Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:47, курсовая работа
Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является
новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих
западноевропейских странах еще в 70 годы.
Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито
в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на
защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе
использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание
действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия
существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при
осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с
1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача
–защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления
рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и
продовольственных товаров.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3-7.
1. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________7-35.
1.1 КРУГ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О
ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕ-
ЛЕЙ.______________________________________________________________7-11
1.2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.__________________________________11-34
2. ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ._____________________________________________35-67
3. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ._________________________________68-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________98-105
исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц,
виновных в выпуске и реализации товаров , не соответствующих
установленным требованиям к безопасности и качеству товаров, а также
в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными
правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о
признании недействительными актов федеральных органов
исполнительной власти, актов органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и актов органов местного
самоуправления, противоречащих Закон "О защите прав потребителей"
предусматривает обязанности изготовителя (продавца) по предоставлению
информации федеральному антимонопольному органу (его территориальным
органам).
Изготовитель (продавец) обязан по требованию федерального
антимонопольного органа (его территориальных органов) предоставлять в
установленный им срок достоверные документы, объяснения в письменной
и устной формах и иную информацию, необходимую для осуществления
федеральным антимонопольным органом (его территориальными органами)
полномочий, предусмотренных настоящим Законом.
Закон "О защите прав потребителей" предоставляет ряд полномочий
органам исполнительной власти осуществляющим контроль за качеством и
безопасностью товаров.
В целях обеспечения безопасности товаров федеральный орган по
стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-
эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей
среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной
власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством
и безопасностью товаров в
осуществляют контроль за соблюдением требований к безопасности
товаров;
направляют предписания об устранении нарушений требований к
безопасности товаров требований о снятии с производства таких товаров,
прекращении выпуска и продажи таких товаров, прекращении продажи товаров с
истекшими сроками годности и товаров на которые должны быть установлены
сроки годности или сроки службы, но не установлены, а также требований о
приостановлении продажи товаров при отсутствии достоверной и достаточной
информации о товарах об отзыве их от потребителей и информировании об
этом потребителей;
предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям
(исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к
безопасности товаров.
В целях обеспечения безопасности товаров Федеральный орган по
стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-
эпидемиологического надзора и другие федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров, в
пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к
безопасности товаров и осуществляют контроль за соблюдением этих
требований.
Координация деятельности
федеральных органов
осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, а также
организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров
возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и
сертификации.
В настоящее время действует Соглашение о взаимодействии
Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации,
метрологии и сертификации (Госстандарт России) и Международной конфедерации
обществ потребителей (КонфОП).[73]
Госстандарт России и КонфОП, действующие на основании положений о
своей деятельности и законодательных актов Российской Федерации:
ставя своей целью объединение усилий Госстандарта России и КонфОП для
развития действующей в стране сертификации и формирования системы
подтверждения соответствия, отвечающей международной практике и требованиям
ВТО,исходя из необходимости защиты жизни, здоровья и имущества граждан
России, охраны окружающей среды от неблагоприятного воздействия опасных
товаров, в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав
потребителей", признавая объективную потребность в создании благоприятных
условий для деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей на
товарном рынке России и ускоренного товарооборота, договорились о
нижеследующем:
Стороны совместно:
- осуществляют работу по переходу от обязательной сертификации только
третьей стороной к обязательному подтверждению соответствия, предусмотрев
при этом, в частности: законодательное введение в стране обязательного
подтверждения соответствия и гибкое применение схем различной сложности,
начиная от подтверждения соответствия изготовителем до испытания
независимой стороной каждого изделия в зависимости от степени риска при
использовании продукции; введение единого знака подтверждения соответствия
и обязательное маркирование им продукции;
- исключение дублирования работ по подтверждению соответствия
различными организациями;
- подготавливают
проекты изменений и
Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг"
и в другие законодательные и нормативно-правовые акты, касающиеся
сертификации;
- взаимодействуют при решении вопросов добровольной сертификации в
интересах потребителей.
Госстандарт России и КонфОП организуют совместную деятельность по
анализу информации о качестве и безопасности продукции потребительского
назначения с дальнейшим ее доведением до заинтересованного пользователя
посредством публикаций в средствах массовой информации и распространением
через существующие компьютерные сети.
