Памятники архитектуры как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы - изучить использование памятников архитектуры как объекты гражданских прав.
Задачи:
- рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников архитектуры;
- изучение государственной политики в области охраны памятников архитектуры;
- изучение памятников архитектуры в качестве объектов гражданских правоотношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия……………...5
1.1 Понятие памятника архитектуры, его признаки…………………………...7
1.2 Государственная охрана памятников истории и культуры……………..12

1.3 Процедура получения статуса архитектурного памятника…………….. 15

1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Государственная историко-культурная экспертиза. Исключение
объекта культурного наследия из реестра……………………………………..19

2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)……..32

2.1 Право собственности на памятники истории и культуры.
Приватизация памятника архитектуры………………………………………..34

2.2 Особенности сделок с данным видом объектов культурного наследия…42

2.3 Основания для отмены сделок по отчуждению памятников
архитектуры. Изъятие памятников архитектуры……………………………..49

3. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников
истории и культуры…………………………………………………………….54

4. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника.
Лицензирование…………………………………………………………………62

5. Возможность использования архитектурного памятника
в коммерческих целях………………………………………………………….76

Заключение…………………………………………………………………...90

Список используемой литературы………………………………………….91

Файлы: 1 файл

Памятники архитектуры как объект гражданских прав.docx

— 144.31 Кб (Скачать файл)

     - включение объектов культурного наследия в реестр;

     - исключение их из реестра;

     - изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

     - отнесение указанного объекта к историко-культурным заповедникам, особо ценным объектам культурного наследия народов РФ либо объектам всемирного культурного и природного наследия;

4) проекты зон охраны  объекта культурного наследия;

5) документация, обосновывающая  проведение работ по сохранению  объекта культурного наследия.

По итогам проведенной  экспертизы составляется заключение, оформленное в виде акта, в котором  отражаются результаты проведенных  исследований (ст. 32 ФЗ «Об объектах культурного наследия»).

Заказчик работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает ее проведение.

Закон предусматривает возможность проведения повторной экспертизы в случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующего орган охраны объектов культурного наследия:

     - по инициативе указанного органа;

     - по заявлению заинтересованного лица.

При этом в случае несогласия с решением указанного органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд.

Организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется:

     - федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) уполномоченного федерального органа исполнительной власти, которое отнесено к полномочиям данного органа в соответствии с ФЗ «Об объектах культурного наследия»;

     - органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта РФ или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с указанным законом.

Постановлением Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 407

«О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия» (Росохранкультура) регламентировано, что именно данная служба:

     - организует (согласно п. 5.7.1) проведение государственной историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия в части, необходимой для исполнения полномочий Службы;

     - с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право (п. 6.2) проводить необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, а также научные исследования по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

Единая методика оценки памятников культуры в настоящее время отсутствует. А она необходима, например, не только для определения условия для  страхования указанного объекта, при  передаче в аренду или безвозмездное  пользование инвесторам, но и просто для того, чтобы определить общую стоимость «бесценного» наследия прошлого, представляющего историческую ценность.

Разработке единой нормативной  базы для определения стоимости  объектов культурного наследия была посвящена I Международная конференция «Оценка объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ». В качестве примера был приведен Путевой дворец, построенный в Твери по заказу Екатерины Великой. Он входит в число наиболее значимых памятников культуры, в настоящее время в нем осуществляются ремонтно-реставрационные работы. Для сохранения этого памятника культурного и исторического наследия необходимо знать его материальную стоимость.

В связи с тем, что действующий  в настоящее время Федеральный закон от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не регулирует порядок и способы определения величины вреда, нанесенного объектам культурного наследия , а также не направлен на решение задачи для цели обязательного страхования этих объектов, участниками конференции была принята резолюция. В ней говорится о том, что необходимо разработать единый документ федерального уровня в области оценки объектов культурного наследия.

В этом документе должно быть предусмотрено проведение оценки различных видов стоимостей для  различных целей оценки, в том  числе для формирования государственной  политики в сфере историко-культурного  наследия. Кроме того, к процессу оценки объектов культурного наследия должны привлекаться необходимые специалисты  из числа историков, искусствоведов, реставраторов, археологов и др.

Как уже было сказано ранее, ст. 16 устанавливает правило, согласно которому реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, а также их исключения из него.

Остановимся подробнее на процедуре исключения. Ее проведение регламентировано ст. 23 ФЗ «Об объектах культурного наследия».

Исключение из реестра  объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства  РФ:

     - в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы;

     - в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия , на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).

Исключение объекта культурного  наследия из реестра осуществляется в случае:

     - полной физической утраты объекта культурного наследия;

     - утраты им историко-культурного значения.

