Институт мировых судей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:35, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: исследование сущности, назначения и становления института мирового судьи, исследовании организационно-правовой и процессуальной характеристики института мирового судьи.
Поставлена задача - внесение конкретных предложений по дополнению и обновлению законодательства, совершенствованию правового регулирования указанных правоотношений в областях:
- Сущность института мирового судьи его цели и задачи;
- Предшественники мировых судей и проекты создания мировых судебных учреждений в России;
- Причины возрождения института мировых судей в России, тенденции и перспективы его развития;
- Порядок и условия назначения мирового судьи, его правовой статус;
- Особенности процессуальной деятельности мирового судьи.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..4
Глава 1. Сущность, назначение и становление института мировых
судей………………………………………………………………...11
1.1. Сущность института мировых судей, его цели и задачи……11
1.2. Предшественники мировых судей и проекты создания
мировых судебных учреждений в России……………………21
1.3. Причины возрождения института мировых судей в России,
тенденции и перспективы его развития………………………32
Глава 2. Организационно-правовая и процессуальная
характеристика института мировых судей……………………42
2.1. Порядок и условия назначения мирового судьи,
его правовой статус……………………………………………….42
2.2. Особенности процессуальной деятельности мирового судьи…49
Глава 3. Деятельность мировых судей в Тюменской области.
Проблемы и пути их решения…………………………………...57
Заключение…………………………………………………………………...67
Список использованных источников и литературы……………………73

Файлы: 1 файл

Институт мировых судей (диплом).doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Авторы,  выступающие  за  институт  мировых  судей, аргументировали  свою позицию тем, что относительно несложные, малозначительные дела должны быть сосредоточены у судей, специализирующихся на рассмотрении подобных дел. В результате правосудие территориально приблизится к населению, позволит судьям

________________________________

1Баландин В.Н., Павлушина А.А. К вопросу о восстановлении института мировых судей в России //Правоедение. 1998. № 3. С. 125- 12;. Немытина М.В. Местная юстиция в России во Второй половине XIX века // Правоведение. 1997.  №4. С.52-54; Кокорев Л.Д. Судебная реформа: идеи и реальность //Юридические записки. Вып.1. Воронеж. 1994. С. 15: Федосеев А., Портнов И. У третьей власти сила велика. Совершенная судебная система, когда она приобретет реальность? // Российская газета. 1998. 16 дек.

оперативно рассматривать  дела, облегчит для граждан доступ к правосудию. Увеличение объема и усложнение гражданских дел, усиление действия принципа диспозитивности в уголовном судопроизводстве, растущие требования к качеству правосудия диктуют настоятельную необходимость углубления специализации судей и разделения компетенции между судами различных звеньев1.

Полностью разделяя последнюю  точку зрения, считаем возможным привести дополнительную аргументацию в его пользу. Любое государство, независимо от того, к какому типу права и судебной системы оно относится, в определенные периоды своего развития проходит общие для всех стран этапы. Россия, вступив в сферу рыночных отношений и переориентировавшись на рыночные отношения в экономике, встала на путь развития капиталистических стран и имеет те же тенденции, что и до революции 1917 года. Аналогичное направление развития характерно не только для экономики, политики, но и для правовой сферы, в том числе при формировании судебной системы.

Наиболее общими тенденциями  развития судоустройства во многих зарубежных странах, избравших капиталистический путь развития, можно назвать: 1) наличие двух систем - общих и специализированных судов; 2) повышение различных требований к кандидатам на должность судей, в том числе к их профессионализму; 3) присутствие местных (локальных) судов как низшего звена судебной системы; 4) создание судов с упрощенной, дешевой и быстрой процедурой по делам незначительной общественной опасности и с незначительной ценой иска; 5) взаимосвязь и сходство континентальной и англосаксонской правовых систем.

_________________________________

1Кононенко В.И. Мировой суд как зеркало судебно-првовой реформы //Российская юстиция. 1998. № 11. С. 6; Жилин Г. Защита прав человека в гражданском судопроизводстве // Российская юстиция. 1998. № 1. С.5; Настольная книга мирового судьи / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 5; Ляхов Ю.А. О некоторых конституционных основах мировой юстиции в РФ //Проблемы судопроизводства у мировых судей. Ростов-на-Дону. 2001. С. 8-9.

Появление специализированных судов во многом объясняется тем, что сложнее становятся общественные отношения, большего профессионализма и знаний законодательства требуется от судьи. В период капитализации экономики появляется большое количество частных собственников и бурными темпами растет конкурентная борьба, которая, к сожалению, не всегда   ведется законными способами. Преступления стали настолько изощренными, что лицу, не обладающими специальными познаниями в той или иной области знаний, трудно разобраться, чьи действия находятся в причинно-следственной связи с наступившими общественно опасными последствиями. Поэтому требовалось участие в осуществлении правосудия не дилетантов, а профессионалов. Таковых было немного, а участие в рассмотрении всех дел трех и более судей не могло быть реализовано в силу различных причин организационного и 
материального порядка1.

