Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 08:14, дипломная работа
Цель данной работы - исследовать институт опеки и попечительства, проанализировать нормы действующего гражданского и семейного законодательства, которые регулирую порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотреть субъекты семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Данная цель подлежит решению с помощью следующих задач:
- исследование понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- исследование круга субъектов отношений опеки и попечительства;
- исследование законодательно закрепленных порядка и условий установления и прекращения опеки и попечительства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА ПРИНЯТИЯ В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ
1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………...................................................5
1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………..…………………………...…10
1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………………………………………..…..15
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ
2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…...………………26
2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………..…40
2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………..53
Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………….……64
3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………....69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…76
- оказывать содействие опекунам и попечителям, проверять условия жизни подопечных, соблюдение опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечение сохранности их имущества, а также исполнение опекунами и попечителями требований, которые возложены на них, как на опекунов и попечителей.
Для эффективного
осуществления деятельности органов опеки
и попечительства указанный перечень
вполне достаточен. В то же время, данный
перечень не является исчерпывающим, поскольку
ч. 2 той
же статьи допускает расширение данного
перечня, если это необходимо федеральному
или региональному законодательству.
Несколько другой перечень полномочий, которыми наделены органы опеки и попечительства установлен в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Так в соответствии со ст. 16 этого Федерального закона органы опеки и попечительства уполномочены:
-давать согласие в порядке, предусмотренном в законе, разрешающее перевести детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо согласие, разрешающее изменить форму обучения до получения ими общего образования, а также согласие, разрешающее исключить таких лиц из любого образовательного учреждения;
- участвовать в рамках своих полномочий в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними-сиротами или несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей или иных законных представителей, а также принимать меры по организации защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних, которые нуждаются в помощи государства.
Выявляя детей и подростков, которые остались без попечения родителей, органы опеки и попечительства должны вести статистическую отчетность по форме № 103-РИК30. Так органами опеки и попечительства ведется учет сведений о детях, которые остались без попечения родителей, которые вносятся в журнал первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей и по прошествии установленного законом срока передаются анкеты детей региональному оператору. К анкетам детей прилагается сопроводительное письмо, в котором указывается список детей (фамилия, имя, отчество, дата рождения) 31.
После чего региональный оператор передает поступившие данные о детях в Министерство образования Российской Федерации, делается это по электронной почте или по модемной связи, или на магнитных или лазерных дисках, то есть все сведения передаются в электронном виде, а не на бумажных носителях.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 9 ФЗ «Об опеке и попечительстве» в случаях, когда меняется место жительства подопечного органы опеки и попечительства, которые установили опеку или попечительство над данным ребенком, обязаны дело подопечного отправить в территориальный орган опеки и попечительства, к которому относится новое место жительства подопечного. Данное действие органы опеки и попечительства должны совершить не позднее трех дней после получения извещения о перемене места жительства подопечного от опекуна или попечителя.
Полномочия на территориальный орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного переходят со дня получения личного дела подопечного.
Таким образом, если органы опеки и попечительства входили в состав органов местного самоуправления, то с принятием нового ФЗ «Об опеке и попечительстве» они стали входить в ведомство исполнительной власти, что кажется не совсем нецелесообразным, поскольку раньше они были ближе к тем проблемам, которые решали. Органы опеки и попечительства как существовали в количестве одного-двух человек, так они и остались. И к сожалению, их деятельность не ориентирована на то, чтобы устроить ребенка в семью или решить возникшие проблемы в его родной семье. Несмотря на это всем уже известно, что возможность устройства ребенка в семью не только целесообразно по психологическим и нравственным понятиям, но и в финансовом смысле, поскольку содержать ребенка в интернате в 2-3 раза дороже, чем у опекунов. В Законе не содержится ответ на главный вопрос - как устроить судьбу ребенка, когда возникает такая необходимость. Не оговорен процесс реализации программы, которая обеспечивает жизнь ребенка главным образом в семье, как вовлечь разные структуры в решении судьбы каждого ребенка в конкретной жизненной ситуации.
2.2. Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства
В соответствии со ст.10 ФЗ «Об опеке и попечительстве» требования, которые предъявляются к опекунам или попечителям, определяются в ГК РФ, а при установлении опеки или попечительства по отношению к несовершеннолетним гражданам также Семейным кодексом Российской Федерации.
Так согласно п. 2 ст. 35 ГК РФ устанавливаются следующие требования к личностям опекуна и попечителя:
Согласно ч. 1 и 3 ст. 146 СК РФ устанавливаются следующие требования к личности опекуна и попечителя:
- на статус опекуна или попечителя может претендовать только совершеннолетний дееспособный граждан;
Наличие заболеваний, при которых гражданин не может взять под опеку или попечительство ребенка устанавливает Правительство Российской Федерации в Постановлении «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью»32, в который вошли такие заболевания, как:
С целью получить сведения о личности предполагаемого опекуна или попечителя органы опеки и попечительства имеют право требовать от гражданина, который обратился с заявлением о назначении его опекуном или попечителем, предоставить сведения о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, медицинских и иных учреждениях. Следует отметить, что органы опеки и попечительства имеют право требовать у кандидата в опекуны или попечители только ту информацию, которая необходима для установления его способности надлежащим образом выполнять функции опекуна или попечителя. Обратившись органы внутренних дел, орган опеки и попечительства может выяснить: была ли судимость или привлекался ли к административной ответственности рассматриваемый кандидат в опекуны и попечители.
