Правовое регулирование деятельности товариществ собственников жилья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:51, дипломная работа

Описание работы

Цель данного исследования – анализ правового регулирования деятельности товариществ собственников жилья.
Перечень задач, которые необходимо решить в рамках исследования, для достижения поставленной цели:
Провести анализ истории развития института товарищества собственников жилья;
Исследовать товарищество собственников жилья как юридическое лицо

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….....

3
Глава 1. Общее положение о товариществах собственников жилья………………………………………………………………………..

7
1.1.История развития института товариществ собственников жилья…………………………………………….……………………….......

7
1.2.Общая характеристика товариществ собственников жилья как юридического лица……………………………............................................

16
1.3.Порядок создания и ликвидации товарищества собственников жилья………………………………………………………………………...

27
Глава 2. Организация управления товариществ собственников жилья…………………………………………...…………………………...

40
2.1.Органы управления товарищества собственников жилья…………………………………………………………………….......

40
2.2.Осуществление управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья……………………………….…...

50
2.3.Анализ опыта управления домами товариществами собственников жилья в иностранных государствах………………...........

58
Заключение……………………………………………………….…...
66
Список используемых источников…………….………..………....
70
Приложения:

А. Статистика созданных ТСЖ по Вологодской области……....….
76
Б. Новация в регистрации ТСЖ…………………………………........
77
В. Формирование денежных средств на проведение капитального ремонта дома………………………………………………………..…….....

78
Г. Эстонская методика по формированию денежных средств на капитальный ремонт…………………………………………………...........

79

Файлы: 1 файл

диплом юр.docx

— 184.84 Кб (Скачать файл)

-  количество квартир  в этих домах составляет в  сумме не более 30 (исходя из  анализа данной нормы можно  сказать, таким образом, было  исключено создание товариществ  собственников жилья в больших  многоквартирных комплексах, жильцов  которых весьма трудно организовать, по сути, законодатель закрепил  принцип одно ТСЖ в одном  многоквартирном доме, такой вывод  сам напрашивается, потому что  в настоящее время многоквартирные  дома строятся с количеством  квартир более 30);

- дома расположены на  земельных участках, которые имеют  общую границу в соответствии  с содержащимися в государственном  кадастре недвижимости документами;

- в пределах данных  земельных участков имеются сети  инженерно-технического обеспечения  и другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного  использования собственниками помещений  в таких домах (представляется, что именно наличие общих сетей  должно быть фактором, обусловливающим  целесообразность создания «коллективного»  ТСЖ, в противном случае это  невозможно)27.

Решения о создании  такого товарищества, об утверждении устава, избрании правления, о наделении  гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения  в органы, осуществляющие государственную  регистрацию юридических лиц, и  в случаях, предусмотренных уставом  товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются  на общих собраниях собственников  помещений в каждом многоквартирном  доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов  собственников помещений в данном доме.

Действие пункта 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ (в ред. от 04.06.2011) не распространяется на товарищества собственников жилья, созданные до дня вступления в  силу Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ28.

Помимо создания товариществ  собственников жилья в нескольких многоквартирных домах возможно создание товариществ собственниками помещений нескольких близко расположенных  жилых домов, дачных домов с приусадебными  участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома находятся на земельных участках, которые имеют общую границу  и в пределах которых есть сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные  для обслуживания более чем одного жилого дома (см. пп. 2 п. 2 ст. 136 ЖК РФ)29. Очевидно, что собственник каждого дома должен выразить согласие на участие в ТСЖ , и одобрить устав товарищества. При этом решения о начале работы товарищества собственников жилья, избрание правления, выбор уполномоченного на обращение в Федеральную налоговую службу РФ30 (далее ФНС РФ) для государственной регистрации, избрание председателя правления ТСЖ, принимаются на общем собрании большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов.

В иных случаях создания товарищества собственников жилья  запрещается.

Теперь рассмотрим, как  создать товарищество собственников  жилья.

Для создания ТСЖ необходимо пройти несколько этапов. Во-первых, провести общее собрание собственников  помещений в многоквартирном  доме, с повесткой дня об избрание способа управления многоквартирным  домом, а также об утверждение  редакции устава и об избрание правления  и председателя ТСЖ. На данном этапе  необходимо получить сведения обо всех собственников жилья многоквартирного дома это необходимо для того, чтобы провести собрание. Про собственников помещений необходимо знать их фамилию, имя, отчество и размер площади помещения принадлежащего им на праве собственности. Эти сведения можно узнать у совета многоквартирного дома. Совет дома является контролирующим органом многоквартирного дома, образуется он во всех домах, в которых более чем четыре квартиры и в которых не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Данное положение является нововведением в Жилищном Кодексе РФ. Но если еще совет дома не образован, то эти сведения можно узнать у обслуживающей многоквартирный дом управляющей организации. Далее до собрания рекомендуется ознакомить собственников помещений с редакцией устава ТСЖ и после этого провести собрание по правилам установленными статьями 44- 45 ЖК РФ.   

