Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 13:19, курсовая работа
Целью исследования является изучение и комплексное изложение вопросов, возникших в области лизинговых правоотношений.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
историко-правовой анализ возникновения и развития договора лизинга;
раскрытие правовой природы лизинга, определение понятийных признаков договора лизинга и его места среди гражданско-правовых договоров;
выявление особенностей предмета договора лизинга и специфики субъектного состава участников лизинговой сделки;
рассмотрение ответственности сторон за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по договору лизинга.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ЛИЗИНГ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 8
1.1 Лизинг как экономическая категория 8
1.2. История возникновения и развития института лизинга в международном и Российском имущественном обороте 18
1.3. Особенности становления правового института договора лизинга в гражданском праве России 25
ГЛАВА 2 ДОГОВОР ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА) 31
2.1 Понятие и основные элементы договора финансовой аренды 31
2.2 Существенные условия договора финансовой аренды 46
2.3 Обязанности сторон по договору финансовой аренды и последствия их нарушения 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
Поэтому документы, нужные
лизингополучателю при
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации субъектами договора финансовой аренды (лизинга) признаются арендодатель (лизингодатель) и арендатор (лизингополучатель) лизингового имущества (ст.665 ГК РФ). В ГК РФ отсутствуют какие-либо особые требования, которые должны предъявляться к субъектам договора лизинга. Вывод о том, что арендатором могут выступать коммерческая организация или гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, можно сделать на основании статьи 665 ГК РФ, в которой говорится, что лизинговое имущество предоставляется арендатору в аренду.
Понятие субъектов лизинга дается в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)». В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 08.05.2010) «О финансовой аренде (лизинге)» (далее - Закон) в качестве лизингодателя может выступать физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга. Таким образом, из круга потенциальных лизингодателей – юридических лиц традиционно исключаются некоммерческие организации. Физические лица чаще всего бывают пользователями, поскольку для покупки и производства оборудования в целях предоставления в пользование необходимы значительные финансовые средства, каковыми индивидуальные предприниматели обычно не располагают. Лизингодатель – коммерческая организация называется лизинговой компанией (фирмой). Ее правовое положение определено в ст.5 Закона. Лизинговые компании (фирмы) – это коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими учредительными документами функции лизингодателей (п.1 ст.5 Закона).
С вступлением в силу Федерального закона РФ от 29 января 2002 года № 10-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О лизинге» предусмотренное ранее лицензирование лизинговой деятельности со 2 февраля 2002 года прекращено36.
Таким образом, к лизинговым компаниям могут быть отнесены коммерческие организации, которые в соответствии со своими учредительными документами вправе осуществлять лизинговую деятельность.
В качестве лизингодателей
могут выступать любые
Наличие данной коллизии в Законе, по мнению Ю.С. Харитоновой, “на практике порождает немало вопросов”. Например, ”банки и иные кредитные организации вправе осуществлять лизинговые операции. Федеральным законом РФ от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»38 лизинговые сделки отнесены к сделкам кредитной организации, совершаемые на основании специального разрешения (путем указания данного вида деятельности в рамках общей банковской лицензии). С получением такого разрешения банк приобретает статус лизингодателя, аналогичный статусу лизинговой компании.
Таким образом, получается, что банки и иные кредитные организации следовало бы признать лизинговыми компаниями.
В юридической литературе существует мнение о том, что никакие другие функции, кроме функции лизингодателя, лизинговые компании выполнять не могут. Однако такой вывод нельзя считать верным, поскольку лизинговые компании могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом, а также не противоречащую ее учредительным документам. По общему правилу, коммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Лизинговые компании имеют право привлекать денежные средства юридических и (или) физических лиц (резидентов РФ и нерезидентов РФ) для осуществления лизинговой деятельности в установленном законодательством РФ порядке (п.4 ст.5 Закона).
Юридическим лицам, являющимся лизинговыми компаниями, предоставляется государственная поддержка в соответствии с законами РФ и решениями Правительства РФ, а также решениями органов государственной власти субъектов РФ. Это может быть финансирование из федерального бюджета и предоставление государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов; предоставление инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов; предоставление налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям для создания благоприятных экономических условий.
Так, в соответствии с постановлением Правительства от 26 июня 2002 г. «О порядке возмещения российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства…» по данным на начало 2003 г. были приняты заявки для участия в конкурсе от 8 авиакомпаний и выделены субсидии в размере 111,7 млн. рублей.39
В 2008 году было принято Постановление Правительства № 90 “об утверждении Правил предоставления в 2009 - 2011 годах субсидий российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2009 - 2011 годах на закупку воздушных судов отечественного производства с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга”, а также Постановление № 92, утверждающее “Правила предоставления в 2008 - 2010 годах субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008 - 2010 годах на техническое перевооружение на срок до 5 лет, а также на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года”.