Пунктом 27 Инструкции от 13.05.1986 г. № 203, действующим в настоящее время, предусмотрено, что исключение недвижимых памятников истории и культуры из государственных списков допускается в особых случаях:

     - по решению Совета Министров СССР - в отношении памятников общесоюзного значения;

     - Совета Министров союзной республики - в отношении памятников республиканского и местного значения.

Особыми случаями названы:

     - разрушение объекта в результате стихийного бедствия или иных природных факторов и невозможность его воссоздания как памятника;

     - при завершении археологического исследования памятника, в результате чего он полностью утрачивается.

В настоящее время порядок  исключения объектов совершенно иной. Для того, чтобы он стал действующим, необходимо осуществить создание такой основополагающей информационной системы, как единый государственный реестр объектов культурного наследия.

Только в этом случае порядок  исключения объекта культурного  наследия из реестра, предусмотренный ФЗ «Об объектах культурного наследия», станет реальной предусмотренной законом процедурой.

В заключение необходимо отметить, что согласно п. 5.4.3 постановления Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 407 представления об исключении объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ выдает Росохранкультура в порядке и на основаниях, установленных законодательством РФ.

Реконструкция должна вестись  на основе историко-культурной и историко-градостроительной  экспертиз , определяющих значимость и степень сохранности объектов культурного наследия всех уровней: города в целом как исторического поселения или достопримечательного места, его крупных фрагментов (например, кварталов послевоенной малоэтажной застройки), ансамблей, отдельных зданий и сооружений.

Подводя итог сказанному, - немного  статистических данных. Согласно Основным направлениям деятельности Правительства РФ на период до 2014 г. доля объектов культурного наследия, информация о которых должна быть занесена в электронную базу данных Единого реестра объектов культурного наследия, составляет за 2010 г. - 30%; к 2012 г. - 35%, в 2014 г. должна составить 45% (целевые показатели) 1.

 

 

 

 

________________________________________________________________

     1 Афонина А.В. Памятники архитектуры как объекты гражданских прав. - М., 2010.

 
2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)

 

В соответствии со ст. 48 ФЗ «Об объектах культурного наследия» памятники архитектуры независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в:

     - федеральной собственности;

     - собственности субъектов РФ;

     - муниципальной собственности;

     - частной собственности;

      - а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

П. 4 ст. 2 ФЗ «Об объектах культурного наследия» устанавливает, что оформление права собственности субъектов РФ, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до 27 декабря 1991 г. и необходимы для обеспечения осуществления субъектами РФ и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий , производится в порядке, установленном п. 2 ст. 63.

Изначально Правительство  РФ должно утвердить перечни указанных  недвижимых памятников, которые необходимы для обеспечения осуществления  субъектами РФ, муниципальными образованиями  установленных федеральными законами полномочий, а также в отношении которых должно быть оформлено право собственности РФ.

Указанные перечни объектов культурного наследия федерального значения формируются по предложениям высших органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным  имуществом , по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры и историко-культурного наследия.

Для оформления этих предложений  необходимо провести государственный  учет объектов, представляющих историко-культурную ценность. Результаты учета необходимо было представить в федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным  имуществом, не позднее 1 декабря 2007 г.

В перечни объектов, на которые  предлагается оформить право собственности  субъектов РФ или муниципальных  образований, не могут включаться объекты  культурного наследия, используемые для федеральных нужд.

Исключение составляют объекты, предназначенные для:

     - предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования;

     - организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры, подлежащие передаче в муниципальную собственность (согласно ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2.1 Право собственности на памятники  истории и культуры. 
Приватизация памятника архитектуры

 

Право собственности субъектов  РФ, муниципальных образований на вышеназванные объекты (при условии, что они включены Правительством РФ в перечни объектов, необходимые  для обеспечения осуществления  ими установленных полномочий) считается  возникшим со дня государственной  регистрации указанного права собственности  в Едином государственном реестре  прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Собственник памятника архитектуры  несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного  объекта с учетом требований указанного Федерального закона, если иное не установлено  договором между собственником  и пользователем данным объектом культурного наследия.

Если же предложения указанных  органов государственной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления (по перечням объектов) не поступили в установленный  срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, Российская Федерация вправе:

     - в установленном порядке зарегистрировать в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности РФ на эти объекты, так как право собственности на них не зарегистрировано ни субъектами РФ, ни муниципальными образованиями. Кроме того, именно Российская Федерация может осуществлять владение, пользование и распоряжение указанными объектами, в том числе включать их в перечни объектов, не подлежащих отчуждению из федеральной собственности;

     - требовать государственной регистрации права собственности РФ в судебном порядке на объекты культурного наследия, на которые зарегистрировано право собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, если до 1 марта 2008 г. соответствующий субъект РФ или муниципальное образование не оформили отказ от права собственности на указанные объекты.

Информация о работе Памятники архитектуры как объект гражданских прав