Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:30, дипломная работа
Цель работы: всестороннее исследование и анализ банковской системы России на основе изучения соответствующих нормативно – правовых актов, учебной литературы, монографий, материалов периодической печати, судебной практики и других источников.
Задачи работы: показать историю становления и развития российской банковской системы; проанализировать понятие и структуру банковской системы России; исследовать субъекты банковской системы России, определенные в законе; рассмотреть субъектов банковской системы России, не указанные в законе; осветить органы, осуществляющие регулирование банковской системы; раскрыть особенности поддержания стабильности банковской системы России в условиях кризиса; иные проблемы законодательной регламентации срока исковой давности; выявить проблемы законодательного совершенствования банковской системы России.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Банковская система России: понятие и проблемы государственного регулирования…………………………………………………………………………...6
1.1 История становления и развития российской банковской системы…………...6
1.2. Понятие и структура банковской системы России……………………………16
2. Субъекты современной банковской системы России…………………………….23
2.1. Субъекты банковской системы России, определенные в законе……………23
2.2. Субъекты кредитной системы России, не указанные в законе……………...46
3. Проблемы государственного регулирования законодательной регламентации банковской системы России………………………………………………………….57
3.1. Органы, осуществляющие регулирование банковской системы…………….57
3.2. Поддержание стабильности банковской системы России
в условиях кризиса…………………………………………………………………...65
3.3. Проблемы законодательного совершенствования банковской системы России………………………………………………………………………………...72
Заключение…………………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………………88
Коллектив авторов учебника "Банковское право" верхний уровень банковской системы дополняет Агентством по страхованию вкладов, а ее нижний уровень - помимо ассоциаций и союзов кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов - дополняет бюро кредитных историй19.
Особого мнения придерживается С.С. Занковский. По его мнению, союзы и ассоциации кредитных организаций не следует включать в банковскую систему, поскольку они являются некоммерческими организациями и не осуществляют банковские операции. Вместе с тем С.С. Занковский отмечает, что, "выполняя задачи по защите интересов своих участников, координации их деятельности, союзы и ассоциации играют роль влиятельных спутников банковской системы. Что же касается групп кредитных организаций и банковских холдингов, то они, несомненно, входят в банковскую систему как ее укрупненные образования и в этом смысле подчиняются действующим в ней правилам"20.
Весьма интересную позицию высказала
в одной из последних публикаций
по этому поводу Л.Г. Ефимова. Она
разграничивает формально-юридическое
и экономическое понятия
Проблема выявления элементов банковской системы Российской Федерации, по мнению Л.Г. Ефимовой, может быть решена с помощью функционального подхода. Поэтому в банковскую систему следует включать все те организации, которые либо занимаются банковскими операциями, либо содействуют их осуществлению. К числу элементов банковской системы необходимо отнести не только Банк России и кредитные организации, но и организации банковской инфраструктуры. Соответственно необходимо выделить три основных типа деятельности, которыми могут заниматься организации, являющиеся элементами банковской системы. Во-первых, это основные участники банковской системы, занимающиеся главным образом банковской деятельностью (кредитные организации). Во-вторых, органы управления банковской системой. В-третьих, вспомогательные участники - организации, обслуживающие основных участников банковской деятельности, решающие их общие задачи, - банковская инфраструктура. В последнюю группу входят бюро кредитных историй, банковские ассоциации и союзы, банковские холдинги и другие объединения. При этом к числу органов управления банковской системой, помимо Банка России, автор относит Федеральную службу по финансовым рынкам (в части лицензионных функций по отношению к банкам как профучастникам рынка ценных бумаг, а также контроля и надзора за бюро кредитных историй) и Агентство по страхованию вкладов21.
Банковская система, как любая другая социальная система, является организацией и нуждается в наличии органов управления, обладающих какими-либо властными полномочиями по отношению к другим элементам системы. Таким властным центром, организующим основные процессы управления в банковской системе России, всегда являлся Центральный банк РФ. Банк России находится на первом (верхнем) уровне банковской системы России22.
На сегодняшний день появились основания для вывода о том, что на первом уровне банковской системы Российской Федерации вместе с Банком России находятся и другие органы. Представляется, что органы управления банковской системой должны отвечать двум признакам. Во-первых, они должны являться инструментом государственного влияния на банковскую систему, а во-вторых, обладать контрольно-надзорными полномочиями над основной деятельностью организаций второго уровня банковской системы.
Таким образом, первый уровень банковской системы занимают: Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам.
Второй уровень банковской системы занимают ее основные и вспомогательные участники: кредитные организации, включая филиалы и представительства иностранных банков, и организации банковской инфраструктуры: банковские союзы и ассоциации, банковские группы и холдинги, а также бюро кредитных историй. Отношения между элементами второго уровня строятся на основе координации, т.е. носят частноправовой, главным образом договорный характер.
