Памятники архитектуры как объект гражданских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 11:23, курсовая работа

Описание работы

Цель этой курсовой работы - изучить использование памятников архитектуры как объекты гражданских прав.
Задачи:
- рассмотрение степени влияния различных факторов на сохранение памятников архитектуры;
- изучение государственной политики в области охраны памятников архитектуры;
- изучение памятников архитектуры в качестве объектов гражданских правоотношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Архитектурный памятник как объект культурного наследия……………...5
1.1 Понятие памятника архитектуры, его признаки…………………………...7
1.2 Государственная охрана памятников истории и культуры……………..12

1.3 Процедура получения статуса архитектурного памятника…………….. 15

1.4 Единый государственный реестр объектов культурного наследия.
Государственная историко-культурная экспертиза. Исключение
объекта культурного наследия из реестра……………………………………..19

2. Сделки с архитектурным памятником (купля-продажа, аренда, др.)……..32

2.1 Право собственности на памятники истории и культуры.
Приватизация памятника архитектуры………………………………………..34

2.2 Особенности сделок с данным видом объектов культурного наследия…42

2.3 Основания для отмены сделок по отчуждению памятников
архитектуры. Изъятие памятников архитектуры……………………………..49

3. Ответственность за уничтожение или повреждение памятников
истории и культуры…………………………………………………………….54

4. Восстановление и реконструкция архитектурного памятника.
Лицензирование…………………………………………………………………62

5. Возможность использования архитектурного памятника
в коммерческих целях………………………………………………………….76

Заключение…………………………………………………………………...90

Список используемой литературы………………………………………….91

Файлы: 1 файл

Памятники архитектуры как объект гражданских прав.docx

— 144.31 Кб (Скачать файл)

То есть изъятие представляет собой санкцию за нарушение условий  использования объектов культурного  назначения.

Собственнику объекта  культурного наследия возмещается  стоимость выкупленного объекта  в порядке, установленном ГК РФ, то есть изъятие носит возмездный характер.

В данном случае при его  изъятии собственнику возмещается  стоимость памятника в следующем  порядке:

     - если объект должен быть выкуплен, его стоимость определяется по соглашению сторон или на основании решения суда;

     - при продаже с публичных торгов стоимость можно определить по сумме, вырученной от продажи в ходе проведения торгов. В данном случае собственнику будет выплачена указанная сумма за вычетом расходов на их проведение.

Иначе обстоит дело, когда  памятник, который был включен  в реестр, был уничтожен. При этом необходимо предоставить доказательства того , что уничтожение объекта произошло по вине либо его собственника, либо пользователя данным объектом, либо владельца земельного участка, в пределах, которых располагается объект археологического наследия.

В этом случае земельный  участок, расположенный в границах территории объекта культурного  наследия, являющийся неотъемлемой частью объекта культурного наследия, может  быть безвозмездно изъят по решению  суда в виде применения санкции за совершение преступления или иного  правонарушения (конфискации) в соответствии с законодательством РФ.

УК РФ также предусматривает  наступление уголовной ответственности  за неосторожное уничтожение или  повреждение памятников истории  и культуры или иных культурных ценностей (ст. 243 УК РФ).

Предметом данного преступления выступают памятники истории  и культуры. Согласно ст. 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия» к памятникам истории и культуры народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры , декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

При уничтожении указанных  объектов они принимают невосстановимый  вид, приходят в негодность и не могут  использоваться по назначению. Повреждение  влечет утрату этих объектов не в полном объеме, порчу значительной их части. Повреждение допускает восстановление изначального вида объекта после  проведения ремонтно-реставрационных  работ.

Согласно указанной норме, в частности, уничтожение или  повреждение памятников истории, культуры наказывается штрафом в размере  до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до 2 лет.

Если же аналогичные деяния были совершены в отношении особо  ценных объектов или памятников общероссийского значения, в случае , если они были включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ или перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения согласно Указу Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 , они наказываются штрафом в размере от 100 000 руб. до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет.

За нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны предусмотрена административная ответственность (согласно ст. 7.13 КоАП РФ).

Указанные деяния влекут наложение  административного штрафа:

     - на граждан в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб.;

     - на должностных лиц - от 2 000 руб. до 3 000 руб.;

     - на юридических лиц - от 20 000 руб. до 30 000 руб.

Если эти действия (бездействие) были совершены в отношении особо  ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов культурного  наследия (памятников истории и культуры), внесенных в Список всемирного культурного  и природного наследия, на их территориях, на территориях историко-культурных заповедников (музеев-заповедников) федерального значения , а равно в зонах их охраны, то наложение штрафа возможно в следующих размерах:

     - на граждан - от 2 000 руб. до 2 500 руб.;

     - на должностных лиц - от 4 000 руб. до 5 000 руб.;

     - на юридических лиц - от 40 000 руб. до 50 000 руб.

 

 

 

 

В том случае, когда вышеперечисленные  действия (бездействие) совершены в  отношении выявленных объектов культурного  наследия или на их территориях, то административный штраф накладывается  исходя из следующего:

     - на граждан - от 500 руб. до 1 000 руб.;

     - на должностных лиц - от 1 000 руб. до 2 000 руб.;

     - на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Необходимо дополнительно  обратить внимание на то, что приведенные  нормы, регулирующие административную ответственность виновных лиц, действуют  только в том случае, если указанные  действия были совершены в отношении  памятников федерального значения (то есть объектов, обладающих историко-архитектурной , художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющих особое значение для истории и культуры РФ, а также объектов археологического наследия согласно перечню, утвержденному Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176.

Административная ответственность  согласно рассмотренной ст. 7.13 КоАП РФ наступает в случае невыполнения или нарушения нормативных актов, устанавливающих требования по сохранению и использованию объектов культурного наследия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
4. Восстановление и реконструкция  архитектурного памятника. 
Лицензирование

 

Государство, в первую очередь, заинтересовано в том, чтобы памятники  истории и культуры как историческое наследие страны содержались в надлежащем состоянии и сохранились для  потомков в максимально целостном  состоянии.

Поэтому ст. 44 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Необходимо обеспечить действенную охрану памятников археологического наследия с помощью следующих мер:

     - согласование всех видов земельных работ, в том числе при проведении строительства в центре исторических городов;

     - непрерывный мониторинг памятников археологического наследия;

     - проведение аварийно-спасательных работ по исследованию и консервации культурных слоев стоянок, поселений, городищ и других объектов археологического наследия, разрушаемых природными процессами;

     - проведение работ по выявлению новых археологических памятников.

Качественный уход и надлежащая эксплуатация - наиболее эффективный, единственно щадящий метод сохранения наследия. Своевременные профилактические и консервационные работы увеличивают  сроки межреставрационных периодов. В определенном смысле консервация (различные способы защиты уязвимых конструкций, частей сооружения и декора) может быть альтернативой дорогостоящей реставрации.

Реставрация - мера вынужденная, чрезвычайная, она предусматривает  глубокое вмешательство в подлинную  ткань памятника, влечет за собой  элементы воссоздания и уносит частицу  подлинности.

 

В качестве основополагающего  документа, утвердившего международные  принципы реставрации, традиционно  называют Венецианскую хартию (Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Она была принята на 2-м Международном конгрессе архитекторов и технических специалистов по историческим памятникам, проходившем в Венеции в 1964 году.

В Венецианской хартии придается  большое значение монументальным произведениям, несущим духовные послания прошлого. В понятие «исторический памятник» включено:

     - отдельное архитектурное произведение;

     - городская или сельская среда, носящие характерные признаки определенной цивилизации, знаменательного пути развития или исторического события.

То есть историческим памятником (памятником архитектуры) могут быть и выдающиеся памятники, и более  скромные сооружения, приобретающие  с течением времени значительную культурную ценность.

Данные объекты культурного  наследия остаются в современной  жизни людей свидетелями вековых  традиций. Человечество с каждым днем все более осознает общечеловеческую ценность памятников, рассматривает  их как общее наследие и признает совместную ответственность за его  сохранность перед лицом будущих поколений.

С целью сохранения памятников как произведений искусства и  как свидетелей истории необходимо осуществлять их консервацию и реставрацию, при проведении которых должно происходить  взаимодействие со всеми отраслями  науки и техники, способствующими  изучению и сохранению монументального  наследия.

Принципы, которыми необходимо руководствоваться при консервации  и реставрации памятников, должны быть определены совместными усилиями и сформулированы в международном  плане с учетом того, что каждая страна сама будет следить за их использованием в рамках собственной культуры и традиций.

В Венецианской хартии отдается предпочтение консервации, а проведение реставрации допускается в исключительных случаях, когда другие способы сохранения бессильны.

Консервация предполагает сохранение памятника в рамках свойственного  ему окружения и масштаба. Если традиционное окружение существует, его не следует нарушать. Всякое новое строительство, разрушение и  переделки, которые могли бы изменить взаимосвязь объемов и цветовую гамму, недопустимы (ст. 6).

В соответствии со ст. 9 Хартии, реставрация представляет собой исключительную меру. Ее цель - сохранение и выявление эстетических и исторических ценностей памятника. Она основывается на уважении подлинности материала и достоверности документов.

Элементы , предназначенные для замены недостающих фрагментов, должны гармонично вписываться в целое и, вместе с тем, так отличаться от подлинных, чтобы реставрация не фальсифицировала историческую и художественную документальность памятника.

Дополнения могут быть допустимы только в том случае, если они оставляют нетронутыми  все примечательные части здания, его традиционное окружение, равновесие композиции и взаимосвязь с окружающей средой.

Историзм современного мировоззрения  устанавливает следующее требование к реставрации - максимальное сохранение подлинности.

По этой причине воссоздание  утраченного объекта может быть оправдано в исключительных случаях - как средство градостроительной  реставрации или восстановления цельности ансамбля. Принципиально  не допускается возведение частей строений, не осуществленных в свое время, но входивших в авторский исторический замысел. Признается ценность позднейших исторических наслоений, не искореняются элементы стилей разных эпох, отрицается принцип приведения памятников к стилистическому единству.

Интересно мнение руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) Кибовского А.В.

Он не считает, что «мы повсеместно должны становиться заложниками застывших форм». Цитата из интервью: «Вспомните страсти вокруг восстановления Манежа после пожара. Ведь достоинство этого здания было не в достаточно типичных стенах, а в уникальной конструкции крыши, позволившей создать огромный по тем временам зал без внутренних столбов. Инженерное решение было гениальным. Но дерево - недолговечный материал. Поэтому потолок зашили листами и засыпали стропила махоркой для борьбы с жучком. Когда спустя век в Манеже разместился гараж Совмина, то шоферы потихоньку махорку растащили. Дерево осталось беззащитным. В итоге уже в 1940 году пришлось заменить деревянные конструкции кровли металлическими, а также сделать промежуточные опоры. Когда в 1957 году объект решили сделать выставочным залом, то конструкции не перебирали, а укрепили скобами и швеллерами. Так дальше и продолжалось. В итоге уже в 1980 году специалисты оценивали состояние деревянных ферм как критическое.

Поэтому, когда крышу Манежа после пожара восстановили, лично  я был против того, чтоб зашить все обратно потолочными листами «как было». Ведь почти два века никто этой красоты не видел. То есть мы хранили памятник, а для кого и для чего, если главной его достопримечательности никто реально не знал? А теперь каждому посетителю Манежа понятен гений инженеров начала XIX века, поразивших всю Европу своей конструкцией» 1.

 

______________________________________________________________

1 Интервью А.В. Кибовского Российской газете 25 ноября 2008 г. «Реставрация участи и чести». Автор Я. Юферова.

 

В рамках ФЗ «Об объектах культурного наследия» в отношении объектов культурного наследия также предусмотрен ряд действий, обеспечивающих их сохранение. Это направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе:

Информация о работе Памятники архитектуры как объект гражданских прав