Все полученные сведения о кандидате в опекуны или попечители, которые получены органами опеки и попечительства являются персональными данными граждан и в соответствии с Федеральным законом РФ «О персональных данных» операторы и третьи лица, получившие доступ к персональным данным, должны обеспечивать конфиденциальность таких данных.33
В соответствии с ч. 5 ст. 10 ФЗ «Об опеке и попечительстве» преимущественное право быть назначенным опекуном или попечителем несовершеннолетнего подопечного имеют его бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры, а касаемо совершеннолетнего подопечного имеют право его бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры. Таким образом, законом предусмотрено преимущественное право для близких родственников лица, который нуждается в опеке или попечительстве получить статус опекуна или попечителя. В то же время, законом не предусмотрена очередность получения статуса опекуна или попечителя внутри перечня указанных родственников, что не дает возможности решать на законодательном уровне споры, возникающие в случаях, когда одновременно несколько близких родственников опекаемого подают заявление о назначении их опекунами или попечителями. Несмотря на это, есть потенциальная эффективность, которая оставляет за должностным лицом субъективный подход при принятии решения о назначении нуждающемуся гражданину опекуна или попечителя, поскольку при возможности выбора из нескольких близких родственников лица в качестве опекуна или попечителя по отношению к подопечному появляется естественный конкурсный отбор, при котором опекуном или попечителем назначается тот родственник, который больше всех подходит по личностным качествам.
У каждого гражданина, который нуждается в опеке или попечительстве, как правило, может быть только один опекун или попечитель. Следует отметить, что один и тот же гражданин может взять на себя обязанности опекуна или попечителя только над одним лицом. Если речь идет о несовершеннолетних братьях и сестрах, которые нуждаются в опеке, то не допускается их передача под опеку или попечительство разным лицам. Исключением являются случаи, когда такая передача наилучшим образом отвечает интересам этих детей.
Немаловажным будет отметить, что органы опеки и попечительства в интересах лица, который нуждается в опеке или попечительстве, могут назначить ему нескольких опекунов или попечителей, например при устройстве детей на воспитание в семью, которые остались без попечения родителей.
В случаях, когда назначаются несколько опекунов или попечителей, представлять и защищать законные права и интересы подопечного имеют право осуществлять одновременно все опекуны или попечители. Если опекуны или попечители поручили вести дела подопечного одному из них, то он должен иметь при себе доверенности от оставшихся опекунов или попечителей.
Если у подопечного имеются несколько опекунов или попечителей обязанности, связанные с обеспечением подопечного уходом и содействием в своевременном получении им медицинской помощи, а по отношению к несовершеннолетнему подопечному также обязанности, связанные с его обучением и воспитанием распределяются между опекунами или попечителями согласно акту органа опеки и попечительства об их назначении или согласно договору об осуществлении опеки или попечительства. Если обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В интересах подопечных орган
опеки и попечительства имеет право назначить
одно и то же лицо опекуном или попечителем
нескольких подопечных. В подобных случаях,
органы опеки и попечительства в акте
о назначении гражданина опекуном или
попечителем
второго и следующих подопечных в обязательном
порядке должен обосновать, почему не
могут быть назначены в качестве опекуна
или попечителя другие граждане. Если
возникают противоречия между интересами
подопечных одного и того же опекуна или
попечителя в процессе осуществления
ими законного представительства, то органы
опеки и попечительства обязаны каждому
подопечному определить временного представителя
с целью – разрешить возникшие противоречия.
Семейное законодательство определяет права и обязанности опекуна или попечителя по обучению и воспитанию несовершеннолетнего подопечного. Так в соответствии со ст. 148.1 СК РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом, родители ребенка или граждане, которые их заменяют, утрачивают свои права и обязанности касаемо представительства и защиты прав и законных интересов ребенка с того момента, как возникли права и обязанности у опекуна или попечителя.
Родители или другие родственники, или усыновители ребенка имеют право обжаловать любые действия или бездействие по отношению к подопечному опекуном или попечителем, после чего органы опеки и попечительства имеют право возложить обязанность на опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка либо его родителей или других родственников либо усыновителей. В случаях, когда опекун или попечитель отказываются от обязанностей, возложенных на него по решению органов опеки и попечительства, родители или другие родственники либо усыновители ребенка имеют право в судебном порядке требовать защиты прав и законных интересов ребенка или защиты своих прав и законных интересов. В подобных случаях суд разрешая спор исходит из интересов ребенка и учитывая его мнение. Если опекун или попечитель и по решению суда не будет выполнять установленные требования, то это будет являться основанием прекращения его полномочий, как опекуна или попечителя.
Основываясь на решении суда опекун или попечитель имеет право требовать возврата ребенка, который находится под опекой или попечительством, от любых лиц, которые удерживают этого ребенка не имея законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка.
Опекун или попечитель не имеют право чинить препятствия общению ребенка с его родителями и другими родственниками, исключение в данном случае может быть, если подобное общение противоречит интересам ребенка.
Также в обязанности опекуна или попечителя ребенка входит воспитание ребенка, который находится под их опекой или попечительством, проявлять заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.
Опекун или попечитель наделены правом самостоятельно выбирать способы воспитания ребенка, который находится под опекой или попечительством, учитывая мнение ребенка и рекомендации органов опеки и попечительства, а также соблюдая требования, которые предусмотрены в п. 1 ст. 65 СК РФ.
Также в полномочия опекуна или попечителя входит право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязанность обеспечения получения ребенком общего образования.
Следует отметить, что опекун - это законный представитель своего подопечного в любых государственных и муниципальных учреждениях, а также перед другими гражданами. Документ, который подтверждает факт законного представительства - это акт органа опеки и попечительства об установлении опеки, поэтому доверенность в подобной ситуации не требуется.
Согласно ст. 15 ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства в интересах подопечного может обозначить отдельные действия, которые запрещено совершать опекуну или попечителю, в том числе, например изменение места жительства.