Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:47, курсовая работа
Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является
новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих
западноевропейских странах еще в 70 годы.
Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито
в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на
защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе
использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание
действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия
существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при
осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с
1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача
–защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления
рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и
продовольственных товаров.
ВВЕДЕНИЕ___________________________________________________3-7.
1. ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБШИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ__________________________________________________7-35.
1.1 КРУГ ЛИЦ, НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О
ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕ-
ЛЕЙ.______________________________________________________________7-11
1.2 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.__________________________________11-34
2. ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ
ТОВАРОВ._____________________________________________35-67
3. ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ._________________________________68-96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.________________________________________________97
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_____________________98-105
РФ” говорило о возможности и необходимости использовать сокращенные
наименования органов
24 августа 1992 года.
Президент Российской
государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических структур. (N 915) Сейчас действует редакция
от 09.07.97 года (№ 710).[60]
В котором, устанавливает, что проекты постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, решения министерств, ведомств, других
органов государственного управления и местной администрации по вопросам
создания, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, а также по
вопросам, затрагивающим законные интересы потребителей, подлежат
согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по
антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его
территориальными управлениями.
Далее речь
шла о численности
Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических структур, фонде оплаты труда,
финансировании расходов на его содержание, структуре данного органа, и так
далее.
13 ноября 1995 года был издан Приказ "Об утверждении
положения о территориальном управлении государственного комитета Российской
Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических
структур"(№ 146., который сейчас действует в редакции Приказа ГАК
Российской Федерации от 04.09.98 года. № 416).[61]
Положение определяет основные задачи и компетенцию территориального
антимонопольного органа-территориального управления Государственного
комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых
экономических структур (далее - ГКАП России).
Территориальное
управление ГКАП России
государственной антимонопольной политики, защиту прав потребителей,
пресечение недобросовестной конкуренции, а также контроль за рекламной
деятельностью и пресечение недобросовестной рекламы.(Для более
подробного изучения, необходимо смотреть вышеуказанный документ.)
В Законе "О защите прав потребителей" говориться, что Федеральный
антимонопольный орган (его территориальные органы) осуществляет
государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав
потребителей.
Этот орган (его территориальные органы) направляет:
в пределах своей
компетенции предписания
продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о
прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности, а также о
прекращении продажи товаров, на которые должны быть установлены сроки
годности или сроки службы, но не установлены, и о приостановлении
продажи товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации о
товаре;
материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший
лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения
вопроса о приостановлении действия данной лицензии, или о ее досрочном
аннулировании;
в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по
подведомственности, материалы для решения вопросов о возбуждении
уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением
предусмотренных законом прав потребителей
Федеральный антимонопольный орган дает официальные разъяснения
по вопросам применения законов и иных правовых актов Российской Федерации,
регулирующих отношения в
Письмом ГКАП РФ “О положениях Федерального антимонопольного
комитета”[62], Барановой.О.В. исполняющей обязанности начальника
Ленинградского ТУ ГКАП России, было дано официальное разъяснение, по поводу
ее письма:
Установление в статье 41 Закона "О защите прав потребителей",
обязанности изготовителя (продавца) по предоставлению информации
федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) не
является нарушением прав потребителей. В связи с этим ГКАП России и его
территориальные управления не вправе возбуждать дела и выдавать предписания
изготовителям продавцам о прекращении нарушения статьи 41 Закона "О защите
прав потребителей".
Ответственность
индивидуальных
лиц изготовителей (продавцов) за неисполнение указанной обязанности,
предполагается установить в Кодексе РСФСР об административных
правонарушениях путем внесения в него соответствующих дополнений.)
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы)
вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями,
продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в
интересах потребителей.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы)
вправе обращаться в суд в защиту прав потребителей в случаях
обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в
интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации
изготовителя (продавца) или о прекращении деятельности индивидуального
предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных
законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски
в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном
взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за
несвоевременное их исполнение.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) может
быть привлечен судом к
своей инициативе для дачи заключения по делу в целях защиты прав
потребителей.
В целях обеспечения вышеуказанных положений Закона "О защите прав
потребителей" был издан приказ от 4 апреля 1996 года № 42 "Об утверждении
положения о порядке рассмотрения ГКАП (Государственный Комитет по
Антимонопольной политике) России и его территориальными управлениями дел о
нарушениях законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих
отношения в области защиты прав потребителей".[63]
Данным же приказом были признаны утратившими силу ранее действующие
приказы ГКАП России.
