Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:49, курсовая работа
Настоящая дипломная работа посвящена актуали¬зации проблем развития отечественного нотариата. Ни в коей мере мы не умаляем роли и значения других правовых институтов, обеспечивающих имущественные и связанные с ними неимущественные права граждан, организаций и госу¬дарства. Цель нашего дипломного исследования — выявить истинную природу и назначение нотариата, определить пути его дальнейше¬го развития и взаимодействия с другими правовыми институтами.
Введение. 3
Глава 1. « Эволюционное развитие и современная деятельность нотариата в России » 6
1.1. История развития нотариата в России. 6
1.2. Теоретические основы современной нотариальной деятельности. 11
1.3. Организация практической деятельности нотариуса и выполнение им своих обязанностей. 18
1. 4. Пример совершения действий нотариусом в случаях участия интересов несовершеннолетних. 34
Глава 2. « Актуальные проблемы нотариата в России на современном этапе и концепции дальнейшего развития российского нотариата» 42
2.1. Проблема участия российского нотариата в проведении экономических преобразований в России. 42
2.2. Проблема правового статуса нотариата после распада СССР. 47
2.3. Актуальные проблемы частной и государственной практики нотариальных контор. 51
2.4. Концепция Федеральной нотариальной палаты о дальнейшем развитии российского нотариата. 57
Заключение. 63
Библиография: 65
Нормативные акты: 65
Использованная литература:
«Утверждаю»
зав. кафедрой
юридического факультета
_____________________
«____»__________2000г.
Студентка Мамедова С.Э. рег.№ЛГ 0990177
Тема:
« Деятельность нотариата и проблемы нотариальной деятельности »
МОСКВА 2000 г.
СОДЕРЖАНИЕ :
Настоящая дипломная работа посвящена актуализации проблем развития отечественного нотариата. Ни в коей мере мы не умаляем роли и значения других правовых институтов, обеспечивающих имущественные и связанные с ними неимущественные права граждан, организаций и государства. Цель нашего дипломного исследования — выявить истинную природу и назначение нотариата, определить пути его дальнейшего развития и взаимодействия с другими правовыми институтами.
Актуальность выбранной нами темы дипломного исследования обусловлена следующими реалиями и положениями. О нотариате как об одном из эффективных правовых механизмов, обеспечивающих охрану имущественных и связанных с ними неимущественных прав, заговорили лишь в последние годы после принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и целого ряда других законодательных актов, а также образования сообщества нотариусов.
Фундаментальное реформирование отношений собственности и иных имущественных отношений явилось объективным фактором современного выделения роли и значимости института нотариата. Новые принципы организации нотариальной деятельности, заложенные в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате, не только решили организационные проблемы по нотариальному обеспечению субъектов гражданско-правовых отношений, но и позволили государству практически снять с себя большинство организационных вопросов и материальных затрат в этой сфере.1 За четырехлетний период существования российский нотариат, действующий на принципиально иных основах, претерпел коренные изменения не только в количественном, но и в качественном отношении. Среди них: рост уровня самосознания в нотариальном сообществе и ответственности перед всеми субъектами гражданско-правовых отношений; рост профессионализма нотариусов; увеличение нотариальных контор, которые в большинстве случаев значительно лучше по своему материально-техническому оснащению, чем государственные нотариальные конторы; более быстрое обслуживание граждан и организаций (существенное сокращение знаменитых российских очередей) и многое другое.
В 1995 году российский нотариат в лице Федеральной нотариальной палаты был принят в члены одной из крупнейших и почитаемых среди международных негосударственных организаций — Международный Союз Латинского Нотариата, в состав которого входит 66 национальных нотариальных организаций (Европы, Азии, Америки, Африки) и который имеет свои официальные представительства в ООН, Совете Европы, Европейском Союзе и во многих других межгосударственных, межправительственных и неправительственных международных организациях.2
Не умаляя положительных сторон в развитии российского нотариата, следует признать и наличие серьезных негативных факторов, имеющих как объективный, так и субъективный характер. К их числу относятся:
противоречивость и
неоднозначность действующей
отсутствие как среди большинства нотариусов, так и государственных органов и их должностных лиц адекватного понимания назначения и роли нотариата, а также недостаточно высокий профессиональный уровень среди лиц, занимающихся нотариальной деятельностью, и лиц, осуществляющих контроль за нотариальной деятельностью;
отсутствие сколько-нибудь серьезных научных исследований современной отечественной правовой науки по нотариату;
вульгаризация на законодательном уровне роли и функций нотариуса, выражающаяся в сведении его роли лишь к процедуре подписания документа и проставления печати, а также искаженное представление о работе нотариуса как о деятельности, не требующей ни глубоких знаний, ни серьезных интеллектуальных, психологических и имущественных затрат;
мнение о том, что
средства, получаемые нотариусом, подлежат
перераспределению через
неоднозначное восприятие обществом информации о "доходах" нотариусов. В его основе лежит непонимание экономико-правовых механизмов организации деятельности нотариуса. Положение усугубляется некорректной и неточной информацией органов налоговой службы о доходах нотариусов,3 инициативами, исходящими от органов юстиции по изъятию части доходов, поведением отдельных нотариусов, а также ошибочное отнесение средств, получаемых нотариусами, к заработной плате;
восприятие нотариальных палат в качестве обычных общественных организаций, созданных лишь для защиты корпоративных интересов нотариусов;
увеличение числа лиц, незаконно назначаемых органами юстиции на должности нотариусов, как в государственных нотариальных конторах, так и для осуществления частной практики;4
создание с согласия или при поддержке органов юстиции общественных объединений или коммерческих организаций, подменяющих органы юстиции и нотариальные палаты в вопросах организации и контроля за нотариальной деятельностью; интерес криминальных структур к сфере нотариата;
сокращение и умаление роли института нотариата в процессе создания новой российской правовой системы.
Выявление и признание негативных факторов в процессе развития российского нотариата, установление источников их происхождения сообществом российских нотариусов, стремление сообщества во главе с Федеральной нотариальной палатой к изменению ситуации позволяют говорить не о ликвидации или исключении института нотариата из российской правовой системы, а о реальных возможностях его самореформирования, очищения и эволюции.5
Институт нотариата появился в российском праве в 1867 году. Нотариат был создан как орган общественной власти. Нотариусы и старшие нотариусы находились при окружных судах. Эти суды выступали в качестве второй инстанции, рассматривая нотариальные дела по жалобам, подаваемым в установленном порядке.6 Кроме того, суды имели право в порядке надзора производить общую ревизию дел состоящих при них нотариусов.7
Важнейшей функцией деятельности нотариуса было совершение актов по имуществу.8 Однако нотариус осуществлял и другие обязанности: выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейские записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства.9
Помимо обязанностей, указанных в законе, круг нотариальной деятельности был расширен практикой. Так, нотариусы вправе были принимать деньги при протесте векселей для передачи их векселедержателям. Так же могли поступать и в других случаях, когда с просьбой обращалось лицо, доверяя нотариусу определенные суммы.10
Во всех этих случаях действия нотариуса, хотя и не были указаны в законе, признавались действиями по должности, так как их совершение позволялось ему ввиду особого доверия, которым он по своей должности наделялся самим законом.
Нотариусу было предоставлено право совершения всякого рода актов по имуществу. Но он не вправе был совершать акты, для совершения которых в законе установлен особый порядок, а само их совершение было в компетенции других органов общественной власти.
Под словом "совершение" акта не следует понимать его составление в письменной форме. Для того чтобы это был акт, совершенный при содействии общественной власти и через это приобретающий и особую силу, и особую защиту, покровительство закона, нотариусу необходимо было совершить ряд особых действий.11 Действия эти заключались в следующем.
Каждый раз, когда стороны обращались к нотариусу с просьбой совершить тот или иной акт, он прежде всего должен был удостовериться в "самоличности" их, т.е. убедиться в том, что явившиеся к нему лица действительно те самые, за кого они себя выдают. В тех случаях, когда явившиеся к нотариусу были хорошо известны ему самому, этого было достаточно, чтобы нотариус со спокойной совестью мог удостоверить на самом акте "самоличность" сторон. Но в большинстве случаев к нотариусу обращаются лица, совершенно ему неизвестные, тогда-то он и должен был принять все меры для того, чтобы не быть обманутым и обвиненным в небрежности по должности Отсюда ясно, с какой осторожностью и с каким вниманием нотариус должен был исследовать дело. Законом было даже предоставлено нотариусу право требовать представления двух известных ему лиц, которые могли удостоверить, что желающие совершить акт действительно те лица, за кого они себя выдают. В удостоверение этого выдавали нотариусу "подписку". При невозможности удостовериться в "самоличности" обратившихся таким путем нотариус мог требовать представления паспортов, свидетельства полиции или начальства, аттестата о службе.12
Но каким бы способом нотариус ни удостоверялся в "самоличности" сторон, он был обязан в точности обозначить это в самом акте и только тогда он мог быть освобожден от ответственности, если впоследствии открывался подлог.
