Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 11:42, дипломная работа
Цель исследования — разрешение общетеоретических, правовых и практических проблем, касающихся вопросов правового регулирования кредитования деятельности субъектов хозяйствования, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действующего законодательства.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
— изучить понятие и сущность кредитование;
— систематизировать функции кредитования;
— раскрыть содержание кредитной политики коммерческих банков;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...........4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ:...………………………………………………………….7
1.1 Понятие и сущность кредитования…………………………………..7
1.2 Функции кредитования………………………………………………12
ГЛАВА 2. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТОВАНИЯ
СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ
БАНКАМИ:…………………………………………………………...16
2.1 Содержание кредитной политики коммерческих банков. Основы
правового регулирования кредитования деятельности субъектов
хозяйствования в Республике Беларусь……………………………..16
2.2 Этапы кредитования субъектов хозяйствования банками и их
содержание…………………………………………………………….24
2.3 Направления совершенствования кредитования субъектов
хозяйствования коммерческими банками…………………………..32
ГЛАВА 3. КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ:...……………………………….39
3.1 Понятие и стороны договора…………………………………………39
3.2 Порядок заключения. Существенные условия кредитного
договора..................................................................................................41
3.3 Способы обеспечения исполнения договора………………………..47
ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ
КРЕДИТОВАНИЯ СТРАН СНГ:…………………………………...56
4.1 Анализ законодательства Республики Казахстан…………………...56
4.2 Анализ законодательства Российской Федерации…………………..63
4.3 Анализ законодательства Украины…………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
Итак, дав общее определение кредита, остановимся подробнее на такой категории, как кредитная политика.
Кредитная политика — это политика, связанная с движением кредита.
Реально на практике банки проводят денежную, кредитную, процентную, валютную политику. То есть банковская политика, как обобщающее понятие, представляет совокупность элементов: депозитная политика; кредитная политика; политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов; процентная политика; валютная политика; политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и прочих).
Таким образом, являясь неотъемлемым элементом банковской политики в целом, кредитная политика коммерческого банка должна рассматриваться не изолированно, а с учетом влияния, взаимообусловленности всех элементов банковской политики [51, с. 75].
В современной литературе параллельно существуют две позиции относительно содержания кредитной политики коммерческого банка. Во-первых, кредитная политика на макроэкономическом уровне обычно понимается как банковская политика. Во-вторых, кредитная политика на микроэкономическом уровне рассматривается, как правило, как политика конкретного банка в области управления кредитным процессом (в узком смысле).
Кредитная политика на уровне конкретного банка выражается в виде его стратегии и тактики в области организации и осуществления кредитных операций и услуг с целью обеспечения надежности, рентабельности и ликвидности его функционирования. Под стратегией кредитной политики банка чаще всего понимают общее направление и способ использования кредитных ресурсов для достижения поставленных банком целей.
Тактика кредитной политики банка, как правило, отражает совокупность конкретных средств, приемов и методов достижения цели, образ действий или линию поведения. Стратегия и тактика тесно взаимосвязаны. Последняя выступает конкретным средством достижения целей первой. Следовательно, сочетание стратегического и тактического планирования в области кредитования является содержание кредитной политики и позволяет банкам избежать неудач в своей деятельности [53, с. 70].
Кредитная политика банков определяет приоритетные направления вложений кредитных ресурсов с целью снижения рисков, обеспечения прибыльности и эффективности работы с учетом состояния экономики и потребностей рынка.
Основными целями кредитной политики являются:
― выполнение параметров, определенных основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь;
― снижение доли проблемных активов, подверженных кредитному риску;
― обеспечение показателей ликвидности банка;
― достижение сбалансированности активов банка в стоимостном выражении и по срокам с пассивами банка;
― формирование качественного и доходного кредитного портфеля;
― оказание кредитной поддержки юридическим лицам с учетом их класса платежеспособности, определенного по рейтинговой оценке банка;
― совершенствование процесса управления и системы внутреннего контроля за уровнем кредитного риска и его ограничение;
― достижение стопроцентной собираемости доходов от проведения кредитных операций и другие цели [62, с. 201].