Положение предусматривает:
- порядок рассмотрения дел о нарушениях законов и иных
правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области
защиты прав потребителей (далее - порядок рассмотрения дел о нарушениях
законодательства о защите прав потребителей), и выдачи предписаний о
прекращении нарушений прав потребителей (далее - предписания);
- порядок выдачи
отдельных предписаний о
потребителей, в том числе о прекращении (приостановлении) продажи
товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- порядок рассмотрения дел о наложении штрафов за уклонение от
исполнения или
Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей
рассматриваются соответствующим территориальным управлением по месту
нахождения продавца (изготовителя) в отношении которого возбуждено
дело, за исключением случаев, когда дело принимается к рассмотрению ГКАП
России. ГКАП России вправе принять любое дело к своему рассмотрению.
Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав
потребителей в ГКАП России образуется комиссия в составе заместителя
председателя ГКАП России, курирующего вопросы защиты прав
потребителей, руководителей Управления по защите прав потребителей и его
отделов (лиц, исполняющих их обязанности), а также специалистов
указанного Управления.
В территориальных управлениях ГКАП России комиссия образуется в
составе начальника территориального управления (его заместителя),
начальника отдела по защите прав потребителей (его заместителя),
специалистов управления.
Персональный состав членов комиссии для рассмотрения
конкретного дела определяется председателем комиссии в определении о
возбуждении дела.
Общее количество членов комиссии ГКАП России не может быть менее
пяти человек, а комиссии территориального управления – менее трех человек.
Об изменении состава комиссии извещаются лица, участвующие в деле.
В ходе подготовки, рассмотрения дел о нарушениях
законодательства о защите прав потребителей, а также исполнения решений
и предписаний ГКАП России и его территориальные управления вправе:
запрашивать у заявителя, а также у продавца (изготовителя)
необходимые материалы и документы для ознакомления, снятия копий и
приобщения их к материалам дела;
проводить собеседования, запрашивать письменные объяснения по
существу дела от продавцов (изготовителей), а также их должностных
лиц, привлекать к участию в рассмотрении дела экспертов и
специалистов, а так же принимать другие меры для всестороннего, полного и
объективного выяснения обстоятельств дела, прав и обязанностей лиц,
участвующих в деле.
Основанием для возбуждения дела о нарушении законодательства о
защите прав потребителей могут быть заявления (иные материалы)
общественных объединений потребителей, их ассоциаций (союзов),
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления,
потребителей, депутатов, представление прокурора, а также акты
проверок продавцов (изготовителей, исполнителей) ГКАП России (его
территориальными управлениями)
Решение вопроса о возбуждении дела принимает председатель комиссии
ГКАП России (территориального управления).
Председатель комиссии, если находит доводы, изложенные в
представленном материале, достаточными, выносит определение о
возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей,
в котором определяются:
- состав комиссии, которая будет рассматривать данное дело;
- необходимые дополнительные документы и материалы;
- дата и место рассмотрения дела;
- лица, которые привлекаются к участию в деле.
Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей
рассматриваются в месячный срок с момента вынесения определения о
возбуждении дела о нарушении законодательства о защите прав
потребителей. ( Далее, в данном нормативном акте, изложен порядок
рассмотрения подобных дел).
Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока): в
связи с мотивированным ходатайством продавца (изготовителя) об
отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки
представителя на заседание; в связи с ходатайством продавца (изготовителя)
о добровольном устранении нарушения без выдачи предписания; в связи с
необходимостью получить дополнительные доказательства; с необходимостью
привлечения к участию в деле экспертов или других лиц, участие
которых в деле, по мнению комиссии, обязательно; когда разрешение дела
невозможно в данном заседании.
При отложении дела течение срока рассмотрения дела не
прерывается, а процедура рассмотрения начинается сначала.
Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях:
нахождения на рассмотрении в ГКАП России (его территориальном
управлении), суде, следственных органах другого дела, выводы по которому
будут иметь значение для результатов рассмотрения; необходимости проведения
экспертизы или получения заключения специалиста независимой организации.
Дело возобновляется после устранения обстоятельств, вызвавших его
приостановление. Течение срока при приостановлении рассмотрения
Информация о работе Государственная и общественная защита прав потребителей