Первый документ устанавливает порядок предоставления субсидий российским лизинговым компаниям. Возмещению подлежит часть затрат по уплате процентов по кредитам, в случае если они получены в 2009-2011 гг. в российских кредитных организациях на срок не более 5 лет с целью покупки воздушных судов отечественного производства для передачи российским авиакомпаниям по договорам лизинга.
Второй документ устанавливает порядок предоставления субсидий российским производителям авиационных двигателей на возмещение за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года.
Правилами установлено, что предоставление субсидий по уплате процентов должно осуществляться ежеквартально в размере 0,9 ставки рефинансирования ЦБ РФ либо в размере 0,9 суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту.
Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на расчетные счета организаций, открытые в кредитных организациях.
Лизингополучатель – это физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга (п.1 ст.4 Закона). С учетом того, что предметом лизинга может быть любая непотребляемая вещь, то в роли лизингополучателя могут выступать физические и юридические лица. Таким образом, Закон устанавливает, что граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут брать имущество в лизинг.
Ограничение для граждан и некоммерческих организаций было снято с введения с 1 января 2011 года статьи 7 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»40.
Снятие ограничения на участие в лизинге органов государственного управления, учебных заведений, больниц и других подобных учреждений, находящихся на финансировании собственника, окажет помощь в получении необходимого оборудования, за которое они будут расплачиваться постепенно за счет бюджетных средств.
Лизингодатель и лизингополучатель выступают в качестве сторон договора лизинга. Однако с договором лизинга тесно связан договор купли-продажи, на основании которого происходит приобретение предмета лизинга в собственность лизингодателя. Поэтому одним из непременных участников лизинговой операции выступает продавец (поставщик) предмета лизинга.
Продавец – физическое или юридическое
лицо, которое в соответствии с
договором купли-продажи с
В соответствии со ст.665 ГК РФ лизингополучатель (арендатор) самостоятельно определяет продавца. Лишь в случае, когда в договоре финансовой аренды это специально предусмотрено, выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем (лизингодателем). Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременно выступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения (ст.4 Закона). Продажа и передача предмета лизинга производится на основании договора купли-продажи. Соответственно к продавцу предъявляются требования, установленные для договора купли-продажи.
Помимо лизингодателя, лизингополучателя и продавца в лизинговых операциях могут быть задействованы и организации, осуществляющие посреднические функции. Это банки, кредитующие лизингодателя и выступающие гарантами сделок. Страховые компании, которые страхуют выданные кредиты на приобретение оборудования от возможных рисков, неплатежей лизингополучателя лизингодателю, а также производят страхование имущества лизингополучателю. От компаний, осуществляющих лизинг, необходимо отличать лизинговые брокерские фирмы, занимающиеся поиском и сведением потенциального пользователя, производителя и лизингодателя или инвестора.
В специальных правилах о финансовой аренде (лизинге), содержащихся в ГК РФ (гл.34) не указывается форма, в которой должен быть заключен договор финансовой аренды. Федеральный закон “О финансовой аренде (лизинге)” предусматривает, что договор лизинга независимо от срока заключается в письменной форме (п.1 ст.15). Хотя, по мнению В.В. Витрянского, “данная норма является излишней, поскольку требование о соблюдении письменной формы договора лизинга как гражданско-правовой сделки вытекает из статьи 161 ГК РФ”42.
В соответствии со ст.434 ГК РФ договор лизинга в письменной форме может быть по усмотрению сторон заключен одним из двух способов: составлением одного документа (договора), подписанного сторонами, либо путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от сторон по договору.
Также ГК РФ (параграф 6 гл.34) не содержит каких-либо специальных правил на счет государственной регистрации договора лизинга. Федеральный закон “О финансовой аренде (лизинге)" предусматривает, что регистрация предмета договора лизинга - недвижимого имущества по договору осуществляется в порядке, установленном законом (ст.20).
Специальные правила о договоре аренды зданий (сооружений) и договоре аренды предприятия не подлежат применению к договору финансовой аренды, так как схема регулирования отдельных видов аренды, используемая в ГК РФ (ст.625), исключает такую возможность.
Вместе с тем при отсутствии специальных правил, регулирующих договор лизинга, к указанному договору подлежат применению общие положения об аренде, которые включают в себя норму о том, что договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (п.2 ст.609 ГК РФ). Следовательно, если предметом лизинга является недвижимое имущество, такой договор подлежит государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2012 N 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»43 с 01.03.2013 г. вступили в силу изменения в часть первую ГК РФ, в силу которых была отменена регистрация сделок с недвижимостью, в том числе аренда зданий и сооружений, но с 04.03.2013 данное положение относительно ст.609,651 отменено, поскольку право аренды это обременение, которое регистрируется путем регистрации договора аренды, в том числе финансовой аренды (лизинга) недвижимого имущества.
С 04.03.2013 г. в регистрирующий орган договор лизинга в любом случае подается для регистрации обременения в виде аренды. Следует отметить, что регистрация договора ипотеки (залога недвижимости) не отменена.