Лизнг договор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение и комплексное изложение вопросов, возникших в области лизинговых правоотношений.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
историко-правовой анализ возникновения и развития договора лизинга;
раскрытие правовой природы лизинга, определение понятийных признаков договора лизинга и его места среди гражданско-правовых договоров;
выявление особенностей предмета договора лизинга и специфики субъектного состава участников лизинговой сделки;
рассмотрение ответственности сторон за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по договору лизинга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ЛИЗИНГ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 8
1.1 Лизинг как экономическая категория 8
1.2. История возникновения и развития института лизинга в международном и Российском имущественном обороте 18
1.3. Особенности становления правового института договора лизинга в гражданском праве России 25
ГЛАВА 2 ДОГОВОР ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) 31
2.1 Понятие и основные элементы договора финансовой аренды 31
2.2 Существенные условия договора финансовой аренды 46
2.3 Обязанности сторон по договору финансовой аренды и последствия их нарушения 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 351.50 Кб (Скачать файл)

Экономисты находят “следы”  лизинга в законах Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) и считают, что в Институциях Юстиниана уже была осуществлена кодификация норм, регулирующих лизинговые отношения19.

Лизинговые сделки заключались, как  пишут П. Балтус и Б. Майджер, еще  в древнем государстве Шумер  и датируются примерно 2000 г. до н.э.. Древние документы содержат сведения об аренде сельскохозяйственных орудий, земли, животных, водных источников.

Однако нельзя с точной уверенностью сказать, что в исторических документах, посвященных договору имущественного найма (аренде), речь идет о лизинге  как юридическом институте, призванном регулировать инвестирование денежных средств в производство. В частности, А.Г. Ивасенко говорит о том, что “нельзя утверждать, что в исторических источниках могла идти речь о договоре лизинга в современном его понимании”20.

По мнению В.В. Витрянского, утверждение о том, что лизинг имеет тысячелетнюю историю, “основаны на неправильном понимании сущности договора лизинга и его квалифицирующих признаков, выделяющих лизинг в отдельный вид договора аренды”21.

Традиционно лизинг считается  американским изобретением. Первой компанией, сделавшей лизинговые операции своей основной деятельностью, стала американская компания “United States Leasing Corp.”, созданная Генри Шонфельдом в 1952 году.

В начале 60-х годов  коммерческие банки США начали принимать  непосредственное участие в лизинговых операциях. Расширению лизингового  бизнеса способствовало решение, принятое в 1971 г. Советом управляющих Федеральной резервной системы, позволившее банкам учреждать дочерние фирмы для сдачи в аренду оборудования, а затем недвижимости. Лизинговые компании начали обращать свои взоры к зарубежным рынкам. В результате лизинговые операции быстро пересекли границы США. За менее чем полувековой срок своего развития лизинг нашел широкое распространение во всем мире и был признан как один из наиболее эффективных и надежных методов инвестирования средств в оборудование.

Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 году, в Германии в 1962 году, а во Франции в 1957 году22. Такое быстрое развитие лизинга в Европе и США было связано с определенной ролью государства, которое создало благоприятные условия для лизингового бизнеса путем предоставления существенных налоговых, амортизационных и кредитных льгот.

С начала 60-х годов  лизинговый бизнес получил свое развитие на Азиатском континенте.

В настоящее время  основная часть мирового рынка лизинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США - Западная Европа – Япония». В  Западной Европе лизингодателями выступают преимущественно специализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируются банками или считаются их дочерними обществами.

Для Японии характерным  является расширение лизинговой операции от финансирования услуг до предоставления «пакета услуг», включающего комбинации купли-продажи, лизинга и займов. Эти услуги получили название комплексного лизинга.

Однако нельзя сказать, что идея лизинга сразу нашла  понимание во всем мире. Именно собственность, несмотря на отдельные высказывания, в течение долгого времени связывалась с представлением о богатстве. Концепция лизинга требовала отказа от многих привычных представлений.

На определенном этапе, как отмечает Решетник И.А., широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира, в том числе в сфере международного сотрудничества, имеющиеся различия в правовом регулировании договора лизинга породили идею о необходимости унификации правил о международном лизинге23. Впервые проект унифицированного законодательства по лизингу был рассмотрен в 1979 году, в котором закреплялись общие контуры правового регулирования, дополняемые по усмотрению участников договора и в зависимости от конкретных условий. Полагалось и то, что будущие унифицированные нормы будут не только регулировать сделки по международному лизингу, но и служить основой национального регулирования лизинга в различных странах. Проект разрабатывался с участием Организации европейского лизинга и рассматривался на нескольких конференциях. В результате в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) была разработана Конвенция о международном финансовом лизинге (далее - Конвенция), подписанная в Оттаве 28 мая 1988 года (Оттавская конвенция).

Это первый международный  акт по лизингу, который имел цель унифицировать лизинговые операции, придать стабильность расширяющемуся мировому рынку лизинга. Конвенция о международном финансовом лизинге представляет огромный интерес не только как акт международного частного права, содержащий ряд традиционных коллизионных норм, позволяющих определить применимое право к взаимоотношениям сторон по международному лизингу. Она содержит четкие положения, касающиеся самого понятия лизинга, характерных признаков данного договора.

В преамбуле данной Конвенции сформулирована ее основная цель – устранение имеющихся препятствий на пути международного финансового лизинга, установление единообразных норм, регулирующих правовые взаимоотношения всех участников лизинговой сделки.

В тексте Конвенции отмечены характерные черты всякой сделки финансового лизинга. К их числу относятся следующие признаки:

  1. лизингополучатель сам определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь на квалификацию и решение лизингодателя;

2) оборудование приобретается  лизингодателем в связи с лизинговым соглашением, которое с ведома поставщика заключено или должно быть заключено между лизингодателем и лизингополучателем;

3) арендные платежи,  подлежащие оплате по лизинговому  соглашению, рассчитываются так,  чтобы учесть, в частности, амортизацию всей или существенной части стоимости оборудования.

В п.4 статьи 1 Конвенции  сказано, что она регулирует операции по аренде всего оборудования, за исключением  того, которое должно быть использовано арендатором, в основном, в личных или семейных целях, а также для домашних нужд24. Это означает, что в Конвенции “нет запрета на использование предмета лизинга для какой-либо профессиональной деятельности юридических и физических лиц”25.

В.В. Витрянский напротив считает, что “согласно Конвенции  из круга объектов сделки финансового лизинга исключается оборудование, которое будет использоваться главным образом персоналом лизингополучателя, а также в семейных или домашних целях”26. Таким образом, под международным финансовым лизингом понимаются в основном  сделки, заключаемые в сфере предпринимательской деятельности.

Сфера применения Конвенции  о международном финансовом лизинге  определена традиционным способом. Прежде всего, Конвенция применяется в  том случае, когда лизингодатель  и лизингополучатель осуществляют деятельность в различных государствах (п.1 ст.3), что позволяет считать финансовый лизинг международным с точки зрения Конвенции. Соответственно, если стороны договора лизинга – лизингодатель и лизингополучатель – расположены и имеют места своей деятельности в одном государстве, такой договор не признается международным и не подпадает под действие Конвенции.

Для применения Конвенции  также необходимо, чтобы сделка финансового  лизинга была связана с государствами  – членами Конвенции. Такая связь, по мнению юристов, может быть обнаружена в двух случаях:

1) государства, в которых  имеют места своей деятельности  лизингодатель, лизингополучатель,  а также поставщик оборудования, являются договаривающимися сторонами  (то есть членами Конвенции);

2) в силу норм международного частного права как соглашения о поставке оборудования, так и лизинговое соглашение подпадают под действие права государства, являющегося членом Конвенции.

Однако даже при наличии  одного из названных условий применение Конвенции может быть исключено. Для этого требуется, чтобы каждая из сторон как лизингового соглашения, так и соглашения о поставке оборудования была согласна на такое исключение.

