Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 09:37, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении правовых проблем усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития и становления института усыновления;
- освятить проблемы усыновления детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России на разных этапах;
- определить гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Становление международного усыновления как института семейного права.
1.1. История развития российского законодательства о международном усыновлении в ХХ веке………………………..........................................................6
1.2. Роль международных конвенций о правах ребенка в развитии института международного усыновления…………………………………….......25
ГЛАВА 2. Усыновление детей - граждан Российской Федерации иностранными гражданами в России.
2.1. Понятие и особенности усыновления…………………………………41
2.2. Процессуальный порядок усыновления………………………………52
2.3. Отмена усыновления и последствия такой отмены…………………..62
ГЛАВА 3. Гарантии защиты прав и интересов детей -
граждан России при их усыновлении иностранными гражданами.
3.1. Права и интересы детей как предмет защиты при усыновлении……72
3.2. Гарантии сохранения тайны международного усыновления………...83
3.3. Контроль за условиями жизни детей - российских граждан, переданных на усыновление за пределы РФ……………………………………..88
Заключение………………………………………………………………………….98
Список использованной литературы………………
В 1924 году Лига Наций принимает ряд документов и призывает мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия нормального духовного, физического развития. Без анализа сущности этих основных международных актов, сформировавших правовую базу защиты прав и интересов ребенка, невозможно понять и основные принципы правового регулирования усыновления с иностранным элементом в национальном законодательстве. Между тем, роль международных Конвенций в развитии института усыновления как в зарубежных странах, так и в России неоспорима.
Женевская декларация 1924 года была первым документом международного права в области охраны прав и интересов детей. Заслуга создания этого документа принадлежит Международному союзу помощи детям, задачей которого являлись сбор и распределение денежных средств для детей, находящихся в районах военных действий. Текст Декларации был впоследствии утвержден на пятой сессии Лиги Наций. Однако призыв к защите детей, прозвучавший в Декларации, был обращен к правительствам государств косвенно, через «мужчин и женщин всех стран мира». Главная задача Декларации заключалась в том, что человечество должно независимо от различий расы, гражданства или вероисповедания предоставлять ребенку возможность нормального развития как материального, так и духовного.
Сразу после окончания второй мировой войны в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский Фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). С появлением Организации Объединенных Наций ведение защиты прав и интересов детей было возложено в 1946 году на Временную социальную комиссию. В докладе этой организации отмечалось, что положения Женевской Декларации «должны быть столь же обязательны для народов мира сейчас, как они были в 1924 году»39.
В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи -естественной и основной ячейки общества, на защиту со стороны общества и государства (п. 3 ст. 16)40. Кроме того, п.5 ст.25 Декларации посвящался праву детей на особое попечение и помощь материнству и младенчеству. В ней говорилось: «Все дети, родившиеся в браке, или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
Декларация 1959 года предусматривала важные, носящие принципиальный характер, правила: о равенстве прав всех детей без дискриминации их по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи411. Причем имелись в виду не только права ребенка как гражданина: на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту — особенно от жестокого обращения и эксплуатации, — но и выделялись в качестве самостоятельных те положения, которые касались его воспитания в семье.
Речь идет о Шестом принципе Декларации, где говорится об обязанности общества и органов публичной власти осуществлять особую заботу о детях, имеющих семьи, и о детях без достаточных средств к существованию. Предложение было сделано представителем Советского Союза и относилось к желательности предоставления многодетным семьям государственных пособий на содержание детей.
Анализ текста Декларации 1959 года показывает, что документ имел прогрессивное значение для своего времени. Закрепленные десять принципов объективно оценивали правовое положение ребенка в семье, его статус в обществе, государстве и давали направления правительствам для правового установления в национальных законодательствах прав несовершеннолетних. Однако в большей степени Декларация прав ребенка была рассчитана на европейские страны. Кроме того, права ребенка содержались в контексте прав человека, что порождало пробелы во внутригосударственном законодательстве государств в осуществлении защиты и охраны несовершеннолетних. Как следствие последнего, складывалась ситуация, когда в государствах с различной правовой ориентацией, статус ребенка был неодинаков, а это создавало коллизии по вопросам международного урегулирования. Тем не менее, несмотря на недостатки, реализации положений Декларации прав ребенка способствовали не только государства, но и международные организации.