Кредитная политика реализуется через совокупность процедур (нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов банка), регулирующих осуществление кредитных операций, совершенствование процедур выдачи, мониторинга и работы с проблемными активами, а также через систему управления и внутреннего контроля за уровнем кредитного риска.
Следует обратить особое внимание на основные направления кредитной политики.
Кредитные операции с юридическими лицами осуществляются банками в зависимости от класса платежеспособности по рейтинговой оценке банка, а также перспектив сотрудничества с клиентом.
Предпочтение отдается юридическим лицам, финансовое состояние которых соответствует первому ― второму классу платежеспособности по рейтинговой оценке и относящимся к корпоративным клиентам первого ― третьего класса. Юридическим лицам, относящимся к третьему классу платежеспособности, выдача кредитов осуществляется с выработкой индивидуального режима кредитования, программы погашения кредитов, и наличия ликвидного обеспечения.
Оказание лизинговых услуг, осуществление факторинговых операций и выдача инвестиционных кредитов юридическому лицу, имеющему третий класс платежеспособности по рейтинговой оценке, производятся на основании решений кредитного комитета банка [44, с. 219].
Кредитные операции с юридическими лицами, относящимися к четвертому классу платежеспособности по рейтинговой оценке, как правило, не осуществляются.
Особое внимание уделяется совместной работе всех служб банков, принимающих участие в процессе кредитования, направленной на создание и поддержание качественного и доходного кредитного портфеля.
В соответствии с классификацией активов, подверженных кредитному риску, по степени надежности банк формирует и использует специальный резерв на покрытие возможных убытков по активам банки, подверженным кредитному риску, в соответствии с законодательством Республики Беларусь и локальными нормативными правовыми актами.
Первоочередное направление кредитных ресурсов осуществляться на кредитование платежеспособных клиентов банков в рамках выполнения государственных программ, а также предприятиям производственной сферы, в том числе и малого бизнеса.
Основными направлениями инвестиционного кредитования являются проекты по новому строительству, модернизации и техническому перевооружению производств и совершенствованию технологических процессов [66, с. 54].
Кредитная политика банков направлена на организацию комплексного кредитного обслуживания корпоративных клиентов банков, продажу им полного спектра банковских услуг.
Основу правового регулирования кредитования субъектов хозяйствования составляют:
― Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З.
Глава 18 Кодекса посвящена вопросам банковского кредита. В ней рассматриваются виды кредита (краткосрочные и долгосрочные), определяются существенные условия кредитного договора, предусматриваются случаи отказа кредитодателя от заключения кредитного договора. Отдельная статья посвящена процентам за пользование кредитом [2].
― Инструкция о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 г. № 226 в редакции постановления правления Национального банка республики Беларусь от 14.07.2009 г. №105.
Инструкция определяет основные принципы и подходы при кредитовании юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей и обязательны для исполнения банками и кредитополучателями [32].
― Постановление Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 31.05.2002№ 720/14 «О льготном кредитовании энергоэффективных и валютоокупаемых проектов».
Рекомендовано банкам направлять на льготное кредитование организаций, реализующих энергоэффективные и валютоокупаемые проекты, не менее 5% кредитных ресурсов, предоставляемых ими на инвестиционные цели реальному сектору экономики с компенсацией процентов, недополученных по этим кредитам, за счет собственных источников [45].
― Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 г. № 72, в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 24.05.2010 г. № 169.
Уполномоченным банкам запрещается получение с клиентуры процентов в иностранной валюте по кредитам, предоставленным в белорусских рублях, если иное не предусмотрено законодательством. Уполномоченным банкам также запрещается получение иностранной валюты в погашение кредитов, выданных в белорусских рублях, если иное не предусмотрено законодательством.
