Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:30, дипломная работа
Цель работы: всестороннее исследование и анализ банковской системы России на основе изучения соответствующих нормативно – правовых актов, учебной литературы, монографий, материалов периодической печати, судебной практики и других источников.
Задачи работы: показать историю становления и развития российской банковской системы; проанализировать понятие и структуру банковской системы России; исследовать субъекты банковской системы России, определенные в законе; рассмотреть субъектов банковской системы России, не указанные в законе; осветить органы, осуществляющие регулирование банковской системы; раскрыть особенности поддержания стабильности банковской системы России в условиях кризиса; иные проблемы законодательной регламентации срока исковой давности; выявить проблемы законодательного совершенствования банковской системы России.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Банковская система России: понятие и проблемы государственного регулирования…………………………………………………………………………...6
1.1 История становления и развития российской банковской системы…………...6
1.2. Понятие и структура банковской системы России……………………………16
2. Субъекты современной банковской системы России…………………………….23
2.1. Субъекты банковской системы России, определенные в законе……………23
2.2. Субъекты кредитной системы России, не указанные в законе……………...46
3. Проблемы государственного регулирования законодательной регламентации банковской системы России………………………………………………………….57
3.1. Органы, осуществляющие регулирование банковской системы…………….57
3.2. Поддержание стабильности банковской системы России
в условиях кризиса…………………………………………………………………...65
3.3. Проблемы законодательного совершенствования банковской системы России………………………………………………………………………………...72
Заключение…………………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………………88
Понятие филиалов иностранных банков может быть раскрыто, прежде всего, через понятие "иностранный банк". В соответствии со ст. 1 Закона о банках иностранным следует считать банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован. Следовательно, критерий для выявления статуса банка должен определяться личным законом иностранного юридического лица, т.е. иностранным, а не российским правом. Аналогичным образом российский законодатель определяет понятие "филиал иностранного банка". Как обоснованно, на наш взгляд считают некоторые авторы, из редакции п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании43 следует, что филиалами иностранных кредитных организаций могут быть признаны только те организации, которые созданы как филиалы банков в соответствии с законодательством иностранных государств. Однако для осуществления банковской деятельности на территории Российской Федерации они должны иметь лицензию Банка России. Таким образом, статус филиала иностранного банка должен определяться по законодательству головного банка, а объем специальной дееспособности его филиала, действующего на территории Российской Федерации, - по лицензии Банка России, т.е. фактически по российскому законодательству.
Российские банки с иностранным участием и филиалы иностранных банков могут открываться на территории Российской Федерации только в пределах квоты (предельного размера) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации. Эта квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации44. Предполагается, что Банк России обязан прекращать выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков при достижении указанной квоты. В соответствии со ст. 18 Закона о банках размер квоты должен устанавливаться федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России. На сегодняшний день такой федеральный закон отсутствует. В 1993 г. решением Совета директоров Банка России (протокол № 13 от 29 марта 1993 г.) был установлен лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны на уровне 12%. С тех пор этот показатель не пересматривался.
Особенности регистрации
кредитных организаций с
Характер инвестиций в уставные капиталы банков (государственные, муниципальные, частные, иностранные), как правило, не влияет на имущественные права банков, образованных с их участием. Практически все банки, созданные по законодательству Российской Федерации, считаются собственниками имущества, переданного в их уставный капитал45. Исключение составляет Банк России (особое вещное право) и филиалы иностранных банков (собственник определяется по иностранному законодательству).
Небанковские кредитные организации
Виды небанковских кредитных организаций. В соответствии со ст. 1 Закона о банках небанковской кредитной организацией названа кредитная организация, которая имеет право осуществлять только отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для отдельных видов небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Таким образом, деление небанковских кредитных организаций на виды осуществляется по российскому законодательству волей Банка России путем издания им нормативных актов, определяющих круг банковских операций, предписанных для того или иного вида небанковских кредитных организаций.
В настоящее время Банк России установил допустимые сочетания банковских операций для трех видов небанковских кредитных организаций (НКО): расчетных НКО, организаций инкассации и небанковских депозитно-кредитных организаций.
В соответствии с Положением Банка России от 8 сентября 1997 г. № 516 "О пруденциальном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организации инкассации"46 (далее - Положение Банка России № 516) расчетные НКО вправе осуществлять следующие банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.
Расчетные НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях их размещения от своего имени и за свой счет. Однако рассматриваемые организации вправе предоставлять кредиты клиентам - участникам расчетов на завершение расчетов по совершенным ими сделкам в порядке, установленном Банком России. Временно свободные денежные средства расчетные НКО вправе размещать только в виде вложений в ценные бумаги федерального правительства, отнесенных Банком России к вложениям с нулевым риском, а также хранить на корреспондентских счетах в Банке России и в кредитных организациях, осуществляющих деятельность по проведению расчетов.
