Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:30, дипломная работа
Цель работы: всестороннее исследование и анализ банковской системы России на основе изучения соответствующих нормативно – правовых актов, учебной литературы, монографий, материалов периодической печати, судебной практики и других источников.
Задачи работы: показать историю становления и развития российской банковской системы; проанализировать понятие и структуру банковской системы России; исследовать субъекты банковской системы России, определенные в законе; рассмотреть субъектов банковской системы России, не указанные в законе; осветить органы, осуществляющие регулирование банковской системы; раскрыть особенности поддержания стабильности банковской системы России в условиях кризиса; иные проблемы законодательной регламентации срока исковой давности; выявить проблемы законодательного совершенствования банковской системы России.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Банковская система России: понятие и проблемы государственного регулирования…………………………………………………………………………...6
1.1 История становления и развития российской банковской системы…………...6
1.2. Понятие и структура банковской системы России……………………………16
2. Субъекты современной банковской системы России…………………………….23
2.1. Субъекты банковской системы России, определенные в законе……………23
2.2. Субъекты кредитной системы России, не указанные в законе……………...46
3. Проблемы государственного регулирования законодательной регламентации банковской системы России………………………………………………………….57
3.1. Органы, осуществляющие регулирование банковской системы…………….57
3.2. Поддержание стабильности банковской системы России
в условиях кризиса…………………………………………………………………...65
3.3. Проблемы законодательного совершенствования банковской системы России………………………………………………………………………………...72
Заключение…………………………………………………………………………….81
Список использованной литературы…………………………………………………88
Среди основных операций банковских учреждений можно выделить учет векселей, по сути своей представлявший собой кредитование торговли, подтоварный кредит и осуществление иных торговых начинаний. В частности, помимо реализации собственных интересов на внутреннем рынке банки занимались экспортом зерна, постепенно занимая место посредников между производителями и зарубежными покупателями. Подтоварный кредит отпускался главным образом под зерно и муку. В.И. Таранков правильно, на наш взгляд, замечает, что характерная особенность данной формы кредита заключалась в том, что требовала больших организационных усилий банка. Ему было необходимо произвести оценку зерна, опечатать хранилище, оформить все документы, после чего выдать клиенту кредит6.
В свою очередь, иностранный капитал внедрялся на территорию Российской империи через петербургские коммерческие банки, которые, как правило, сотрудничали сразу с несколькими зарубежными финансовыми образованиями и проводили, особенно в предвоенные годы, самостоятельную хозяйственную политику. В этот период доля иностранных вложений определялась в 1,96 млрд. руб., что составляло свыше 1/3 всего акционерного российского капитала. Весьма существенную роль в эволюции кредитно-денежных отношений сыграли иностранные займы. К 1913 г. внешний долг, по разным оценкам, составил 5,4 - 5,6 млрд. руб., а за годы войны возрос еще на 7,2 млрд. руб.
Наряду с акционерными банками в стране существовала широкая сеть банкирских домов и банкирских контор, фактически находившаяся вне государственного контроля. "В большинстве своем это были обычные торговые дома, занимавшиеся банкирскими операциями и совмещавшие торговлю с банковским предпринимательством, постепенно становившимся основным источником их доходов"7, - пишет Б.В. Ананьич. По словам автора, они не были обременены отчетностью, на них не распространялись правовые нормы, существовавшие для акционерных предприятий, и Правительство часто получало сведения о деятельности данных организаций из косвенных источников. В распоряжении Особенной канцелярии по кредитной части Министерства финансов не имелось даже перечня всех банкирских заведений, которые в значительной мере явно нарушали существующее законодательство.
До Октябрьской революции кредитная система России состояла из четырех уровней: центральный банк; система коммерческих и земельных банков; страховые компании; ряд специализированных институтов.
В период нэпа вместе с развитием товарных отношений и рынка произошло частичное возрождение разрушенной в годы революции и Гражданской войны кредитной системы. Однако она была представлена только двумя уровнями: Госбанком в качестве центрального банка и довольно разветвленной сетью акционерных коммерческих банков, кооперативных коммунальных банков, сельхозбанков, кредитной кооперации, обществами взаимного кредита, сберегательными кассами.
В 1914 - 1917 гг. кредитная система России включала: Государственный банк, коммерческие банки, общества взаимного кредита, городские общественные банки, учреждения ипотечного кредита, кредитную кооперацию, сберегательные кассы, ломбарды.
В 1917 г. в результате национализации
были конфискованы акционерные капиталы
частных банков, которые перешли
в государственную
Кредитная кооперация не была национализирована. Исключение составил обслуживающий ее Московский народный (кооперативный) банк, который был национализирован, а его правление переизбрано в кооперативный отдел Центрального управления Народного банка РСФСР.
В результате национализации сложилась банковская система, основанная на следующих принципах: государственная монополия на банковское дело (все кредитные учреждения принадлежали государству), слияние всех кредитных учреждений в единый общегосударственный банк, сосредоточение в банках всего денежного оборота страны.
