Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:30, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: всестороннее исследование и анализ банковской системы России на основе изучения соответствующих нормативно – правовых актов, учебной литературы, монографий, материалов периодической печати, судебной практики и других источников.
Задачи работы: показать историю становления и развития российской банковской системы; проанализировать понятие и структуру банковской системы России; исследовать субъекты банковской системы России, определенные в законе; рассмотреть субъектов банковской системы России, не указанные в законе; осветить органы, осуществляющие регулирование банковской системы; раскрыть особенности поддержания стабильности банковской системы России в условиях кризиса; иные проблемы законодательной регламентации срока исковой давности; выявить проблемы законодательного совершенствования банковской системы России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Банковская система России: понятие и проблемы государственного регулирования…………………………………………………………………………...6
1.1 История становления и развития российской банковской системы…………...6
1.2. Понятие и структура банковской системы России……………………………16
2. Субъекты современной банковской системы России…………………………….23
2.1. Субъекты банковской системы России, определенные в законе……………23
2.2. Субъекты кредитной системы России, не указанные в законе……………...46
3. Проблемы государственного регулирования законодательной регламентации банковской системы России………………………………………………………….57
3.1. Органы, осуществляющие регулирование банковской системы…………….57
3.2. Поддержание стабильности банковской системы России
в условиях кризиса…………………………………………………………………...65
3.3. Проблемы законодательного совершенствования банковской системы России………………………………………………………………………………...72
Заключение…………………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………………88

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ БАНК СИСТЕМА.doc

— 425.50 Кб (Скачать файл)

Так, общество с  ограниченной ответственностью "Октябрьский  ЛЗК" (далее - ООО "Октябрьский  ЛЗК", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее - Управление) с заявлением об отмене постановления от 09.10.2007 № 25-07/180 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Суд отметил, что  к документам и информации, связанным  с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ, отнесена справка о валютной операции (пункт 10 части 4 статьи 23 Федерального закона), которая абзацем вторым пункта 1.2 Инструкции N 117-И названа документом, подтверждающим совершение валютной операции. К документам и информации указанного вида относятся справка о подтверждающих документах.

Нормативными  актами Центрального банка Российской Федерации справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории  документов, являющихся формами учета  и отчетности по валютным операциям, что также подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 № 04-31-2/3178, доведенным до сведения арбитражных судов письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2007 № ВАС-С05/С4-1183.

Таким образом, суд правомерно признал незаконным и отменил постановление службы финансово-бюджетного надзора о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, поскольку нормативными актами Центрального банка РФ справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям32.

Кроме того, Банк России устанавливает и публикует официальные  курсы иностранных валют по отношению к рублю; участвует в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ; устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты; проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской  Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом; осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Банк России издает в    форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов   государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц.

Кроме того, разрабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, центральный банк выполняет ряд важных функций, к которым относятся: управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета;   выполнение роли "кредитора последней инстанции" и "банка банков";  кредитно-расчетное обслуживание правительства; установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе официальной учетной ставки центрального банка по кредитам; хранение обязательных резервов коммерческих банков; определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики их реализации; кредитование коммерческих банков (рефинансирование); формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики; определение правовых основ и принципов функционирования кредитно-финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных кредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране; хранение официальных золотовалютных резервов; проведение научных исследований и др33.

Центральный Банк Российской Федерации 16 января 2004 года издал Указание № 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее - Указание).

Коммерческий  Банк "Русский Банк делового сотрудничества" (ООО) обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просил признать недействующими пункты 5.4.1 и 5.4.2 Указания, устанавливающие показатель чистой процентной маржи (ПД5) и чистого спреда от кредитных операций (ПД6).

Суд решая дело, указал, что Центральный Банк Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий издал Указание № 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов".

Отказывая в  удовлетворении заявленного требования о признании недействующими пунктов 5.4.1 и 5.4.2 Указания, суд пришел к правильному выводу о том, что оспоренные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, приняты Центральным Банком России в пределах предоставленных ему полномочий.

Проанализировав положения оспоренных пунктов, суд  первой инстанции обоснованно указал в решении, что показатель оценки доходности, как это следует из указанного выше Федерального закона, должен состоять из показателей рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом. При этом Федеральный закон не определяет состав показателей, методики их расчета и определения обобщающего результата, предоставив это право Банку России.

Оспариваемыми пунктами 5.4.1 и 5.4.2 Указания к числу  показателей оценки доходности отнесены показатели, характеризующие рентабельность активов (ПД1) и капитала (ПД2), структуру  доходов (ПД3) и расходов (ПД4), а также  доходность отдельных видов операций и банка в целом - чистую процентную маржу (ПД5) и чистый спред от кредитных операций (ПД6).Таким образом, оспариваемый нормативный акт не содержит каких-либо иных показателей оценки доходности, кроме указанных в п. 4 ч. 4 ст. 44 Закона о страховании вкладов.

Признавая доводы заявителя необоснованными, суд  пришел к обоснованному выводу о  том, что оспоренные заявителем пункты Указания основаны не только на праве  Банка России осуществлять банковское регулирование, надзор и контроль за деятельностью кредитных организаций, но и на конкретных нормах федерального закона, и не нарушают прав и законных интересов заявителя34.

Как справедливо, по нашему мнению, считает Д.Г Алексеева,  наделение центрального банка вышеназванными функциями позволяет обеспечить эффективное функционирование банковской системы35. Для реализации перечисленных функций центральный банк имеет обширную сеть региональных учреждений и центральный аппарат.

