Опека и попечительство над несовершеннолетними как один из приоритетных способов их устройства на воспитание в семью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 08:14, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать институт опеки и попечительства, проанализировать нормы действующего гражданского и семейного законодательства, которые регулирую порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотреть субъекты семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Данная цель подлежит решению с помощью следующих задач:
- исследование понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- исследование круга субъектов отношений опеки и попечительства;
- исследование законодательно закрепленных порядка и условий установления и прекращения опеки и попечительства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА ПРИНЯТИЯ В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ
1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………...................................................5
1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………..…………………………...…10
1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………………………………………..…..15
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ
2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…...………………26
2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………..…40
2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………..53
Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………….……64
3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………....69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…76

Файлы: 1 файл

опека и попечительство 2014.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

     Следует отметить, что на случай смерти единственного родителя несовершеннолетнего ребенка, такой родитель имеет право при жизни определить опекуна или попечителя своему ребенку, путем подачи заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка о соответствующем распоряжении. Такое заявление должно быть обязательно подписано родителем собственноручно с указанием даты составления этого заявления. Здесь необходимо знать, что подпись родителя в указанном заявлении в обязательном порядке должна быть засвидетельствована руководителем органа опеки и попечительства или нотариусом в том случае, если у родителя нет возможности прийти в орган опеки и попечительства.  Также заверить подпись родителя в организации, в которой родитель работает или учится, в товариществе собственников жилья, жилищном, жилищно-строительном или ином специализированном потребительском кооперативах, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в том числе в управляющей организации по месту жительства родителя, в администрации учреждения социальной защиты населения, к которому относится родитель, в медицинском учреждении, в котором родитель находится на лечении, а также заверить подпись родителя может командир (начальник) соответствующей воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения, если такое заявление поступает от военнослужащего, работника этой воинской части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения. Если родитель находится в местах лишения свободы, то его заявление удостоверяет начальник данного места лишения свободы. В случаях, когда родитель передумал определять опекуна или попечителя на случай своей смерти своему ребенку, он имеет право подать новое заявление в органы опеки и попечительства, которое будет отменять предыдущее заявление.

В случаях, когда несовершеннолетний гражданин достигает возраста четырнадцати лет, то он может лично обратиться с письменным заявлением в органы опеки и попечительства о назначении по отношению к нему попечителя с указанием конкретного лица.

Согласно ч. 5 ст.13 ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства могут отказать в назначении опекуном или попечителем лица, которого указали родитель или родители несовершеннолетнего гражданина, или сам несовершеннолетний гражданин достигший возраста четырнадцати лет только в том случае, если указанное назначение содержит противоречия по отношению к гражданскому или семейному законодательству либо интересам ребенка. Таким образом следствием данной нормы является то, что у недобросовестного должностного лица органа опеки и попечительства появляется возможность отказать в установлении опеки над ребенком из числа лиц, которые указаны родителем и соответствующих требованиям Гражданского и Семейного кодексов, ссылаясь на то, что это противоречит интересам ребенка, поскольку трактовать подобное можно максимально широко. Таким образом должностное лицо органа опеки и попечительства заведомо лучше, чем родители ребенка или он сам по достижении возраста четырнадцати лет, знает, кого следует назначить опекуном из лиц, которые в равной степени будут удовлетворять требованиям Гражданского и Семейного кодексов. Именно поэтому данную норму можно  охарактеризовать как потенциально коррупционногенную, поскольку присутствие любого субъективного критерия, который влияет на принятие решения должностным лицом, ведет к возможности злоупотреблений.19

Согласно ст.14 ФЗ «Об опеке и попечительстве» опека или попечительство может устанавливаться по следующим договорам:

- об осуществлении опеки или попечительства;

- о приемной семье;

- о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании);

А также в случаях, которые предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с гл. 21 Семейного кодекса РФ на основании заключенного договора о передаче ребенка  или детей на воспитание в семью образуется приемная семья. Такой договор заключается между органми опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем на определенный срок, который указан в данном договоре.

Отношения, вытекающие из договора о приемной семье регулируются положениями гл. 20 Семейного кодекса РФ, а в части не урегулированной Семейным кодексом РФ, применяются нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Приемными родителями могут стать как супруги, так и отдельные граждане, которые желают принять ребенка или детей на воспитание в свою семью Здесь важно отметить, что граждане, которые не состоят в зарегистрированном браке между собой не смогут стать совместными приемными родителями одного и того же ребенка.

В полномочия приемных родителей по отношению к ребенку, которого они взяли на воспитание входит осуществление и исполнение прав и обязанностей опекуна или попечителя и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, которые на них возложены несут ответственность согласно федеральному закону и условиям договора.

В договоре о приемной семье должны содержаться сведения о ребенке или детях, которые передаются на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия данного договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.

Также в договоре о приемной семье согласно законам субъектов Российской Федерации определяются размер вознаграждения, который причитается приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, которые предоставляются приемной семье и зависят от количества детей, которых приняла данная семья на воспитание.

Прекращение договора о приемной семье возможно по основаниям, которые предусмотрены в гражданском законодательстве для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.

Необходимо отметить, что у приемных родителей имеется право, по которому они могут отказаться исполнять условия договора о приемной семье при наличии уважительных причин, таких как болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие.20

Орган опеки и попечительства имеет право отказать в исполнении договора о приемной семье если обнаружится, что в приемной семье возникли неблагоприятные условия для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращение ребенка или детей родителям либо усыновление ребенка или детей.

Расторжение договора о приемной семье, которое произошло вследствие существенного нарушения договора одной из сторон и по ее вине, в такой ситуации другая сторона имеет право требовать возместить убытки, которые причинены расторжением данного договора.

Понятие патроната означает воспитание и оказание необходимой помощи детям, которые нуждаются в государственной защите и осуществляется в форме патронатного воспитания или социального патроната.

Патронатным воспитателем может быть совершеннолетнее дееспособное лицо, которое осуществляет воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка основываясь на договоре с уполномоченной службой, то есть организацией о патронатном воспитании или о социальном патронате.

Патронатное воспитание – это одна из форм устройства ребенка, который нуждается в государственной защите, в семью патронатного воспитателя. Здесь должно соблюдаться обязательное условие - разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями, то есть законными представителями ребенка, уполномоченной службой (организацией), и патронатным воспитателем.

Социальный патронат - необходимая помощь уполномоченной организации в воспитании и защите прав ребенка, который находится в семье, но признан нуждающимся в государственной защите в установленном в законе порядке.

 Опека или попечительство  по договору об осуществлении  опеки или попечительства назначается органом опеки и попечительства принятием акта о назначении опекуна или попечителя, которые исполняют свои обязанности возмездно. В случаях, когда органы опеки и попечительства необоснованно уклоняются от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель имеют право предъявить органу опеки и попечительства требования, которые предусмотрены ч. 4 ст. 445 ГК РФ.

Таким образом, потеря родительского попечения является юридически значимым фактом, который приводит к беззащитности несовершеннолетнего гражданина, и как следствие необходимость принятия мер по его защите, одной из которых является передача ребенка под опеку или попечительство. Следует отметить, что договоры, которые заключены до вступления в силу закона, продолжат свое действие и дети из патронатных семей не попадут обратно в детские дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ

 

2.1. Права и обязанности органов  опеки и попечительства

 

В соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

С целью - оказать методическую помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации Минобрнауки России разработала модель закона субъекта Российской Федерации «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации», предполагающая  возложить работу по опеке и попечительству по отношению к несовершеннолетним и работу по опеке и попечительству по отношению к отдельным категориям совершеннолетних граждан на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Приведем пример, по отношению к несовершеннолетним гражданам уполномочен действовать орган управления образованием, а по отношению к совершеннолетним гражданам – органы социальной защиты населения.

С целью - эффективно осуществлять работу, связанную с опекой и попечительством по отношению к несовершеннолетним гражданам предусмотрено создание государственными органами опеки и попечительства субъектов Российской Федерации своих территориальных органов, например, управлений, отделов, которые действуют на территории того или иного муниципального образования, то есть территориальные органы опеки и попечительства.

Согласно модели закона государственные органы опеки и попечительства того или иного субъекта Российской Федерации уполномочены организовывать и методически сопровождать работу по опеке и попечительству по отношению к несовершеннолетним гражданам, осуществлять координацию и контроль деятельности территориальных органов опеки и попечительства, а также уполномочены вести региональный банк данных о детях, которые остались без попечения родителей.

Положение о территориальном органе опеки и попечительства определяет полномочия и порядок организации деятельности территориальных органов опеки и попечительства.

Схема организации работы по опеке и попечительству, которую предлагает Минобрнауки России по отношению к несовершеннолетним, где за органами государственной власти того или иного субъекта Российской Федерации сохраняются полномочия в полном объеме по осуществлению организации и реализации указанной деятельности, что кажется наиболее оптимальным, поскольку дает возможность организовать системную работу по защите прав и законных интересов несовершеннолетних на всех уровнях, как на региональном, так и на муниципальном и реализовывать централизованное руководство и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства на уровне того или иного субъекта Российской Федерации.

Рассмотрим случаи, когда полномочия органов опеки и попечительства касаемо выявления лиц, которые нуждаются в опеке или попечительстве, а также касаемо подбора и подготовки граждан, которые выразили желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, которые остались без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять следующие учреждения:

- учреждения, входящие в систему образования такие как,  образовательные учреждения для детей, которые нуждаются в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, и другие;

  • учреждения социального обслуживания, среди них такие, как специализированные учреждения для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и другие;
  • учреждения, входящие в систему здравоохранения, такие как дом ребенка и другие.21

Правительством Российской Федерации наделяет полномочиями федеральный орган исполнительной власти контролировать деятельность органов опеки и попечительства и разрабатывать методические материалы по вопросам деятельности в опеке и попечительстве. На федеральном уровне таким органом является Министерство образования и науки РФ.

Согласно ст. 7 ФЗ «Об опеке и попечительстве» основные задачи органов опеки и попечительства гласят:

  1. защищать права и законные интересы граждан, которые нуждаются в опеке или попечительстве, а также защищать права и законные интересы граждан, которые уже находятся под опекой или попечительством;
  2. контролировать деятельность опекунов и попечителей, а также организации, в которых находятся недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
  3. Контролировать сохранность имущества и управлять имуществом граждан, которые находятся под опекой или попечительством либо помещены под надзор в образовательных организациях, медицинских учреждениях, организациях, которые оказывают социальные услуги, или в других организациях, в том числе в домах для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

В Письме Минобрнауки России «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних», главное место в организации работы по опеке и попечительству по отношению к несовершеннолетним уделено обеспечению гарантий прав ребенка на проживание и получение воспитания в семье. Аналогичное право получило свое закрепление в основных международных документах, касающихся вопросов осуществления защиты прав и законных интересов детей, например, в Конвенции о правах ребенка,22 а также и в ст. 54 СК РФ.

Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними как один из приоритетных способов их устройства на воспитание в семью