Правовое регулирование кредитования деятельности субъектов хозяйствования: сравнительный анализ законодательства РБ и других стран СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 11:42, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — разрешение общетеоретических, пра­вовых и практических проблем, касающихся вопросов правового регулирования кредитования деятельности субъектов хозяйствования, а также выработка рекомендаций по совершенствованию норм действую­щего законодательства.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие зада­чи:
— изучить понятие и сущность кредитование;
— систематизировать функции кредитования;
— раскрыть содержание кредитной политики коммерческих банков;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...........4
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ КРЕДИТОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
БЕЛАРУСЬ:...………………………………………………………….7
1.1 Понятие и сущность кредитования…………………………………..7
1.2 Функции кредитования………………………………………………12
ГЛАВА 2. СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕДИТОВАНИЯ
СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ
БАНКАМИ:…………………………………………………………...16
2.1 Содержание кредитной политики коммерческих банков. Основы
правового регулирования кредитования деятельности субъектов
хозяйствования в Республике Беларусь……………………………..16
2.2 Этапы кредитования субъектов хозяйствования банками и их
содержание…………………………………………………………….24
2.3 Направления совершенствования кредитования субъектов
хозяйствования коммерческими банками…………………………..32
ГЛАВА 3. КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ:...……………………………….39
3.1 Понятие и стороны договора…………………………………………39
3.2 Порядок заключения. Существенные условия кредитного
договора..................................................................................................41
3.3 Способы обеспечения исполнения договора………………………..47
ГЛАВА 4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ
КРЕДИТОВАНИЯ СТРАН СНГ:…………………………………...56
4.1 Анализ законодательства Республики Казахстан…………………...56
4.2 Анализ законодательства Российской Федерации…………………..63
4.3 Анализ законодательства Украины…………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ на сдачу ОЛЯ.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)

Банк вправе уступить требования к кредитополучателю другому юридическому лицу, в том числе банку, заключив с ним в соответствии с законодательством Республики Беларусь договор об уступке требований. При этом банк, выбывший из основного обязательства при уступке требования, не вправе удерживать предмет залога и обязан возвратить его кредитополучателю, кроме случая, когда договором уступки требования предусмотрена передача прав кредитодателя по договору залога.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения кредитополучателем обязательств перед банком по кредитному договору погашение (взыскание) задолженности производится в порядке, установленном кредитным договором и законодательством Республики Беларусь [65].

Срок погашения кредита может быть пролонгирован на основании дополнительного соглашения к кредитному договору.

Пролонгацией не является продление:

1) промежуточных сроков погашения кредита;

2) срока предоставления и погашения кредита при увеличении лимита выдачи при кредитовании путем открытия кредитной линии;

3) общего срока, в течение которого устанавливается и действует разрешенный лимит овердрафта;

4) срока, в течение которого допускается дебетовое сальдо по счету- контокорренту.

В случае, если органом управления кредитополучателя утверждены мероприятия по улучшению его финансового состояния и по погашению просроченной (сомнительной) задолженности по кредиту и при наличии ходатайства кредитополучателя, уполномоченный орган банка вправе:

1) принять решение о предоставлении рассрочки (распределение на несколько сроков) погашения просроченной (сомнительной) задолженности по кредитному договору с отражением на счетах по учету просроченной (сомнительной) задолженности;

2) снизить процентную ставку по имеющейся кредитной задолженности;

3) отказаться от начисления процентов в течение определенного времени на всю задолженность или ее часть;

4) списать с баланса банка всю задолженность по процентам или ее часть;

5) принять решение о погашении части или всей кредитной задолженности путем передачи банку акций либо доли в уставном фонде кредитополучателя в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Принятое решение оформляется дополнительным соглашением к кредитному договору. По решению уполномоченного органа банка начисление процентов за использование кредитом может быть прекращено при наличии судебного постановлении о принудительном взыскании долга [32].

 

 

2.3 Направления совершенствования кредитования субъектов хозяйствования коммерческими банками

 

В процессе исследования организации и развития кредитных отношений необходимо остановится на основных проблемах и трудностях, с которыми сталкиваются банки, являющиеся основными продавцами кредитных ресурсов, и субъекты хозяйствования, являющихся их потребителями.

В качестве основных проблем, присущих кредитованию в Республике Беларусь, необходимо указать следующее:

          ― слабость ресурсной базы банков, обусловленная причинами двух групп низкой капитализацией банковской системы, с одной стороны, и ограниченными возможностями привлечения и заимствования средств на внутреннем и внешних рынках ссудных капиталов;

        ― несоблюдение требований ликвидности, вызванное, во-первых, короткими сроками привлечения средств и спросом со стороны экономики на инвестиционные кредиты, во-вторых, значительными объемами депозитов в национальной валюте и возрастающим спросом на кредиты в иностранных валютах;

        ― большое число убыточных и неплатежеспособных предприятий, а также отсутствие окупаемых инвестиционных проектов, что затрудняет возможности банков в размещении средств в форме кредита;

        ― неразвитость такого сектора экономики, как малый и средний бизнес;

        ― относительно низкая платежеспособность населения, ограничивающая возможности активизации потребительского кредитования;

        ― отсутствие конкуренции в банковской сфере и наличие значительного числа государственных банков, имеющих различного рода преференции;

        ― слабость системы внутреннего контроля в банках за кредитными операциями, в том числе отсутствие кадровой политики, направленной на постоянное повышение квалификации персонала.