Многие житейские споры и  конфликты, возникающие между людьми, особенно по поводу объектов частной собственности, требовали своего немедленного разрешения под угрозой их перерастания в социальные взрывы. Ранее значительную часть мелких споров и конфликтов разрешали исполнительные органы и партийные организации. Не только член КПСС, но и любой гражданин по многим трудовым и иным вопросам мог, защищая свои права и интересы, обратиться с жалобой на действия руководителя, должностного лица не в суд, а в партийные органы. Однако в нынешнее время функции и предназначение органов исполнительной и партийной власти, авторитет которых значительно подорван, изменились. Эти органы уже не занимаются рассмотрением и ликвидацией конфликтов, как ранее. Одновременно роль судебной власти, как более объективной и беспристрастной, в обществе значительно

______________________________

1Апостолова Н.Н. Мировые суды в РФ / Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н. Ростов-на -Дону. 1998. С.29.

 

возросла. К тому же следует учитывать и факт ликвидации товарищеских судов, разрешавших ранее незначительные житейские ситуации. В результате вдвое возросла нагрузка на федеральные суды, количество которых осталось прежним. Доступность правосудия для граждан в России с ее огромными территориями нередко была затруднена удалением районного суда от значительной части населения.

К тому времени федеральные  судьи уже не избирались населением, как ранее народные судьи, а стали назначаться Президентом РФ. Использование выборности при формировании судейского   корпуса   расценивалось   многими учеными и  практическими работниками судов, особенно их руководством, как нарушение принципа независимости судей в правовом государстве. Население, местные органы самоуправления и представительные органы субъектов Федерации не имели реальных рычагов для влияния на кадровую политику судей. Руководители субъектов Федерации активно высказывались за создание у себя судов субъектов Федерации.

Наметившаяся в стране в конце XX века тенденция по укреплению власти субъектов Федерации обусловила необходимость решения вопроса о судебных органах в каждом из регионов. Особенности статуса мирового судьи, избираемого населением или органом законодательной власти субъекта Федерации, логично     вписывались в принятую концепцию судебно-правовой реформы. Представляется, что идея введения института мировых судей во многом реализуется для того, чтобы максимально приблизить суд к населению, обеспечить доступ граждан к правосудию и освободить федеральную судебную систему от огромного количества дел, вызванного ростом преступности, расширить сферу судебного контроля, в том числе и на досудебных стадиях уголовного процесса.

Следует признать справедливыми упреки отдельных ученых, утверждавших, что при разработке и внедрении института мировых судей на федеральном уровне не было единой концепции понимания целей ее создания и стоящих перед ним задач. Законодатель не вполне ясно представлял их значимость. Поскольку слово «мировые» ассоциировалось с чем-то негосударственным, то и расценивалось как малозначительное. Между тем, при формировании института мировой юстиции речь шла об определении статуса звена судов общей юрисдикции1.

Доминирующим в ходе обсуждения целей и задач воссоздания  в России института мировых судей стало мнение об его единственной цели - облегчить работу федеральных судов. Мировые судьи должны взять на себя рассмотрение и разрешение большого количества дел, повысив  качество  судебной  деятельности,  сократив  сроки рассмотрения дел2.

Однако практика введения института мировых судей в  Брянской, Ростовской, Саратовской областях свидетельствует о том, что одномоментной разгрузки федеральных судей,  на которую рассчитывали отдельные ученые, первоначально не произошло, так как одновременно значительно увеличилось количество гражданских и уголовных дел в судах3.

Как отмечал первый заместитель  Председателя Верховного Суда РФ В.И.Радченко: «Если в начале судебной реформы  судами России рассматривалось около  полумиллиона уголовных и около  миллиона гражданских дел, то в 2001 году уголовных дел рассмотрено 1 млн. 300 тыс., а гражданских около 6 млн. В то же время численность судей увеличилась примерно на 20%, то есть нагрузка настолько подскочила, что стала запредельной. Доступность человека к судье, особенно в тех регионах, где не появился институт мировых судей, крайне затруднена.

____________________________

1Борисов Г., Хапилин А. От мировых судей - к мировым судам // Российская юстиция. № 3. С. 40.

2Устюжанинов В., Сапожников С. Компетенция мирового судьи при рассмотрении гражданских дел //Российская юстиция. 2000. № 12. С. 74-75.

3Ткачев В.И. Компетенцию мировых судей следует расширить // Российская юстиция. 2001. № 4. С. 41-42.; Обгольц П.П. Проблемы организации работы мировых судей // Проблемы судопроизводства у мировых судей. Ростов-на-Дону. 2001. С. 136-137. Статистические отчеты работы за 2001 и 2002 годы.