Погашение основного долга и процентов по кредитам, выданным в иностранной валюте, может производиться в белорусских рублях, если это определено условиями кредитного договора.
Уполномоченные банки вправе предоставлять кредиты клиентам под залог валютных ценностей. При отказе должника выполнить требования по возврату полученных кредитов валютные ценности реализуются в установленном законодательством порядке, и за счет выручки в белорусских рублях от их реализации покрываются требования кредиторов [38].
― Инструкция о нормативах безопасного функционирования для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденная постановлением Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 г. № 137 в редакции постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.05.2010 г. № 175.
При выдаче кредитов банку необходимо учитывать установленные данными Правилами нормативы максимального риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов).
Максимальный размер риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов) представляет собой процентное соотношение совокупной суммы требований банка к клиенту и собственных средств(капитала) банка. В совокупную сумму требований при расчете максимального размера риска на одного клиента включаются в числе других кредиты, кредитный эквивалент внебалансовых обязательств, выданных банком в отношении данного клиента, предусматривающих исполнение в денежной форме.
Максимальный размер риска на одного клиента в первые два года деятельности банка не может превышать 20% собственных средств (капитала), в последующие годы деятельности ― 25%.
― Указ Президента РБ от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь», с изменениями и дополнениями.
Указом утвержден порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, в которому установлена очередность осуществления платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях юридических лиц, их обособленных подразделений и индивидуальных предпринимателей (в том числе основного долга по кредитам и процентов по ним) [37].
Способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору регулируются следующими нормативными правовыми актами:
― Гражданский кодекс РБ от 07.12.1998 № 218-З, с изм. и доп. от 10 янв. 2011 г.
Глава 23 рассматривает способы обеспечения исполнения обязательств (залог, поручительство, гарантия, задаток и др.) [7].
― Банковский кодекс Республики Беларусь от 25.10.2000 № 441-З.
В качестве способов обеспечения банковских кредитов рассматриваются: гарантийный депозит денег; перевод на кредитодателя правового титула (на имущество и имущественные права); залог; страхование кредитодателем риска невозврата кредита и другие способы.
― Декрет Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 3 «О некоторых вопросах заложенного имущества».
Установлено, что удовлетворение требования залогодержателя (кредитора) о погашении банковского кредита за счет заложенного имущества производится без обращения в суд и проведения публичных торгов на основании нотариально удостоверенного договора залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения установленных законодательством оснований для обращения взыскания на предмет залога. При этом договор не может предусматривать переход права собственности на заложенное имущество к залогодержателю [46].
― Закон РБ от 24.11.1993 № 2586-XII «О залоге».
Определяет понятие залога, рассматривает виды залога (залог, при котором предмет залога остается у залогодателя; ипотека, залог товаров в обороте и др.), особенности договора о залоге, другие вопросы [43].
Резерв на покрытие возможных убытков по активам банка регулируется:
― Инструкция о порядке формирования и использования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, не отраженным на балансе, утвержденная постановлением Национального банка Республики Беларусь от 28.09.2006 г. № 138.
Отчисления в резерв относятся на расходы банка до налогообложения и включаются в затраты в полном размере независимо от величины полученных доходов.
Резерв создается в белорусских рублях. По активам в иностранной валюте и драгоценных металлах резерв по усмотрению банка может создаваться в иностранной валюте.
Общая величина резерва регулируется банками в зависимости от суммы задолженности по активам, а также от группы кредитного риска, к которой они отнесены, не реже одного раза в месяц [34].
Резерв по активам, относящимся к I группе риска «Стандартные активы», не создается; ко II группе риска «Субстандартные (частично сомнительные) активы» создается в размере 30% от общей суммы задолженности; к III группе риска «Сомнительные активы» ― в размере 50% от общей суммы задолженности; к IV группе риска «Безнадежные активы» ― в размере 100% от общей суммы задолженности.