Опека и попечительство над несовершеннолетними как один из приоритетных способов их устройства на воспитание в семью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 08:14, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать институт опеки и попечительства, проанализировать нормы действующего гражданского и семейного законодательства, которые регулирую порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотреть субъекты семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Данная цель подлежит решению с помощью следующих задач:
- исследование понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- исследование круга субъектов отношений опеки и попечительства;
- исследование законодательно закрепленных порядка и условий установления и прекращения опеки и попечительства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА ПРИНЯТИЯ В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ
1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………...................................................5
1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………..…………………………...…10
1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………………………………………..…..15
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ
2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…...………………26
2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………..…40
2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………..53
Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………….……64
3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………....69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…76

Файлы: 1 файл

опека и попечительство 2014.doc

— 387.50 Кб (Скачать файл)

- с целью привлечь опекуна или попечителя к гражданско-правовой ответственности, необходимо написать исковое заявление в суд, соблюдая правила подсудности, которые установлены ГПК РФ.

Согласно ст. 23 ГПК РФ48 мировые судьи рассматривают дела, связанные:

  1. с выдачей судебного приказа;
  2. с расторжением брака, если между супругами нет спора о детях;
  3. с разделом между супругами совместно нажитого имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей;
  4. с иными возникающими из семейно-правовых отношений делами, исключением являются дела об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
  5. с имущественными спорами, исключением являются дела о наследовании имущества и дела, возникающие из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при условии, что цена иска  не будет превышать сто тысяч рублей;

6) с определением порядка пользования имуществом. 
Остальные иски, в большинстве случаев направляются в городские (районные) суды первой инстанции.

Если объединяются требования, связанные между собой, изменяется предмет иска или предъявляется встречный иск, которые становятся подсудными районному суду, а оставшиеся требования подсудны мировому суду, то все требования необходимо рассматривать в районном суде, поэтому, если в процессе рассмотрения дела в мировом суде подсудность дела изменилась, то мировой судья выносит определение о передаче дела в районный суд и передает дело на рассмотрение в районный суд.

Срок принятия органами опеки и попечительства мер по привлечению опекунов (попечителей) к юридической ответственности не является пресекательным, то есть уполномоченное должностное и по истечении этого срока не освобождается от обязанности и не лишается процессуальной возможности обратится в соответствующий орган с заявлением.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, при прекращении опеки или попечительства, лицо, выполнявшее обязанности опекуна или попечителя обязано предоставить отчет о своей деятельности в орган опеки и попечительства. При прекращении опеки или попечительства договор об осуществлении опеки или попечительства прекращается расторгается автоматически, то есть прекращает свое действие без заключения каких либо дополнительных документов. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» уточняет вопросы, которые связаны с завершением отношений по опеке и попечительству. Также в законе предусматривается, что опекуны или попечители несут ответственность за вред, который причинили по собственной вине личности или имуществу подопечного, согласно гражданскому законодательству об ответственности за причинение вреда. В то же время, в законодательстве предусмотрено возмещение вреда подопечному, возникшего благодаря действиям или бездействию органов опеки и попечительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Результатом проведенных исследований можно считать то, что при помощи института опеки и попечительства государство осуществляет защиту как личных, так и имущественных прав и интересов граждан, которые не в состоянии сделать это сами, а в отношении несовершеннолетних опека или попечительство - еще и способ устройства детей в семью на воспитание. Нормы, которые регулируют правовые отношения опеки и попечительства по отношению к несовершеннолетним детям закреплены в ГК РФ, в СК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Опека и попечительство будучи видом социальной поддержки является универсальной формой индивидуального временного устройства, которую:

- регулируют нормы различной отраслевой принадлежности;

- создали для того, чтобы восполнить недостающую дееспособность подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для того, чтобы обеспечить подопечного и другими интересами, например, воспитанием;

- основана на том, что опекун или попечитель выполняет юридические или (и) фактические действия в интересах подопечного;

- может быть как безвозмездной, так и возмездной в случаях, которые предусмотрены законодательством.

Перед институтом опеки и попечительства стоят следующие задачи:

- установить опеку и попечительство по отношению к гражданам, которые нуждаются в этом;

- защищать права и интересы граждан, которые находятся под опекой и попечительством;

- обеспечивать приемлемый уровень жизни граждан, которые находятся под опекой или попечительством;

- оказывать государственную поддержку гражданам, которые исполняют обязанности опекунов и попечителей;

- исполнять все возложенные на них функции.

Государственное регулирование деятельности по опеке и попечительству заключается в решении следующих задач:

1) обеспечить своевременное выявления лиц, которые нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройство;

  1. защищать права и законные интересы подопечных;
  2. обеспечивать достойный уровень жизни подопечных;
  3. обеспечивать исполнение опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства всех полномочий, которые возложены на них;
  4. обеспечивать государственную поддержку физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые осуществляют деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулировать такую деятельность.

Деятельность по опеке и попечительству осуществляется согласно следующим принципам:

  1. свободно принимать обязанности по опеке или попечительству и свободно отказываться от исполнения таких обязанностей;
  2. контролировать деятельность по опеке и попечительству;
  3. обеспечивать защиту прав и законных интересов подопечных.

