Гарантии защиты прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в изучении правовых проблем усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития и становления института усыновления;
- освятить проблемы усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России на разных этапах;
- определить гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Становление международного усыновления как института семейного права.
1.1. История развития российского законодательства о международном усыновлении в ХХ веке………………………..........................................................6
1.2. Роль международных конвенций о правах ребенка в развитии института международного усыновления…………………………………….......25
ГЛАВА 2. Усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
2.1. Понятие и особенности усыновления…………………………………41
2.2. Процессуальный порядок усыновления………………………………52
2.3. Отмена усыновления и последствия такой отмены…………………..62
ГЛАВА 3. Гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.
3.1. Права и интересы детей как предмет защиты при усыновлении……72
3.2. Гарантии сохранения тайны международного усыновления………...83
3.3. Контроль за условиями жизни детей - российских граждан, переданных на усыновление за пределы РФ……………………………………..88
Заключение………………………………………………………………………….98
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Усыновление детей РФ иностранцами - дипломная работа.doc

— 477.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН:

Стр.

Введение……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Становление международного усыновления как института семейного права.

1.1. История развития российского законодательства о международном усыновлении в ХХ веке………………………..........................................................6

1.2. Роль международных конвенций  о правах ребенка в развитии  института международного усыновления…………………………………….......25

ГЛАВА 2. Усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.

2.1. Понятие и особенности усыновления…………………………………41

2.2. Процессуальный порядок усыновления………………………………52

2.3. Отмена усыновления и последствия такой отмены…………………..62

ГЛАВА 3. Гарантии защиты прав и интересов детей - 
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.

3.1. Права и интересы детей  как предмет защиты при усыновлении……72

3.2. Гарантии сохранения тайны  международного усыновления………...83

3.3. Контроль за условиями жизни  детей - российских граждан, переданных на усыновление за пределы РФ……………………………………..88

Заключение………………………………………………………………………….98

Список использованной литературы…………………………………………….101

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Усыновление (удочерение) является одной из основных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое часто осуществляется в Российской Федерации. Вместе с тем в последние годы получает все более широкое распространение усыновление иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, имеющих российское гражданство.

Так, с 1993 года по 2008 год иностранными гражданами было усыновлено более 80 тыс. российских детей, оставшихся без попечения родителей1. При этом, по данным Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки, с 2005 по 2010 год число иностранных усыновлений в России сократилось на 60 %2. Так, в 2010 г. иностранными гражданами было усыновлено 3355 детей - граждан Российской Федерации, тогда как в 2009 году было зарегистрировано 3 815 иностранных усыновлений российских детей3.

Создание нормативно-правовой основы функционирования института усыновления, а также процесс активного законотворчества в сфере усыновления иностранными гражданами детей — граждан Российской Федерации, развивающийся в России в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Семейное законодательство Российской Федерации заложило основу современного правового регулирования усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с отдельными его положениями принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам усыновления. Однако анализ правоприменительной практики, действующего законодательства об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволил выявить проблемы правового регулирования процесса усыновления в Российской Федерации.

Особого внимания заслуживают вопросы процессуального характера, связанные с установлением усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство. В связи с этим возникает необходимость изучения норм российского законодательства, регулирующего институт усыновления.

Таким образом, теоретическая разработка проблем усыновления иностранными гражданами детей, имеющих российское гражданство, свидетельствует об особой актуальности темы дипломной работы.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы правового регулирования отношений, возникающие в результате усыновления, в разное время в той или иной мере освещались в работах Б.С. Антимонова, А.Ю.Азизовой, Я.Р. Веберса, Е.М. Ворожейкина, К.А. Граве, И.В. Гессена, А.Г.Гойхбарга, К.П. Победоносцева, И.А. Покровского, Н.М.Ершовой, В.М.Забродиной, О.С. Иоффе, Л.А. Кузьмичевой, А.И. Пергамент, В.А.Рясенцева, Б.П. Хаскельберга, Г.Ф. Шершеневича, В.П. Шахматова и других ученых. Их труды явились теоретическим фундаментом для дальнейших научных исследований вопросов усыновления и нашли логическое продолжение в более поздних работах М.В. Антокольской, И.М. Кузнецовой, A.M. Нечаевой, Л.М. Пчелинцевой и других.