Российская Федерация  присоединилась к указанной Конвенции  на основании Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге”27. Принятое Государственной Думой решение является значительным и позитивным шагом. Интересы России состоят в том, что такой документ является ориентиром для разработчиков внутреннего лизингового законодательства, так как присоединение к международному договору предполагает приведение национального законодательства в соответствие с положением этого договора.

Российская Федерация  присоединилась к Конвенции с заявлением о том, что вместо положений п.3 ст.8 Конвенции она будет применять нормы своего гражданского законодательства. Право на такое заявление предусмотрено ст.20 Конвенции, а его необходимость вызвана тем, что в России по-иному и в целом строже, чем это предусмотрено п.3 ст.8 Конвенции, регулируется ответственность лизингодателя в отношении сохранности имущества, в отношении ответственности перед третьими лицами в случае причинения оборудованием вреда их жизни, здоровью, при наличии умысла или неосторожности. Сделанным заявлением дополнительно ограждаются интересы отечественных лизингополучателей.

Присоединение к Конвенции  создает более благоприятные  условия для привлечения реальных иностранных инвестиций в производственные фонды российской экономики, а также расширяет возможности международного лизинга оборудования, производящегося в России. Кроме того, присоединение к Конвенции оказывает позитивное влияние на процесс совершенствования законодательной базы регулирования лизинговых отношений в России.

Не следует забывать также, что общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации в соответствии с  Конституцией  Российской  Федерации  являются  составной  частью  правовой системы  Российской Федерации. В силу ст.7 Гражданского кодекса РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. В связи с этим положения о международном финансовом лизинге ФЗ “О финансовой аренде (лизинге)”, которые не соответствуют Конвенции, не подлежат применению.

Наличие унифицированных  норм права всегда способствует развитию экономических отношений между  субъектами, подпадающими под их действие,  снижает стоимость подготовки проектов и страхования рисков, а также дает сторонам договора уверенность в том, что они одинаково понимают содержание своих прав и обязанностей.

 

1.3. Особенности становления правового института договора лизинга в гражданском праве России

 

 

Долголетний опыт использования  лизингового механизма в предпринимательской  деятельности многих стран позволяет  сделать вывод о его эффективности. Исходя из этого и существовавшего  положения в России в переходный период к рыночным отношениям со всеми его проблемами и трудностями, необходимо отметить позитивность лизингового механизма.

Долгое время Российская Федерация относилась к числу  стран, не имеющих специального законодательства по урегулированию лизинговых отношений.

В настоящее время можно выделить четыре этапа становления и развития лизинга в России.

На первом этапе отсутствие специального законодательства о лизинге  сочеталось с отсутствием достаточного опыта и установившихся представлений  о правовом положении сторон лизинговых отношений.

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известные поставки на условиях "ленд-лиза". Во время II Мировой войны США поставляло своим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты  по договорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил. После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов и самолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) - занимались им только организации, работающие в сфере международных экономических отношений («Совфрахт», «Совтрансавто»).

На втором этапе –  с начала 90-х годов лизинговая деятельность в России осуществлялась по аналогии с арендой без специальных  законодательных документов. В ГК РСФСР и Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в разделе обязательственного права отсутствовал параграф, регулирующий договор лизинга. До 1994 года на рынке лизинговых услуг работало не больше десятка лизинговых компаний28.

В начале 90-х гг. в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками.

К середине 90-х гг. Правительство  РФ, оценив потенциал лизинга и  его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами. Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие в большинстве случаев финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов.

Третий этап (с сентября 1994 года) характеризуется активным формированием специальной нормативной базы, регулирующей лизинговые отношения.

В 1994 г. группа из 15 лизинговых компаний учредила Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг»). Сегодня  членами «Рослизинга» являются более 80 организаций. Наряду с лизинговыми компаниями туда входят также страховые компании, банки и другие организации. Ассоциация «Рослизинг» является членом европейской ассоциации лизинговых компаний «LeasEurope» и ведет активную информационную и исследовательскую деятельность, в том числе, выпуская журнал «Технологии лизинга и инвестиций».

Информация о работе Лизнг договор