Опека и попечительство над несовершеннолетними как один из приоритетных способов их устройства на воспитание в семью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 08:14, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать институт опеки и попечительства, проанализировать нормы действующего гражданского и семейного законодательства, которые регулирую порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотреть субъекты семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Данная цель подлежит решению с помощью следующих задач:
- исследование понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- исследование круга субъектов отношений опеки и попечительства;
- исследование законодательно закрепленных порядка и условий установления и прекращения опеки и попечительства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА ПРИНЯТИЯ В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ
1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………...................................................5
1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………..…………………………...…10
1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………………………………………..…..15
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ
2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…...………………26
2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………..…40
2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………..53
Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………….……64
3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………....69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…76

Файлы: 1 файл

опека и попечительство 2014.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3

ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА ПРИНЯТИЯ В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ

1.1. Понятие и значение  опеки и попечительства над   несовершеннолетними детьми……………………………………………...................................................5 
1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства  над несовершеннолетними детьми…………………..…………………………...…10

1.3.Основания и порядок установления  опеки и попечительства над  несовершеннолетними детьми, оставшимися  без попечения родителей……………………………………………………………………..…..15

ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ

2.1.Права и обязанности органов  опеки и попечительства…...………………26

2.2.Опекуны и попечители как  субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………..…40

2.3.Опекаемые и подопечные как  субъекты института опеки и  попечительства…………………………………………………………………..53

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

3.1.Основания прекращения опеки  и попечительства над несовершеннолетними  детьми…………………………………………….……64

3.2.Последствия прекращения опеки  и попечительства  над несовершеннолетними  детьми………………………………………………....69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….73

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…76

  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изменения в социально-экономическом строе России, которые произошли в конце XX века, а именно, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы стали следствием существенных перемен в обществе. "Спад" экономики в России и сопровождавшая его деструкция систем государственного регулирования во всех сферах социально-хозяйственной жизни страны вызвали серьезные изменения в социальной сфере. Прежде всего, они отразились на общем положении семьи и детства. Последние 10 лет в России прослеживается устойчивая тенденция увеличения количества семей, не обеспечивающих должных условий для воспитания и содержания своих детей. Итак, данное исследование актуально ввиду сложившегося в современной России положения семьи и детства.

Опека (попечительство) как и во все времена наиболее распространенная правовая форма устройства несовершеннолетних граждан, которой характерен большой положительный потенциал, дающий возможность обеспечить наилучшим образом, как приближенным к проживанию в семье, так и тем, кто обеспечивает контроль за соблюдением прав и интересов гражданина.

     Цель данной работы - исследовать институт опеки и попечительства, проанализировать нормы действующего гражданского и  семейного законодательства, которые регулирую порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотреть субъекты семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.

Данная цель подлежит решению с помощью следующих задач:

- исследование понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

- исследование круга субъектов отношений опеки и попечительства;

- исследование законодательно закрепленных порядка и условий установления и прекращения опеки и попечительства.

Предмет исследования – это институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Объектом исследования является опека и попечительство над несовершеннолетними как из приоритетных способов их устройства на воспитание в семью.

Исследования в данной работе основываются на положениях нормативно-правовых актов, монографиях, а также на трудах таких ученых, как Н.М Ершова,  Л.М. Пчелинцева, Е. Чефранова, И.М. Кузнецова, М. Антокольская и других авторов.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА ПРИНЯТИЯ В СЕМЬЮ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ

 

    1. Понятие и значение  опеки и попечительства над   несовершеннолетними детьми

 

Наделенность граждан Российской Федерации быть участником различных общественных отношений во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни порождают свои характерные права и обязанности. Статья. 60 Конституции РФ наделяет каждого гражданина возможностью самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности по достижении 18-летнего возраста, то есть с наступлением гражданского совершеннолетия.1 Согласно ст. 21 ГК РФ с этого момента гражданин считается полностью дееспособным2, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Как только гражданин становиться дееспособным, он наделяется правами самостоятельного заключения договоров, распоряжения собственностью, выдачей доверенности, совершением иных юридических действий, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. В тоже время, когда гражданин не достиг совершеннолетия, он не может самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы, именно поэтому на таком этапе своей жизни он нуждается в помощи со стороны. Цель органов опеки и попечительства – это оказание такой помощи.

Еще в древнем Риме существовало понятие органа опеки и попечительства, который носил название tutela и cura. Уже в то время опека и попечительство устанавливались с целью - восполнить недостающую правоспособность несовершеннолетних и миноров, то есть лиц, не достигших 25 лет. Если в первое время опека устанавливалась для охраны имущества и семьи, а не личности малолетнего, и потому «охранитель» имущества и «охранитель» личности не совпадали, то позднее опека была нацелена на охрану личности, а неблагонадежный опекун мог быть смещен. Опекунство стало общественной должностью, общественной обязанностью.3

Также в римском праве существовало понятие попечительство, появлению которого поспособствовало то, что молодые юноши по неопытности очень часто становились жертвами обманных сделок. Опека как институт, который направлен на охрану личных прав питомца появилась в Афинах.4

Существование опеки и попечительства, как правовых институтов было и в дореволюционной России, а по мнению А. И. Загоровского: «Забота о малолетнем, который лишился родителей, является столь естественной и необходимой, что потребность в ней осознается в самые ранние периоды человеческой общественности»5.

Опека и попечительство отличается от усыновления тем, что действовали на протяжении всего периода советской власти. Постсоветское законодательство также не стало менять традиции в этой области, поэтому опека и попечительство действуют и сейчас. Правовые отношения, которые связаны с опекой и попечительством регулировались положениями семейного законодательства до принятия ГК РФ 1994 года. Но в то же время признавалось, что опека и попечительство неразрывно связаны с институтами гражданского законодательства касаемо правоспособности и дееспособности граждан, и поэтому необходимо рассматривать данные отношения в сочетании с гражданским правом, а не только нормами семейного права. Самой распространенной трактовкой опеки и попечительства была та трактовка, которая определяла этот орган, как смешанный институт гражданского, семейного и в какой-то части административного права, например, в контроль местной администрации за выполнением опекунами и попечителями своих обязанностей. Комплексный характер правового регулирования отношений, которые связаны с опекой и попечительством является обоснованным, поскольку оно получило свое отражение и в законодательстве.

С формированием в начале 1990-х г. нового российского гражданского законодательства, которое внесло достаточно много изменений во многие институты гражданского права, и в то же время новое законодательство практически не изменило содержание норм по охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Необходимо отметить, ученые - юристы стали традиционно проявлять свое отношение к опеке и попечительству, как к незначительному институту права. Актуальность утверждения Н.М. Ершовой сохраняется и по сегодняшний день: “Специалисты по семейному праву не воспринимают опеку и попечительство как свою область, цивилисты же наоборот, не занимаются разработкой данного института, считая, что он более относится к семейному праву”.6 Несмотря на это, институт опеки и попечительства необходимо реформировать в связи с произошедшими изменениями в гражданском законодательстве и в цивилистической науке.

Научная литература высказывает соображения различного характера в отношении понятия опеки и попечительства. Наиболее обоснованной считается точка зрения Н.М. Ершовой, которая дает определение опеке и попечительству как “комплексному разделу семейного и гражданского права, который включает все виды попечения над гражданами, нуждающимися в осуществлении особых форм охраны своих прав и интересов, и имеющий цель - защитить их личные и имущественные права”7.

Правовой институт опеки и попечительства охватывает широкий круг вопросов, которые связаны, как  с семейным, так и с гражданским законодательством. Опека и попечительство тесно связаны друг с другом. И в том и в другом случае речь идет о недееспособных или ограниченно дееспособных гражданах. Стоит отметить, что опеку и попечительство регулируют нормы одних и тех же законодательных актов, решение проблем, связанных с опекой и попечительством осуществляют одни и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Также и опеке, и попечительству характерен единый порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность, которая заключается в защите прав своих подопечных.

Таким образом, государство посредством органов опеки и попечительства реализует свою заботу о детях-сиротах и детях, которые остались по каким-либо причинам без родительского попечения.

Основным различием в понятии опеки и попечительства является объем прав и обязанностей опекунов и попечителей, который определяется в зависимости от степени дееспособности их подопечных.

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опека – это способ устройства малолетних граждан, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста и граждане, которые признаны судом недееспособными, в котором опекуны, то есть граждане, являющиеся законным представителем подопечного и имеющий право совершать от имени подопечного и его интересах все юридически значимые действия, которых назначают органы опеки и попечительства.8

Попечительство – это способ устройства несовершеннолетних граждан, имеющих возраст от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, которые ограничены судом в дееспособности, в котором попечители должны содействовать несовершеннолетним подопечным в реализации их прав и исполнении обязанностей, осуществлять охрану несовершеннолетних подопечных от посягательств и злоупотребления со стороны третьих лиц, а также согласно ст. 30 ГК РФ давать свое разрешение совершеннолетним подопечным на совершение ими действий.

По мнению Е.А. Чефрановой: “Опека и попечительство - это не только способ устройства детей в семью, которые остались в силу каких-либо причин без попечения родителей, но в первую очередь институт, который имеет цель - защищать имущественные и личные неимущественные права как несовершеннолетних, так и других недееспособных и не полностью дееспособных лиц”.9

 Таким образом, цели опеки и попечительства заключаются в следующем:

- восполнить недостающую дееспособность подопечного лица, то есть дополнить незрелую волю подопечного лица волей опекуна;

- обеспечить интересы несовершеннолетнего, который остался без попечения родителей, здесь в первую очередь имеется в виду интерес в воспитании, что характеризует опеку и попечительство именно как способ замещения семьи.

Таким образом, особенной задачей опеки (попечительства) над несовершеннолетними заключается в том, чтобы обеспечить семейным воспитанием детей, которые остались без попечения родителей, в тех случаях, когда нет возможности передать ребенка на усыновление.

Указанные цели обусловливают выделение следующих функций опекуна (попечителя):

- проявлять заботу о физическом состоянии подопечного, то есть осуществлять уход, кормить и лечить при возникновении такой необходимости;

- контролировать действия подопечного, не допускать причинения ему вреда;

- представлять и защищать интересы подопечного во вне;

- проявлять заботу в обучении и воспитании несовершеннолетнего, а также совместное с ним проживание.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: государство посредством института опеки и попечительства осуществляет защиту как личных, так и имущественных прав и интересов граждан, которые не могут по тем или иным причинам сделать это сами, а для несовершеннолетних опека (попечительство) – также является способом устройства на воспитание в семью.

 

    1. Источники правового регулирования опеки и попечительства  над несовершеннолетними детьми

 

Отношения, которые возникают при установлении, осуществлении и прекращении опеки и попечительства, регулируют главным образом Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об опеке и попечительстве».

Правовая основа деятельности, которая связана с опекой и попечительством по отношению к несовершеннолетним гражданам состоит ряда законодательных актов Российской Федерации, а именно Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, 10 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей»,12 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»13 и других.

Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними как один из приоритетных способов их устройства на воспитание в семью