Институт опеки и попечительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 10:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит не только в выявлении наиболее актуальных проблем института опеки и попечительства над несовершеннолетними, но и в отыскании путей их разрешения на сегодняшний день.
Следуя указанным целям, необходимо начать исследование выбранной темы, с:
изучения истории развития самого института опеки и попечительства,
рассмотрения различных теоретических концепций и подходов, существующих в юридической науке относительно исследуемого правового института,
дать им оценку,

Содержание работы

Введение
Глава 1 Институт опеки и попечительства
История развития института опеки и попечительства
опекой
Заключение
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 131.96 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Содержание

Введение

Глава 1 Институт опеки и попечительства

    1. История развития института опеки и попечительства

опекой

Заключение

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Введение

 

Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица. Масштабы многих распространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детской безнадзорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами) создают угрозу национальной безопасности.

В современной юридической литературе все больше внимания уделяют изучению вопросов, связанных с защитой прав детей. Этот интерес значительно возрос в связи с включением с Семейный кодекс Российской Федерации специальной главы «Права несовершеннолетних детей».

     Такой подход законодателя к правовому регулированию семейных отношений с участием детей свидетельствуют о признании последних полноправными субъектами возникающих в семье правоотношений. Большую значимость в законодательстве приобрели и интересы ребенка. В Семейном кодексе РФ неоднократно применяются разные словосочетания: «зашита интересов», «обеспечение интересов», «если это требуют интересы», «исходя из интересов» и другие изменения в правовой регламентации статуса несовершеннолетних, частота использования понятия «интересы ребенка» стали предметом активного обсуждения в науке семейного права: рассматриваются такие вопросы как, охраняемые законом интересы несовершеннолетних детей, соотношение интересов ребенка и других участников семейных отношений, предпринимаются попытки юридизации понятия «интересы» в семейном праве. Это свидетельствует об актуальности и перспективности изучения понятия «интересы ребенка» прежде всего как правовой категории.

Не вдаваясь в подробное исследование термина «интересы ребенка» как универсального, надо заметить, что он широко используется в педагогической, психологической, юридической литературе и практике. Вот почему с учетом сферы применения данное понятие приобретает различное наполнение и значимость. Обусловленная этим возможность разностороннего понимания интересов ребенка порождает необходимость определения интересов детей как правовой категории, выявление и осознание юридического смысла интересов несовершеннолетних.

Выявление сущности, особенностей интересов ребенка в современной России имеет крайне важное и непреходящее значение, прежде всего потому, что интерес как семейно-правовая категория представляет ядро правового регулирования, определяет его направление, имеющее вполне определенные цели, ради достижения которых существует та или иная правовая норма. Интерес ребенка, в свою очередь, имеет особый смысл, так как его обладатель еще не в состоянии осознавать свои потребности и интересы. Тем более что юридическая наука располагает различными суждениями по поводу определения понятия «интересы ребенка» как таковые, его содержания.

В течение вот уже более десяти лет, начиная со времени зарождения российского демократического государства, ознаменованного принятием 12 декабря 1993г. всенародным голосованием Конституции Российской Федерации, наша страна позиционирует себя, в первую очередь, как социальное государство. Данная характеристика основывается на содержании ст. 2 Конституции, которая говорит о том, что «человек, его права и свободы являются в России высшей ценностью», а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямая обязанность государства. Вместе с тем Конституция предусматривает и ряд дополнительных оснований для подтверждения вышесказанного: например, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов защиту семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение. Следовательно, государство путем принятия Конституции страны закрепило за собой обязанность по осуществлению всесторонней защиты тех категорий граждан, которые мы называем «социально незащищенные». В настоящее время суть таких понятий, как «социальная защита» и «социально незащищенный», законодательством не раскрыта, однако грамматическое толкование позволяет определить, что общий смысл их состоит в обозначении всего, что связано с защитой человека как участника общественных отношений, в данном случае общественных отношений в рамках государства. В свою очередь, защиту, исходя из сущности общественных отношений, можно рассматривать в различных проявлениях: как правовую, как материальную (т.е. связанную с повышением уровня доходов отдельных категорий граждан), медицинскую и т. д., т. е. соответственно общим направлениям данных отношений.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что в общей системе общественных отношений, на любом этапе взаимодействия человека с человеком и человека с государством возникают определенные проблемы, связанные с неспособностью отдельных категорий граждан самостоятельно и в полном объеме осуществлять и защищать свои права, а также нести обязанности. Эти проблемы как раз и требуют государственного вмешательства в форме разного рода социальной помощи и защиты.

Надо сказать, что государство, пусть не всегда в полной мере и последовательно, все же обеспечивало социальную защиту граждан даже в самые тяжелые постперестроечные годы и продолжает делать это до сих пор.

Весь объем полномочий, связанных с осуществлением социальной защиты населения, передан, как это и продекларировано в Конституции, государству, в лице органов государственной власти субъектов РФ. Законодательство о социальной защите на сегодняшний день не имеет завершенной структуры и требует определенного пересмотра и доработок. Однако по основным направлениям деятельности органов, осуществляющих обеспечение прав и законных интересов социально незащищенных граждан, нормативные акты существуют и успешно применяются. Одним из главных органов, осуществляющих защиту социально незащищенных граждан (несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей), является орган опеки и попечительства.

Опека (попечительство) над несовершеннолетними детьми - это правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов, а также обеспечение их содержания, воспитания и образования.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, на фоне сокращения числа усыновлений российскими гражданами заставило соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления активно искать приемлемые в современных условиях формы устройства детей.

