Памятники архитектуры как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы - изучить использование памятников архитектуры как объекты гражданских прав.
Задачи:
- рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников архитектуры;
- изучение государственной политики в области охраны памятников архитектуры;
- изучение памятников архитектуры в качестве объектов гражданских правоотношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия……………...5
1.1 Понятие памятника архитектуры, его признаки…………………………...7
1.2 Государственная охрана памятников истории и культуры……………..12

1.3 Процедура получения статуса архитектурного памятника…………….. 15

1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Государственная историко-культурная экспертиза. Исключение
объекта культурного наследия из реестра……………………………………..19

2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)……..32

2.1 Право собственности на памятники истории и культуры.
Приватизация памятника архитектуры………………………………………..34

2.2 Особенности сделок с данным видом объектов культурного наследия…42

2.3 Основания для отмены сделок по отчуждению памятников
архитектуры. Изъятие памятников архитектуры……………………………..49

3. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников
истории и культуры…………………………………………………………….54

4. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника.
Лицензирование…………………………………………………………………62

5. Возможность использования архитектурного памятника
в коммерческих целях………………………………………………………….76

Заключение…………………………………………………………………...90

Список используемой литературы………………………………………….91

Файлы: 1 файл

Памятники архитектуры как объект гражданских прав.docx

— 144.31 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, после вступления в силу ФЗ «Об объектах культурного наследия» появилось новое правовое понятие - Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Информация, которая должна содержаться в реестре (ее перечень будет приведен ниже) , намного полнее отражает состояние включенного в реестр объекта, нежели это делают государственные списки. Так, в списки включались только наименование памятника, его местонахождение, дата сооружения и автор, а в реестре предполагается фиксировать максимально возможную информацию об объекте.

Существующий объем памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране, был сформирован к середине 1990-х годов и составляет в настоящее время около 100 тысяч объектов, 42 тысячи из которых - памятники истории и культуры федерального значения.

Приведенное количество объектов не может оставаться фиксированным  на длительный период времени. Выявление  новых памятников архитектуры и  включение их в реестр либо исключение из него по каким-либо основаниям уже  внесенных объектов приведут к изменению  реестра и колебанию численности  включенных объектов.

Поэтому необходимо остановиться на соответствующих процедурах включения  памятников в реестр, исключения из него, а также правилах ведения  реестра.

Ст. 18 ФЗ «Об объектах культурного наследия» регулирует порядок включения объектов культурного наследия (в том числе памятников архитектуры) в данную информационную систему.

В первую очередь, для включения  того или иного объекта в реестр необходимо провести определенные работы по его выявлению. Данные полномочия предоставлены законом Федеральному органу охраны объектов культурного  наследия и органам исполнительной власти субъектов РФ, наделенным соответствующими полномочиями.

Критерием для выбора служит наличие у выявленного или  учтенного объекта ценности с  точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки  и техники, эстетики, этнологии или  антропологии, социальной культуры.

Согласно п. 7 ст. 18 ФЗ «Об объектах культурного наследия» в реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, с момента создания которых или с момента исторических событий, связанных с ними, прошло не менее 40 лет , за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые считаются выявленными объектами культурного наследия непосредственно после смерти указанных лиц.

Таким образом, рассматриваемые  объекты, которые могут быть внесены  в реестр, должны представлять собой  историко-культурную ценность. При  наличии данного условия они  могут быть рекомендованы для  включения в реестр.

Но вышеперечисленные  работы могут осуществляться в рамках и в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также  на основании рекомендаций физических и юридических лиц.

Для обоснования включения  объекта культурного наследия в  реестр проводится государственная  историко-культурная экспертиза. На основании  вынесенного заключения рассматриваемый  объект становится выявленным объектом культурного наследия. Выявленные объекты  до принятия решения о включении  их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной  охране.

Дата приобретения им указанного статуса исчисляется с момента  поступления в соответствующий  орган охраны объектов культурного  наследия следующих документов (ст. 17 ФЗ «Об объектах культурного наследия»):

     - заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр;

     - заключение государственной историко-культурной экспертизы;

     - сведения о его наименовании;

     - сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных его изменений (перестроек) и (или) дате связанного с ним исторического события;

     - сведения о местонахождении;

     - сведения о его категории историко-культурного значения;

     - сведения о виде объекта;

     - описание его особенностей объекта, послуживших основаниями для включения в реестр и подлежащих обязательному сохранению;

     - описание границ территории;

     - фотографическое изображение;

     - сведения о собственнике памятника и его пользователе;

     - сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком, а также о правовом режиме использования земельного участка, в пределах которого располагается объект (если речь идет о памятнике археологического наследия).

Указанный орган охраны объектов культурного наследия должен:

     - направить письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления указанных документов в течение 7 дней;

     - представить в Правительство РФ или в орган государственной власти субъекта РФ для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр вышеперечисленные документы;

     - уведомить собственника или пользователя объекта о решении органа государственной власти субъекта РФ или о решении Правительства РФ о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр в течение 30 дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти.