В первоначальной редакции от 31.12.2005г. Жилищного кодекса имели место две абсолютно равноценные формы проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме: непосредственно собрание и заочное голосование. Конкретную форму выбирал инициатор проведения собрания. Теперь п. 1 ст. 47 ЖК РФ изложен по-новому: заочное голосование (передача в установленное место или по определенному адресу оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование) допускается только в двух случаях:

- если при проведении  общего собрания собственников  помещений путем их совместного  присутствия для обсуждения вопросов  повестки дня и принятия решений  по вопросам, поставленным на  голосование, такое собрание не  имело кворума (не было обеспечено  присутствие собственников, владеющих  более чем 50% голосов от общего  числа голосов);

- по повестке дня, вынесенной  ранее на это несостоявшееся  собрание.

Так, законодатель исключил неограниченное использование заочного голосования, поскольку подавляющее  большинство злоупотреблений выявлялись именно при такой форме проведения общих собраний31.

Результат проведение общего собрание собственников помещений  многоквартирного дома оформляется  протоколом.

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном  доме, на котором приняты решения  о создании товарищества собственников  жилья и об утверждении его  устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном  доме, проголосовавшими за принятие таких  решений.

Второй этап это государственная  регистрация товарищества собственников  жилья как юридического лица в  Федеральной налоговой службе РФ (далее регистрирующий орган).

Для того чтобы товарищество собственников жилья зарегистрировали во-первых, необходимо уплатить государственную  пошлину за государственную регистрацию  в размере четырех тысяч рублей на основании ч.1 ст. 333.33 Налоговый  кодекс Российской Федерации (часть  первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011)32.  Во-вторых предоставить в ФНС РФ документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписанный всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений; устав товарищества собственников жилья в двух экземплярах; документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган  не вправе требовать представление  других документов кроме документов, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В регистрирующий орган документы  могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при  его пересылке и описью вложения. На конверте рекомендуется сделать  пометку «РЕГИСТРАЦИЯ»33. А также можно представить непосредственно или направить в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием  перечня и даты их получения регистрирующим органом.

Государственная регистрация  осуществляется в срок не более чем  пять рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган.

 Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа.

Регистрирующий орган  не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов за исключением заявления  о государственной регистрации.

Решение о государственной  регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий  государственный реестр. Моментом государственной  регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный  реестр.

Федеральная налоговая служба не позднее одного рабочего дня с  момента государственной регистрации  выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный  реестр.

Товарищество собственников  жилья может быть также создано  путем реорганизации: разделение и  выделение.

Реорганизация товарищества собственников жилья, созданного в двух и более многоквартирных домах, может быть осуществлена в форме разделения. Во-первых, на общем собрании собственников помещений в одном из домов инициируется разделение ТСЖ (большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на собрании принимается решение о разделении ТСЖ). Во-вторых, в течение двух лет должны быть проведены собрания во всех остальных домах, входящих в ТСЖ, на которых собственники помещений, обладающие большинством от общего числа голосов (а не от числа голосов присутствующих на собрании), выражают согласие на разделение ТСЖ. Только после этого возможен третий (заключительный) этап - принятие решения общим собранием членов ТСЖ (большинством голосов от числа голосов присутствующих на собрании) о разделении товарищества. Как указано в п. 3 ст. 140 ЖК РФ, разделение возможно при условии соблюдения требования, установленного п. 1 ст. 136 ЖК РФ. Напомним, что в данной норме отмечено: собственники помещений в одном доме могут создать только одно ТСЖ, за создание товарищества должны проголосовать собственники, обладающие более 50% голосов от общего числа голосов (это требование соблюдается на втором этапе - выражении согласия на разделение). Получается, что разделение «многодомного» ТСЖ имеет целью создания товариществ по количеству домов, ранее входивших в первоначальное ТСЖ. Если же только один дом хочет отделиться от товарищества (собственники в остальных домах не дали согласия на разделение), можно провести реорганизацию в другой форме - в форме выделения34.

 Согласно  п. 4 ст. 140 ЖК РФ решение о выделении товарищества собственников жилья может быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в котором будет создано ТСЖ в процессе выделения, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Напомним, что при выделении прежнее ТСЖ продолжает функционировать, одновременно создается новое ТСЖ, к которому переходят права и обязанности в соответствии с разделительным балансом п. 4 ст. 58 ГК РФ.

Далее рассмотрим ликвидацию товарищества собственников жилья.

Ликвидация товарищества собственников жилья влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Товарищество собственников жилья может быть ликвидировано по решению его общего собрания членов, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создавалось; по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); вследствие признания его несостоятельным (банкротом)35.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья обязано незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган (ФНС РФ) для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что товарищество собственников жилья находится в процессе ликвидации. Также собрание назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) п.2 ч.2 ст. 145 ЖК РФ и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами товарищества собственников  жилья. Ликвидационная комиссия от имени  ликвидируемого ТСЖ выступает в  суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации ТСЖ и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации ТСЖ. После  окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемого ТСЖ, перечне предъявленных  кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием членов товарищество собственников жилья. Если имеющиеся у ликвидируемого ТСЖ денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений36.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке  очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов ТСЖ.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности товариществ собственников жилья