Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:30, дипломная работа
Цель работы: всестороннее исследование и анализ банковской системы России на основе изучения соответствующих нормативно – правовых актов, учебной литературы, монографий, материалов периодической печати, судебной практики и других источников.
Задачи работы: показать историю становления и развития российской банковской системы; проанализировать понятие и структуру банковской системы России; исследовать субъекты банковской системы России, определенные в законе; рассмотреть субъектов банковской системы России, не указанные в законе; осветить органы, осуществляющие регулирование банковской системы; раскрыть особенности поддержания стабильности банковской системы России в условиях кризиса; иные проблемы законодательной регламентации срока исковой давности; выявить проблемы законодательного совершенствования банковской системы России.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Банковская система России: понятие и проблемы государственного регулирования…………………………………………………………………………...6
1.1 История становления и развития российской банковской системы…………...6
1.2. Понятие и структура банковской системы России……………………………16
2. Субъекты современной банковской системы России…………………………….23
2.1. Субъекты банковской системы России, определенные в законе……………23
2.2. Субъекты кредитной системы России, не указанные в законе……………...46
3. Проблемы государственного регулирования законодательной регламентации банковской системы России………………………………………………………….57
3.1. Органы, осуществляющие регулирование банковской системы…………….57
3.2. Поддержание стабильности банковской системы России
в условиях кризиса…………………………………………………………………...65
3.3. Проблемы законодательного совершенствования банковской системы России………………………………………………………………………………...72
Заключение…………………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………………88
Учитывая, что для подготовки и принятия качественных законодательных актов требуется время, возможно, Правительству России и Банку России стоит утвердить совместное решение либо подписать временное соглашение о разграничении компетенции между ними, формах взаимодействия и ответственности за реализацию единой государственной денежно-кредитной политики.
В федеральном
законодательстве отсутствуют правовые
нормы, уточняющие конституционные
положения о компетенции, полномочиях
и ответственности
Из смысла конституционных норм следует, что непосредственное проведение в России единой финансовой и денежно-кредитной политики, а, следовательно, и государственные властные решения в этой сфере могут принимать именно Правительство России как коллегиальный федеральный орган государственной власти и Банк России либо упомянутые органы государства совместно72.
Помимо взаимодействия на уровне высших федеральных органов государственной власти России, осуществлялась и продолжает осуществляться координация действий Банка России и федеральных министерств и ведомств, относящихся к исполнительной власти и непосредственно ответственных за реализацию правительственной экономической и денежно-кредитной политики. Среди них: Минэкономики России, Минфин России, ФКЦБ России, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России), Государственный таможенный комитет России, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).
Обязательность
координации действий Банка
Являясь федеральным органом по управлению финансами в Российской Федерации, Минфин России осуществляет функции, тесно связанные с деятельностью Банка России, в частности в области денежного обращения, государственного кредита, в области развития рынка ценных бумаг, валютного регулирования, налоговой системы. Не случайно в действующем Положении о Минфине России73 установлено, что Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Важное значение
имеет организация
Анализ показывает,
что нынешнее состояние
Эффективная деятельность
по управлению банковской и денежно-кредитной
системами возможна при условии:
а) разграничения функций и
Кроме того, в соответствии с конституционными функциями Банка России необходимо расширить ныне существующие формы и полномочия Банка России в части взаимодействия с Президентом РФ, Федеральным Собранием России, Правительством РФ и Конституционным Судом России. Для этого Банк России целесообразно наделить правом законодательной инициативы и правом обращения в Конституционный Суд РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией России и федеральным законодательством.
3.2. Поддержание
стабильности банковской
в условиях кризиса
Мировой финансовый
кризис оказал серьезное влияни
По общему правилу, решение о применении к банку мер по предупреждению банкротства Банк России может принять при наличии оснований, предусмотренных ст. 4 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".
Прежде чем направить
Агентству по страхованию
По результатам оценки представителями составляется отчет, который может включать сведения о состоянии ликвидности, выводы представителей по результатам оценки, иную информацию о реальной величине рисков, активов, пассивов банка, оценку финансового положения и перспектив деятельности банка, другие данные, которые представители признают существенными для обоснования своих выводов.
Отчет может содержать
выводы о целесообразности (нецелесообразности)
участия Агентства в
План участия Агентства должен содержать перечень мер, достаточный для устранения признаков неустойчивого финансового положения банка, в том числе оснований для применения мер, предусмотренных ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и ст. 48 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", а также для исполнения денежных обязательств перед Банком России.
Рассмотрение плана участия Агентства предполагает оценку достаточности предложенных им мер и возможности осуществления этих мер в намеченные Агентством сроки.
При необходимости на
Агентство могут быть возложены
функции временной
В ходе рассмотрения плана участия Агентства в Банке России Агентством в указанный план могут вноситься изменения.
Закон об укреплении банковской системы (ст. 2) предусматривает, что меры по предупреждению банкротства банков могут осуществляться Агентством путем:
1) оказания финансовой
помощи лицам, приобретающим
2) оказания финансовой помощи банкам, приобретающим имущество и обязательства банка или их часть. Эти банки для целей данного Закона считаются приобретателями;
3) приобретения акций
(долей в уставном капитале) банка
в размере, позволяющем
4) оказания финансовой
помощи банку при условии
5) организации торгов
по продаже имущества,
6) исполнения функций
временной администрации на
Е.Г. Хоменко обоснованно, по нашему мнению, считает, что из анализа ст. 2 Закона об укреплении банковской системы, меры по предупреждению банкротства банка можно условно разделить на две группы.
Первая группа - это меры, направленные на поиск Агентством инвестора для банка, который бы приобрел акции (доли в уставном капитале) банка, причем в размере, позволяющем влиять на принимаемые банком решения. При этом само Агентство также является лицом, имеющим право на покупку.
Вторая группа - это меры, принимаемые Агентством в отношении банка на правах временной администрации77.
Источниками денежных средств для реализации мер первой группы могут быть средства инвесторов, Агентства, Банка России, а также средства федерального бюджета, предоставленные в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.
При осуществлении мер по спасению банка Агентство в первую очередь делает ставку на поиск инвесторов. Е.В. Бережинская, в частности замечает, что в настоящее время уже заключены соглашения с инвесторами по осуществлению мер по предупреждению банкротства в банках, испытывающих финансовые трудности78.
Так, 10 ноября 2008 г. подписано Генеральное соглашение между Агентством, обществом с ограниченной ответственностью "Коммерческий банк "Потенциал" (г. Жигулевск) и открытым акционерным обществом "Коммерческий банк "Солидарность" (г. Самара)79.
11 ноября 2008 г. подписано
Генеральное соглашение между
Агентством, ОАО "Свердловский
Губернский Банк", СБ "Губернский"
(г. Екатеринбург), открытым акционерным
обществом "Акционерный
14 ноября 2008 г. подписано
Генеральное соглашение между
Агентством, Калужским газовым и
энергетическим акционерным