Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:23, курсовая работа
Цель этой курсовой работы - изучить использование памятников архитектуры как объекты гражданских прав.
Задачи:
- рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников архитектуры;
- изучение государственной политики в области охраны памятников архитектуры;
- изучение памятников архитектуры в качестве объектов гражданских правоотношений.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия……………...5
1.1 Понятие памятника архитектуры, его признаки…………………………...7
1.2 Государственная охрана памятников истории и культуры……………..12
1.3 Процедура получения статуса архитектурного памятника…………….. 15
1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Государственная историко-культурная экспертиза. Исключение
объекта культурного наследия из реестра……………………………………..19
2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)……..32
2.1 Право собственности на памятники истории и культуры.
Приватизация памятника архитектуры………………………………………..34
2.2 Особенности сделок с данным видом объектов культурного наследия…42
2.3 Основания для отмены сделок по отчуждению памятников
архитектуры. Изъятие памятников архитектуры……………………………..49
3. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников
истории и культуры…………………………………………………………….54
4. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника.
Лицензирование…………………………………………………………………62
5. Возможность использования архитектурного памятника
в коммерческих целях………………………………………………………….76
Заключение…………………………………………………………………...90
Список используемой литературы………………………………………….91
- копии документов (дипломов, аттестатов, свидетельств), содержащих сведения о квалификации работников, деятельность которых связана с реставрацией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
По заявлению соискателя лицензии (лицензиата) может применяться упрощенный порядок лицензирования ( предусмотрен п. 6 ст. 9 ФЗ
«О лицензировании» ).
Данный порядок лицензирования
применяется при условии
В день приема документов лицензирующий орган проводит проверку правильности заполнения заявления о предоставлении лицензии и полноты прилагаемых к нему документов.
При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.
Она проводится путем сопоставления
сведений, содержащихся в представленных
документах, со сведениями, содержащимися
в Едином государственном реестре
юридических лиц или Едином государственном
реестре индивидуальных предпринимателей,
которые предоставляются
За рассмотрение лицензирующим
органом заявления о
Ставки установлены подп. 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием:
- рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 рублей;
- предоставление лицензии - 1 000 рублей;
- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 рублей.
В случае утраты документа,
подтверждающего наличие
В случае необходимости лицензирующий орган выдает заверенную им копию документа, подтверждающего наличие лицензии, на основании письменного заявления лицензиата в течение 7 дней с даты получения заявления.
5. Возможность использования архитектурного
памятника
в коммерческих целях
Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-р
«Об утверждении Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации» были утверждены Основные направления деятельности правительства РФ на период до 2012 г. Этот документ определяет приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу.
Одной из задач в нем названы сохранение и популяризация культурного наследия .
Период 2009-2012 годов - первый этап реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства РФ планируется продолжить разграничение государственной собственности на объекты культурного наследия и завершить формирование нормативной правовой базы в сфере охраны культурного наследия.
Для этого необходимо:
- создать эффективную
систему контроля и надзора
за реализацией полномочий по
государственной охране
- расширить объем
Сохранение и повышение доступности объектов культурного наследия должно осуществляться в рамках долгосрочной Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010 годы» (утверждена постановлением Правительства от 08.12.2005 г. № 740).
В качестве мероприятий на 2009 г. названо повышение качества мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия, памятников истории и культуры федерального значения. Программа исходит из того, что использование памятников истории и культуры должно быть эффективным, и обязано обеспечивать сохранность этих объектов.
На осуществление контроля за их состоянием и использованием государство готово затратить из федерального бюджета 167 млн. руб. за период с 2006 г. по 2011 г.
Вот ряд положений об использовании памятников истории и культуры, которые отражены в действующем законодательстве.
1) Порядок и условия
использования памятников
В указанных документах предусматриваются также:
- порядок и сроки реставрации,
консервации, ремонта
- благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов;
- организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
2) Ответственность за
соблюдение порядка и условий
использования памятников
3) Предприятия, учреждения
и организации, в пользование
которым предоставлены
4) Недвижимые памятники
истории и культуры, используемые
не в соответствии с их
Если граждане не обеспечивают сохранности принадлежащих им памятников истории и культуры, то эти памятники в соответствии с законодательством союзной республики могут быть изъяты в судебном порядке с соответствующим возмещением.
Если находящиеся в
собственности граждан
5) Изъятие памятников
истории и культуры
ФЗ «Об объектах культурного наследия» устанавливает иной действующий порядок и основания пользования, владения и распоряжения объектами культурного наследия. В соответствии с ним (ст. 48) объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Исключение составляют объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия , историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия. Указанные объекты отчуждению из государственной собственности не подлежат. Кроме того, объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям.
1) Согласно п. 2 ст. 48 указанного закона особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются этим законом, гражданским законодательством РФ, градостроительным законодательством РФ, земельным законодательством РФ.
При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия. Охранное обязательство собственника прекращает свое действие после принятия решения об исключении объекта культурного наследия из реестра со дня вступления его в силу.
2) За нарушение ФЗ «Об объектах культурного наследия» должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных (ремонтно-реставрационных) работ, что не освобождает этих лиц от административной и уголовной ответственности (ст. 61 ФЗ «Об объектах культурного наследия»).
3) Основания и порядок
прекращения права
- не выполняет требований
к сохранению объекта
- совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения.
Если по данному иску судом принимается решение об изъятии этого объекта, то соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект или организует его продажу с публичных торгов.
При этом собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта.
Закон также допускает безвозмездное изъятие земельного участка, расположенного в границах территории объекта культурного наследия, являющегося неотъемлемой частью объекта культурного наследия, в виде применения санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискации), если объект культурного наследия, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или пользователя данным объектом.
Таким образом, ФЗ «Об объектах культурного наследия» допускает возможность использования (в том числе и в коммерческих целях) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ с учетом вышеперечисленных особенностей владения, пользования и распоряжения ими как особым видом недвижимого имущества.
При этом отношение к данным объектам, а особенно к памятникам архитектуры, строится исходя из затрат, которые необходимо понести для приведения того или иного объекта в надлежащее состояние.
Но, по мнению, например, В. Мантурова, директора «Национального центра опеки наследия», высказанного на I Международной конференции «Оценка объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ» «во всем мире восстановление и реставрация объектов исторического наследия является одной из доходных отраслей. При этом основой для того, чтобы памятник стал объектом для вложения инвестиций, должна стать его приватизация - необходимо приватизировать некоторые исторические памятники, основываясь на принципах частно -государственного партнерства». В качестве примера приводится пилотный проект администрации Тверской области, в рамках которого «Национальному центру опеки наследия» был передан в управление комплекс зданий Путевого дворца в Торжке» 1.
Исходя из объективных данных, можно говорить о том, что большинство объектов архитектурного наследия находится в собственности государства. В результате этого на настоящий момент они исключены из делового оборота.
Как указано в Петербургской
стратегии сохранения культурного
наследия, государство как гарант
сохранности культурного
При этом необходимо учитывать, что существуют законодательные ограничения для совершения сделок с данной категорией объектов недвижимости.
Никто не вправе делать с исторической недвижимостью все, что захочет. Собственник обязан содержать, сохранять, реставрировать памятники и обеспечивать доступность их осмотра.
Информация о работе Памятники архитектуры как объект гражданских прав