Государственная и общественная защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является
новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих
западноевропейских странах еще в 70 годы.
Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито
в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на
защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе
использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание
действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия
существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при
осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с
1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача
–защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления
рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и
продовольственных товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3-7.
1. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________7-35.
1.1 КРУГ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О
ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕ-
ЛЕЙ.______________________________________________________________7-11
1.2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.__________________________________11-34
2. ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ._____________________________________________35-67
3. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ._________________________________68-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________98-105

Файлы: 1 файл

ДИПЛО 4.doc

— 631.00 Кб (Скачать файл)

так как выбор  между судами принадлежит истцу.[44]

 

 

 

                                ГЛАВА ВТОРАЯ.

               ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ   ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ.

 

      При решении вопросов, связанных с обнаружением недостатков   в  товаре,

не   оговоренных   продавцом,   следует   руководствоваться   статьей    503

Гражданского кодекса Российской Федерации и  статьей  18  Закона  "О  защите

прав потребителей".

      В  соответствии  со  статьей  503  Гражданского   кодекса   Российской

Федерации и пунктом 1 статьи  18  Закона "О защите  прав  потребителей"  в

случае продажи товара ненадлежащего  качества потребитель  вправе  по  своему

выбору предъявить любое из далее  перечисленных требований:

      безвозмездного  устранения   недостатков    товара    или   возмещения

расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

      соразмерного уменьшения  покупной цены;

      замены на товар  аналогичной марки (модели, артикула);

      замены на   такой   же   товар  другой  марки  (модели,   артикула)  с

соответствующим перерасчетом покупной цены;

      расторжения договора  купли - продажи.  При  этом  потребитель  обязан

возвратить товар с недостатками.

      26  мая  Волжский  районный  суд  вынес  решение  (Дело  №  2-572)   о

расторжении договора купли-продажи  и возмещении морального вреда по иску  Х.

 к АОЗТ "Вимком-ВТИ".

      Х. приобрела в  магазине АОЗТ "Вимком-ВТИ"  видеоплейер  "Отаке-YP-44",

который оказался ненадлежащего качества (зажевывал кассеты).

      Х. была возмещена  стоимость плеера в размере  960.000 рублей, неустойка

за  каждый  день  просрочки  удовлетворения   требований   110.000   рублей,

моральный вред в размере 5000.000 рублей.

      Однако не всегда  подобного рода  дела  решаются  так  просто,  иногда,

прежде  чем  права  потребителей  будут  защищены,  дело  проходит  не  одну

инстанцию и длится не один год.

      Волжским районным  судом от 10.11.96 года (Дело № 2-86)было  отказано  в

иске К. о расторжении договора купли-продажи, возмещении  морального  вреда,

возмещении неустойки  за  просрочку  устранения  требований  в  добровольном

порядке.

      К.  приобрела   в  магазине  АООТ  "Микродин-Волга"   телевизор   марки

"Самсунг". Спустя 4 месяца после  эксплуатации телевизор  перестал  работать.

К. предъявила  требование  о  ремонте  телевизора.  Продавец  магазина  АООТ

"Микродин-Волга"  передал   телевизор  СУ  "Скарт"  для  проведения  ремонта.

Однако после проведения ремонта  К. было предъявлено требование  магазина  об

оплате 116.000 рублей, за ремонт телевизора в связи  с  тем,  что  телевизор

вышел из строя из за  грубого  нарушения  правил  эксплуатации  потребителем

(попадание арбузной косточки  с мякотью и арбузного сока  на печатную  плату).

К. оплатить указанную сумму отказалась, а  АООТ  "Микродин-Волга"  отказался

предоставить ей телевизор.

      По делу была проведена экспертиза ООО Сервис-центр "Скарт",  которая

подтвердила вину потребителя при  эксплуатации телевизора.

      Представитель К.  подал  на  решение  от  10.11.96  года  кассационную

жалобу.

      В дальнейшем  заключение  экспертизы  ООО  Сервис-центр  "Скарт"  было

поставлено под сомнение, так  как между АООТ "Микродин-Волга" и  ООО  "Скарт"

заключен договор о постоянном ремонте   бытовой  техники  и  именно  в  этой

организации производился ремонт телевизора "Самсунг".

      По делу была проведена повторная  экспертиза  Нижне-Волжской  торгово-

промышленной палатой РФ,  которая  подтвердила  причину  поломки  телевизора

(попадание жидкости на печатную  плату телевизора).

