Деятельность нотариата и проблемы нотариальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Настоящая дипломная работа посвящена актуали¬зации проблем развития отечественного нотариата. Ни в коей мере мы не умаляем роли и значения других правовых институтов, обеспечивающих имущественные и связанные с ними неимущественные права граждан, организаций и госу¬дарства. Цель нашего дипломного исследования — выявить истинную природу и назначение нотариата, определить пути его дальнейше¬го развития и взаимодействия с другими правовыми институтами.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. « Эволюционное развитие и современная деятельность нотариата в России » 6
1.1. История развития нотариата в России. 6
1.2. Теоретические основы современной нотариальной деятельности. 11
1.3. Организация практической деятельности нотариуса и выполнение им своих обязанностей. 18
1. 4. Пример совершения действий нотариусом в случаях участия интересов несовершеннолетних. 34
Глава 2. « Актуальные проблемы нотариата в России на современном этапе и концепции дальнейшего развития российского нотариата» 42
2.1. Проблема участия российского нотариата в проведении экономических преобразований в России. 42
2.2. Проблема правового статуса нотариата после распада СССР. 47
2.3. Актуальные проблемы частной и государственной практики нотариальных контор. 51
2.4. Концепция Федеральной нотариальной палаты о дальнейшем развитии российского нотариата. 57
Заключение. 63
Библиография: 65
Нормативные акты: 65
Использованная литература:

Файлы: 1 файл

натариат.DOC

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, региональная нотариальная палата в силу ст.ст. 4 и 12 Основ наделена правом осуществления от имени государства публичных функций, как-то: прием квалификационных экзаменов, определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе, учреждение и ликвидация должности нотариуса и т.д. Поэтому, определив статус зарегистрированной "палаты" как общественной организации, управление юстиции было не вправе сохранить в ее уставе эти функции.57 Более того, законодатель в названных статьях исчерпывающе указал на участие в субъекте Федерации в этом процессе только одной нотариальной палаты на паритетных началах с органом юстиции.

В-третьих, возможность  каждого нотариуса "переходить" из одной нотариальной палаты в другую, создавать собственную нотариальную палату фактически прекратит действие ст.ст. 12, 17 и 34 Основ, установивших контроль со стороны нотариальной палаты за профессиональной деятельностью нотариусов, вплоть до обращения в суд о лишении недобросовестных нотариусов права заниматься нотариальной деятельностью, а это неминуемо повлечет общее снижение уровня нотариального обслуживания граждан, нарушение их конституционных прав и интересов.

2.4. Концепция  Федеральной нотариальной палаты о дальнейшем развитии российского нотариата.

 

Федеральная нотариальная палата исходит из того, что концептуальной основой развития российского нотариата является создание правовых, экономических и организационных основ и механизмов, обеспечивающих выполнение институтом нотариата следующих задач:

наиболее полное и  всеобъемлющее обеспечение реализации гражданами и государством своих имущественных и иных законных прав и интересов;

придание гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного, предсказуемого и законного характера:

обеспечение доступности  в получении государственной правовой помощи по охране и защите имущественных и связанных с ними прав граждан и иных участников гражданского оборота;

повышение правового  уровня и культуры граждан и создание реальных предпосылок для придания России статуса правового государства;

обеспечение реализации фискальных функций и интересов государства;

создание условий для  реализации правовой, экономической и иных реформ, проводимых в настоящее время в России;

создание условий для  придания России статуса экономической зоны, выгодной для отечественных и иностранных инвесторов;

повышение международного статуса России и содействие вступлению России в качестве равноправного участника в Европейский Экономический Союз в рамках международных обязательств России.