Кроме того, по нашему мнению, заслуживает особого внимания позиция Ю.И. Плохута-Плакутиной, которая считает, что необходимо выделять еще один уровень банковской системы - или "мезоуровень", в который надлежит включить все те субъекты, которые не могут быть помещены ни в верхний, ни в нижний ее уровни23.
Так, Л.Г. Ефимова указывает, что с одной стороны, нет оснований для признания Агенства по страхованию вкладов (далее АСВ) органом управления банковской системой. С другой стороны, особенности статуса АСВ, которые приближают его к органам управления банковской системой, не позволяют поместить эту организацию на первый уровень банковской системы"24.
С данным автором следует
согласиться в части невозможно
Ю.И. Плохута-Плакутина, таким образом, обоснованно, по нашему мнению предлагает следующие критерии отнесения субъектов банковской системы к "мезоуровеню" банковской системы России: а) коллективное представительство и защита интересов банковского сообщества; б) наличие общесистемной компетенции и публично-правового статуса у соответствующей организации, относимой к этому уровню; в) наличие элементов саморегулирования.
С использованием вышеуказанных критериев к "мезоуровеню" надлежит отнести: а) ассоциации и союзы кредитных организаций; б) Агентство по страхованию вкладов; в) Банк развития.
Таким образом, банковская система Российской Федерации - это внутренне организованная, объединенная общими целями и задачами, способная к саморазвитию и саморегулированию совокупность кредитных организаций, органов управления и организаций банковской инфраструктуры. Эта система входит в другую, более крупную систему. Банковская система - часть финансовой системы Российской Федерации. Со своей стороны, банковская система может также состоять из других систем. Например, в нее входит система бюро кредитных историй.
Приведенный анализ показал, что легальное определение банковской системы Российской Федерации, которое имеется в ст. 2 Закона о банках, неадекватно современному состоянию развития банковской системы и нуждается в соответствующем изменении.
2. Субъекты современной банковской системы России
2.1. Субъекты банковской системы России, определенные в законе
В норме ч. 1 статьи
1 Закона о банках дано
Нормы ч. 2 и 3 статьи 1 Закона о Банках определяют понятия "банк" и "небанковская кредитная организация":
банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные комментируемым Законом.
Согласно ст. 5 Закона о банках банки как кредитные организации вправе осуществлять следующие банковские операции и другие сделки: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)26.
Как обоснованно считает В.А. Белов, кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки: выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг27.
Статья 6 Закона о банках устанавливает, что в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами.
Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
Статья 24 Закона о банках устанавливает, что в целях обеспечения финансовой надежности кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России. Минимальные размеры резервов (фондов) устанавливаются Банком России. Размеры отчислений в резервы (фонды) из прибыли до налогообложения устанавливаются федеральными законами о налогах.
Банк России
Основы статуса Банка России закреплены в ст. 75 Конституции РФ28: денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России (ч. 1); защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (ч. 2). Как отмечал КС России, эти полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.
Более широкую
задачу Банка России устанавливает
Федеральный закон от 2 декабря 1990
г. "О Центральном банке
В.С. Минин, на наш взгляд, прав, считая, что реализацию мер, направленных на регулирование вопросов финансовой сферы, главный банк страны осуществляет двумя путями: самостоятельно и совместно с Правительством РФ и его органами30.
К вопросам исключительной компетенции Банка России относятся: производство денежной эмиссии (ст. 29); организация обращения денег и изъятие их из обращения; издание нормативных актов по вопросам ведения кассовых операций, хранения, перевозки и инкассации наличных средств, другим вопросам, отнесенным к его компетенции.
Банк России выдает разрешения на осуществление коммерческими банками, иными кредитными организациями банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, определяет ряд обязательных экономических нормативов. По мнению В.А. Павлодского, деятельность Банка России, связанная с повышением эффективности регулирующего воздействия на финансовое состояние банков, ведется по двум направлениям: непосредственно, путем осуществления банковского надзора, и опосредованно - с помощью мер финансовой стабилизации, регулирования макроэкономики31. С этой позицией стоит согласиться.
Банк России осуществляет важную функцию влияния на денежный рынок страны путем купли - продажи ценных бумаг. Статья 39 Закона о банках предоставляет Банку России право покупать и продавать государственные ценные бумаги (казначейские векселя, государственные облигации и др.).
В соответствии со ст. 4 Закона о Банке России ЦБ РФ выполняет следующие функции: во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; устанавливает правила проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредством расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на банковские операции, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор); регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций; самостоятельно или по поручению Правительства РФ выполняет все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; определяет порядок расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы РФ.