В соответствии с названными функциями строятся активно-пассивные  операции центрального банка. Важнейшим источником его ресурсов является эмиссия денежных знаков, составляющая одну из основных статей пассива его баланса. На это обстоятельство, указывает, в частности Я.А. Гейвандов36.

Олейник при этом отмечает, что существенную роль в формировании пассивных операций центрального банка играют остатки средств на резервно-корреспондентских счетах банков, остатки средств на счетах правительственных структур и организаций, капитал (фонды) и резервы банка, прочие пассивы37. Среди активных операций наиболее существенное значение имеют операции с государственными ценными бумагами, вложения в золотовалютные ценности, операции с кассовой наличностью, ссудные и переучетные операции.

Совместная  компетенция Банка России с Правительством РФ хорошо видна на примере осуществления ЦБ РФ денежно - кредитной политики. Закон предусматривает, что Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля (п. 1 ст. 4). В этом направлении основной задачей является сохранение стабильности покупательной способности денежной единицы рубля и обеспечение гибкой системы денежных расчетов. Банк России не регулирует масштабы кредитных операций. Как правильно, считает Я.М. Макарова, он лишь воздействует на размеры резервов, которые банки обязаны хранить на его счете38.

В.М. Уоскин вплне  обоснованно выделяет три главных инструмента денежно - кредитной политики: изменение учетного процента; изменение норм обязательных резервов банков; операции на открытом рынке (покупка и продажа государственных обязательств)39.

В соответствии со ст.ст.  35- 37 Закона о Банке России устанавливает, что основными инструментами  и методами денежно-кредитной политики Банка России являются: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); операции на открытом рынке; рефинансирование кредитных организаций; валютные интервенции; установление ориентиров роста денежной массы;  прямые количественные ограничения; эмиссия облигаций от своего имени.

  Банк России регулирует общий  объем выдаваемых им кредитов  в соответствии с принятыми  ориентирами единой государственной  денежно-кредитной политики.

 Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных  ставок по различным видам  операций или проводить процентную  политику без фиксации процентной  ставки.

Банк России использует процентную политику для воздействия  на рыночные процентные ставки.

Банк России выполняет функции главного финансового  консультанта Правительства РФ. Взаимодействие Банка России и Правительства  РФ легко прослеживается на примере  деноминации рубля. Этот вопрос государственной  важности подготавливается Банком России совместно с Министерством финансов РФ. Мы присоединяемся к мнению Е.М. Пастушенко, что выполнение Банком России перечисленных функций, факт его взаимодействия с Правительством РФ дают основание полагать, что Центральный банк РФ является государственным органом40.

Иные банковские кредитные  организации

В определении банка, содержащемся в ст. 1 Закона о банках, выделены следующие три главных  признака банка. Во-первых, банк - это  кредитная организация. Во-вторых, только банку предоставлено право привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счет, а также открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. В-третьих, указанные операции банк вправе осуществлять в совокупности. Если хотя бы один из указанных признаков отсутствует, организация не может рассматриваться как банк.

Анализ законодательства и банковской практики позволяет  выделить следующие виды банков.

1. Универсальные (осуществляющие  широкий круг банковских операций) и специализированные (оказывающие преимущественно какой-то один вид банковских услуг). В России, как и в других странах, практика идет в основном по пути создания универсальных банков. Поэтому такая классификация является в известной мере условной. Можно, однако, выделить отдельные банки, история создания и развития которых позволяет сделать вывод о некоторой специализации на какой-либо одной группе банковских операций.

Например, Масленников В.В. и Соколов Ю.А. справедливо, на наш взгляд, отмечают, что Сберегательный банк РФ преимущественно обслуживает физических лиц. Поэтому его специализация - сберегательное дело. Однако этот банк имеет генеральную лицензию и поэтому оказывает клиентуре весь спектр банковских услуг, как и любой другой банк. Банк для внешней торговли (ВТБ) преимущественно обслуживает внешнеэкономическую деятельность, однако фактически осуществляет все остальные внутренние банковские операции41.

2. Банки, имеющие филиалы  и бесфилиальные банки.

3. Акционерные и паевые  банки. Паевыми называются банки,  созданные в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью. Такое название не носит правового характера, а является исторически сложившимся.

4. Характер инвестиций  в уставные капиталы банков  позволяет различать государственные  (муниципальные) и частные банки, а также банки с иностранными инвестициями.

По общему правилу  ст. 11 Закона о банках использование  средств бюджетов всех уровней, а  также иного государственного и  муниципального имущества для формирования уставных капиталов банков не допускается. Исключения из этого правила должны быть специально предусмотрены законодательными актами соответствующего уровня. Этими же актами может определяться доля участия государственных или муниципальных средств в капиталах банков.

Так, в соответствии со ст. 2 Закона о Банке России уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Таким образом, Банк России является банком со стопроцентным государственным капиталом. Участие Российской Федерации в уставных капиталах ряда других банков осуществляется через Банк России в соответствии со ст. 8 Закона о Банке России (Сбербанк РФ, бывшие совзагранбанки и т.п.). 

Частные банки создаются  юридическими и физическими лицами на общих основаниях.

Законодательству известны следующие формы участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Из ст. ст. 17 и 18 Закона о банках, а также из п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что на территории Российской Федерации могут создаваться кредитные организации с иностранными инвестициями и открываться филиалы иностранных банков.

К.А. Власов, к примеру  считает, что кредитные организации с иностранными инвестициями являются юридическими лицами российского права, созданными по законодательству Российской Федерации, которые отличаются от других кредитных организаций только составом участников (все или часть из которых - нерезиденты), а также источником формирования уставного капитала: полностью или частично - средства нерезидентов42.

Информация о работе Банковская система России