Иногда люди месяцами не могут сдать заявление судье на рассмотрение того или иного гражданского дела. Судебное решение, приговор может быть вынесен, а не отправлен на исполнение, и лежать в течение месяца-двух, а человек сидит в следственном изоляторе. Не хватает судей»1. В 2002 году рассмотрено 1 047 947 уголовных и 4 988 956 гражданских дел. За 6 месяцев 2003 года - 453 498 уголовных и 2 353 443 гражданских дела2.

Кроме того, к подсудности  федеральных судей в районных судах прибавилось значительное количество жалоб на действия и решения должностных лиц  органов  предварительного  расследования, принятых на досудебных стадиях уголовного процесса, в том числе и на применение мер процессуального принуждения. После принятия постановления Конституционного суда РФ3 и последовавших за этим соответствующих    изменений    в    уголовно-процессуальном законодательстве с 1 июля 2002 года санкцию на арест стали давать федеральные суды, а не прокуроры.

Таким образом, историческая обусловленность возрождения в России в конце XX века мировой юстиции была во многом продиктована политическими условиями. Среди них – необходимость решения назревших в обществе проблем осуществления правосудия на современном историческом этапе развития общества, выбор в качестве приоритетного принципа разделения властей в правовом государстве.   Конфликты   и   споры,   ранее   разрешавшиеся общественными органами (товарищескими судами, парткомами, уличкомами и т.п.) перешли к подсудности мировых судей. Демократический институт мировой юстиции во многом призван был обеспечить доступность, простоту и быстроту судопроизводства, реализовать те  общие тенденции  в развитии

___________________________

1Материалы заседания Центрального Совета Союза юристов России. 25 января 2002 года. М., С. 26-27.

2Статистический отчет за 2002 год и 6 месяцев 2003 года.

3Постановление Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 года № 6-П «По делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122, 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан; С.С.Маленкина, Р.Н.Мартынова и С.В.Пустовалова» // СЗ РФ. 2002. № 12. Ст. 1178.

уголовного судопроизводства, которые наметились с принятием в 1993 году Конституции РФ.

Теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых в области права свидетельствуют о том, что мировая юстиция является вполне эффективным и жизнеспособным средством осуществления правосудия в стране, способным выполнять долгосрочные задачи, стоящие перед демократическим правовым государством, каковым провозглашена Россия. «Там, где становление института мировых судей осуществляется последовательно и целенаправленно, мировые судьи назначены и в пределах своей компетенции активно включаются в процесс осуществления правосудия, значительно разгружая суды общей юрисдикции. С каждым месяцем увеличивается доля дел, рассматриваемых мировыми судьями, повышается оперативность их рассмотрения, федеральные суды освобождаются от значительного количества судебных дел небольшой сложности»1.

Следовательно, причины возрождения в России института мировых судей носят закономерный, объективный характер и вызваны   развитием   общих   тенденций совершенствования судопроизводства, необходимостью реорганизации судебной системы, которая соответствовала бы капиталистическим общественным отношениям не только в области судоустройства, но и судопроизводства.

Таким образом, к объективным  причинам возрождения в России института  мировых судей следует отнести: 1) соответствие статуса мирового   судьи   тенденциям   углубления   специализации, профессионализации судей и разделению компетенции между судами различных звеньев; 2) необходимость освобождения федеральных судей от рассмотрения незначительных дел в связи  с увеличением количества

____________________________

1Справка о некоторых условиях и результатах работы мировых судей в Центральном федеральном округе (по состоянию на 1 января 2004 года). С. 2.

 

обращений в суды; 3) желательность  ликвидации конфликтов путем активного  использования примирительных процедур   (восстановительное правосудие);   4)   приближение правосудия к населению с привнесением элементов контроля населения за судебной системой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ И ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА МИРОГО СУДЬИ

2.1. Порядок и условия назначения мирового судьи, его правовой статус

Организация мировых судей   подразумевает   порядок, необходимые условия для назначения их на должность, а так же структуру разделения судебной власти и взаимоотношения ее с другими органами власти.

Наделение нынешнего  судьи полномочиями по осуществлению правосудия существенно отличается от подобной процедуры в отношении федеральных судей, которые назначаются Президентом РФ либо Советом Федерации. В соответствии с Законом «О мировых судьях в РФ» помимо назначения мирового судьи на должность представительным органом субъекта Федерации предусмотрена возможность избрания их непосредственно населением судебного участка. Однако исследование законов, принятых в субъектах Федерации по данному вопросу, свидетельствует о том, что ни в одном из субъектов Федерации эта процедура не нашла применения. Во всех регионах страны приняты законы, согласно которым мировые судьи назначаются законодательным органом субъекта Федерации.

Информация о работе Институт мировых судей