Госстандарт России и КонфОП принимают совместные меры по анализу
качества и безопасности продукции в регионах для оперативного принятия
согласованных с администрацией регионов решений для предотвращения доступа
на рынок некачественной продукции.
Госстандарт России предоставляет КонфОП возможность ознакомиться со
стандартами, имеющимися в его распоряжении.
КонфОП принимает
участие в инспекционном
в Системе ГОСТ Р испытательными лабораториями.
КонфОП информирует Госстандарт России о случаях нарушения Закона
Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части сертификации и
связанной с ней деятельностью.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы)
вправе налагать штраф на изготовителя (продавца) за уклонение от
исполнения или за несвоевременное исполнение его законных предписаний о
прекращении нарушений прав потребителей в размере до пяти тысяч
минимальных размеров оплаты труда,
установленных федеральным
Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного
органа (его территориального органа).
Федеральный орган по стандартизации, метрологии и
сертификации (его территориальные органы) и другие федеральные органы
исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие
контроль за качеством и безопасностью товаров, в пределах своей
компетенции вправе налагать штраф в случаях:
уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения их
законных предписаний
минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
причинения ущерба потребителям товарами не отвечающими требованиям,
предъявляемым к безопасности товаров - в размере до пяти тысяч
минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;
продажи товаров, в том числе импортных, без сертификатов,
подтверждающих соответствие товаров обязательным требованиям стандартов,
- в размере стоимости
сертификации товаров органами по сертификации, а также
предоставления недостоверных результатов испытаний товаров
испытательными лабораториями (центрами) при их обязательной
сертификации - в размере двукратной стоимости соответствующих
товаров.
Размеры штрафов, в каждом конкретном случае, определяется с учетом
размера причиненного ущерба и иных обстоятельств.( Вышеуказанные штрафы
взыскиваются в безакцептном порядке в тридцатидневный срок со дня
вынесения соответствующих решений о взыскании штрафа ,за исключением
штрафа наложенного на индивидуального предпринимателя).
Статья 46 Закона "О защите прав потребителей" предусматривает защиту
интересов неопределенного круга потребителей.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы),
федеральные органы исполнительной власти (их территориальные
органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью
товаров, органы местного самоуправления, общественные объединения
потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды
о признании действий продавцов изготовителей) или организаций, выполняющих
функции продавцов (изготовителей) на основании договоров с ними,
противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и
прекращении этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает
правонарушителя довести в установленный судом срок через средства
массовой информации или иным способом до сведения потребителей
решение суда.
Вступившее в законную силу решение суда о признании действий
продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца
(изготовителя) на основании договора с ним, противоправными в
отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда,
рассматривающего иск потребителя о гражданско-правовых последствиях
действий продавца (изготовителя),
Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным
объединением потребителей (их ассоциацией, союзом) в интересах
неопределенного круга потребителей или отдельного потребителя, суд
принимает решение о возмещении общественным объединениям потребителей
(их ассоциациям, союзам) судебных расходов, связанных с
рассмотрением дела, в том числе расходов по привлечению к участию в деле
экспертов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В своей работе, я попыталась более подробно осветить вопрос защиты
прав потребителей в торговле. Я выяснила, что данная проблема регулируется
большим количеством нормативных актов, однако решающее, главенствующее
положение среди них занимает Закон Российской Федерации "О защите прав
потребителей".С течением времени изменялась и сама редакция Закона. При
написании дипломной работы я не сравнивала текст прежней редакции закона и
новой-действующей. Но в заключении мне хотелось бы подчеркнуть, что
анализируя эти два источника, новая-действующая редакция закона,
предоставляет большие возможности для защиты прав потребителей, чем ее
предшествиница, стимулирует активность общественных организаций
потребителей и органов МСУ,
в отстаивании интересов
компенсирует их затраты при этом, п.6 статьи 13 Закона "О защите прав
потребителей" позволяет при
взыскании с хозяйствующих
несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя
перечислять половину суммы штрафа указанным организациям (чего не было
ранее).
Многие авторы изучили происходящие изменения в редакциях закона.
Например, Корнилов Э.[74] говорит о том, что новая редакция Закона "О
защите прав потребителей"-несомненно прогрессивный, гораздо более
совершенный нормативный акт. Он поставил Российское законодательство о
защите прав потребителей на уровень международных стандартов, стал более
Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей