Памятники архитектуры как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы - изучить использование памятников архитектуры как объекты гражданских прав.
Задачи:
- рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников архитектуры;
- изучение государственной политики в области охраны памятников архитектуры;
- изучение памятников архитектуры в качестве объектов гражданских правоотношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия……………...5
1.1 Понятие памятника архитектуры, его признаки…………………………...7
1.2 Государственная охрана памятников истории и культуры……………..12

1.3 Процедура получения статуса архитектурного памятника…………….. 15

1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Государственная историко-культурная экспертиза. Исключение
объекта культурного наследия из реестра……………………………………..19

2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)……..32

2.1 Право собственности на памятники истории и культуры.
Приватизация памятника архитектуры………………………………………..34

2.2 Особенности сделок с данным видом объектов культурного наследия…42

2.3 Основания для отмены сделок по отчуждению памятников
архитектуры. Изъятие памятников архитектуры……………………………..49

3. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников
истории и культуры…………………………………………………………….54

4. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника.
Лицензирование…………………………………………………………………62

5. Возможность использования архитектурного памятника
в коммерческих целях………………………………………………………….76

Заключение…………………………………………………………………...90

Список используемой литературы………………………………………….91

Файлы: 1 файл

Памятники архитектуры как объект гражданских прав.docx

— 144.31 Кб (Скачать файл)

В случае принятия судом  решения об изъятии объекта культурного  наследия, включенного в реестр, у собственника, содержащего данный объект ненадлежащим образом, по представлению  федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта РФ , уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов.

Собственнику объекта  культурного наследия возмещается  стоимость выкупленного объекта  в порядке, установленном ГК РФ.

В качестве примера деятельности по реализации указанных функций  можно привести сведения, изложенные в докладе председателя Комитета по культурному наследию города Москвы на заседании хозяйственно-экономического актива от 3 марта 2009 г.

«В отчетный период сотрудники Москомнаследия приняли участие в 853 судебных заседаниях по 157 судебным делам. Впервые в Российской Федерации Москомнаследие придало статус «реально действующей» норме 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия», предусматривающей возможность изъятия объекта культурного наследия у недобросовестного собственника.

Москомнаследие обратилось в суд с иском и выиграло во всех инстанциях дело об изъятии у собственника объекта культурного наследия «Усадьбы В.Ф. Колесникова - Саргиных - М.Е. Шапатиной», расположенного по адресу Таганская площадь, д. 88.

Основанием для иска явилась  произведенная собственником незаконная перестройка здания-памятника. В  соответствии с вынесенным решением суда спорный объект культурного  наследия подлежит изъятию у собственника путем выкупа за вычетом затрат на проведение комплекса ремонтно-реставрационных работ по приведению объекта в первоначальное состояние» 1.

То есть, решением арбитражного суда было изъято право собственности  у владельца дома по указанному адресу в Москве, который самовольно перестроил, (а, по мнению специалистов и Москомнаследия - изуродовал) памятник архитектуры произведенными пристройками.

Таким образом, в настоящее  время Москомнаследие имеет весьма положительный опыт обращения в суд с исками об изъятии у недобросовестных пользователей объектов культурного наследия.

В настоящее время назревает  еще один прецедент. 26.02.2009 г. На страницах «Российской газеты» руководитель Росохранкультуры Кибовский А.В. и председатель Москомнаследия Шевчук В.А. заявили, что «будут совместно добиваться изъятия у собственника ООО «Карс» памятника федерального значения - «Дома Орлова-Денисова» (XVII век) по адресу: улица Б. Лубянка, д. 14, стр. 3.

По этому поводу между  двумя ведомствами подписано  соглашение о взаимодействии. Главная  задача, как заявил Валерий Шевчук, спасти знаковый для России объект культурного наследия в самом  центре Москвы. Дом действительно  уникальный - его описание есть в романе Льва Толстого «Война и мир». Сейчас в нем царит полнейшая разруха. Во многом по вине нынешнего собственника - ООО «Карс». Памятник достался ему в 2005 году вместе с охранным обязательством, которое предусматривало полный комплекс ремонтно-реставрационных работ.