Международные организации внесли свой вклад в создание пакета международных документов о правах ребенка, которые обусловили необходимость принятия Конвенции о правах ребенка42. Так, в рамках деятельности ЮНИСЕФ, ВОЗ и ЮНЕСКО были разработаны документы, которые также можно отнести к источникам международного права в сфере регулирования прав ребенка. В их числе следует назвать, например, Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 года. В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где повторялось положение о праве на защиту семьи со стороны общества и государства (п. 1 ст.23)43. В более широком плане рассматривалась забота о «несамостоятельных детях и их воспитании»44. Здесь же обращалось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка (ст.12)45. Ст. 24 этого пакта постулировала право защиты малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. Разработку данных документов можно расценивать как многолетнюю подготовку к появлению на свет в 1989 году Конвенции ООН «О правах ребенка»46 (далее - Конвенция).
Конвенция состоит из трех частей: преамбулы, основных положений (статьи 1-45) и заключительных положений (статьи 46-54). Конвенция представляет собой уникальный документ, поскольку рассматривает ребенка в тесной взаимосвязи с семьей, обществом и государством. И, что не менее важно, конституцией прав ребенка в семье, что имеет особое значение для рассматриваемой проблемы усыновления как внутригосударственного, так и усыновления российских детей иностранными гражданами. Если документы, предшествующие Конвенции «О правах ребенка», были рекомендательными, то Конвенция, как международный договор, к которому присоединилась Россия47, явилась основополагающим, приоритетным документом для Российского законодательства по семейному праву. Российским законам предстояло изменить патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего родителям (усыновителям), возродить понимание семьи как важнейшей ценности в жизни людей, найти баланс прав ребенка, в том числе во взаимоотношениях с родителями, обществом и государством.
В 1993 году Всемирная конференция по правам человека показала, что государства заинтересованы в ратификации Конвенции. В настоящее время Конвенцию о правах ребенка ратифицировали почти все государства мира - 191 страна, за исключением Сомали и США. Америка подписала ее в 1995 году. Свое продолжение она нашла во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы. В 18-19 пунктах этого Плана особое внимание уделяется роли семьи в жизни, развитии, воспитании ребенка.
Главная идея Конвенции - защита его прав как полноценной личности. Согласно ст. 27 Конвенции всякий ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и общественного развития, а государство должно обеспечить это право и предоставить помощь родителям и другим лицам, воспитывающим ребенка и осуществляющим о нем заботу. В случае лишения заботы и семейного окружения ребенок в наилучших интересах имеет право на замену ухода со стороны государства. Заменой может служить передача на усыновление или в соответствующее учреждение. Основные положения, касающиеся международного усыновления, закрепленные в Конвенции, заключаются, во-первых, в обеспечении осуществления каждым ребенком всех прав без каких-либо дискриминаций (ст.2), во-вторых, в обеспечении наилучшим образом интересов ребенка (ст.З), в-третьих, в обеспечении права на жизнь, выживание и развитие (ст.6).
По существу наиболее важным является то, что усыновление детей, граждан Российской Федерации иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места проживания этих лиц. Пунктом «б» статьи 21 Конвенции ООН о правах ребенка признается, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при условии, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения. Аналогичное положение закреплено в п.4 ст. 124 СК РФ.
Идея предоставления ребенку права жить и воспитываться в семье, как формы наиболее предпочтительной для осиротевших детей, «во-первых, начисто отвергает ранее существовавшую на этот счет идеологию, во-вторых, позволяет решать все возникающие по поводу воспитания детей проблемы именно в русле их защиты. Мало того, провозглашение подобного подхода служит основой для правовых предписаний, имеющих конкретное содержание, позволяет избрать наиболее эффективный способ защиты интересов ребенка, когда он в том нуждается».
Ст. 21 Конвенции провозглашает при международном усыновлении главным принципом - также «интересы ребенка» - понятие, которое широко используется и в Конвенции и в Семейном кодексе.
Это означает, что, решая вопрос об усыновлении в другую страну, необходимо учитывать многие обстоятельства, которые относятся к конкретному ребенку: условия его жизни до усыновления, возраст, уровень развития, особенности психики, взаимоотношения с будущим усыновителем и другие. В этом отношении императивные нормы семейного права в большинстве своем требуют диспозитивного метода их реализации. Применительно к международному усыновлению это следует истолковать так, что императивное требование закона о соблюдении интересов ребенка должно сочетаться на практике с диспозитивностью при определении интересов конкретного ребенка. Это связано с личным характером семейных правоотношений, предопределяющим в большинстве случаев индивидуальный подход.
В числе прав ребенка на защиту своих интересов, признаваемых российским государством - правовые интересы, закрепленные в аб.З п.2 ст. 123 СК, которые включают и ряд социальных аспектов: «При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании». Большинство ученых, рассматривающих вопрос об интересе ребенка, в субъективном смысле характеризуют его как необходимость в создании ребенку условий, нужных для полноценного воспитания в семье.
Ст.27 Конвенции ориентирует на то, что ребенку нужен соответствующий уровень жизни для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Учитывая, что в России на усыновление за границу передаются в том числе дети с физическими недостатками, интерес представляет ст.23 Конвенции. Согласно этой статье неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь. Такой ребенок имеет право на особую заботу и государства - участники поощряют и обеспечивают ему такую помощь. Конвенция рекомендует обеспечить всем детям право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. В силу того, что в современных условиях в России обеспечить надлежащий уход за больными детьми представляется затруднительным, следует, видимо, предоставить им такую возможность за рубежом.
Однако, интерес усыновляемого ребенка, его право на защиту, имеет значение и в объективном смысле. Есть в российском семейном законодательстве положения, которые свидетельствуют об обязательности условий, общих для всех случаев усыновления. Такие требования общего характера, соблюдение которых гарантирует защиту интересов, прежде всего, усыновляемого ребенка и других участников, имеет ввиду законодатель, определяя условия усыновления.
Предоставляя несовершеннолетним право на воспитание в семье усыновителя, «отправляющее» государство тем самым по-своему гарантирует его неприкосновенность, а в случае нарушения, позволяет использовать меры защиты, предусмотренные национальным семейным законодательством. Государства-участники, согласно Конвенции, должны обеспечивать, чтобы усыновление производилось только компетентными органами власти. Она требует, чтобы усыновление производилось только в случае, когда ребенок имеет необходимый статус, т.е., когда все заинтересованные лица дали свое согласие и ребенок не может в дальнейшем быть истребован кем-либо у усыновителей.
Страны-участницы должны обеспечить ребенку гарантии применения при иностранном усыновлении норм, которые применяются в отношении внутригосударственного усыновления. Странам рекомендуется заключать двусторонние и многосторонние соглашения для обеспечения того, чтобы устройство ребенка в другой стране осуществлялось компетентным органом.
Если ребенок лишен заботы и семьи, то в обеспечении его интересов, он имеет право на замену ухода со стороны государства, на «особую заботу» в случае утраты родительского попечения. Заменой может служить передача на воспитание «кафала» по исламскому праву, усыновление или передачу в соответствующее учреждение. Во Франции есть закон об усыновленных государством, о приемышах, детях нации (Les pupilles de La Nation en France, 1923). В соответствии с этим законом введено понятие «дети нации». В него включаются следующие категории детей:
- дети, не имеющие ни родителей,
ни опекунов (т.е. те дети, отец, мать,
содержатель которых стажи
- дети, оставшиеся под родительской властью или дети имеющие
опекунов (т.е. дети, один из родителей,
содержатель которых, в силу ран или болезней
наступивших в результате войны, не способны
добывать себе средства к жизни своим
трудом).
Во Франции допускается и благодарственное усыновление (adoption remuneratoire) в случаях, когда усыновляемый спасает жизнь усыновителю. В такой ситуации достаточно того, чтобы усыновитель был совершеннолетним и старше усыновляемого. Кроме благодарственного усыновления есть и принятие на воспитание (tutelle officieuse) как мера подготовительная к усыновлению.
При международном усыновлении необходимо принимать во внимание и иные принципы Конвенции. Ответственность за воспитание детей Конвенция возлагает на обоих родителей. Учитывая, что усыновители приобретают все права и обязанности кровных родителей, они также несут ответственность за воспитание и развитие ребенка по принципу общей и одинаковой ответственности.