С кредитованием малого и среднего бизнеса в Беларуси сложилась парадоксальная ситуация.  С одной стороны, банки признают, что работать с предпринимателями выгодно, и постоянно наращивают пакеты предложений. С другой ― желающих воспользоваться этими пакетами не так уж много.

  В прошлом году, согласно подсчетам Минэкономики, субъекты малого предпринимательства обеспечили 21% поступлений в бюджет и могли бы еще больше, если б имели свободный доступ к кредитным ресурсам.

Основные решения проблем малого предпринимательства требуют вливания дополнительных средств для его развития и стабильной дальнейшей работы. Без дополнительных денежных средств невозможно существование ни одного бизнеса, крупного, среднего или малого. В этом случае в первую очередь всегда обращаются за помощью к банкам. Однако не всегда банки могут предоставить необходимые средства для развития предпринимательства по ряду причин.

Для решения проблем предпринимательства нужно, в первую очередь,  разработать единую систему кредитования малого бизнеса, для того чтобы все банки осуществляли общий комплексный подход к оформлению кредита. Ведь перечень документов, которые предоставляют в банк предприниматели, очень широк и для каждого банка пакет этих документов может отличаться. Кроме этого необходимо определиться с залоговым обеспечением, потому что не все предприниматели могут предоставить сейчас такой залог, какой требует банк. Нужно разработать единую форму залогового обеспечения, которое будет достаточным для обеспечения безопасности банку и также будет, приемлем для самого предпринимателя.

Далее банки не должны стоять на месте и продолжать использовать уже созданные программы кредитования. Они должны разрабатывать программы упрощенного кредитования, в которых будут использованы минимальное количество документов, снижены сроки получения кредита и увеличены сроки, на которые можно получить кредит.

Обязательно нужно придать большое значение снижению ставок по кредитным программам. Еще один очень важный факт ― это создание программ кредитования малого предпринимательства на его начальной стадии. Сейчас кредитование малого бизнеса проводится только для тех предприятий, которые уже отработали более шести месяцев после регистрации, а в некоторых банках этот срок может достигать и трех лет.

Для открытия же нового бизнеса у предпринимателя на начальном этапе нет возможности предоставить все необходимые документы, потому что это предприятие еще не получает никакого дохода и не может дать залоговое обеспечение. В связи с этим нужно направить больше сил на то, чтобы внедрять программы финансирования стартового бизнеса. Существующие фонды содействия малому бизнесу могут в этом случае оказать значительную поддержку, потому что сами эти фонды поддерживает государство. Именно государство в первую очередь и должно быть заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса.

Проблемой выдачи кредитов является кредитная история, которая иногда просто отсутствует у человека и банк не может определить, насколько клиент положителен. Да и работа кредитных бюро еще слишком слаба, потому что на то, чтобы выяснит, что-либо о той или иной компании требуется очень много времени. Тем клиентам, у которых имеется положительная кредитная история нужно предлагать оформление кредита на льготных и более выгодных условиях. Тогда предприниматели еще больше будут заинтересованы в получении займа и своевременной его выплаты для того, чтобы в дальнейшем пользоваться льготными условиями. Предпринимателям будет выгодно, тесно сотрудничать с одним банком.

По опыту Германии или Польши, ситуацию также могли бы спасти гарантийные поручительские фонды. Создание таких фондов декларируется,  но пока в Беларуси нет ни одной такой организации. А ведь гарантийные фонды могли бы поручиться за предпринимателей, у которых еще нет накоплений, достаточных для обеспечения кредитных ресурсов.

Кроме того, решением проблем малого и среднего бизнеса могло бы стать уменьшение процентных ставок, либо более комфортные сроки возвращения кредита, либо увеличение суммы кредита, выдаваемой без залога. Впрочем, определенные позитивные изменения на рынке уже есть. Конкурируя между собой, банки идут на уступки.

Одним из барьеров, стоящий на пути развития белорусских предприятий, является нехватка капитала. Уровень текущего самофинансирования предприятий не превышает 25%, на долю кредиторской задолженности приходится около 60% оборотных активов. Обеспечить масштабное расширение производства, освоение нового оборудования и технологий, а для многих и выйти из кризиса без привлечения кредитов невозможно.

Однако доля вложений в предприятия реального сектора экономики недостаточно велика. Кредиты, предоставляемые банками экономике, составляют около 25% ВВП. Для сравнения: аналогичный показатель в США равен 70%, в Японии ― 55%. Главная причина ― наличие больших кредитных рисков из-за неплатежеспособности заемщиков, т.к. около 40% предприятий Беларуси являются убыточными. Банк является коммерческой организацией и размещает денежные средства при условии прибыльности кредитной операции и минимальном риске невозврата средств. Ведение же "двойной" бухгалтерии не позволяет банку правильно оценить финансовое положение предприятия и адекватно рассчитать свой уровень кредитного риска.

Перед банками стоит еще одна проблема ― проблема снабжения экономики заемными средствами, которая заключается не в консерватизме банкиров, а в элементарной нехватке денег. Активы отечественных банков составляют около 40% ВВП ― это один из самых низких показателей в мире [35].

В условиях ограниченной ресурсной базы банки предпочитают менее рискованные источники формирования доходов ― валютнообменные, расчетные операции.

Далее отметим, что важнейшим параметром структуры кредитного портфеля банков являются сроки выдачи кредитов. На соотношение краткосрочного и долгосрочного сегментов влияют уровень инфляции, величина пассивов коммерческих банков, объем эмиссионного кредитования определенных секторов экономики. При этом существует серьезное противоречие между банками и заемщиками: банки в большей степени заинтересованы в наиболее доходных инструментах ― рублевых кредитах на короткие сроки, тогда как заемщики испытывают потребность в кредитах на более длительные сроки. Удельный вес долгосрочных кредитов вырос до самого высокого уровня за время развития кредитного рынка и составил 40,9%, но и он недостаточен. В Германии, например, доля долгосрочных кредитов составляет 86% банковского кредитного портфеля.

Негативным фактором, влияющим на кредитный рынок, выступает неопределенная ситуация на валютном рынке. Отсутствие однозначных оценок динамики курса доллара США повышает валютные риски для банков, т.к. динамика ставок на сегодняшний день во многом зависит от поведения курсов основных мировых валют.

Недоступность кредита ― еще одна проблема кредитования на сегодняшний день. И дело здесь не только в высокой стоимости, но и в сложности самого оформления кредитной сделки, т.е. сбора пакета документов. Сложности возникают и в связи с большим сроком принятия решения о предоставлении кредита, неясности критериев предоставления кредита, отсутствии залогового обеспечения.

Другое важное направление ― реализация специальных программ поддержки кредитования, в частности программ субсидирования процентных ставок по кредитам.

Расширение присутствия государства через специальные программы позволяет решить сразу две задачи. Во-первых, подобные программы создают почву для долгосрочного планирования предпринимателей, ведь программы, по сути, являются инструментом для достижения долгосрочных целей самого государства (в лице федеральных или региональных органов власти, муниципалитетов). Во-вторых, они также создают серьезный стимул для коммерческих банков развиваться в этом направлении. Вместе с тем потенциал программ кредитования может быть реализован только при одновременном развитии системы гарантирования, которая должна помочь решить проблему недостаточного обеспечения по кредитам для малого предпринимательства.

Еще одним из направлений стимулирования рынка кредитования малого предпринимательства следует указать общесистемные меры, направленные на повышение конкурентоспособности самих предприятий, стимулирование их к развитию и повышению спроса на инвестиции. Сюда можно отнести создание стимулов (финансовых, налоговых, имущественных) для развития малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности (не связанных с торговлей), разработку и внедрение кластерных инициатив на муниципальном и региональном уровне.

Таким образом, кредитная политика банков определяет приоритетные направления вложений кредитных ресурсов с целью снижения рисков, направлена на организацию комплексного кредитного обслуживания корпоративных клиентов банков, продажу им полного спектра банковских услуг.

Основной целью организации кредитных отношений является минимизация возможных потерь от неисполнения клиентами своих обязательств по кредитному договору. В процессе своей деятельности банки, а также сами субъекты хозяйствования сталкиваются с различными проблемами и трудностями в области кредитования, в частности с кредитованием малого и среднего бизнеса в Беларуси. Для решения проблем предпринимательства нужно разработать единую систему кредитования малого бизнеса, для того чтобы все банки осуществляли общий комплексный подход к оформлению кредита, ведь перечень документов, которые предоставляют в банк предприниматели, очень широк и для каждого банка пакет этих документов может отличаться. Нужно разработать единую форму залогового обеспечения, которое будет достаточным для обеспечения безопасности банку и также будет, приемлем для самого предпринимателя. Нужно направить больше сил на то, чтобы внедрять программы финансирования стартового бизнеса. Существующие фонды содействия малому бизнесу могут в этом случае оказать значительную поддержку, потому что сами эти фонды поддерживает государство. Именно государство в первую очередь и должно быть заинтересовано в развитии малого и среднего бизнеса. Ситуацию также могли бы спасти гарантийные поручительские фонды, которые могли бы поручиться за предпринимателей, у которых еще нет накоплений, достаточных для обеспечения кредитных ресурсов. Кроме того, решением проблем малого и среднего бизнеса могло бы стать уменьшение процентных ставок, либо более комфортные сроки возвращения кредита, либо увеличение суммы кредита, выдаваемой без залога.

Информация о работе Правовое регулирование кредитования деятельности субъектов хозяйствования: сравнительный анализ законодательства РБ и других стран СНГ