Цель работы заключается в изучении правовых проблем усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить историю развития и  становления института усыновления;

- освятить проблемы усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России на разных этапах;

- определить гарантии защиты  прав и интересов детей - 
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.

Объектом работы являются правовые отношения, возникающие в результате усыновления и вопросы, связанные с защитой прав и интересов усыновляемого ребенка.

Предметом работы выступают нормы законодательства Российской Федерации, международные договоры, регламентирующие порядок усыновления иностранными гражданами детей - граждан Российской Федерации, а также их правоприменительная практика.

В процессе работы использовались следующие методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, логический, системного анализа и правового моделирования.

Информационную основу работы составили международно-правовые акты и обязательства, принятые на себя Россией, Конституция РФ, действующее семейное, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в исследуемой сфере, Интернет-ресурсы, а также труды ученых-правоведов в области истории государства и права, гражданского права, семейного права, гражданского процесса, международного частного права, психологии, социологии.

Структурно работа состоит из введения, трёх глав, объединяющих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО

УСЫНОВЛЕНИЯ КАК ИНСТИТУТА СЕМЕЙНОГО ПРАВА

1.1. История развития российского законодательства

о международном усыновлении в ХХ веке

Усыновление - один из наиболее известных, еще со времен древности институт права. В Древнем Риме усыновление рассматривалось как установление родительской власти над чужими детьми. При этом возникшие отношения приравнивались к родственным. Усыновленный входил в семью усыновителя, поскольку религиозная традиция требовала от бездетных родителей, чтобы они приняли к себе в дом чужого сына для продолжения рода. По мере классового расслоения римского общества усыновление становится средством для поддержания политического статуса знатных патрицианских родов, их пополнения и обновления за счет средних и низших римских сословий4.

В России усыновление в дохристианский период не имело правового основания и определялось следующими особенностями: неограниченным господством отцовской власти, подчинению ребенка воле родителей, его воспитанию в духе язычества. Семья была патриархальной и в нее входили «и дети, и рабы, и принятые в семью   (примаки) из чужой семьи»5. Права на примаков, как пишет М. Ошанин, «принадлежали тому лицу, которое его воспитало, и он делался его законным рабом»6.

Первые законодательные шаги в области усыновления были сделаны во времена правления Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. На смену языческим предписаниям после Крещения Руси пришли церковные, хотя какое-то время еще сохранялась двойственность в регулировании усыновления: с позиций язычества и церковного права.

В целом усыновление в раннехристианской Руси рассматривалось как искусственное «сыновство», основанное на определенных процедурах усыновления. Владимирский-Буданов М.Ф. выделяет среди них - обряд фиктивного рождения, включающий имитирование родов женщиной или мужчиной; женитьбу на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; договорный акт между усыновителем и усыновляемым7. Впоследствии процедура усыновления подчинялась церковной власти и освящалась она особым церковным обрядом «сынотворения»8.

Позже, как следует из Соборного Уложения 1649 года царя Алексея Михайловича, происходит объединение церковного и светского права9. Главной особенностью тех лет была замена права родителей на жизнь ребенка правом только «направлять своих детей».

Во времена Петра I появилась уже устойчивая тенденция - перенести ответственность за организацию опеки и усыновления с индивидов на государство. Как пишет Е.Д. Максимов, «вместо разрозненных сил отдельных личностей и небольших организаций, должны были действовать крупные и сплоченные силы государства»10, то есть, начинает осуществляться на государственном уровне воспитание брошенных детей на благо Отечества.

В годы царствования Екатерины II эта тенденция не только сохраняется, но и развивается. Значительное внимание уделяется административно-организационным переменам в устройстве детей-сирот. Зачастую их отправляли в «смирительные дома», которые стали создавать с 1775 года по ст.391 Указа «Учреждения для управления губерний». По велению Екатерины II незаконнорожденные подкидыши поступали в ведомство приказов общественных учреждений, а после совершеннолетия   они становились вольными. В этот период все четче проявляется еще одна тенденция: закрепить в законодательстве России сословный принцип. Например, на дворянскую опеку возлагалась обязанность воспитывать молодого дворянина так, чтобы он мог «вести жизнь порядочную, сходственную с достатком»11. В ст.305 Указа «Учреждения для управления губерний» для мещан и купцов были другие правила воспитания: «содержание же малолетнего расположить по его имуществу без излишества и без роскошных прихотей, дабы малолетний от самой юности подвержен был к большей уверенности, и через то приготовился, в каком состоянии быть не случилось, вести жизнь порядочную, трудолюбивую, умеренную и весьма отдаленную от лютовства и всякого рода непорядков и неистовств...»12.

При усыновлении потомственными дворянами или лицами духовного звания усыновление разрешалось только с высочайшего разрешения. При этом усыновителями могли быть лица, не имеющие потомков или близких родственников по мужской линии. Допускалось усыновление как несовершеннолетних, так и совершеннолетних лиц. Им передавались фамилия и герб усыновителя. Но усыновленные не приобретали никаких наследственных прав.

Усыновление личными дворянами, лицами духовного звания и «почетными гражданами» производилось по постановлению губернских правлений; купцами - по постановлению казенных палат. При этом во всех случаях требовалось утверждение Сената. В крестьянской среде усыновление совершалось лишь с ведома мирских обществ. При усыновлении мещанами требовалось утверждение казенной палаты13. Новое в законодательную регламентацию семейных отношений правового положения ребенка и усыновления было внесено в 1832 году Сводом Законов Российской империи.

Изложенные выше законодательные положения вошли с последующими дополнениями и разъяснениями Правительствующего Сената по вопросам усыновления в том X ч.1 «Законы гражданские Свода Законов Российской империи (ст. ст. 145-163)14. Этот документ впервые объединил все существовавшее ранее законодательство России: детям, семье, браку была отведена первая книга X тома. Закон от 12 марта 1891 г. «Об узаконении и усыновлении детей», а затем от 3 июня 1902 г. «Об улучшении положения незаконнорожденных детей» внесли существенные изменения в регулирование усыновления (ст. ст. 145-163 т.Х ч.1 Свода Законов Российской империи), которые отражали те общие изменения, которые произошли в общественном устройстве России во второй половине XIX века. Однако право, пришедшее на смену феодальному, все же было правом формальной «свободы и равенства всех перед законом», что и нашло свое отражение в нормах института усыновления, в том числе международного.

Закон 12 марта 1891 г. представляет особый интерес. По нему было позволено иностранцам усыновлять российских детей. «Право усыновления подкидышей и непомнящих родства, предоставленное российским подданным мещанского и сельского звания, распространяется и на живущих в России иностранцев, не принявших российского подданства с тем, чтобы усыновляемые подкидыши, происхождение и крещение которых неизвестно, были крещены и воспитываемы в православном исповедании, кроме только трех прибалтийских губерний, для которых это правило необязательно, и, чтобы, кроме того, они сохранили звание российских подданных»...15 Как видим, вопросы, связанные с усыновлением (удочерением) российских детей иностранными гражданами для истории юридической практики России не новы, хотя в современной литературе по семейному праву, они подробно не освещались. Рассматриваемый закон после своего появления вызвал острую полемику в среде юристов, которая выплеснулась на страницы популярных газет   и   журналов,   книг   по   юриспруденции   (Например,   «Узаконение   и усыновление», 1893 г., кн. Шматкова И.Ф., «Современное международное право», т. II., 1894 г., кн. Мартенса Ю. и др.).

Дело в том, что правоприменительная практика показала, что суды часто отказывали иностранцам в усыновлении законнорожденных детей. При этом, если трактовать статью 163 Т. X. ч. L, приведенную выше, в ограничительном смысле, то действительно получалось, что иностранцам запрещено усыновлять кого-либо другого, кроме подкидышей и детей «непомнящих родства», поскольку эти категории детей были в законе 1891 г. специально указаны. Однако смысл и цель ст. 163 вовсе не исчерпывает объема прав иностранцев по усыновлению. Она определяет, что право усыновления подкидышей и «непомнящих родства», предоставленное мещанам и крестьянам, распространяется и на иностранцев. Но как неправильно было бы заключать, что мещане и крестьяне никого, кроме указанной категории лиц, не имеют право усыновлять, так не правильно такое же заключение и по отношению к иностранцам. В соответствии со ст. 145 Т. X. ч. I. 1891 г. усыновлять чужих детей, приемышей и воспитанников разрешается лицам всех состояний, при отсутствии собственных или узаконенных детей, а по постановлениям т. IX Свода законов (1 ст.) иностранцы, проживающие в России, составляют одно из этих состояний.

Информация о работе Гарантии защиты прав и интересов детей - граждан России при их усыновлении иностранными гражданами