Проверки инспекции Москомнаследия выявили, что «памятник не используется, находится в аварийном состоянии: разрушаются центральный портик с балконом, декор главного фасада, кровля здания. Система водостока с крыши нарушена, двери и окна разваливаются, частично нет даже стекол».

_____________________________________________________________

Нестерова О. «На графских развалинах. Единственный способ спасти «Дом Орлова-Денисова» - отнять его у собственника».// «Российская газета». № 4856 от 26.02. 2009.

Применительно к проблемам  изъятия объектов культурного наследия необходимо сказать следующее: цель изменений действующих положений  состоит в том, что вносимые изменения  позволят выработать критерии оценки эффективности пользования объектами  культурного наследия. Таким образом, по словам главы Комитета по культуре в Государственной Думе Григория Ивлиева, «собственник будет не только стимулирован льготами, но и угрозой потери собственности в случае несоблюдения требований».

В случае принятия судом  решения о принудительном прекращении  права собственности на объект культурного  наследия указанный объект культурного  наследия подлежит изъятию у собственника путем выкупа:

     - в отношении объектов культурного наследия федерального значения - Российской Федерацией;

     - в отношении объектов культурного наследия регионального значения - соответствующим субъектом РФ;

     - в отношении объектов культурного наследия местного значения - соответствующим муниципальным образованием.

Сумма, подлежащая выплате  лицу , у которого изымается объект культурного наследия, устанавливается решением суда и не может превышать определяемую на основании отчета оценщика ликвидационную стоимость объекта культурного наследия, рассчитываемую как остаточную балансовую стоимость такого объекта, уменьшенную на сумму затрат на выполнение мероприятий по реализации ограничений (обременений) прав, установленных в отношении объекта культурного наследия в соответствии с законом и уменьшенную на величину убытков , причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по соблюдению установленных ограничений (обременений) прав.

На основании приведенных  положений памятник культуры может  быть принудительно изъят в случае несоблюдения требований по его сохранению. При этом подлежит выплате соответствующая  компенсация, расчет которой приведен ранее.

 
3. Ответственность за уничтожение  или повреждение памятников

истории и культуры

 

Конституционная обязанность каждого - заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Памятник архитектуры, как  любой иной объект материальной культуры, подвержен угрозе физической утраты (разрушения). Это связано с процессами естественного старения, которые  ускоряют неблагоприятные климатические  условия: высокая влажность, стихийные  бедствия, атмосферные загрязнения, движение автотранспорта, неправильный режим эксплуатации зданий, снос, пожары и др.

Так, в Санкт-Петербурге пострадали от пожаров многие деревянные здания (например, главный дом усадьбы  Ратьковых-Рожновых, дом, в котором  В.И. Ленин скрывался от Временного правительства и др.). Также значительный ущерб может нанести ненадлежащего качества реставрация, проводимая с нарушением технических требований.

Отсутствие должной защиты зданий и сооружений от погодных условий, техногенной нагрузки на грунты и  конструкции, загазованность и кислотные  дожди создают кумулятивный эффект.

Из-за воздействия экологических  и антропогенных факторов за последнее  пятилетие утрачено 9 объектов культурного  наследия.

Существует ряд мер, которые  позволяют приостановить процессы разрушения: 

       - сокращение источников загрязнения и вибрации (отвод автотранспорта, ограничение парковок, запрет на движение транспортных средств вблизи особо ценных памятников; вывод промышленных предприятий, оздоровление и реновация индустриальных земель);

       - снижение уязвимости исторических построек с помощью правильной эксплуатации и ухода за конструкциями, защиты строения от погодных условий, устранения дефектов, ослабляющих структуру, допускающих проникновение и капиллярное движение вод, которые препятствуют дренажам;

     - эффективное использование зданий-памятников, достойное их значения и не противоречащее сохранности;

     - запрет на применение непригодных и вредных материалов в реставрации, консервации и ремонте;

     - физическая защита (усиление дверей, видеонаблюдение, центр контроля и т.п.);

     - систематические противопожарные мероприятия.