Как отмечает А.Г. Братко, расчетные НКО могут осуществлять обслуживание юридических лиц, в том числе кредитных организаций, на межбанковском, валютном рынках и рынке ценных бумаг, осуществлять расчеты по пластиковым картам, осуществлять инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц, операции по купле-продаже иностранной валюты в безналичной форме, а также сделки, предусмотренные их уставами47.
Примером расчетной НКО является расчетная палата ММВБ. В качестве другого примера можно назвать НКО "Вестерн Юнион ДП Восток" (далее - "Вестерн Юнион"). В других странах организации "Вестерн Юнион" считаются легальными неформальными операторами перевода средств. Несмотря на имеющиеся отличия перевод в рамках "Вестерн Юнион" сохраняет основной признак банковского перевода - совершение платежа в месте, отличном от места начала перевода. Поэтому для осуществления легальной деятельности на территории Российской Федерации "Вестерн Юнион" был вынужден в свое время получить лицензию Банка России.
Учитывая, что расчетные НКО не должны использовать привлеченные средства для предоставления кредитов, они обладают более высоким (по сравнению с банком) уровнем ликвидности активов. По указанной причине Банк России установил для них менее строгие экономические нормативы, в частности к размеру минимального уставного капитала. В соответствии с п. 5.1 Положения Банка России № 516 минимальный уставный капитал расчетных НКО установлен в сумме, эквивалентной 100 тыс. евро.
В соответствии с п. 9 Положения Банка России № 516 организации инкассации вправе осуществлять единственную банковскую операцию - инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Представляется, что термин "инкассация", употребленный в указанном нормативном акте, включает две группы операций. Во-первых, под термином "инкассация" следует понимать оказание предприятиям и организациям услуг по сбору, перевозке и доставке в кассы банков и других организаций наличных денег и других ценностей, а также по обеспечению сохранности указанных ценностей в процессе выполнения этих действий. Во-вторых, под инкассацией векселей, платежных и расчетных документов следует понимать услуги по получению наличных платежей по перечисленным финансовым и расчетным документам. Такая деятельность может осуществляться только по поручению и на основании доверенности клиента-кредитора. Поскольку деятельность организаций инкассации связана с возникновением главным образом операционных рисков, требования по пруденциальному регулированию, в том числе минимальной величине капитала, для этих организаций не установлены.
В соответствии с п. 1.2 Положения Банка России от 21 сентября 2001 г. № 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции"48 небанковские депозитно-кредитные организации (НДКО) вправе осуществлять в рублях и в иностранной валюте следующие банковские операции: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок); размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет; купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме исключительно от своего имени и за свой счет; выдача банковских гарантий.
Помимо указанных банковских операций НДКО вправе заключать любые сделки, перечисленные в ч. 3 ст. 5 Закона о банках наравне с обычными банками. Для осуществления своей деятельности НДКО вправе открывать корреспондентные счета в кредитных организациях.
НДКО не вправе осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной форме; привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. На это, в частности, обращает внимание Т. Бурляева.49
НДКО не разрешается также открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.
Союзы и ассоциации кредитных организаций
Согласно ст. 3 Закона о банках и банковской деятельности кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.
Уместно отметить, что Банк России в соответствии с ч. 1 ст. 77 Закона о Банке России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности. В ч. 1 ст. 72 названного Закона предусмотрено, что с учетом консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами (как и с учетом международных стандартов) Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива.
Банковские группы и холдинги
Определения терминов "банковская группа" и "банковский холдинг" даны в нормах ч. 1 и 2 статьи 4 Закона о банках и банковской деятельности.
банковская группа - это
не являющееся юридическим лицом
объединение кредитных
банковский холдинг - это не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
Ни банковская группа, ни банковский холдинг самостоятельными юридическими лицами не являются.
Как правильно, по нашему мнению, А.А. Вишневский главным отличием банковской группы от банковского холдинга является то, что в первом объединении головной организацией является кредитная организация, а во втором - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией50.
Общим же для данных объединений юридических лиц является возможность одной (головной) организации прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой организации (других организаций). Понятие такого существенного влияния определено в норме ч. 3 статьи 4 Закона о банках - это возможность по причине участия в уставном капитале юридического лица (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами: определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности; назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица; определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица51.
Норма ч. 5 статьи 4 Закона о банках предусматривает право головной организации банковского холдинга в целях управления деятельностью всех кредитных организаций, входящих в банковский холдинг, создать управляющую компанию банковского холдинга (необходимо обратить внимание на то, что о возможности создания управляющей компании банковской группы в комментируемой статье ничего не говорится). При этом также установлено, что в случае ее создания такая управляющая компания банковского холдинга исполняет обязанности, которые в соответствии с комментируемым Законом возлагаются на головную организацию банковского холдинга (впрочем, на это прямо указано в нормах ч. 4 ст. 8 и ч. 3 ст. 43 Закона о банках путем использования формулировки "головная организация банковского холдинга (управляющая компания банковского холдинга)").