Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 08:14, дипломная работа
Цель данной работы - исследовать институт опеки и попечительства, проанализировать нормы действующего гражданского и семейного законодательства, которые регулирую порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотреть субъекты семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.
Данная цель подлежит решению с помощью следующих задач:
- исследование понятие института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;
- исследование круга субъектов отношений опеки и попечительства;
- исследование законодательно закрепленных порядка и условий установления и прекращения опеки и попечительства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………...…………...3
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ФОРМА ПРИНЯТИЯ В СЕМЬЮ НА ВОСПИТАНИЕ
1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми……………………………………………...................................................5
1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………..…………………………...…10
1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей……………………………………………………………………..…..15
ГЛАВА II. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ СЕМЕЙНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД ДЕТЬМИ
2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства…...………………26
2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства………………………………………………………………..…40
2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства…………………………………………………………………..53
Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми…………………………………………….……64
3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми………………………………………………....69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….…76
Деятельность, основанная на защите права ребенка на проживание и получение воспитания в семье предусматривает некоторые основные направления, связанные:
- с профилактикой социального сиротства;
- с развитием различных форм семейного устройства детей, которые остались без попечения родителей.
Согласно собранным данным государственной статистики, около 80% детей, которые остались без попечения родителей, являются так называемыми социальными сиротами.23 Наиболее распространенными причинами сложившейся ситуации является лишение родительских прав или ограничение в родительских правах, отказ родителей от исполнения обязанностей по воспитанию своих детей.
Именно поэтому, одним из приоритетных направлений в деятельности органов опеки и попечительства, основанные на защите права ребенка на проживание и получение воспитания в семье является организация профилактической работы с семьями и детьми, которая в первую очередь направлена на семьи, которые находятся в социально опасном положении. Подобная профилактика предусматривает создание условий для того, чтобы своевременно выявить и скорректировать проблемы на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранив при этом для ребенка родную семью, во всех возможных случаях.
Осуществляя профилактическую и реабилитационную работу органы опеки и попечительства в качестве объектов должны рассматривать не только детей, которые остались без попечения родителей, но и детей, которые еще не лишены родительского попечения, но находятся в обстановке, которая представляет угрозу их жизни, здоровью или препятствует их воспитанию. В первую очередь, это семьи, в которых родителями и иными законными представителями по отношению к детям не исполняются обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, в том числе и отрицательное влияние на поведение детей или жестокое обращение с ними.
Осуществление профилактической и реабилитационной работы органами опеки и попечительства с такими детьми, а в случае необходимости - и с другими несовершеннолетними, которые нуждаются в помощи государства необходимо закрепить на законодательном уровне субъектов Российской Федерации.24
Осуществление профилактики социального сиротства органами опеки и попечительства должно ориентироваться на реализацию следующих задач, связанных:
- с организацией комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка с целью - оказать помощь семье в воспитании ребенка и осуществить эффективный контроль за условиями его жизни и воспитания.
Такую работу необходимо осуществлять в рамках разрабатываемого и утверждаемого органом опеки и попечительства плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка.
Органы опеки и попечительства должны своей деятельностью всячески стараться сохранить семью, создать условия для воспитания ребенка в родной семье. Вопрос о лишении родительских прав должен подниматься и рассматриваться только как крайняя мера воздействия на родителей, которая применяется только тогда, когда все предпринятые возможные меры не дали результата. В то же время важно, чтобы органы опеки и попечительства вовремя организовали реабилитационную работу с родителями, которые лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, оказать им необходимую помощь, направленную на восстановление семьи.25
Чтобы эффективно решать перечисленные задачи, направленные на профилактику социального сиротства необходимо создать дифференцированную сеть учреждений, осуществляющую деятельность по оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям и детям по месту жительства, а также информировать население об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.
Первоочередной задачей в сфере устройства детей, которые уже по каким-либо причинам остались без попечения родителей, необходимо развивать различные формы семейного устройства таких детей, как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, расширять возможности устройства детей в семьи граждан Российской Федерации, которые постоянно проживают на территории России, а также обеспечить защиту прав детей в замещающей семье.
Учитывая приоритетность права ребенка на проживание и получение воспитания в семье согласно ст. 54,123 СК РФ устройство ребенка, который остался без попечения родителей, в учреждение необходимо рассматривать как временную меру, которая не исключает дальнейший поиск возможностей его устройства в семью.
Органы опеки и попечительства того или иного субъекта Российской Федерации осуществляя деятельность, связанную с устройством детей, которые остались без попечения родителей, на воспитание в семьи обязаны эффективно формировать поиск и подбор граждан, которые желают стать усыновителями, опекунами или попечителями, приемными родителями. Мероприятия, направленные на осуществление данных целей должны проходить как на территориальном уровне органов опеки и попечительства, так и на государственном уровне органов опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, который выполняет функции регионального оператора.
Для реализации данного направления требуется планирование и организация на регулярной основе работы, связанной с информированием населения конкретного субъекта Российской Федерации, муниципального образования о существующей возможности устройства детей в семью, которые остались без попечения родителей.
Размещение указанной информации целесообразнее делать там, где она будет доступной практически каждому, например:
В размещаемой информации необходимо указывать сведения:
- о различных формах семейного устройства детей;
- об органах и учреждениях, в которые необходимо обращаться гражданам, желающим принять ребенка в свою семью на воспитание, например, адрес, контактные телефоны, время приема и прочее;
- о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители;
- о законодательных и нормативных правовых актах, которые регулируют вопросы передачи детей, которые остались без попечения родителей, на воспитание в семью;
- о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан.
Создавая и распространяя информацию о детях, которые остались без попечения родителей, необходимо соблюдать требования ст. 8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
С целью - своевременно устроить ребенка на воспитание в семью учреждениям, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, территориальным органам опеки и попечительства и региональным оператором необходимо соблюдать установленный законодательством порядок и сроки передачи сведений о детях, которые остались без попечения родителей и могут быть переданы на воспитание в семью.
Здесь необходимо отметить, что территориальные органы опеки и попечительства и региональные операторы передав сведения о ребенке в региональный и федеральный банк данных о детях, которые остались без попечения родителей, не освобождаются от ответственности за устройство ребенка в семью, поскольку они должны продолжать поиск возможной передачи детей на воспитание в семью в рамках своих полномочий.
Важнейший аспект в деятельности органов опеки и попечительства по устройству детей, которые остались без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, которые желают принять ребенка в свою семью. Такая подготовка снижает риск возможных проблем, которые могут проявиться в будущем и связаны с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокое обращение с детьми, причинение вреда их жизни и здоровью, а также возвращение (изъятие) детей из семьи, что является огромной душевной травмой для ребенка.27
Именно поэтому необходимо:
С целью - защитить права и законные интересы детей, которые переданы на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить эффективный контроль за их адаптацией в замещающей семье, а также оказывать своевременную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь замещающей семьи.
Службы учреждений органов опеки и попечительства могут выполнять значительный объем работы, связанный с подбором, с подготовкой и сопровождением семей, которые принимают детей на воспитание, а также производить контроль за условиями жизни и воспитанием детей в замещающей семье. Наиболее эффективным является создание подобных служб на базе учреждений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности. Создать такие службы можно, перераспределив кадровые ресурсы и изменив штатное расписание учреждения, включив в него специалистов необходимого профиля, которые и будут осуществлять психолого-педагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей. Например, такими специалистами могут быть педагоги-психологи, социальные педагоги, юристы, медицинские работники и другие.
Такая мера дает возможность реформировать существующие учреждения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, провести их ориентированность на содействие семейному устройству детей, а не на постоянное пребывание в них детей. Приоритетной задачей, направленной на защиту права ребенка на проживание в семье является сокращение числа детей, которые воспитываются в интернатных учреждениях для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, и количества этих учреждений.28
В то же время, планируя подобные мероприятия необходимо учесть, что работа в данном направлении должна происходить поэтапно, по мере создания необходимых условий для устройства детей, которые остались без попечения родителей, в семьи граждан. В противном случае реализуя подобные меры не только не поспособствует созданию эффективной системы устройства детей на воспитание в семьи, но может полностью разрушить уже существующую систему воспитания и поддержки детей, которые остались без попечения родителей, следствием чего может стать рост детской безнадзорности и беспризорности.29
В случаях, когда органы опеки и попечительства не успевают в короткие сроки устроить ребенка или детей в семью, необходимо предусмотреть в рамках реформирования учреждений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей формирование учреждений с малой наполняемостью, жизнедеятельность в которых напоминает семейный принцип.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве» органы опеки и попечительства уполномочены:
- выявлять и вести учет граждан, которые нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;
- обращаться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;
- устанавливать опеку или попечительство;
- осуществлять надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые определены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- освобождать и отстранять согласно с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;
- выдавать в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешения на совершение сделок с имуществом подопечных;
- заключать договора, связанные с доверительным управлением имуществом подопечного согласно ст. 38 ГК РФ;
- представлять законные интересы несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, которые находятся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, если опекуны или попечители, представляя законные интересы подопечного нарушают законодательство Российской Федерации или законодательство субъектов Российской Федерации или интересы подопечного либо если они вообще не защищают законные интересы своего подопечного;
- выдавать разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных согласно ст. 36 ГК РФ ;
- подбирать, учитывать и подготавливать в порядке, который определен Правительством Российской Федерации, граждан, которые выразили желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;