Концепция Федеральной  нотариальной палаты основана на следующих  объективных факторах:

институт нотариата  обладает огромным положительным историческим опытом, в том числе российским, развития и функционирования;

наличие теоретических  предпосылок объективного присутствия  нотариата в российской правовой системе;

институт нотариата  является единственным правовым способом осуществления государством своей обязанности по обеспечению охраны и защиты имущественных и иных прав граждан и организаций на беззатратной основе;

институт нотариата  является наиболее доступным для  граждан и организаций, так как  обходится им в несколько раз  дешевле в сравнении с другими  существующими правовыми способами охраны и защиты аналогичных прав граждан;

институт нотариата  является открытым, стабильным и предсказуемым  источником формирования доходной части  государственного бюджета;

институт нотариата  обладает большим потенциалом по предотвращению совместно с другими  правоохранительными органами экономических преступлений;

институт нотариата  широко используется во многих странах  мира, с которыми Россия имеет тесные экономические и политические связи.

Концепция построена  на основе правового и экономического анализа существующих правовых систем, в том числе практики применения действующего российского законодательства, и с учетом предложений представителей всех ветвей государственной власти Российской Федерации.

Реализация  Концепции предполагается по следующим направлениям:

организационное, включающее в себя проведение широкого круга мероприятий по совершенствованию деятельности нотариусов и нотариальных палат, установлению более конструктивных взаимоотношений между нотариальными палатами и органами исполнительной власти и судебными органами, устранению негативных явлений в деятельности нотариусов и нотариальных палат;

законодательное, включающее в себя создание правовой базы по нотариату, обеспечивающей реализацию стоящих перед данным институтом задач, расширяющей влияние государства на развитие и функционирование системы нотариата на законодательном уровне, на уровне исполнительных органов власти и судебных органов, а также препятствующих возникновению в системе нотариата криминальных явлений и негативных факторов;

международное, включающее в себя более активное участие в работе Международного Союза Латинского Нотариата и использование его потенциала для повышения международного статуса России и уровня российской правовой системы и экономической системы.

Реализация Концепции Федеральной нотариальной палаты позволит создать в Российской Федерации за короткий промежуток времени на организационном и правовом уровне без привлечения государственных средств публично-правовой институт, реально обеспечивающий права граждан, организаций и государства на уровне мировых, в том числе европейских правовых стандартов.

Концепция Федеральной  нотариальной палаты помимо решения задач, связанных с деятельностью института нотариата, создает объективные условия для реализации судебной реформы, привлечения данного института в качестве активного участника создания в России системы учета недвижимости и сделок с ней, обеспечения интересов граждан, вкладывающих свои денежные средства в то или иное дело в рамках акционерных обществ и хозяйственных товариществ, а также для решения целого ряда других вопросов.

      Развитие российского нотариата на законодательном уровне.

Концепция представляет системный подход и предполагает внесение целого ряда изменений и дополнений в действующее законодательство. При этом предлагаемые изменения и дополнения ни в коей мере не предполагают отмену или ликвидацию имеющихся правовых институтов.58

Предложения по изменению  и дополнению действующего законодательства касаются:

Основ законодательства Российской Федерации о нотариате;

Гражданского кодекса  Российской Федерации; Уголовного кодекса  Российской Федерации; федеральных  законов об исполнительном производстве и о регистрации прав на недвижимость и сделок с ней; отдельных актов налогового законодательства.

1. Изменение и дополнение Основ законодательства Российской федерации о нотариате предполагает приведение данного законодательного акта в соответствие с Конституцией Российской Федерации, вновь принятыми в последнее время федеральными законами, совершенствование законодательства о нотариате, а также дальнейшее развитие судебной реформы.

Основными направлениями  данных предложений являются:

более точное и однозначное  раскрытие содержания и предназначения института нотариата как института  предварительного правосудия, действующего в пределах бесспорной гражданской юрисдикции;

усиление роли государства  в осуществлении контроля за его функционированием: на законодательном уровне, на уровне исполнительных органов власти и на судебном уровне;

расширение полномочий субъектов Российской Федерации по вопросам организации нотариальной деятельности, включая вопрос о формах организации;

создание эффективных  правовых и экономических механизмов, обеспечивающих реализацию основных принципов  нотариальной деятельности (беспристрастности, независимости, законности, самофинансирования, имущественной и иной ответственности нотариуса);

установление более  жестких требований для занятия  должности нотариуса и расширение оснований освобождения от должности, а также коллективной ответственности всего нотариального сообщества за каждого нотариуса;

закрепление положений, способствующих эффективному взаимодействию между органами юстиции и нотариальными сообществами по вопросам организации нотариальной деятельности;

однозначное определение статуса нотариальной палаты как некоммерческой организации, основанной на обязательном членстве:

раскрытие смысла, структуры  и содержания нотариального производства, осуществляемого в пределах бесспорной гражданской юрисдикции и придающего нотариальному акту или иному совершаемому нотариусом действию особую доказательственную силу, а в отдельных случаях — силу исполнительного документа;

переход на государственное  регулирование порядка и размеров оплаты нотариальных действий, включая установление льгот для отдельных категорий граждан и организаций;

закрепление положений, содействующих приданию финансовым потокам, осуществляемым через нотариат, более открытого характера, а  также реализации фискальных интересов государства.59

2. Предлагаемые изменения Гражданского кодекса Российской Федерации в основном направлены на восстановление действительного статуса и функций нотариата, тогда как сегодня соответствующие положения Кодекса являются альтернативой истинному содержанию и назначению нотариального действия и прямо противоречат не только действующему российскому законодательству о нотариате, но и структуре и содержанию нотариального действия, закрепленного в законодательстве многих зарубежных стран, входящих в систему континентального права. Кроме того, заложенная в действующем Гражданском кодексе модель нотариата порождает целый ряд негативных явлений в сфере нотариата, в частности, объективно снимает всю ответственность с нотариуса за последствия совершенного им действия, тем самым превращает нотариат в источник криминализации гражданско-правовых отношений.

Наряду с этим предлагается усилить необходимую регулятивную функцию государства посредством  института нотариата в имущественных отношениях. При этом отмена института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не предполагается. Здесь необходимо отметить, что в Государственной Думе уже имеется целый ряд аналогичных законодательных инициатив по данному вопросу.

3. Предложения по изменению Уголовного кодекса Российской Федерации направлены не столько на исправление формальных неточностей в отношении нотариуса, сколько на более точное определение состава правонарушения и усиление мер ответственности нотариуса, вплоть до лишения свободы.

4. Предложения по изменению налогового законодательства связаны с совершенствованием порядка уплаты подоходного налога нотариусами, а также с раскрытием истинного содержания понятий "доходов" и "расходов" от нотариальной деятельности. При этом необходимо отметить, что никаких льгот и преимуществ для нотариусов не предусматривается.

Одной из задач в данном случае является выработка единого и однозначного представления о так называемых "доходах". Принципы "свободной" организации финансовой деятельности нотариуса близки принципам организации деятельности государственного предприятия, функционирующего на принципах полного хозяйственного расчета и несущего полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности.60 При этом своеобразная "самостоятельность" или "свобода" нотариуса имеет целый ряд ограничений и особенностей, а именно:

нотариус ограничен  в установлении и определении  размера оплаты нотариального действия. Кроме того, он обязан предоставлять  большому кругу лиц льготы по оплате нотариальных действий без снятия с него бремени полной ответственности за неправильно совершенное нотариальное действие в отношении этих лиц;

затраты, связанные с  приобретением или строительством нотариальной конторы и ее материально-техническим оснащением, обязательные в силу закона членские взносы, страхование профессиональной деятельности и многие другие затраты по нотариальной деятельности в большей своей части не принимаются к затратам, учитываемым при исчислении подоходного налога, вследствие чего налогообложение производится фактически с выручки. Экономический анализ показывает, что в распоряжении нотариуса практически остается не более 25% средств, за счет которых нотариус должен обеспечивать профессиональную деятельность, возложенную на него законом, свой жизненный и семейный уровень:

нотариус не вправе предъявлять  претензии к лицам, не оплатившим совершенное нотариальное действие;

сфера ответственности  за неправильно совершенное нотариальное действие распространяется не только на имущество, находящееся в нотариальной конторе, но и на личное имущество нотариуса;

нотариус ограничен  в праве осуществлять иные виды деятельности, которые бы могли приносить ему  доход;

Информация о работе Деятельность нотариата и проблемы нотариальной деятельности