Кроме удостоверения в "самоличности" участвующих в совершении акта, нотариус должен был удостовериться в том, что они сами и те, от имени и на имя кого следовало совершать акт, имели "законную правоспособность". Необходимо было, чтобы данное лицо, как физическое, так и юридическое, обладало определенными правами свободно приобретать всякого рода имущество. Сделки, которые совершались лицом неправоспособным, закон объявлял недействительными, не имеющими никакой силы, а следовательно, не создающими никаких прав и обязанностей.13 Следствием этого является то, что ценность, переданная неправоспособной стороне, могла быть потеряна навсегда. Такое положение вещей, создаваемое условиями социальной жизни, обязывало каждого вступающего в договорные отношения удостовериться в правоспособности контрагента. С этой целью каждому предоставлялось право или самому удостовериться в правоспособности того, с кем он намерен вступить в договор, неся всю полноту ответственности самостоятельно в случае ошибки, или же, ограждая себя, перенести эту ответственность на нотариуса как представителя общественной власти. Не будь этой ответственности, участие общественной власти в совершении имущественных сделок во многих случаях не имело бы никакого смысла.
Под правоспособностью закон подразумевал и правоспособность, и дееспособность, т.е. как способность обладать правами и приобретать их, так и свободу самостоятельно и независимо от кого бы то ни было распоряжаться всем принадлежащим данному лицу имуществом и самому совершать разного рода сделки. В силу этого сделка, совершенная недееспособным, так же недействительна, как и сделка, совершенная неправоспособным.
В тех случаях, когда лицо делало какое-либо распоряжение имуществом, принадлежащим другому, нотариус должен был установить пределы его прав и полномочия на такое распоряжение: поверенный должен был представить выданную ему доверенность, опекун — удостоверение надлежащего опекунского учреждения.
Определяя право- и дееспособность, нотариус мог потребовать предоставления ему метрического свидетельства для удостоверения возраста, паспорта или других документов, мог взять письменное удостоверение известных ему лиц, взять подписку от самого совершающего акт. При этом закон не стеснял его действий. Нотариус должен был свериться с имеющимися у него списками лиц неправоспособных и на основании всех представленных ему данных прийти к тому или иному выводу.14
Также нотариус должен был установить, что подлежащий совершению или засвидетельствованию акт не противоречит закону.
Это обязывало нотариуса быть крайне внимательным к самому содержанию договора и, если последний окажется запрещенным законом или цель сделки противоречит закону, отказать в совершении, предоставить сторонам такой сделки возможность обжаловать его действия в суде. В случае признания судом отказа нотариуса неправильным нотариус снимал с себя всякую ответственность за совершение незаконного договора, если он таковым оказывался впоследствии.
Установив "самоличность" и правоспособность лиц, совершающих акт, а также законность сделки, нотариус приступал к совершению акта. Прежде всего составлялся и излагался в письменной форме проект акта, затем в присутствии двух или трех (при совершении сделок с недвижимостью) свидетелей проект прочитывался сторонам. В тех случаях, когда стороны не хотели оглашать совершаемый ими акт, они могли прочесть его и без свидетелей, но затем объявить последним, что он ими прочитан, о чем также делалась отметка в акте.
После внесения акта в книгу и подписания его всеми участвующими в его совершении нотариус выдавал сторонам выписку акта.
Кроме нотариальных актов, нотариус свидетельствовал явочные акты.15 Явочные акты отличались от нотариальных тем, что они составлялись без участия нотариуса самими договаривающимися и по написании их на соответствующей актовой бумаге представлялись обеими сторонами (если акт был двусторонний) или одной (если акт односторонний). Порядок засвидетельствования явочного акта заключается в проверке нотариусом законности акта, самоличности и правоспособности предъявляющих акт и опросе предъявляющих акт, добровольно ли они его совершили и действительно ли он подписан ими лично или по их поручению. При этом присутствие свидетелей не требовалось.
Информация о работе Деятельность нотариата и проблемы нотариальной деятельности