      23.07.97 года Волжский  районный суд вынес решение  об отказе К. в  иске

и удовлетворении ее требований (Дело № 2-299).

      И  вновь   была  подана  кассационная  жалоба,  а  также   прокуратурой

Волжского района был принесен кассационный  протест.  Подчеркивалось  долгое

нахождение у ответчика и  невозможность установления, когда  именно  жидкость

попала на печатную плату телевизора.

      Решением 29 сентября 1997 года иск К. был удовлетворен  частично.  Была

взыскана стоимость телевизора, однако моральный вред был установлен  лишь  в

500.000 рублей, а а неустойка за просрочку удовлетворения требований  вообще

не была взыскана.

      И лишь после  очередной кассационной жалобы  и протеста  17  марта  1998

года дело было прекращено мировым  соглашением, по которому  АООТ  "Микродин-

Волга" в добровольном порядке  уплатило К. 7миллионов рублей  (в  ценах  1997

года).[45]

      Согласно пункту 1 статьи 503 Гражданского кодекса  Российской Федерации

исключение составляют случаи, когда  товар,  в  котором  выявлен  недостаток,

относится к технически сложным  или дорогостоящим. В этом  случае  покупатель

вправе требовать замены такого товара только  при  обнаружении  существенных

недостатков. В соответствии со статьей 503 гражданского  кодекса  Российской

Федерации  потребитель  вправе  потребовать  расторжения   договора   купли-

продажи (в том числе технически сложного  или  дорогостоящего)независимо  от

того, на сколько существенными  были нарушения  требований  к  его  качеству.

Учитывая это  Положение  статьи  18  Закона  "О  защите  прав  потребителей"

предусматривающее  возможность   предъявления   требований   о   расторжении

договора  в  отношении  технически  сложных  товаров  в   случае   выявления

существенных недостатков, применяться  не должно.

      Перечень технически  сложных товаров, в отношении  которых требование  о

замене  может  быть  предъявлено   потребителем   только   при   обнаружении

существенных недостатков на основании  пункта 1 статьи 18  Закона  "О  защите

прав  потребителей",  утвержден  постановлением   Правительства   Российской

Федерации от 13 мая 1997 года  N  575  "Об  утверждении перечня технически

сложных  товаров, в отношении  которых требование потребителя  об  их  замене

подлежит  удовлетворению  в  случае  обнаружения  в   товарах   существенных

недостатков".[46] К таким товарам  данный перечень относит:

      1. Автотранспортные  средства и номерные агрегаты  к ним;

      2. Мотоциклы, мотороллеры;

      3. Снегоходы;

      4. Катера, яхты, лодочные  моторы;

      5. Холодильники и  морозильники;

      6. Стиральные машины  автоматические;

      7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

      8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

      При возникновении  спора между продавцом и потребителем  вопрос о  том,

является  ли  товар  дорогостоящим,  решается судом   с учетом  конкретных

обстоятельств дела.

      В пункте 1 статьи 18 Закона "О защите прав  потребителей"  установлены

особенности осуществления требований потребителя в отношении  проданных  ему

товаров ненадлежащего качества, полученных продавцом по  договору  комиссии,

для  последующей  реализации   потребителям.   Требования   потребителей   о

безвозмездном устранении недостатков  товара или возмещении  расходов  на  их

исправление потребителем  или  третьим  лицом,  о  замене  товара  на  товар

аналогичной  марки  (модели,   артикула)   в   указанном   случае   подлежат

удовлетворению только с согласия  продавца  (абзац  9  пункта  1  статьи  18

Закона "О защите прав потребителя"). Действие  этой  нормы  распространяется

на   товары   проданные   потребителям   не    только    специализированными

комиссионными торговыми организациями, но также  и  другими  продавцами  при

условии , что эти товары были приобретены  ими по договору  комиссии  (статьи

990-1400 Гражданского кодекса Российской  Федерации.)

      В соответствии  с пунктами  2,  3  статьи  18  Закона  "О  защите  прав

потребителей"    потребитель,    которому    продан    товар   ненадлежащего

качества,   вправе   по     своему     выбору     предъявить     требования,

предусмотренные  указанной  статьей,  продавцу  либо   изготовителю  товара.

