Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:47, курсовая работа
Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является
новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих
западноевропейских странах еще в 70 годы.
Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито
в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на
защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе
использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание
действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия
существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при
осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с
1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача
–защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления
рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и
продовольственных товаров.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3-7.
1. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________7-35.
1.1 КРУГ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О
ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕ-
ЛЕЙ.______________________________________________________________7-11
1.2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.__________________________________11-34
2. ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ._____________________________________________35-67
3. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ._________________________________68-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________98-105
нормативными документами по стандартизации. При этом необходимо учитывать,
что Законом Российской Федерации "О стандартизации" гарантийные
сроки не отнесены к обязательным требованиям государственных стандартов.
Таким образом, гарантийные сроки, установленные в государственных
стандартах, носят рекомендательный характер и не являются обязательными.
Если изготовителем
гарантийный срок не
пунктом 1 статьи 19 Закона "О защите прав потребителей",
потребитель вправе предъявить ему (организации, выполняющей функции
изготовителя) требования, предусмотренные абзацами 2, 4 пункта 1,
а также пунктом 3 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", если
недостатки обнаружены в течение шести месяцев со дня передачи товара
потребителю, а в отношении недвижимого имущества - в течение не
более двух лет со дня передачи, если более длительные сроки не
установлены законом или договором.
Недостатки, обнаруженные
в товаре должны быть
(продавцом) или организацией выполняющей функции изготовителя (продавца) на
основании договора с ним, в течение 20 дней с момента предъявления
соответствующего требования.
В отношении товаров
длительного пользования, к
предоставлен аналогичный товар на период ремонта, в семидневный срок,
обеспечив его доставку за свой счет.
В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него
продлевается на период, в течение которого товар не использовался. (Статья
20 Закона "О защите прав потребителей").
Если потребитель предъявил продавцу (изготовителю) требование о
замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели,
артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены
поставки товаров вследствие непреодолимой силы, то в соответствии с
пунктом 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации
обязательство продавца (изготовителя) в части такой замены прекращается
в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное
требование из перечисленных в пункте 1 статьи 503 Гражданского
кодекса Российской Федерации (пункты 1, 3 статьи 18 Закона "О защите прав
потребителей"). Бремя доказывания невозможности замены товара вследствие
обстоятельств, за которые не может отвечать продавец (изготовитель), а
также принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований
потребителя в указанных случаях лежит на продавце (изготовителе).
Если потребитель предъявляет требование о замене товара в связи с
недостатком в основном товаре, замене подлежит товар в целом, т.е.
совокупность составных частей, составляющих товар, а также его
принадлежности.
Сроки удовлетворения
отдельных требований
"О защите прав потребителей").
Из статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" следует, что при
расторжении договора купли - продажи потребителю возмещаются убытки в
полном объеме (см. статью 15 Гражданского кодекса Российской
Федерации), которые в связи с этим могут возникнуть у потребителя.
Денежная сумма, уплаченная потребителем за товар, является одной из
составляющих этих убытков. В связи с этим, если потребителем предъявлено
требование о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, оно
должно быть удовлетворено в течение срока, установленного статьей 22
Закона "О защите прав потребителей" для возмещения убытков,
причиненных потребителю расторжением договора, т.е. в десятидневный
срок с момента предъявления соответствующего требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 503 Гражданского кодекса
Российской Федерации при расторжении договора купли - продажи
покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить
полученный товар
В случае предъявления продавцом требования о возврате товара
возврату подлежит весь товар, т.е. основное изделие, комплектующие его
части и принадлежности, за исключением упаковки и
быстроизнашивающихся принадлежностей, которые могут быть
использованы (прийти в негодность) в процессе эксплуатации. В каждой
конкретной ситуации продавец может проверить, в какой комплектности и
в каком комплекте первоначально продавался товар.
Согласно пункту 3 статьи 503 Гражданского кодекса Российской
Федерации при возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы
продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась
стоимость товара из-за полного или частичного использования
товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.
Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения
требований потребителя (статья 23 Закона "О защите прав потребителей").[56]
Неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона "О защите
прав потребителей", взыскивается за каждый день просрочки установленных
статьями 20, 21, 22 Закона "О защите прав потребителей" сроков
выполнения требований потребителя об устранении недостатков товара,
замене товара с
товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара
потребителем или третьим лицом, о возмещении убытков, причиненных
потребителю расторжением договора купли - продажи (возвратом товара
ненадлежащего качества изготовителю), а также за каждый день
задержки выполнения требования потребителя о предоставлении на период
ремонта (замены) аналогичного товара длительного пользования впредь до
выполнения
соответствующего требования потребителя без ограничения какой-либо
суммой.