Основание для установления опеки или попечительства над несовершеннолетним является факт потери им попечения родителей, примером может быть: смерть родителей. Законом предусматриваются и другие случаи, когда родители добровольно сами обращаются в органы опеки и попечительства с просьбой установления над их детьми опеки или  попечительства, например в случае, когда им необходимо уехать в длительную командировку.

В всех случаях опекун или попечитель назначается органами опеки и попечительства в течение одного месяца с того момента, как появилась необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека или попечительство над ребенком не установлены, обязанности опекуна или попечителя выполняют органы опеки и попечительства.

Каждый год в интернатные учреждения поступает дети, оказавшиеся «социальными сиротами» при живых родителях. Судьба таких детей складывается трагическим образом, а их права и законные интересы находятся под угрозой. Чтобы как-то улучшить положение дел необходимо создать систему мер пот воспитательной и восстановительной социальной работе с родителями, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к своим детям по тем или иным причинам, которыми могут быть не только плохие причины, как алкоголизм, наркомания, но и просто отчаяние, связанное с потерей работы, с тяжелым заболеванием самого родителя или ребенка и с невозможностью помочь в данной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно – правовые акты

 

 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ// СЗ РФ 26.01.2009 N 4 ст. 445; СЗ  РФ  03.03.2014, N 9, ст. 851.

2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, №17(1831), 1976.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. вып. XXXII. - М. 1978.

4. Конвенция ООН "О правах ребенка" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, №45. 1990.

5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изм. от 28 марта 1997 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (специальное приложение). № 3. 1999.

6. Семейный кодекс Российской Федерации  от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета  N 17  27.01.1996; Собрание законодательства РФ, 02.12.2013, N 48, ст. 6165.

7. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301; URL: http://www.pravo.gov.ru - 03.11.2013.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2  от 26.01.1996 N 14-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410;  Российская газета, № 295, 30.12.2013.

9. Кодекс об административных  правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета", N 256, 31.12.2001; Российская газета", N 273, 04.12.2013

10. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года // Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954; Российская газета", N 24, 05.02.2014

11.  Гражданский Процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // Российская газета", N 220, 20.11.2002, Российская газета", N 295, 30.12.2013

12. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»  от 21 апреля 2008 года №48-ФЗ //  Собрание законодательства Российской Федерации. №30, 2008, ст.2; Российская газета", № 145, 05.07.2013.

13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 1998; Российская газета, N 273, 04.12.2013.

14. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Российская газета", N 121, 30.06.1999; Российская газета", N 295, 30.12.2013.

15. ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей// Российская газета, N 248, 27.12.1996; Российская газета, N 267, 27.11.2013.

16. Федеральный закон «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ  // Российская газета", N 78, 20.04.2001; Российская газета", N 145, 05.07.2013.

17. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета", N 206, 19.10.1999; Российская газета", N 44, 25.02.2014.

18. Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»,  от 2 июля 1992 г. № 3185-1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 20.08.1992, N 33, ст. 1913; Российская газета, N 296, 31.12.2013.

19. Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ, ч. 1 ст. 7 // Российская газета, N 165, 29.07.2006; Российская газета, N 163, 26.07.2013.

20. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью» от 14 февраля 2013 г. № 117  // Собрание законодательства РФ,09.09.2013, №36, ст. 4577.

21. Приказ Росстата от 23 Июня 2008 г. N 143 (в ред. от 27.07.2009) "Об утверждении статистического инструментария для организации рособразованием статистического наблюдения за выявлением и устройством детей и подростков, оставшихся без попечения родителей» // URL:  http://www.referent.ru/1/141100.

22. Письмо от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06  «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».

 

Специальная и учебная литература

1. Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996.

2. Азарова Е.Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми – М.: Инфра-М, Норма, 2007.

3. Беспалов Ю. Причинитель вреда – несовершеннолетний // Российская юстиция, №10. 2006.

4. Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция, № 12. 2008.

5. Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка // Российская юстиция, № 3. 2010.

6. Вышкина С.В. Защита прав несовершеннолетних при приватизации жилья // Законодательство, №3. 2011.

7. Гражданское право. /Под ред. проф. Ю.К. Бродского. проф. Сергеева А.П. - СПБ, 2012.

8. Денисов И. Комментарий к примерному положению о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Российская газета. 24 сентября. 2001.

9. Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 2009.

10. Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 2012.

11. Захаров С. Права и обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их нарушение // Право и жизнь, № 12.2010.

12. Ивашин Д.И., Кубарь И.И., Желонкин С.С. Семейное право: учебное пособие. // ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2010.

12. Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 2009.

13. Киреева М.Ю. .Семейное право. М.: Юридическая литература, 2011.

14. Козырева А. На полпути от улицы к детдому // Российская газета. 22 ноября. 2012.

15. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина) – Юрайт – Издат; Право и закон, 2012.

Информация о работе Опека и попечительство над несовершеннолетними как один из приоритетных способов их устройства на воспитание в семью