Однако  при  этом  состав  требований,   предъявляемых    к  продавцу   и  к

изготовителю,  различен.  В соответствии с пунктом 2      статьи  18  Закона

"О защите  прав   потребителей"   к   продавцу   может    быть   предъявлено

любое из требований,  предусмотренных  пунктом 1 статьи 18 Закона  "О  защите

прав потребителей",   а  к  изготовителю  в   соответствии   с   пунктом   3

указанной  статьи - одно из следующих  требований,  предусмотренных  пунктом

1 статьи 18 Закона "О  защите   прав потребителей":

      о безвозмездном  устранении  недостатков или возмещении  расходов на  их

исправление потребителем или третьим  лицом;

      о замене на  такой же товар аналогичной  марки, модели, артикула.

      Вместо предъявления  одного  из  этих  требований  потребитель  вправе

возвратить  изготовителю   товар   ненадлежащего   качества   и потребовать

возврата уплаченной за него суммы.

      Требования, предусмотренные  пунктом  3  статьи  18  Закона  "О  защите

 прав потребителей",  могут  быть предъявлены к  изготовителю  независимо  от

того,  был ли продан товар продавцом,  уполномоченным    изготовителем    на

продажу    его    товаров   (продавцом,   который  реализовывал   товар   на

основании      договора,      заключенного      с     изготовителем)     или

неуполномоченным  (продавцом,  не заключавшим  такого договора).[47]

      В случаях,  предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 18 Закона "О  защите

прав  потребителей",  потребитель,  которому  продан  товар    ненадлежащего

 качества,  вправе  предъявить  требования не только     непосредственно   к

продавцу    (изготовителю)    товара,     но     и     к       организациям,

выполняющим  функции  продавца  (изготовителя)  на    основании  договора  с

ним.

      Под   организациями,        выполняющими        функции       продавца

(изготовителя),    понимаются    организации,    с    которыми     продавцом

(изготовителем)    заключены    договоры    на    выполнение    определенных

действий    по    выполнению    обязательств    продавца     (изготовителя),

предусмотренных   указанной   статьей.   При   этом    в    соответствии   с

договором  организациям   может    быть    поручено    выполнение    одного,

нескольких     или     всех    требований    потребителя,    предусмотренных

указанной статьей.

      На основании   пункта   5   статьи   18   Закона   "О   защите    прав

потребителей"      требования      потребителя      рассматриваются      при

предъявлении   потребителем   товарного   или   кассового    чека,    а    в

отношении   товаров,   на    которые    установлены    гарантийные    сроки,

технического паспорта или иного заменяющего его документа.

      Товарный, кассовый  чеки являются документами,   подтверждающими   факт

заключения договора купли - продажи  товара. В соответствии со  статьей   493

  Гражданского   кодекса   Российской   Федерации   наряду   с    указанными

документами     к     документам,     подтверждающим     факт     заключения

договора,    относятся    также    иные   документы,  подтверждающие  оплату

товара.    Например,    к   таким   документам   может     быть     отнесена

эксплуатационная   документация,   в  которой  сделана  отметка  об  оплате.

Соответственно,  вместо  товарного  или  кассового   чека   потребителем   в

подтверждение факта заключения договора могут  быть  представлены  и  другие

документы,  подтверждающие факт  оплаты  товара.

       В  соответствии  со  статьей  493  Гражданского  кодекса   Российской

Федерации  отсутствие у потребителя  указанных  документов  не  лишает   его

возможности   ссылаться   на   свидетельские   показания   в   подтверждение

заключения договора и его  условий.  Необходимо  также  иметь  в  виду,  что

данный в  пункте  5  статьи  18     Закона   "О  защите  прав  потребителей"

перечень документов,  которые       должны  быть  представлены  потребителем

при  предъявлении  требований,   не  является  исчерпывающим.  В   отдельных

случаях  законами,  иными  правовыми  актами,    в  частности,     правилами

  продажи     отдельных    видов    товаров,  утверждаемыми   Правительством

Российской  Федерации,  могут  быть      предусмотрены  и другие  документы,

 которые продавец обязан  выдать  потребителю   при   продаже   товаров.    В

этом     случае     продавец     (изготовитель)      вправе      потребовать

предоставления   ему   всех        документов,   предусмотренных  указанными

правовыми   актами.   Кроме того,   в   зависимости    от    того,    какие

требования  предъявляются  потребителем,  продавец   (изготовитель)    может

  потребовать,    а        потребитель  представлять  и   другие   документы,

имеющие значение для рассмотрения требования потребителя.

Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей