Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:47, курсовая работа
Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является
новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих
западноевропейских странах еще в 70 годы.
Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито
в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на
защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе
использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание
действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия
существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при
осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с
1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача
–защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления
рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и
продовольственных товаров.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3-7.
1. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________7-35.
1.1 КРУГ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О
ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕ-
ЛЕЙ.______________________________________________________________7-11
1.2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.__________________________________11-34
2. ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ._____________________________________________35-67
3. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ._________________________________68-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________98-105
их личность или служебное положение (полномочия);
4) письменные доказательства (акты, справки, договоры, деловая
корреспонденция, иные документы и материалы), направляемые в комиссию,
представляются в подлиннике или в копии. Все копии представляемых
документов должны быть надлежащим образом заверены. Если к рассматриваемому
делу имеет отношение лишь часть документа, представляется заверенная
выписка из него;
5) при квалификации нарушений учитывать, что кроме Гражданского
кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей" отдельные правоотношения могут регулироваться иными законами
и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области
защиты прав потребителей, в том числе соответствующими правилами продажи
отдельных видов товаров.
6) для правильной квалификации нарушений по соответствующим статьям
Гражданского кодекса Российской Федерации,Закона Российской Федерации "О
защите прав потребителей", иных законов и правовых актов внимательно с
обязательным участием юристов изучать обстоятельства дела и возникающие при
этом отношения;
7) учитывать, что предписания могут быть выданы продавцам,
изготовителям, исполнителям в понимании Закона Территориальные управления
Комитета не вправе выдавать предписания о прекращении нарушений прав
потребителей представительствам и филиалам, не являющимся юридическими
лицами, организациям, выполняющим функции продавца (изготовителя) на
основании договора с ним, органам государственной власти и органам местного
самоуправления.
8) при выдаче предписания о прекращении нарушения прав потребителей,
выразившегося в нарушении сроков рассмотрения требований потребителя по
статьям 20, 21, 22 Закона Российской Федерации "О защите прав
потребителей", необходимо учитывать, что в установленные в указанных
статьях Закона сроки для удовлетворения требований потребителя продавец
(изготовитель) при необходимости
проводит проверку качества
экспертизу товара. Следует иметь в виду, что проверка качества товара -
понятие более широкое и может включать в себя проведение экспертизы.
Экспертиза товара проводится, как правило, специальными экспертными
организациями и является дополнительной проверкой качества товара с
привлечением специалистов помимо той, которую проводит сам продавец
(изготовитель);
В случае предъявления
потребителем требования
учитывать, что в соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской
Федерации защита нарушенных или оспоренных гражданских (имущественных) прав
осуществляется судом. В связи с этим не рекомендуется выдавать
хозяйствующим субъектам предписания, которыми они обязываются удовлетворять
требования потребителей имущественного характера, в частности:
- о расторжении договора;
- о выплате неустойки;
- о возмещении убытков;
- о компенсации морального вреда и др.
При принятии комиссией решения о прекращении дела в связи с тем, что
защита прав потребителей в части удовлетворения имущественных требований
должна быть осуществлена судом, в таком решении необходимо изложить выводы
комиссии, рекомендации продавцу (изготовителю) о добровольном устранении
недостатков. При этом продавцу (изготовителю) необходимо разъяснить его
обязанности, права потребителя, а также последствия в случае судебной
защиты потребителем нарушенных прав.
Помимо вышерассмотренных актов, ГКАП (ГАК) России приняло ряд других
актов, имеющих большое значение в области защиты прав потребителей:
Письмо ГАК РФ от 6 мая 1998 г. N НФ/2781 "О комплексе
cкоординированных
В данном документе выделяются первоочередные меры по защите прав
потребитлей, о ходе выполнения которых предлагается представить в ГАК
России.
Письмо ГАК РФ от 5 марта 1998 г. N НФ/1268 "О региональных программах
по защите прав потребителей"[68]
С целью усиления
координации действий всех
потребителей в субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются
региональные программы по защите прав потребителей. Во многих территориях
установлен контроль за ходом выполнения программ, регулярно подводятся
итоги. Однако в настоящее время программы реализуются только в 39 субъектах
Российской Федерации. Предложения территориальных управлений ГАК России о
разработке и принятии программ не всегда находят поддержку в администрациях
субъектов Российской Федерации и других органах исполнительной власти.
ГАК России в соответствии с планом работ на 1998 год приступает к
обобщению практики работы территориальных управлений Комитета по созданию и
реализации указанных программ, их влияния на положение потребителей в
регионах, а также определению перспектив развития этой работы. В этих целях
Комитет намерен проанализировать результаты выполнения мероприятий
программ, причины невыполнения отдельных пунктов, трудности, встреченные
при реализации программ, целесообразность и эффективность принятия
региональных программ по защите прав потребителей.
В связи с изложенным просим до 15 июня текущего года представить в ГАК
России информацию согласно определенному кругу вопросов. (Название
программы, период реализации, кем и когда утверждена, на кого возложен
контроль за выполнением программы, форма и периодичность подведения итогов
(в том числе промежуточных)
количество мероприятий, включенных в программу, из них:
- количество выполненных;
- находятся в стадии выполнения;
- не выполнено
И так далее. )
При отсутствии
программы заполняется
1. Причины отсутствия региональной программы по защите прав
потребителей.
2. Какие формы координации работы антимонопольных органов,
территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти,
администрации субъекта Российской Федерации, органов местного
самоуправления, общественных организаций потребителей используются в
регионе и их действенность.
3. Основные направления работы, по которым осуществляется координация
действий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации,
территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти,
других заинтересованных организаций. Приведите несколько примеров
взаимодействия этих организаций и его результатов.
4. Существует ли взаимодействие с судебными органами, органами
прокуратуры при реализации потребительской политики и какова его
эффективность.
Письмо ГКАП РФ от 27 мая 1996 г. N НФ/2269 “Об закреплении контроля за
соблюдением Закона “О защите прав потребителей”[69]
С принятием Закона "О защите прав потребителей" (в редакции от 9
января 1996 г.) не произошло сокращение поступления в продажу товаров,
которые не сопровождаются необходимой и достоверной информацией. По
импортной продукции нередко отсутствует информация о товаре на русском
языке.
В связи с этим ГКАП России обращает внимание территориальных
управлений на необходимость усиления контроля за соблюдением пункта 2
статьи 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и
требований, предусмотренных статьями 9 и 10 Закона.
Кроме того,
для импортируемой
согласно Указу Президента Российской Федерации "Об усилении
государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции
иностранного производства" N 161 от 07.02.96 г. и Постановлению
Правительства Российской Федерации N 435 "Об утверждении Порядка доведения
до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции
иностранного производства" [70]от 15.04.96 г. помимо информации,
предоставляемой в обязательном порядке согласно указанных статей Закона,
требуется информация об организации импортера продукции и таможенном
пункте, на котором было произведено пересечение таможенной границы
Российской Федерации и
В случае наличия информации о товаре на языке страны изготовителя при
заключении контракта на поставку товара продавец обязан предусмотреть пункт
о маркировке товаров ) с информацией на русском языке или обязательно
принять меры к переводу информации на русский язык и снабдить ею
реализуемый товар.
(по данному вопросу необходимо смотреть Правила, обеспечивающие
наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации
на русском языке, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27
декабря 1996 г. N 1575.[71] А также, Постановление Правительства РФ от 15
августа 1997 г. N 1037[72], которым с 1 июля 1998 г. запрещается продажа на
территории Российской Федерации импортных непродовольственных товаров без
информации о них на русском языке.
Осуществление защиты прав потребителей органами местного
самоуправления предусмотрено статьей 44 Закона "О защите прав
потребителей".1
В целях защиты прав потребителей на территории муниципального
образования органы местного самоуправления вправе:
рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по
вопросам защиты прав потребителей;
анализировать договоры, заключаемые продавцами (изготовителями) с
потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права
потребителей;
при выявлении
товаров ненадлежащего
жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды
незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;
в случаях выявления продажи товаров, не сопровождающихся
достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками
годности, или без сроков годности, если установление этих сроков
обязательно, приостанавливать продажу товаров до предоставления
информации или прекращать продажу товаров;
обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга
потребителей).
Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного
самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.
Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций,
союзов) предусмотрены статьей 45 Закона "О защите прав потребителей".
Граждане вправе объединяться на добровольной основе в
общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые
осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным
законом "Об общественных объединениях" и их уставами.
Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в
случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций,
союзов), вправе:
участвовать в разработке требований к безопасности товаров , а
также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области,
проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров
;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового,
бытового и иных видов обслуживания потребителей, участвовать по
поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам
нарушения прав потребителей;
вносить в федеральные органы исполнительной власти,
организации предложения о мерах по повышению качества товаров, снятию
с производства, изъятию из оборота товаров опасных для жизни,
здоровья, имущества
потребителей и окружающей
участвовать совместно
с федеральными органами
в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы
Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей