Деятельность нотариата и проблемы нотариальной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Настоящая дипломная работа посвящена актуали¬зации проблем развития отечественного нотариата. Ни в коей мере мы не умаляем роли и значения других правовых институтов, обеспечивающих имущественные и связанные с ними неимущественные права граждан, организаций и госу¬дарства. Цель нашего дипломного исследования — выявить истинную природу и назначение нотариата, определить пути его дальнейше¬го развития и взаимодействия с другими правовыми институтами.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. « Эволюционное развитие и современная деятельность нотариата в России » 6
1.1. История развития нотариата в России. 6
1.2. Теоретические основы современной нотариальной деятельности. 11
1.3. Организация практической деятельности нотариуса и выполнение им своих обязанностей. 18
1. 4. Пример совершения действий нотариусом в случаях участия интересов несовершеннолетних. 34
Глава 2. « Актуальные проблемы нотариата в России на современном этапе и концепции дальнейшего развития российского нотариата» 42
2.1. Проблема участия российского нотариата в проведении экономических преобразований в России. 42
2.2. Проблема правового статуса нотариата после распада СССР. 47
2.3. Актуальные проблемы частной и государственной практики нотариальных контор. 51
2.4. Концепция Федеральной нотариальной палаты о дальнейшем развитии российского нотариата. 57
Заключение. 63
Библиография: 65
Нормативные акты: 65
Использованная литература:

Файлы: 1 файл

натариат.DOC

— 434.00 Кб (Скачать файл)

Явочные акты имели такую  же силу, как и акты нотариальные, и считались актами, совершенными в установленном порядке.

Хотя нотариусы и  считались состоящими на государственной службе, содержания от государства они не получали. Их труд оплачивался особым сбором, который они взимали с обращающихся к ним лиц за каждое нотариальное действие. Установить размер этого вознаграждения было предоставлено нотариусу и плательщику путем достижения взаимного соглашения.16 Если соглашение не достигалось, то — по особой таксе, а если оплата такого действия не была предусмотрена таксой, то при споре размер определялся судом.

Кроме сборов в свою пользу, нотариусом взимались и другие сборы с совершаемых актов. Одни из них шли в пользу казны, другие в пользу места совершения актов. В казну взыскивался гербовый сбор, крепостные (4% со всей стоимости переходящего имения) и актовые пошлины, а иногда и пошлины за безвозмездный переход имущества.17 Сборы в пользу места совершения актов взимались со всех обязательств и договоров, засвидетельствованных нотариусом в определенном месте, и составляли от 1/10 до 1/2 всех расходов по совершению акта.

Сборы по совершению актов  взимались неодинаково и не в одно время. Сборы в пользу нотариусов и в пользу городов взыскивались при совершении акта.

Суммы, поступавшие в  пользу городов, нотариусы передавали по истечении каждого месяца в  надлежащие хозяйственные управления. Крепостные и актовые пошлины нотариусами не взыскивались. В необходимых случаях лица, совершающие акты самостоятельно, уплачивали эти сборы в местные казначейства и представляли квитанции.

Все акты о добровольно  заключенном переходе права собственности  на недвижимость, а также все акты об ограничении этого права в течение года со дня их совершения должны были быть представлены на утверждение старшего нотариуса того округа, в пределах которого находилась недвижимость.

Акты о переходе прав собственности на недвижимость, продававшуюся с публичных торгов или приобретавшуюся за давностью владения, не требовали утверждения старшего нотариуса, потому что при этом правильность перехода недвижимости констатировалась тем учреждением, при котором производился торг или которое постановило недвижимость за покупателем. Однако эти акты также представлялись в нотариальные архивы и в те же сроки для внесения в крепостные реестры.

Таким образом, в каждом нотариальном архиве имелись подробные сведения о недвижимости.

Любое действие нотариуса или старшего нотариуса, а также отказ в выполнении требований сторон могли быть обжалованы в установленном порядке. Срок для подачи жалобы определялся в две недели.

Поданную жалобу нотариус или старший нотариус должны были представить в суд вместе со своим объяснением в семидневный срок.

Если неправильными  действиями нотариус причинял кому-либо ущерб, то для его взыскания иск  должен был предъявляться в том  суде (независимо от цены иска), которому был подведомствен нотариус, а  само производство по таким искам не требовало никаких особых форм.

Таким образом, беззатратной со стороны государства и им контролируемый институт нотариата позволил в России без создания соответствующих структур обеспечивать охрану и защиту имущественных прав граждан как на стадии заключения, так на стадии исполнения имущественных сделок, способствовал укреплению частной собственности, а также сделал процесс возникновения и прекращения имущественных прав и обязанностей контролируемым и предсказуемым.18 Институт нотариата позволил придать имущественным отношениям стабильный и бесконфликтный характер, позволил государству контролировать выполнение гражданами обязанностей по уплате налогов, а также иметь в лице нотариуса постоянный и гарантированный источник пополнения казны.

1.2. Теоретические  основы современной  нотариальной  деятельности.

 

Кратко теоретические  основы существования и развития института нотариата в современной российской правовой системе могут быть сформулированы следующим образом.

Во-первых, фундаментальной правовой основой российского права и системы законодательства является их генетическая принадлежность к системе континентального права и законодательства. В рамках системы континентального права российское право принадлежит к романо-германской семье, для которой характерен жестко кодифицированный правовой режим. Институт нотариата имманентен всем странам, правовая система которых построена на принципах континентальной системы права и определяется как "латинский нотариат".

Во-вторых, в странах, чья правовая система основана на кодифицированном законодательстве, нотариат является основным из правовых институтов, который фундаментально обеспечивает на правовом уровне реализацию таких задач, как применение (трансформацию) общей, универсальной кодифицированной нормы (правила) к частному, а потому гораздо более богатому по содержанию, явлению (правовой ситуации); обеспечивает баланс публичных и частных интересов; единство и адекватность правового содержания и юридической формы договора или иного юридически значимого действия.

В-третьих, нотариат, функционирующий  на границе частной и публичной  сфер, являясь по существу "детищем" первого и второго, обладает уникальной дуалистической природой, в силу которой нотариус выступает, с одной стороны, как уполномоченный представитель государства, а с другой стороны, как представитель свободной профессии (независимый юридический консультант клиентов). Данная особенность дает оптимальную правовую возможность сочетать публичный и частный интерес в правоприменительном процессе.

В-четвертых, нотариат в  европейской правовой доктрине рассматривается как институт "предупредительного" (превентивного) правосудия по гражданским делам в пределах бесспорной гражданской юрисдикции, придающий нотариальному акту или иному совершаемому нотариусом действию особую доказательственную силу, а в отдельных случаях — силу исполнительного документа.19

В-пятых, нотариат является одним из эффективнейших способов осуществления со стороны государства необходимого контроля и адекватного реагирования на реальное развитие гражданско-правовых отношений.

В-шестых, нотариат является одним из ведущих правовых институтов в правовых системах большинства демократических государств.

Изложенные основные факторы убедительно доказывают, что присутствие института нотариата в российской правовой системе носит не субъективный, а объективный характер.

Уникальность института  нотариата (имея в виду нотариат латинского типа), его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет их самих, без каких-либо затрат со стороны государства. Мало того, свободный нотариат позволяет государству успешнее осуществлять не только правоохранительные, но также и судебно-юрисдикционные, фискальные функции. На такие сущностные характеристики нотариата важно обратить внимание именно сейчас, когда государство испытывает большие сложности при финансировании правоохранительной и судебной систем России.

По организации, функциям, формам их реализации, характеру контроля и основным составляющим нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, что подтверждается следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Нотариат наряду с адвокатурой призван обеспечивать реализацию указанного конституционного права граждан на юридическую помощь, в том числе бесплатную, путем совершения нотариусами нотариальных действий (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). В этом прежде всего проявляется публично-правовое значение института нотариата в современном обществе и сложившейся правовой системе России.

Условия предоставления правовой помощи нотариусами существенно отличаются от той, которую оказывают адвокаты, юридические фирмы, частные юристы.20 Деятельность последних не связана такими жесткими рамками процедурно-процессуального характера, как у нотариуса. Соблюдение правил нотариального производства по степени своей обязательности имеет такой же самодовлеющий характер, как и соблюдение процессуального регламента судами в рамках гражданского, арбитражного, уголовного и конституционного судопроизводства.

Нотариальное удостоверение  включает в себя достаточно большой круг юридических действий, осуществляемых в рамках нотариального производства по поводу совершения конкретного нотариального действия.

Нотариальная деятельность по оказанию юридической помощи строится на едином стандарте нотариальной работы. Доверенность либо сделка с недвижимостью будут удостоверены нотариусами в Екатеринбурге, Владивостоке или Калининграде по общим правилам, что обеспечивает признание и правовое действие документов как на территории России, так и за границей.

Нотариальные документы  имеют относительно бесспорный характер, поскольку опровергнуть их содержание гораздо сложнее, чем иных сделок и действий, совершенных в простой письменной форме.

Нотариус беспристрастен и в  равной мере оказывает правовую помощь всем лицам, обратившимся к нему.

При осуществлении нотариальной деятельности нотариус независим.

Система нотариата самоорганизуется в рамках саморегулируемых публично-правовых организаций — нотариальных палат. Вместе с тем нотариус получает полномочия на условиях, установленных государством, и от государственного органа. Такое оптимальное соотношение обеспечивает независимость и одновременно подконтрольность нотариата при осуществлении его функций.

Число нотариусов ограничено и определяется управлением юстиции и нотариальной палатой. В силу ограниченности числа нотариусов и известности их местонахождения облегчается поиск соответствующей информации, содержащейся в нотариальных архивах, когда это необходимо по закону для органов следствия, суда, прокуратуры и т.д.

В отличие от представителей других юридических специальностей нотариус по закону обязан иметь нотариальную контору, обеспечивающую беспрепятственный доступ к нему граждан и юридических лиц. Кроме того, нотариус должен из своих поступлений содержать и обрабатывать нотариальный архив, который в отличие от архива, например, адвоката или частного юриста, не является его собственностью. После оставления нотариусом должности архив передается другому нотариусу.

Следует отметить, что наследственные дела являются достаточно трудоемкими, затратными по времени и средствам, но в основном ведутся бесплатно (для граждан, но не для нотариусов, покрывающих данные расходы за счет поступлений за совершение иных нотариальных действий). Проект третьей части ГК "Наследственное право" существенно усложнил наследственное право, но дела этой категории вновь переданы в ведение нотариусов.

В этом проявляется нелогичность концепции ГК, когда сделки с недвижимостью изымаются из компетенции нотариуса, в то время как ведение наследственных дел, определяющих переход права собственности после смерти, является компетенцией нотариуса.

Развитая система нотариата  снижает количество споров в сфере гражданского оборота, поскольку уже на стадии согласования условий и заключения сделки нотариус способствует выявлению истинной воли сторон, обеспечивает условия, чтобы юридическая неосведомленность сторон не причинила им вред.

Нотариат — часть правоохранительной системы, обеспечивает в современной России прежде всего защиту прав на недвижимость и транспорт.

Нотариальная деятельность основывается на принципах самофинансирования, поскольку целиком строится за счет взимания нотариусами тарифов за совершение нотариальных действий. При этом размеры тарифов устанавливаются не произвольно, а государством.

После повышения с 1 января 1997 г. размера взносов в Пенсионный фонд РФ до 28% от дохода для адвокатов, предпринимателей и нотариусов предприниматели и адвокаты подняли цены на свои услуги. Нотариусы этого сделать не могут ввиду того, что размер тарифов определен законом о государственной пошлине.

Кроме того, в настоящее время  почти две трети составляющих нотариального тарифа—это обязательные платежи и налоги, которые уходят в соответствующие бюджеты. Нотариус здесь выступает не более чем как передаточное звено, взимающее налоги для государства с лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. На оставшуюся треть нотариус содержит контору, обеспечивает хранение и ведение нотариального архива, оплачивает труд сотрудников нотариальной конторы, возмещает расходы по действиям, по которым установлены социально низкие тарифы ниже себестоимости нотариального действия (например, копии),21 ведет наследственные дела, большей частью бесплатные для граждан, осуществляет нотариальные действия, по которым граждане и организации освобождены от уплаты тарифа либо уплачивают его в пониженных размерах.

Поэтому уменьшение нотариального тарифа приведет и к понижению сумм налогов и платежей, которые уплачиваются нотариусом, а также к сложностям при реализации прав "льготников". Такие же последствия вызывает и одностороннее повышение каких-либо обязательных платежей, уплачиваемых нотариусом. Так, увеличение до 28 % отчислений в Пенсионный фонд РФ привело к понижению размера сумм, уплачиваемых нотариусом в виде подоходного налога.

Кроме того, при существенном понижении размеров нотариальных тарифов  нотариус не в состоянии будет  нести полную имущественную ответственность за свои действия.

Нотариусы состоят в  нотариальных палатах, являющихся по своей природе саморегулируемыми организациями, обеспечивающими за счет взносов своих членов — нотариусов решение общепрофессиональных вопросов, контроль (помимо государственного) за исполнением профессиональных обязанностей и т.д.

Информация о работе Деятельность нотариата и проблемы нотариальной деятельности