Необходимо обеспечить обязательное страхование рисков утраты (гибели), повреждения, хищения объектов культурного  наследия. Должны быть разработаны  нормы и правила содержания и  эксплуатации объектов культурного  наследия с учетом особенностей этого  вида недвижимости.

Методов вечного сохранения не существует. Главная задача - приостановить  процессы естественного старения и  износа, минимизировать факторы их ускорения. Все эти положения  зафиксированы в Петербургской  стратегии сохранения культурного  наследия.

В связи с этим необходимо обратить внимание на деятельность Москомнаследия по усилению контроля за соблюдением законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия. В соответствии с докладом председателя Комитета по культурному наследию города Москвы в 2008 г. между Комитетом и Прокуратурой г. Москвы было подписано соглашение о взаимодействии, а также организована работа по следующим направлениям:

     - понуждение собственника/пользователя объекта культурного наследия к заключению охранного обязательства;

     - понуждение собственника/пользователя объекта культурного наследия к проведению работ по приведению объекта в первоначальный вид;

     - изъятие объекта культурного наследия у недобросовестного собственника;

     - возбуждение уголовного производства по ст. 243 УК РФ;

     - возбуждение административного производства по КоАП РФ и Кодексу города Москвы об административных правонарушениях.

То есть можно говорить о том, что законодательство предусматривает  наступление гражданско-правовой ответственности, а также уголовной и административной ответственности за совершение действий, повлекших уничтожение или повреждение  памятников архитектуры.

Согласно нормам п. 1 ст. 33 ФЗ «Об объектах культурного наследия», в соответствии с которыми объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения:

     - их повреждения, разрушения или уничтожения;

     - изменения облика и интерьера;

     - нарушения установленного порядка их использования;

     - перемещения;

     - других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.

Кроме того, охрана осуществляется в целях защиты этих объектов от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Таким образом, можно выделить обязанности, которые необходимо исполнять  в целях обеспечения сохранности  указанных объектов. К таковым  можно отнести:

     - гарантия обеспечения сохранности каждого отдельно взятого объекта с присущими ему индивидуальными особенностями и характеристиками;

    - запрет на передачу третьим лицам без охранного обязательства;

    - при необходимости выполнение работ для сохранения объекта (осуществление ремонтно-реставрационных работ: консервация, ремонт памятника, его реставрация, приспособление для современного использования и др.).

В соответствии со ст. 54 ФЗ «Об объектах культурного наследия» бесхозяйственно содержащимся объектом культурного наследия федерального значения можно считать объект, собственник (пользователь) которого не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения. То есть при наличии указанных действий со стороны собственника или пользователя можно говорить о наличии оснований для изъятия у него объекта (ст. 240 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия» именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Гражданское законодательство содержит общие основания для  прекращения права собственности. В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при :

     - отчуждении собственником своего имущества другим лицам;

     - отказе собственника от права собственности;

     - гибели или уничтожении имущества;

     - при утрате права собственности на имущество в случаях, предусмотренных законом.

При этом в п. 2 указанной статьи содержатся основания для принудительного изъятия у собственника, в частности, бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Данное изъятие осуществляется в порядке, установленном ст. 240 ГК РФ.

Но этот порядок действует  только в отношении объектов, отнесенных к категории особо ценных.

Согласно ст. 24 ФЗ «Об объектах культурного наследия» решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов РФ может принять Правительство РФ. При этом если объект культурного наследия был включен в Список всемирного наследия, он признается особо ценным объектом культурного наследия народов РФ в первоочередном порядке.

Таким образом, гражданское  законодательство (ст. 240 ГК РФ, ст. 54 ФЗ «Об объектах культурного наследия») предусматривает в качестве способа установления ответственности собственника (пользователя) объекта культурного наследия его изъятие в судебном порядке (на основании соответствующего решения суда) путем выкупа или продажи с торгов.

Информация о работе Памятники архитектуры как объект гражданских прав