Таким образом, тот или  иной объект недвижимости приобретает  статус памятника истории и культуры с момента включения его в  единый государственный реестр объектов культурного наследия.

ФЗ «Об объектах культурного наследия» содержит ряд статей, регламентирующих порядок его ведения.

Итак, в ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия» констатируется, что указанный реестр должен существовать в виде государственной информационной системы, включающей в себя определенный банк данных. В Российской Федерации он уже ведется. В нем содержатся сведения об объектах культурного наследия. Эти сведения являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

Реестр формируется согласно ст. 16 указанного закона посредством:

     - включения в него объектов культурного наследия;

     - исключения из реестра объектов культурного наследия.

Но положение о нем, которое должно быть утверждено уполномоченным Правительством РФ федеральным органом  исполнительной власти (п. 4. ст. 15 ФЗ «Об объектах культурного наследия»), а также реестр как государственная информационная система до сих пор отсутствуют.

Объекты культурного наследия включаются в реестр различными органами в зависимости от категории объекта (п. 9 ст. 18 ФЗ «Об объектах культурного наследия»):

     - если речь идет о памятниках федерального значения - включение в реестр должно производиться федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства РФ;

     - объекты регионального значения - их включение в реестр осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта РФ на основании принятого ими решения;

     - в отношении объектов местного (муниципального) значения действует следующее положение: они включаются в реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия по представлению органов государственной власти субъекта РФ (как и объект регионального значения) , но при этом на основании принятого ими и согласованного с органами местного самоуправления решения о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в реестр.

В связи с этим значение имеет классификация памятников, которая дана в законе (ст. 4), а также в 1 главе настоящего пособия.

В отношении тех памятников, которые были отнесены к объектам культурного наследия до принятия ФЗ «Об объектах культурного наследия», действуют следующие нормы. Согласно ст. 64 ФЗ «Об объектах культурного наследия»:

     - памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством РФ , а также объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РФ по состоянию на день вступления в силу ФЗ «Об объектах культурного наследия» отнесены к категории объектов культурного наследия федерального значения, включенных в реестр;

     - памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» отнесены к категории объектов культурного наследия регионального значения, включенных в реестр.

В соответствии со ст. 22 ФЗ «Об объектах культурного наследия» допускается изменение категории того или иного памятника. Это вправе осуществить Правительство РФ по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия также на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Предусмотрено, что если объект культурного наследия был  признан не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного  наследия федерального значения, он учитывается  в реестре как объект культурного  наследия регионального или местного (муниципального) значения. На это требуется  согласие субъекта РФ или органа местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых находится  данный объект культурного наследия.

Включением в реестр того или иного объекта работа с ним не заканчивается. ФЗ «Об объектах культурного наследия» (ст. 20) предусматривает ряд обязательных действий федерального органа охраны объектов культурного наследия :

     - присвоение регистрационного номера этому объекту в реестре;

     - мониторинг данных об объектах культурного наследия - он осуществляется в целях своевременного изменения данных об объектах культурного наследия, включенных в реестр;

     - документационное обеспечение реестра - оно включает в себя подготовку и хранение документации, содержащей сведения об объектах культурного наследия, включенных в реестр. На ее основе формируются информационные ресурсы реестра, обеспечивающие его автоматизированное ведение.

В реестр вносятся следующие  сведения:

     - наименование объекта;

      - время возникновения или дата создания объекта, а также дата основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дата связанного с ним исторического события;

     - местонахождение объекта;

     - категория историко-культурного значения объекта;

     - вид объекта;

     - описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению (предмет охраны);

     - описание границ территории объекта;

     - фотографическое изображение объекта;

     - об органе государственной власти, принявшем решение о включении объекта культурного наследия в реестр;

     - номер и дата принятия этого решения;

     - о наличии зон охраны объекта культурного наследия.

После включения памятника  в реестр на него оформляется паспорт  объекта культурного наследия, в  который вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта  культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре. Этот документ выдается собственнику.

Прежде чем отнести тот или иной объект к выявленным объектам культурного наследия, необходимо провести государственную историко-культурную экспертизу и выяснить, есть ли основания для дальнейшего включения этого объекта в состав реестра.

Но на самом деле цели проведения экспертизы значительно  шире. Они сформулированы в ст. 28 ФЗ «Об объектах культурного наследия».

В соответствии с ней экспертиза проводится в следующих целях:

     - обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;

     - определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

     - обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;

     - отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ или к объектам всемирного культурного наследия.

 

Объектами историко-культурной экспертизы ( согласно ст. 30 ФЗ

«Об объектах культурного наследия» ) являются:

1) объекты, обладающие  признаками объекта культурного  наследия, перечисленными в ст. 3 указанного закона;

2) земельные участки, подлежащие  хозяйственному освоению;

3) следующие документы,  обосновывающие:

Информация о работе Памятники архитектуры как объект гражданских прав