Исторические октябрьские
события 1917 г. повлекли кардинальное переустройство
в общественной, государственной
и правовой системах России. Уже
на основании первых советских законодательных актов
упразднялись Дворянский земельный банк,
Крестьянский поземельный банк, а несколько
позже появился декрет ВЦИК о национализации
банков. Большевики сначала разрушили
банковскую и денежную систему до конца,
а затем создали заново национальную денежную
систему. Благодаря этому во время нэпа
промышленность и транспорт были восстановлены
примерно за 6 лет"8, - считает А.И. Амосов. В стране также
были созданы Госбанк, Внешторгбанк, Промбанк,
Центральный сельскохозяйственный банк,
Центральный коммунальный банк и городские
коммунальные банки, Банк потребкооперации,
товарные и фондовые биржи. Помимо банков
в действовавшую в переходный период кредитную
систему входили кредитные кооперативы,
общества взаимного кредита, сберегательные
кассы, ломбарды. "По формам собственности
функционировавшие кредитные учреждения
разделялись на государственные, кооперативные,
государственно-
Наряду с централизацией порядка управления промышленностью происходило сосредоточение кредитной системы в руках Государственного банка СССР, который становился практически единственным распорядителем всеми финансами страны.
Даже первичные кредитные формирования были обязаны действовать в соответствии с директивными указаниями. Например, в ст. 18 названного Постановления говорилось, что сельскохозяйственные кредитные товарищества осуществляют производственное кредитование на основе: а) районного производственного и финансового планов сельского хозяйства по отдельным его отраслям, составленных на основе общегосударственного плана по сельскому хозяйству; б) производственно-финансовых планов кредитуемых организаций; в) договоров районных сельскохозяйственных производственных союзов с низовыми производственными объединениями.
По существу, остался лишь один уровень, включавший Госбанк, Строительный банк, Банк для внешней торговли. Такая структура кредитной системы отражала не столько объективные экономические потребности народного хозяйства, сколько политизацию экономики, выразившуюся в ускоренной индустриализации и насильственной коллективизации. Кредитная система "подгонялась" под политические амбициозные установки, лишенные в ряде случаев экономической основы.
Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства, и прежде всего у министра финансов.
Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования.
Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.
Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были: отсутствие вексельного обращения; выполнение банками, по существу, роли второго госбюджета; списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве; операции по перекредитованию всех сфер хозяйства; потеря банковской специализации; монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита; низкий уровень процентных ставок; слабый контроль банков за деятельностью различных сфер экономики; неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.
Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее - олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Как отмечает при этом В.А. Иванов, из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками9.
Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов: банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности - государственной; сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов; реформа проводилась в отсутствие новых экономических механизмов; не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками; продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали; банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность; не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами; произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата; возникла "банковская война" за разделение текущих и ссудных счетов; реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений - важных кредитных источников.
Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности.
Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.
1.2. Понятие и структура банковской системы России
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности"10 банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Таким образом, легальное определение термина "банковская система" дано путем перечисления ее элементов, что нельзя признать удовлетворительным, поскольку любая система не сводится только к ее элементам, а всегда представляет собой нечто качественно новое. Кроме того, рассматриваемое легальное определение оставляет за пределами банковской системы Российской Федерации различные юридические лица, которые либо обслуживают банковскую деятельность, либо сами фактически этой деятельностью занимаются. К первой группе юридических лиц следует отнести государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов"11, союзы и ассоциации кредитных организаций (ст. 3 Закона о банках), банковские группы и холдинги (ст. 4 Закона о банках).
Ко второй группе
относятся юридические лица
А.Г. Братко включил в
банковскую систему Российской Федерации
только те ее элементы, которые прямо
перечислены в ст. 2 Закона о банках.
Кредитные кооперативы и
По мнению Г.А. Тосуняна, вся совокупность элементов банковской системы Российской Федерации имеет двухуровневое построение: верхний уровень - Банк России, союзы и ассоциации кредитных организаций; нижний уровень - все остальные элементы банковской системы: банки, небанковские кредитные организации, банковская инфраструктура, банковский рынок. При этом Г.А. Тосунян отмечает особое положение союзов и ассоциаций кредитных организаций: они являются важным компонентом механизма самоуправления банковской системы и должны располагаться на верхнем уровне системы, "хотя и не рядоположены Банку России, поскольку не наделены законом властными полномочиями"16. Между названными элементами обнаруживаются связи двух типов: а) связь между однопорядковыми элементами, которая обеспечивает отношения координации между ними; б) связь между Банком России и остальными элементами банковской системы, которая характеризуется отношениями субординации и обеспечивает целостность системы17.
О.М. Олейник полагает, что банковская система Российской Федерации включает два вида звеньев. Первое звено - участники системы, выполняющие основные ее функции по обслуживанию физических и юридических лиц, непосредственно обеспечивающие денежный оборот страны и потребности в кредитных ресурсах. В него включены Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков. Второе звено - создаваемые кредитными организациями союзы и ассоциации, группы кредитных организаций и банковские холдинги, а также неформальные образования, объединяющие ведущих банкиров страны18.