В настоящее время проблемы института опеки и попечительства заслуживают внимания юридической науки еще и потому, что данный институт довольно долго детально не исследовался. Среди ученых-юристов стало традиционным отношение к нему как к незначительному. По сей день справедливо утверждение Н.М. Ершовой: «Специалисты по семейному праву не считают опеку и попечительство в целом своей областью, цивилисты же не разрабатывают этот институт, полагая, что он скорее касается сферы семейного права». Между тем изменения, произошедшие в гражданском законодательстве и в цивилистической науке, обусловливают потребность в реформировании института опеки и попечительства. Изменилось представление о месте семейного права в системе российского права, участилось применение нетипичных договоров, проявляется тенденция к расширению сферы участия государства в гражданских правоотношениях, активно разрабатывается теория услуг. Эти обстоятельства являются важными предпосылками для обсуждения возможности применения гражданско-правовых механизмов к отношениям опеки и попечительства. Задачами рассматриваемого института обусловлены назначением опеки (попечительства) как индивидуальной формы устройства граждан.

Базой для исследования послужили не только законодательный материал и научная литература. Основные результаты исследования были представлены в виде проектов Федеральных законов «Об опеке и попечительстве», «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации», Законы и постановления Правительства РФ, Иркутской области, инструкции статьи из журналов и т.д. Также были применены в данной работе статьи журналов, научные работы таких авторов как Михеева; Гудилов П.В., Нечаева А.М., Фирсов М.В., Ильина О.Ю. и т.д.

Цель дипломной работы состоит не только в выявлении наиболее актуальных проблем института опеки и попечительства над несовершеннолетними, но и в отыскании путей их разрешения на сегодняшний день.

Следуя указанным целям, необходимо начать исследование выбранной темы, с:

изучения истории развития самого института опеки и попечительства,

рассмотрения различных теоретических концепций и подходов, существующих в юридической науке относительно исследуемого правового института,

дать им оценку,

исследовать нормативный материал,

отметить законодательные новеллы, для иллюстрации рассматриваемых положений и обоснования выводов.

Задачей данной работы является:

а) проведение комплексного анализа института опеки и попечительства и практики его применения,

б) рассмотрение таких важных в данной теме вопросов как: история развития и правовое регулирование института опеки и попечительства, полномочия органа опеки и попечительства, основания назначения опеки и попечительства, какие требования предъявляются к опекуну (попечителю), права и обязанности опекуна (попечителя) и опекаемого (подопечного) и т.д.

 

 

Глава 1. Институт опеки и попечительства

 

1.1 История развития института опеки и попечительства

 

Забота о потомстве в далеком прошлом была уделом всего племени или общины. По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью становилась все более прочной. В эпоху, когда ребенок всецело принадлежал матери, от ее воли зависела и его жизнь.

С развитием матриархата начинают проявляться проблески полностью отсутствовавшей ранее связи ребенка с отцом. В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому, что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть ее часть, приплод. Исторически эта эпоха совпала со временем появления института частной собственности, но муж признавался отцом всех детей, рожденных его женой, лишь тогда, когда частная собственность была «вполне установлена», когда отец имел право жизни и смерти по отношению к новорожденному и мог продать его. Право отвергать или выбрасывать новорожденного было ограничено: отцам не запрещалось выбрасывать детей при условии, что они были показаны 5 ближайшим соседям и те дали свое согласие. Со временем исчезает существовавшее при патриархальном строе право отца на жизнь и смерть ребенка, право лишать его свободы, продавать его.

Начиная с XVIII в. право родителей применять в отношении детей физическое насилие постепенно стало ограничиваться запретом калечить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. В конце XIX в. за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, но в тоже время за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались менее тяжкой каре, чем другие убийцы. Родителей обязывают заниматься воспитанием своих детей, готовя их к определенной «деятельности»: сыновей - на службу, а дочерей - замуж. Родители также должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.

В истории права нормы об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели разное содержание, что предопределялось, в конечном счете, отличием принципов и задач данного института. Можно выделить следующие особенности развития норм об опеке и попечительстве.

Для отечественного права характерно разграничение опеки и попечительства. В отечественном праве долгое время существовала только опека, под которой понималось «установление искусственной власти над семьей, если в ней остаются малолетние члены», взамен власти родителя, отца. В то же время по римскому праву различалась tutela (опека) и cura (попечительство). Попечительство длилось от совершеннолетия лица до достижения им 25 лет. Как отмечал В. Хвостов, различия между статусом опекуна и попечителя по римскому праву были невелики - «главное различие между ними формальное», сводилось к разным способам участия в совершении сделок от имени подопечного. В то же время в древнегреческом праве лицо признавалось совершеннолетним по достижении 18 лет, в связи с чем, всякая забота о нем прекращалась, и о попечительстве в этой правовой системе не упоминается.

В России разграничение опеки и попечительства берет свое начало лишь от екатерининского Учреждения о губерниях (1775г.). «Опека может быть окончена в 14-летнем возрасте опекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетие и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21 года, когда власть попечителя оканчивается: В период 14-17 лет несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в период 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме отчуждения недвижимого имущества».

Подобные отличия сохранялись довольно длительное время. В начале XX в. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что отличие опеки и попечительства состоит в объеме дееспособности подопечных, а В.И. Синайский указывал на то, что «... идея попечительства, несомненно, уже идеи опеки». Налицо значительное сходство правил об опеке и попечительству над несовершеннолетними по действующему Гражданскому Кодексу РФ с положениями российского законодательства конца XIX - начала XX в. с одной только разницей - в начале XX в. лицо находилось под опекой до 17, а не до 14 лет.

Информация о работе Институт опеки и попечительства