитных организаций, определить порядок открытия, а также режим регулирования их деятельности в рамках банковской системы; снять с кредитных организаций публично-правовые функции (противодействие отмыванию нелегальных доходов, валютный контроль); уменьшить объем отчетности, предоставляемой в ЦБ РФ и т.д. Следует отметить, что законы в России часто принимаются с огромным отставанием от реальной ситуации, складывающейся на финансовом рынке и в банковской системе.
Кроме того, представляется необходимым создание надзорного органа для контроля за деятельностью неформальных операторов перевода денег.