В случае, если продавец (изготовитель) или организация,
выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним,
одновременно нарушили сроки устранения недостатков (замены) и не
предоставили по требованию потребителя на время устранения недостатков
(замены) аналогичный товар или задержали его предоставление, то
неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этими лицами
нарушение.
Если потребитель в связи с нарушением продавцом
(изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца
(изготовителя) на основании договора с ним, предусмотренных статьями
20, 21 и 22 Закона "О защите прав потребителей" сроков, предъявил иное
требование, вытекающее из продажи товара с недостатками, неустойка
(пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления
потребителем нового требования из числа предусмотренных статьей 18
Закона "О защите прав
потребителей".
В случае, если
потребитель предъявил новые
предусмотренных статьями 18, 20, 21 и 22 Закона "О защите прав
потребителей", то за просрочку выполнения этого нового требования также
взыскивается неустойка, предусмотренная пунктом 1 статьи 23 Закона "О
защите прав потребителей".
При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки,
модели перерасчет цены товара не производится.
При замене товара
ненадлежащего качества на
происходит перерасчет цены, в зависимости от ее увеличения или уменьшения.
Перерасчет цен может производиться также при расторжении договора
купли продажи (в сторону увеличения).
Право потребителя на обмен товара надлежащего качества (статья 25
Закона "О защите прав потребителей").
Согласно статье 502 Гражданского кодекса Российской Федерации и
статье 25 Закона "О защите прав потребителей" потребителю
предоставлено право обменять в течение четырнадцати дней с момента передачи
непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный
товар у продавца, у которого этот товар был приобретен. Вместе с
тем статья 25 Закона "О защите прав потребителей" предусматривает
возможность ограничения такого права потребителя правовым актом
Правительства Российской Федерации, утверждающим перечень товаров, не
подлежащих обмену. В настоящее время такой перечень утвержден
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г.
N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров,
перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется
требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период
ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных
товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на
аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона,
расцветки или комплектации" [57] Перечень товаров является
исчерпывающим и не может быть расширен продавцом по своему
усмотрению.
В соответствии со статьей 502 Гражданского кодекса Российской
Федерации и статьей 25 Закона "О защите прав потребителей"
требование покупателя об обмене либо о возврате товара подлежит
удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его
потребительские свойства и имеются доказательства приобретения его у
данного продавца (товарный или кассовый чек, иной документ,
подтверждающий оплату товара). Если товар не соответствует данным
требованиям Закона "О защите прав потребителей", то он не подлежит обмену
как товар надлежащего качества. Гражданский кодекс Российской
Федерации и Закон "О защите прав потребителей" не
предусматривают возмещения каких-либо издержек продавцу товара в связи с
реализацией покупателем данного права. В соответствии с пунктом 1
статьи 502 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 25
Закона "О защите прав потребителей") при отсутствии необходимого для
обмена товара надлежащего качества потребитель вправе возвратить
приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную
сумму.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.
(Примечание: В своей работе я буду часто использовать название,
Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических структур - ГКАП России и Государственного
антимонопольного комитета Российской Федерации - ГАК России, это название
одного и того же органа, однако в разные периоды времени.
В настоящее
время действуют нормативные
проходящие как под первым, так и под вторым названием.
25 марта 1997 года Администрация Президента Российской Федерации,
Аппарат Правительства Российской Федерации издали распоряжение, которым
были приняты "Дополнения и изменения к перечню полных и сокращенных
наименований федеральных органов исполнительной власти”[58]. В котором,
предписывалось, исключить из раздела "Иные федеральные органы
исполнительной власти" Перечня полных и сокращенных наименований
федеральных органов исполнительной власти:
Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур - ГКАП России;
И включить в раздел "Иные федеральные органы исполнительной власти"
Государственный
антимонопольный комитет
России;).
Само же Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации,
Аппарата Правительства Российской Федерации от 09.02.94 г. № 180,
(действующее в редакции от 26.06.98 г.) “О перечне полных и сокращенных
наименований министерств и
иных федеральных органов
Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей